Рабочая программа по литературе 9 класс 2017-2018 учебный год
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 9 класс 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_lit_set.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»
- Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Программа по литературе для 5-11 классов (базовый уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной (Москва «Просвещение».2012)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования .
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса
Вводный урок. (1ч.) Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Из древнерусской литературы (3ч.)
Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного) Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы.
Композиция «Слова…»
«Вечные» образы в «Слове»
Из русской литературы XIII века (12ч.)
Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Прославление Родины,мира,науки.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
Творчество Г. Р. Державина. Новая эра русской поэзии. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
Подвиг А. Н. Радищева.
"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
Н.М. Карамзин - писатель и историк Понятие о сентиментализме "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
Классное сочинение. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений).
Из русской литературы XIX века (53ч.)
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
А. С. Грибоедов: личность и судьба.
Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.
2 действие комедии. Обучение анализу монолога.
3 действие комедии. Анализ сцены бала.
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.
Классное сочинение по комедии «Горе от ума»
А. С. Пушкин: жизнь и судьба.
Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина
Любовная лирика Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина.
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.
«Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев.
Подготовка к сочинению по роману.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике.
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы».
Образ поэта-пророка в поэзии М.Ю.Лермонтова.
Адресаты любовной лирики Лермонтова.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя
«Мертвые души».Замысел, история создания. Обзор содержания.
Образ города в поэме «Мертвые души».
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.
А.Н.Островский. Слово о драматурге. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза распада.
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.
Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества.
Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.
Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни (По повести Л.Н.Толстого «Юность»)
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.
Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Из русской прозы XX века (9ч.)
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.
И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
М.Булгаков. Жизнь и судьба .«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести.
Система образов повести.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
Из русской поэзии XX века (14ч.)
«Серебряный век» русской поэзии.
А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека.., «О, весна без конца и без краю…» и др.
С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер..», «Разбуди меня завтра рано…» и др.
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…».
Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского.
М.И.Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого.
А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. «Я отраженье вашего лица» Трагические интонации в любовной лирике.
Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака.
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.
Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков (3ч.)
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв.
Из зарубежной литературы ((7ч.)
Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта.
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.
У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
И.В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.
Резервные уроки(3ч)
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Развитие речи | Внеклассное чтение |
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | ||
Из древнерусской литературы. | 3 | 1 | |
Из литературы XVIII века. | 12 | 2 | 1 |
Из литературы XIX века. | 53 | 6 | 3 |
Из литературы XX века. | 26 | 2 | 1 |
Из зарубежной литературы. | 7 | 3 | |
Резервные уроки | 1 | ||
Итого | 102 | 11 | 8 |
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы:
-выявлять особенности языка и стиля писателя;
-определять родо-жанровую специфику художественного
произведения ;
-объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
-анализировать литературные произведения разных жанров ;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения ;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы, вести учебные дискуссии
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для
организации дискуссии;
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
№ урока | Наименование раздела | Тема урока | План.дата | Факт. дата | Виды, форма контроля |
1 | Введение(1ч.) | Вводный урок. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Тамбовские писатели. Жанровое своеобразие творчества С. Сергеева – Ценского.(лит кр.) | Беседа, работа с книгой, составление таблицы. | ||
Из древнерусской литературы (3ч.) | |||||
2 | Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного) Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы. | Составление плана. | |||
3 | Композиция «Слова…» | Аналитическое чтение
| |||
4 | «Вечные» образы в «Слове» | Отрывок наизусть | |||
Из русской литературы XIII века (12ч.) | |||||
5 | Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве. А. Платонов . Тамбовский человек на страницах повести «Город Градов». (лит кр.) | Работа с книгой. | |||
6 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте. Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» Прославление Родины,мира,науки. | Ответы на вопросы. | |||
7 | «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | Выразительное чтение, беседа. | |||
8 | Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения. | Выразительное чтение. | |||
9 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. | Ответы на вопросы. | |||
10 | Подвиг А. Н. Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" (главы) Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.. | Ответы на вопросы. | |||
11 | Изображение российской действительности. Критика крепостничества. | ||||
12 | Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. | Ответы на вопросы. Работа с книгой. | |||
13 | «Бедная Лиза» . Внимание писателя к внутренней жизни человека Новые черты русской литературы. | Характеристика героев. | |||
14 | И т о г о в ы й у р о к п о I и II р а з д е л а м | ||||
15 | Н.Е. Вирта. Тамбовские страницы жизни. Роман «Одиночество» | ||||
Из русской литературы XIX века (53ч.) | |||||
16 | Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. | Ответы на вопросы . | |||
17 | Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения. | Выразительное чтение. | |||
18 | В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. | Ответы на вопросы. | |||
19 |
| А. С. Грибоедов: личность и судьба. | Комментированный пересказ. Составление плана. | ||
20 | Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия. | Выразительное чтение, аналитическое чтение. | |||
21 | 2 действие комедии. Обучение анализу монолога. | Сопоставительный анализ монологов. | |||
22 | 3 действие комедии. Анализ сцены бала. | Выразит чтение по ролям. | |||
23 | 4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. | Составление кратких характеристик персонажей. | |||
24 | И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию. | Конспект. | |||
25 | Классное сочинение по комедии "Горе от ума". "Век нынешний и век минувший" в комедии. "Софья начертана не ясно …"(А. Пушкин) "Смысл названия комедии". "Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова "Горе от ума" "Москва, Страстная площадь, дом П.А.Фамусова ". Софье Павловне Фамусовой"… "Смешное и грустное в комедии Грибоедова "Горе от ума". "Стихи, их своеобразие и совершенство в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и другие. | Сочинение. | |||
26 | Резервный урок | ||||
27 | Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба. | Выборочный пересказ. Составление летописи. | |||
28 | Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина | Выразительное чтение. Ответы на вопросы . | |||
29 | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина | Выразительное чтение. Ответы на вопросы.. | |||
30 | Любовная лирика Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. | Защита поэтических сборников «Мой Пушкин» | |||
31 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. | |||
32 | А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | Ответы на вопросы. | |||
33 | «Евгений Онегин» История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа. | Работа с книгой. Ответы на вопросы. | |||
34 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | Беседа, выразительное чтение. | |||
35 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Аналитическая работа с текстом. | |||
36 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Беседа. | |||
37 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | Беседа. | |||
38 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | Ответы на вопросы. | |||
39-40 | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев. Подготовка к сочинению по роману. | Домашнее сочинение. | |||
41 | А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей. | Ответы на вопросы. | |||
42 | М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике. | Беседа, работа с книгой. | |||
43 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы». | Ответы на вопросы. | |||
44 | Образ поэта-пророка в поэзии М.Ю.Лермонтова. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. | |||
45 | Адресаты любовной лирики Лермонтова. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. | |||
46 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. | Работа с книгой. | |||
47 | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | Беседа. | |||
48 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | Беседа. | |||
49 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. | Аналитическая работа с текстом.. | |||
50 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. | Беседа. | |||
51 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению | ||||
52 | Сочинение по роману «Герой нашего времени» | Сочинение | |||
53-54 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души».Замысел, история создания. Обзор содержания. | Беседа, работа с книгой. | |||
55 | Система образов поэмы «Мертвые души». | Работа с текстом. | |||
56 | Образы помещиков. | Характеристики помещиков по плану. | |||
57 | Образ города в поэме «Мертвые души». | Беседа. | |||
58 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | Беседа. | |||
59 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. | ||||
60 | Образ автора. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению. | Домашнее сочинение. | |||
61 | А.Н.Островский. Слово о драматурге. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза распада. | Беседа. | |||
62 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | Беседа | |||
63 | Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | Беседа, работа с книгой. | |||
64 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести. | Беседа. | |||
65 | Личность Л.Н.Толстого. Замысел автобиографической трилогии и ее воплощение. Подлинные и мнимые ценности жизни (По повести Л.Н.Толстого «Юность») | Аналитическая беседа. | |||
66 | Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. | Викторина по рассказам писателя. | |||
67 | «Тоска» Тема одиночества человека в мире. Образ города | Ответ на проблемный вопрос | |||
Из поэзии XIX века (1ч.) | |||||
68 | Лирика Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. | Выразительное чтение. | |||
Из русской литературы XX века (24ч.) | |||||
69 | Из русской прозы XX века (9ч.) | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. Тема Великой Отечественной войны в творчестве тамбовских авторов. (лит. кр.) | Аналитическая беседа, работа с книгой. | ||
70 | И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | Аналитическая беседа, работа с книгой. | |||
71 | М.Булгаков. Жизнь и судьба .«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. | Беседа. Составление сравнительной характеристики. | |||
72 | Система образов повести. | Беседа. | |||
73 | М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. | Аналитическая беседа, работа с книгой. | |||
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. | Ответы на вопросы. | |||
75 | А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | Беседа, работа с книгой. | |||
76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. | Ответы на вопросы. | |||
77 | Солженицын и Тамбовский край. Рассказ «Случай на станции Кочетовка». (лит.кр.) | ||||
Из русской поэзии XX века (14ч.) | |||||
78 | «Серебряный век» русской поэзии. | Работа с книгой. | |||
79 | А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. Образы и ритмы поэта. «Ветер принес издалека.., «О, весна без конца и без краю…» и др. | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом | |||
80 | С.А.Есенин. Своеобразие лирики. Тема Родины. «Вот уж вечер..», «Разбуди меня завтра рано…» и др. | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом | |||
81 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…». | Выразительное чтение. | |||
82-83 | Слово о В.В. Маяковском. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом | |||
84 | М.И.Цветаева. Биография поэтессы. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом | |||
85 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Ответы на вопросы. | |||
86 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом | |||
87 | «Я отраженье вашего лица» А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Трагические интонации в любовной лирике. | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом | |||
88 | Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | Ответы на вопросы. | |||
89 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Философская глубина лирики Пастернака. | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. | |||
90 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». | Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. | |||
91 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | Ответы на вопросы. | |||
Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков (3ч.) | |||||
92 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX вв. | Выразительное чтение. | |||
93 | Литература второй половины 20 – начала 21 веков и произведения о Тамбовском крае. (лит. кр.) | Анализ стихотворения. | |||
94 | Проза тамбовских литераторов второй половины 20 – начала 21 веков, её связь с историей края. (лит. кр.) | ||||
Из зарубежной литературы ((7 ч.) | |||||
95 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…» и др. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | Выразительное чтение. | |||
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер. | Беседа, работа с книгой. | |||
97 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | Беседа, работа с книгой. | |||
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | Аналитическая беседа. | |||
99 | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. | Ответы на вопросы. | |||
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. | Беседа. | |||
101 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето. | Беседа, тестирование. | |||
102 | Резервный урок |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2014
Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2014
Коровина В.Я., Забарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2014
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 5а класс 2017-2018
рабочая программа 5а класс...
рабочая программа 8а класс 2017-2018
рабочая программа...
рабочая программа 8б класс 2017-2018
рабочая программа 8б класс...
рабочая программа 9б класс 2017-2018
рабочая программа...
Рабочая программа 11 класс 2017-2018 уч.г.
Пояснительная запискаРабочая программа составлена для учащихся 11 класса общеобразовательного учреждения МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»...
Рабочая программа_9 класс_2017-2018
Рабочая программа_9 класс_2017-2018...
Рабочая программа 5 класс 2017-2018 уч.год.
Рабочая программа по математике 5 класс 2017-2018 уч.год....