конспект урока по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта
Предмет: литература
Класс: 5
Авторы УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.Часть 1. –М:. Просвещение 2013.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.Часть 2. –М:. Просвещение 2013.
Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: литература
Класс: 5
Авторы УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.Часть 1. –М:. Просвещение 2013.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.Часть 2. –М:. Просвещение 2013.
Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Деятельностные: создать условия для усвоения темы, развивать мышление к усвоению новых способов деятельности, развивать мыслительные операции школьников;
формировать способности к восприятию нового знания, систематизировать и обобщать знания как средства для построения нового способа действия.
Содержательные: вспомнить жанр сказки и виды сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией А. Погорельского и его сказкой « Чёрная курица, или Подземные жители».
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность, психологический настрой | -Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь сядут те ребята, которые знают, что такое сказка? - У нас есть ребята, которые забыли, что такое сказка, давайте им поможем вспомнить. | Подготовка класса к работе. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Посмотрите на доску и прочитайте, что написано: «Царь с царицею простился В путь-дорогу снарядился….» - Откуда взяты эти строчкаи? «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -Давайте вспомним виды сказок. Составление кластера «Виды сказок» (Волшебные, бытовые, о животных) | Учащиеся отвечают на вопрсы. Учащиеся заполняют кластер. | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
Постановка учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Проблемная ситуация -Назовите мне сказки, которые мы прочитали на уроках литературы? -А чем отличаются, прочитанные нами сказки? -Откройте учебник и найдите в содержании сказку «Царевна-лягушка». Кто автор сказки? (Он не известен) Почему? (Это сказка русская народная). -Найдите сказку «Спящая царевна». Кто её автор? (В.Жуковский) -Чем отличается эти сказки? (Одна фольклорная, а другая литературная-у неё есть автор.) -Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке? -Давайте выявим основные признаки фольклорной сказки и литературной. Для этого поработаем в парах и заполним небольшую таблицу. Физминутка. Назовите любимого героя из сказкок. | Ставят цели, формулируют тему урока. Литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Заполняют таблицу, делают вывод. | Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | -Ребята, а что вы знаете об Антонии Погорельском? Рассказ учителя об А. Погорельском. | Учащиеся пытаются ответить, но с этим автором они не знакомились в нач. классах. | Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися Нового материала | -Назовите настоящее имя Погорельского? -Что такое псевдоним? - Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский? -Кому посвятил свою сказку? | Учащиеся отвечают на вопросы. | Анализ, обобщение, классификация (П); Подведение под понятие (П); Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: совершенствовать умение слушать и работать со словами | Чтение учителя до слов «Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих» (с. 121). (Некоторые слова учитель комментирует) | Учащиеся слушают чтение учителя и подчеркивают слова, с которыми они не знакомы. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Рефлексия. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся 1)Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок особенно его беспокоил: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории, а он не знал еще ни одного слова!» (с. 140), подчеркивая непонятные слова и выражения. 3)Нарисовать иллюстрацию к прочитанному. | Сегодня на уроке: Мне было интересно… Я узнал(а)… Мне было трудно… Я буду дальше работать.. Учащиеся записывают д/з | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Смыслообразование (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»
небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...
Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
Методическое обоснование урокаЭтот урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...