Ролевой урок-викторина по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»\ Учителя русского языка и литературы Лоскутова И.Г. и Васильева И.А.
методическая разработка по литературе (6 класс)

Интеграция инновационного и традиционного опыта

  • Предлагаемая разработка является

результатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образовательной системы «Школа 2100». Проект осуществлялся на основе деятельности кружка  «Литературная мастерская» с привлечением информационных технологий. Цель проекта – обобщение опыта изучения произведений Н.В.Гоголя и привлечение учащихся к творческому  сотрудничеству.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевой урок-викторина по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Учителя русского языка и литературы Лоскутова И.Г. и Васильева И.А.

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

Интеграция инновационного и традиционного опыта

  • Предлагаемая разработка является

результатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образовательной системы «Школа 2100». Проект осуществлялся на основе деятельности кружка  «Литературная мастерская» с привлечением информационных технологий. Цель проекта – обобщение опыта изучения произведений Н.В.Гоголя и привлечение учащихся к творческому  сотрудничеству.

  • Проект включает в себя следующие этапы:

  1. Рисунки учащихся – иллюстрации к произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и их сканирование
  2. Чтение по ролям – подбор эпизодов произведения, ролевое озвучивание учащимися  и компьютерная запись
  3. Мультфильм компьютерная обработка иллюстративного и звукового материала в PowerPoint
  4. Викторина – вопросы и задания к произведению, составленные учащимися
  5. Народное творчество – подбор украинских народных песен, частушек, загадок
  6. Сценарий – составление сценария ролевого урока-викторины на основе мультфильма-презентации
  7. Ролевая игра – сценические декорации (украинская хата), национальные костюмы ведущих, речевое оформление игры (диалог со зрителями)
  8. Урок-викторина – подготовка и проведение учащимися  финального урока

  • Организация внеклассной деятельности учащихся

при подготовке и проведении урока-викторины осуществляется исходя из учебных и воспитательских задач образовательной системы «Школа 2100», ориентированной на всестороннее развитие творческой личности учащегося. Проект включает в себя разные виды творчества учащихся (рисунок, чтение по ролям, мультфильм, викторина, ролевая игра). Роль учителя в проекте – координирование деятельности учащихся и помощь в составлении сценария и его компьютерной обработке. Для осуществления проекта необходимо

наличие  кабинета, оборудованного Мультимедиа.

  • Поэтапное проектирование и проведение урока-викторины

может быть приурочено к тематической неделе словесности. Учащиеся  заранее делятся на группы  (7 групп), каждая из которых отвечает за выполнение одного из этапов проекта. Первый этап (рисунок) можно проводить во время изучения произведения Гоголя на уроке или в качестве домашнего задания.  1 группа – редакционная - занимается отбором рисунков и подборкой литературного текста для его дальнейшего озвучивания. 2 группа – актерская – начитывает отобранный литературный материал  по ролям. 3 группа – режиссерская  – составляет сценарии мультфильма и урока на основе иллюстративного и литературного  материала с учетом игровых пауз, в ходе которых будет осуществляться ролевая игра-викторина.  4 группа – компьютерная - сканирует отобранные рисунки учащихся,  записывает на компьютер актерское озвучивание текста, по готовому сценарию мультфильма составляет презентацию. 5 группа – интеллектуальная – готовит вопросы, задания для викторины, подбирает фольклорный материал (загадки, пословицы, частушки). 6 группа – сценическая – актеры-ведущие и декораторы, осуществляют подготовку и проведение финального урока. При наличии в классе детей с музыкальным дарованием можно организовать 7 группу – композиторскую – для осуществления музыкального сопровождения урока.

  • Сценарий финального урока-викторины:
  1. Музыкальное вступление.

Звучит музыкальный номер (живое исполнение или в записи). На экране появляется первый слайд Как это бывало вечерами… На сцену выходят ведущие (парубки и дивчины в национальных костюмах) и здороваются с публикой.

  1. Демонстрация мультфильма.

Показ мультфильма осуществляется  весь урок, но смена кадров фильма перемежается с игровыми паузами (пронумерованные слайды с изображением  людей  в национальных костюмах), во время которых проводится игра со зрителями. В конце мультфильма (пауза №12) ведущие предлагают зрителям озвучить фрагмент фильма («Вакула просит у царицы черевички»), соотнеся текст Гоголя с игрой актеров. На следующем за паузой слайде есть гиперссылка на соответствующий видеоролик в  Интернете. На случай отсутствия Интернета в папке мультфильма имеется файл Видеофрагмент для автономного просмотра (открыть с помощью Windows Media).

  1. Игра со зрителями.

  • Пауза №1

Парубок: ( в руках держит мешок со всякой всячиной): Послушай, Одарка! А что, по-твоему, может быть спрятано в этом мешке?

Дивчина: Как что! Книши, стрички, ковбасы, поляницы… То, что наколядовали наши парубки и дивчины в ночь накануне Рождества!

Парубок: Думаешь? А вот проверим (Открывает мешок, дивчина опускает туда руку, вытаскивает кусок красной ткани).

Дивчина: Вот тебе и поляницы!

Парубок: Хлопцы, может, вы знаете? Что это в руках у Одарки?

Дивчина: Девчата, ну вы то знаете точно! Так говорите![1]… (Если ответов не будет, ведущие отвечают сами). Правильно! Свитка из «Сорочинской ярморки».

*За каждый правильный ответ помощники ведущих выдают зрителям галушку (конфету).

  • Пауза №2

Парубок: Есть такое поверье: только один раз в году, ночью, в самый сокровенный час расцветает это растение (показывает папоротник), догадайтесь, о каком произведении пойдет речь? «Вечер накануне Ивана Купалы».

  • Пауза №3

Дивчина: Все самые загадочные события в этой книге происходят в одно время суток. Какое? Ночью («Майская ночь, или Утопленница»).

  • Пауза №4

Парубок: И вот одна из этих историй, слушайте!

  • Пауза №5

Дивчина: (Указывает на слайд с изображением утопленницы.) Ну что, хлопцы и дивчины, что тут за невидальщина, какое диво изображено, как называется эта повесть? «Майская ночь, или Утопленница».

  • Пауза №6

Парубок: А скажите теперь, как панночка отблагодарит Левко за то, что он найдет ее ведьму-мачеху? Записка отцу Левко с требованием женить его на Ганне.

  • Пауза №7

Дивчина: В следующей повести также пойдет речь о поединке героя с нечистой силой, вот послушайте и скажите, что это за повесть? (Включает следующий слайд с озвучкой).

  • Пауза №8

Парубок: Какое отношение имеет этот эпизод к истории с пропавшей грамотой? (Указывает на экран).

  • Пауза №9

Парубок: Рудый Панько, чтобы не помянули его недобрым словом, выписал в азбучном порядке те слова, которые в книжке этой не всякому понятны. А вот мы сейчас проверим, понятны ли они вам.

(Ведущие по очереди)

  1. Бандура – это: музыкальный инструмент, трубка, глиняная кружка?
  2. Какое из трех слов называет музыкальный инструмент: макитра, сопилка, люлька?
  3. Как называется свадебный хлеб: книш, буханец, каравай?
  4. Что такое кораблик: лодка, деревянная миска, головной убор?
  5. Что такое галушки: (ответ сразу – еда, блюдо). Что еще можно поставить на стол и с аппетитом съесть: сластены, смушки, пампушки?
  6. Что из названного не имеет отношения к одежде: жупан, малахай, кунтуш?
  7. Что такое скрыня: маленький сарайчик, большой сундук, соломенный шалаш?
  8. Как в Малороссии в сельской местности называется жилье? Хата.
  9. Чем нельзя утереться: рушник, хустка, кухоль?
  10. Чего не стоит кушать: цыбуля, чуприна, буряк?

  • Пауза №10

Парубок: (Достает из мешка зеркальце), А скажи-ка мне, Одарка, отчего это ваше девичье племя так дорожит этой штукой?

Дивчина: Эх, Грицько, не знаешь ты девичьего сердца! Смотри вот.

Пауза №11

Дивчина: Слышал, как много разных вещей привозит каждый отец с ярмарки своей дочке. Ну что, парубки и дивчины, а вы знаете, как некоторые из них называются у нас в Малороссии? Проверим!

Какое слово лишнее? (Не является названием одежды): очипок, путря, стрички?

Дивчина: И каждый подарок стоит денег. Как вы думаете, пивкопы – это: полкопейки, рубль, 25 копеек?

Пауза №12

Парубок: А вот еще один эпизод из той же книги. Только в этот раз вы ничего не услышите, а только увидите. И чтобы узнать, как Вакула добыл черевички, озвучить фильм придется вам самим. (Включает видеоролик без звука).

*После просмотра видеоролика ведущий отбирает 8 человек из числа зрителей для озвучивания фрагмента. Им выдается текст Гоголя с выделенным фрагментом и они выходят из класса на репетицию. В это время ведущие устраивают блиц-турнир на украинские загадки.

Дивчина: А вот и наши актеры. Ну что, Грицько, как ты думаешь, удастся нашим хлопцам и дивчинам раздобыть для Оксаны черевички? (Снова включает видеоролик и начинается озвучка фрагмента).

Парубок: Ну вот, Одарка, и подошли к концу наши посиделки. Весело тебе было, дивчина?

Дивчина: Весело, Грицько, А уж гости наши повеселились на славу и галушками объелись до отвалу! А нам пришло время прощаться.

  1. Фрагмент из повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

(Вакула просит у царицы черевички)

Минуту спустя вошел в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величественность, во всех движениях видна была привычка повелевать. Запорожцы отвесили все поклон в ноги.

Князь Потемкин:  Все ли вы здесь? (произнося слова немного в нос).

Козаки (хором):  Та вси, батько! 

Князь Потемкин:   Не забудете говорить так, как я вас учил?

Козак№1: Нет, батько, не позабудем.

Вакула: Это царь?

Козак №2: Куда тебе царь! это сам Потемкин.

В другой комнате послышались голоса, и кузнец не знал, куда деть свои глаза от множества вошедших дам в атласных платьях с длинными хвостами и придворных в шитых золотом кафтанах и с пучками назади. Он только видел один блеск и больше ничего. Запорожцы вдруг все пали на землю.

Козаки (хором):  Помилуй, мамо! помилуй!

Царица: Встаньте! ( повелительный и вместе с тем  приятным голосом).

Козаки (хором):  Не встанем, мамо! не встанем! умрем, а не встанем! 

Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собою небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми глазами и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все и мог только принадлежать одной царствующей женщине.

Царица: Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я до сих пор еще не видела (рассматривая с любопытством запорожцев) Хорошо ли вас здесь содержат?

Козак №3: Та спасиби, мамо! Провиянт дают хороший, хотя бараны здешние совсем не то, что у нас на Запорожье, — почему ж не жить как-нибудь?..

Царица: Чего же хотите вы? 

Черт: Теперь пора! Царица спрашивает, чего хотите!

Вакула: Ваше царское величество, не прикажите казнить, прикажите миловать! Из чего, не во гнев будь сказано вашей царской милости, сделаны черевички, что на ногах ваших? Я думаю, ни один швец ни в одном государстве на свете не сумеет так сделать. Боже Ты мой, что, если бы моя жинка надела такие черевики!

Государыня засмеялась. Придворные засмеялись тоже. Потемкин и хмурился и улыбался вместе. Запорожцы начали толкать под руку кузнеца, думая, не с ума ли он сошел.

Царица: Встань! (ласково). Если так тебе хочется иметь такие башмаки, то это нетрудно сделать. Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом! Право, мне очень нравится это простодушие!


[1] Подсказка первая: главных героев повести зовут Параська и Грицько.

Подсказка вторая: еще в этой истории участвуют Солопий Черевик, его жинка Хивря, вредная и всем не довольная, находчивые цыгане. Подсказка третья: Что ищет черт каждый год на ярмарке?