конспект урока по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Дюмина Марина Павловна

Нравственные уроки сказки А. Погорельского

 «Черная курица, или Подземные жители»

Класс  - 5

Предмет – литература

Форма проведения – урок-мастерская

Тип урока – урок решения учебной задачи.

На предыдущем уроке по этому произведению обучающиеся познакомились с краткой биографией А.Погорельского, вспомнили отличия литературной сказки от фольклорной, прочитали и проанализировали начало сказки. Домашнее задание – дочитать сказку до конца.

Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор обучающихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши, воспринимать и анализировать текст, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока56.46 КБ
Файл Презентация189.72 КБ
Microsoft Office document icon Конспект59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Технологическая карта урока литературного чтения в 5  классе

Тема

А. Погорельский « Черная курица, или Подземные жители»

Цели

Образовательные:

Обогащение читательского опыта детей; формирование понятий  «сказка»; сравнение рассказа со сказкой; совершенствование навыка чтения; развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и  в парах.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: развивать эмпатию, формировать нравственно-этическую ориентацию;

- Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении.

- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

- Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте; анализировать текст для определения главной мысли, с целью определения его жанра;

Планируемый результат

Предметные:

Знать: понятие «сказка»

Уметь:, читать по ролям сказку; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения.

Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.  

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Интонация, содержание, выразительность, основная мысль

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник « Литература», 5  класс. В.Я. Коровина

 

Учебная презентация,  словарь Ожегова.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение типа урока;  уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

 

Организует

Уточняет тематические рамки.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять  
И внимательно читать.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели         (3 мин)

Цели: формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует формулирование темы урока учащимися

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

– Сегодня мы продолжим работать со

   сказкой А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители

– Как вы думаете, что такое сказка?  

Строить предложения при ответе на вопросы.

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Подготовка к восприятию сказки (8  мин)

Цели: выполнение подготовительных упражнений речевой разминки

Отвечают на поставленные вопросы.

Читают название сказки, фамилию автора.

Составление кластера.

Организует работу в парах.

Подготовительная  работа  перед  чтением  текста с.123

Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания.

Выполнять задания речевой разминки.

 Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

 (Коммуникативные УУД)

 (Познавательные УУД)

IV.Обсуждение прочитанного     (12  мин)

Цель: знакомство с главным героем Алешей, заполнение таблицы качеств в начале учебы.

Отвечают на вопросы по характеристике Алеши.

Задает вопросы по содержанию прочитанного.

Работа над  значением слов (синонимами)

Избавитель, совесть.

Физкультминутка

Ориентироваться в тексте, читать в соответствии с установленными нормами выразительного чтения.

Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД).

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

 (Коммуникативные УУД)

V. Контролирующее задание (17 мин)

Цель: проверка качества усвоения содержания прочитанного на основе выборочного чтения эпизода к рисунку

Находят в тексте и зачитывают отрывки, соответствующие ответам на поставленные вопросы.

Работа детей с фразеологизмами:

- совесть заговорила

- угрызение совести

- с чистой совестью.

Тест по сказке.

Организует и контролирует качество выборочного чтения.

Выразительное выборочное чтение

- Как Чернушка отблагодарила Алешу?

– Какова основная мысль этого эпизода?

-Почему изменилось отношение детей к Алеше?

- Как был наказан Алеша?

- Что такое совесть?

Чтение сказки по ролям

- Что говорила совесть Алеше?

Выполнять выборочное чтение.

 Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (3 мин)

Цели: Оценивание качества своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

Домашнее задание:

– ответить на вопрос

«Какие уроки я извлек из сказки «Черная курица»…..

- Работа с рефлексивным плакатом

- Оцените свою работу и покажите цветовым сигналом.

Подводить итоги своей деятельности на уроке

 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Приложение 1

Тест

Вопрос № 1
Какова настоящая фамилия Антония Погорельского?

Алексей Перовский
Александр Петровский
Алексей Петров

Вопрос № 2
Как звали мальчика умненького, миленького, который учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно?

Антоша
Алёша
Аркаша

Вопрос № 3
Что привлекало Алёшу за двором, отделённым деревянным забором из барочных досок?

переулок
перекресток
магазин

Вопрос № 4
Как звали любимую черную хохлатую курицу главного героя?

Чернавка
Министр
Чернушка

Вопрос № 5
У Алёши был империал, составлявший всё его имение, который он берёг пуще глаза своего.Кто подарил его герою?

мама
бабушка
директор пансиона

Вопрос № 6
Как называлась школа на Васильевском Острове, в которой жил герой?

пансион
училище
интернат

Вопрос № 7
Какой подарок сделал король Алеше? О нем он сказал такие слова:"Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали…"

яблоко
семечко
ведро

Вопрос № 8
После того, как король подарил Алёше зернышко какое чувство мальчика "… дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их…"?

самоуважение
самолюбие
чувство собственного достоинства

Вопрос № 9
"Алеша бросился целовать маленькие ручки министра. Схватив его за руку, он увидел на ней что-то блестящее, и в то же самое время какой-то необыкновенный звук поразил его слух". Что увидел герой на руках Чернушки?

цепь
кольцо
веревку

Вопрос № 10
Какой поступок совершил Алёша, когда, спасая себя, рассказал учителю о подземных жителях?

безответственность
предательство
безразличие

Вопрос № 11
Сколько недель у Алеши была горячка?

шесть дней
шесть недель
двенадцать дней


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Слайд 2

Праздность – ничегонеделанье, праздное времяпрепровождение . Порок – предосудительный недостаток, позорное свойство.

Слайд 3

Расположите в правильном порядке. Король подземного царства исполнил Алешино желание (всегда знать урок, даже не уча его) Алеша остался в пансионе один, так как все ученики уехали на каникулы. Алеша постепенно вообразил, что он лучше и умнее все, сделался гордым и непослушным. Алеша читал книги, смотрел на улицу через забор, играл с курочками во дворе. Алеша спас Чернушку. Чернушка пригласила Алешу в подземное царство, потому что хотела отблагодарить мальчика за спасение своей жизни. Алеша выдал тайну о подземном царстве. Подземные жители покинули свой дом. Король поставил Алеше условие – никому не рассказывать про подземное царство. Алеша потерял зернышко, и министр помог его вернуть Алеша осознал свои ошибки, снова стал прежним, добрым мальчиком.

Слайд 4

1 Вопрос. Найдите в тексте ключевые слова, которые помогают понять, каким был Алеша до получения зернышка. Дайте характеристику мальчику. Алёша до получения конопляного семечка Алёша после получения конопляного семечка

Слайд 5

2 вопрос. Как изменилась жизнь Алеши после того, как ему подарили волшебное зернышко? Как чувствует он себя в первое время? Как ведет себя в последующие дни? Найдите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.

Слайд 6

3 группа. Какие советы дает Чернушка? Совпадают ли эти советы с выводами учителя Алеши?

Слайд 7

Советы Чернушки Выводы учителя «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой» «Чем более вы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Вам дан ум, чтобы вы во зло его употребляли»

Слайд 8

4 вопрос. Найдите ключевые слова, которые помогут вам ответить на вопросы: «Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?», «Исправился ли мальчик на самом деле?»

Слайд 9

Мы с вами проанализировали сказку и теперь можем ответить на главный вопрос: какие нравственные уроки жизни мы извлекли из произведения А.Погорельского ? Давайте поработаем с вами журналистами. Напишите небольшую статью на тему: «Чему учит нас сказка А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?



Предварительный просмотр:

Нравственные уроки сказки А. Погорельского

 «Черная курица, или Подземные жители»

Класс  - 5

Предмет – литература

Форма проведения – урок-мастерская

Тип урока – урок решения учебной задачи.

На предыдущем уроке по этому произведению обучающиеся познакомились с краткой биографией А.Погорельского, вспомнили отличия литературной сказки от фольклорной, прочитали и проанализировали начало сказки. Домашнее задание – дочитать сказку до конца.

Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор обучающихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши, воспринимать и анализировать текст, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД  (универсальные учебные действия)

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль на уровне произвольного внимания; осуществляет контроль, оценку действий партнера.

Познавательные: строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  развивает навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами учебной ситуации; осуществляет рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: излагает свое мнение и аргументирует его; вступает в учебный диалог, а также участвует в коллективном обсуждении учебных проблем, соблюдая правила речевого поведения и этические нормы.

Оборудование: учебники литературы (тексты), мультимедийная установка, презентация к уроку, аптекарские весы, зеленые и синие бусинки.

Учащиеся работают в группах.

1 этап – «Индуктор»

Мастер: Ребята, вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Вспомните такую ситуацию. Какой выход вы нашли из нее? Поговорите на эту тему в группах и потом поделитесь информацией с другими ребятами.

 Диалог ребят друг с другом, мастером: обсуждение данной темы

2 этап – «Самоконструкция»

Мастер: Обратите внимание: на слайде написаны следующие слова: порок, праздность. Объясните, как вы их понимаете.

 Обсуждение

Мастер: А теперь обратимся к словарю Ожегова. Вот какие толкования этих слов дает словарь (Слайд 1):

Праздность – ничегонеделанье, праздное времяпрепровождение.

Порок – предосудительный недостаток, позорное свойство.

Мастер: Напишите, пожалуйста, небольшой текст из 2-3 предложений, в котором бы употреблялись слова «порок», «праздность», «совесть». Попытайтесь связать эти слова друг с другом или, наоборот, противопоставить.

Желающие зачитывают свои работы.

3 этап «Социоконструкция»

Мастер: Ребята, а теперь обсудите в группах, является ли на ваш взгляд праздность пороком? Разве кому-то плохо, оттого что другой ничего не делает? Перед вами лежат цветные бусинки: зеленые и синие. Обсудите в группах, что хорошего или что плохого в «ничегонеделанье». После обсуждения пусть представители каждой группы положат бусинки на чаши аптекарских весов, выбор свой обязательно аргументируйте. Если  найдете в праздности что-то положительное, кладите зеленую бусинку, если отрицательное – синюю. Бусинок может быть несколько от каждой группы. При повторяющейся аргументации бусинку класть уже не надо. Если кто-то из членов группы имеет свое мнение, он может положить бусинки на весы в индивидуальном порядке.

4 этап – «Социализация»

Мастер: Вспомните, пожалуйста, что за история произошла с Алешей. У вас в конвертах листочки, на которых указаны события, описываемые в сказке. Расположите их в правильном порядке.

  1. Алеша остался в пансионе один, так как все ученики уехали на каникулы.
  2. Алеша читал книги, смотрел на улицу через забор, играл с курочками во дворе.
  3. Алеша спас Чернушку.
  4. Чернушка пригласила Алешу в подземное царство, потому что хотела отблагодарить мальчика за спасение своей жизни.
  5. Король подземного царства исполнил Алешино желание (всегда знать урок, даже не уча его)
  6. Король поставил Алеше условие – никому не рассказывать про подземное царство.
  7. Алеша постепенно вообразил, что он лучше и умнее все, сделался гордым и непослушным.
  8. Алеша потерял зернышко, и министр помог его вернуть
  9. Алеша выдал тайну о подземном царстве.
  10. Подземные жители покинули свой дом.
  11. Алеша осознал свои ошибки, снова стал прежним, добрым мальчиком.

 Самопроверка  (Слайд 2,3)

5 этап – «Разрыв»

Мастер: Мы с вами вспомнили содержание сказки. А теперь давайте разберемся, почему умный, добрый мальчик сделался непослушным и злым? Какой главный порок овладел им?

Задание по группам

1 группа. Найдите в тексте ключевые слова, которые помогают понять, каким был Алеша до получения зернышка.  Дайте характеристику мальчику.

2 группа. Как изменилась жизнь Алеши после того, как ему подарили волшебное зернышко? Как чувствует он себя в первое время? Как ведет себя в последующие дни? Найдите ключевые слова, которые  помогут вам при ответе.

3 группа. Какие советы дает Чернушка? Совпадают ли эти советы с выводами учителя Алеши?  

4 группа. Найдите ключевые слова, которые помогут вам ответить на вопросы: «Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?», «Исправился ли мальчик на самом деле?»

Учащиеся получают задание: по мере ответов ребят 1 и 2 группы заполнить таблицу:

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

 

 

Ключевые слова для 1 группы (Слайд 4)

« …умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили, ласкали», «часто скучно бывало,… грустно», «разлучен с родными», «стал привыкать», «чувствовал одиночество», «единственным утешением было чтение книг», «знал наизусть деяния славнейших рыцарей», «переносился в старинные века», «пристально смотрел в дырочки в заборе», «кормить курочек», «особенно любил… Чернушку»

Мастер: Итак, добрый, милый, воспитанный, честный мальчик получил в награду за спасение Чернушки волшебное зернышко. Как он изменился после этого?

Ключевые слова для 2 группы(Слайд 5)

В первое время: «не принимал хвалу учителя с тем удовольствием, которое прежде чувствовал», «не заслуживает этой похвалы», «внутренне стыдился».

В последующие дни: «мало-помалу стал привыкать к похвалам», «принимал похвалы, не краснея», «много стал думать о себе, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех» «нрав испортился», «сделался гордым, непослушным», «самолюбие… заглушало голос совести», «занимался шалостями», «праздность… портила его нрав», «давно отвык от занятий».  

 Мастер: Почему вначале Алеше не приносят радости его успехи?

 Возможный ответ: Алеша понимает, что он не заработал похвалу, он знает, что все на свете дается трудом. Знания, добытые трудом, более дороги человеку, потому что он работал, учил. Алеша же нисколько не утруждается, поэтому похвалы не приносят ему удовольствия.

Мастер: Итак, после получения волшебного зернышка жизнь Алеши изменилась, и он изменился. Для справки я сообщу вам, что в переводе с греческого Алексей обозначает «приобретающий взамен» (Слайд 6). Как вы считаете, оправдан ли выбор вымышленного имени сказочником? Обсудите это в парах.

 После короткого обсуждения – ответы детей

Самопроверка заполнения таблицы. Комментарии и дополнения детей (Слайд 7)

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

Романтик

Мечтатель

Верит в волшебство

Остро чувствует своё одиночество

Праздный

Ленивый

Гордый

Высокомерный

Заносчивый

Шалун

Непослушный

Его перестали любить товарищи

Мастер: В начале урока мы говорили о том, является ли праздность пороком. Как, по-вашему, считает автор сказки?  Посмотрим на чаши наших весов, которые мы заполняли в начале урока. Хочется ли вам теперь изменить количество бусинок на какой-то из чаш?

Ключевые слова для 3 группы (Слайд 8):

Советы Чернушки

Выводы учителя

«Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой»

«Чем более вы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Вам дан ум, чтобы вы во зло его употребляли»

 Советы Чернушки совпадают с выводами учителя. Оба они сходятся в том, что праздность развращает человека, труд - это условие нравственной красоты человека.

Ключевые слова для 4 группы (Слайд 9)

«…я тебя прощаю», «… все тебя люблю», «не плачь, Алеша»,  «Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком».

«Как раскаивался он в дурном поведении своем», «совесть его мучила», «стыдился открыть глаза», «Я знаю, что виноват перед тобой», «бросился целовать маленькие ручки министра», «всю ночь не мог он сомкнуть глаз», «старался быть послушным, добрым, скромным, прилежным».

 Чернушка верит в исправление Алеши, потому что любит его и потому что видит искреннее раскаяние мальчика. Надо прощать раскаявшихся.  И Алеша старается  быть таким же хорошим мальчиком, как и раньше.    

6 этап – «Афиширование»

Мастер: Мы с вами проанализировали сказку и теперь можем ответить на главный вопрос: какие нравственные уроки жизни мы извлекли из произведения А.Погорельского? Давайте поработаем с вами журналистами.  Напишите небольшую статью в публицистическом стиле на тему: «Чему учит нас сказка А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?

 После написание проводится представление, обсуждение работ. Если ученик стесняется читать работу вслух, он может положить ее на стол учителя

7 этап  - «Рефлексия»

Мастер: Скажите, пожалуйста, какие мини открытия вы сделали сегодня на уроке? (Ответы учеников)

Мастер: Ребята, вообразите, что вы попали в волшебный сад подземного царства. На каждом дереве висят волшебные листочки, которые исполняют определенные желания. На боковой доске изображены такие деревья. Перед вами лежат импровизированные волшебные листочки. А вот какие желания они исполняют, решайте сами. Пусть каждый из вас напишет на своем листочке  такое желание, исполнение которого могло бы сделать человека лучше, исправить его, а не навредить. А затем прикрепите свои листочки к веткам дерева.

 После выполнения задания «отправляемся» на виртуальную экскурсию в волшебный сад. Ребята выражают свое мнение.

Мастер: А теперь я вам открою маленькую тайну. Если очень-очень верить, то желание может исполниться. Ведь сад-то волшебный. Если кто-то  хочет, чтобы какое-то из желаний сбылось именно у вас, можете вслух сказать это. Если же вы вслух говорить не хотите, можете подойти к понравившемуся листочку с желаниями после урока, посмотреть на него внимательно, представит себе Чернушку, и она вам обязательно поможет. Только помните, что надо не просто верить в свой успех, но самому к нему стремиться!

Домашнее задание:  мини сочинение «Хочу ли я получить в подарок волшебное зернышко?» (Слайд 10)

     Литература:

  1. Еремина Т.Я. Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы. ФГОС. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
  3. Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru
  4. Педагогические мастерские. Теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. – СПб.,1998.
  5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...