конспект урока по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы
5 класс
Тема: «Образ русского солдата-защитника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стихотворение | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы
5 класс
Тема: «Образ русского солдата-защитника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Цель: закрепить представления о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино», выявив его основную тему – изображение русского солдата-защитника.
Задачи: развивать умение анализировать текст, делать вывода и аргументировать свою точку зрения; воспитывать в растущем человеке такие духовные понятия как любовь к Родине, к народу; учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке; формировать устойчивый интерес к предмету; развивать навыки выразительного чтения; развивать эстетический вкус на основе произведений великих художников и композиторов; формировать навыки коммуникативного характера.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с качествами личности, памятка по написанию синквейна, листы с вопросами, индивидуальные листы ответов), мультимедийная презентация, видео ролик с фрагментами Бородинского боя из к\ф «Война и мир», аудиозапись песни С. Прокофьева «Вставайте, люди русские», репродукции картин с изображение Бородинского боя, книги об этом сражении, альбом школы с фотографией выпускника.
Подготовительная работа: доклады «История создания стихотворения «Бородино» и «Военная служба М.Ю. Лермонтова на Кавказе», стихотворение, посвященное русскому солдату.
Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время (в мин.) |
1 | Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель:
| Оргмомент. -Здравствуйте, дети! 1.Включает песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева. -К чему призывает эта песня? 2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся -Русский народ не раз проявлял чудеса мужества, защищая свое Отечество и на Куликовом поле, и на Чудском озере, и в годы ВОв. Золотой страницей вписано в историю подвигов русского воинства Бородинское сражение. -Что связано со словом «Бородино»? -Битва на Бородинском поле тоже является примером мужества русского солдата. 3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» | Слушают песню «Вставайте, люди русские…» С.С.Прокофьева. Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Называют ассоциации, связанные со словом БОРОДИНО Выдвигают предположения о теме урока | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. | 3 минуты |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель:
| Активизирует знания учащихся. -Не только историки запечатлевали героические события. Ребята, искусство всегда отражало жизнь народа. Вот и Бородинское сражение запечатлели не только поэты, художники, но и композиторы. Знаменитый русский композитор создал торжественную увертюру «1812 год». Это делали и поэты. М.Ю. Лермонтов был вдохновлен подвигом русского народа в войне 1812 года и на 25-тилетний юбилей Бородинского сражения он создал свое произведение. Создает проблемную ситуацию. Организует обсуждение содержания выступлений учащихся -Ребята, Лермонтов тоже был участником военных событий. Только эти события связаны с Кавказом. И сейчас мы прослушаем выступление об этом периоде жизни поэта. -Какие качества приобрел Лермонтов, находясь на военной службе? Да, Лермонтову была близка война 1812 года. Он сам ощутил на себе, что такое война. Причем не только ее тяготы, но и что значит сила народа, плечо сослуживца. Организовывает просмотр видеоролика о том, как протекала Бородинская битва Вспомните начало урока, призывную песню. Представьте, если бы вы жили в то время и Родине нужна была ваша помощь, вы готовы встать на ее защиту? -Ребята, а вы хотели бы очутиться на месте Бородинского сражения? У нас есть такая возможность. -Что вас поразило? -Как держатся солдаты? -Что испытывает человек на войне? -Может ли восхищать война? -А что же все-таки восхищает в этом фрагменте? (Героизм и мужество русского солдата) | Учащиеся слушают учителя и "Что мы знаем о М.Ю. Лермонтове?" Подготовленные учащиеся рассказывают, почему Лермонтову интересна тема Отечественной войны, основываясь на биографических сведениях. Все остальные учащиеся слушают и отвечают на вопрос: "Что нового они узнали о М.Ю.Лермонтове?" Учащиеся просматривают видеоролик о Бородинской битве. Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. | 10-12 минут |
3 | Постановка учебной задачи (проблемы) Цель:
Самостоятельная работа с проверкой Цель:
. | Учитель рассказывает о первых стихотворениях Лермонтова, посвященных Бородинской битве: "Поле Бородина", "Два великана". -Лермонтов интересовался историей своей страны, особенно ее переломными моментами. Будучи настоящим патриотом, он излагал свои наблюдения в поэзии. Организует исследовательскую работу Работа с текстом. - Теперь я предлагаю Вам осуществить исследовательскую работу в группах. Демонстрирует на слайдах демонстрации задачу исследования. -У вас на столах листы с вопросами, к которым надо найти ответы из текста стихотворения «Бородино». Кроме этого, листы-подсказки с качествами человеческой личности, где вы можете выбрать подходящие. И листы для ответов. | Слушают учителя. Выражают чувства, которые они испытали, слушая стихотворение. Осуществляют исследовательскую деятельность | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка | 10 минут 5 минут |
4 | Построение проекта Работа над смыслом текста Работа с иллюстрациями | Обобщение итогов исследования Ставит цель на выявление темы, идеи, композиции стихотворения. Организует обсуждение характеров героев поэтического произведения с подтверждением из текста. Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения. Организовывает сопоставление иллюстраций и текста - Ребята, художники тоже изображали события Бородинской битвы на своих полотнах. Вот на плакате вы видите несколько репродукций, изображающих бородинское сражение. В учебнике вы видите три иллюстрации разных художников. Посмотрите внимательно и найдете отрывок в стихотворении, который относится к изображениям. | Осуществляется взаимопроверка, проводится лексическая работа. Анализируют поэтическое произведение с целью определения:
Участвуют в беседе по обсуждению характера русского солдата, делают обобщающий вывод по обсуждению стихотворения Лермонтова "Бородино". Сопоставление иллюстраций и текста | Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование. Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи. | 10 минут |
6 | Рефлексия деятельности Цель:
| Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "русский солдат". Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины? Инд.сообщение о Гоголе. Читать повесть «Заколдованное место» (с.157-170). | Составление синквейна в группах. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание. Подготовленный ученик читает стихотворение, посвященное русскому солдату. | Личностные УУД: смыслообразование; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: доказательство | 5 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»
небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...
Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»
Методическое обоснование урокаЭтот урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...