Рабочая программа по литературе 10 класс 2017-2018 учебный год
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 10 класс 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_lit_set.doc | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях).
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Программа рассчитана на 105 часов учебного времени ( 3 часа в неделю)
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Содержание тем учебного курса
Введение(3 часа) Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека)
Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков
Литература первой половины ХIXвека (28 часа)
А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка.
Романтическая лирика А. С. Пушкина.
«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина .
«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»
Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), ..Вновь я посетил...».
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»
Диалектика пушкинских взглядов на историю России
Контрольная письменная работа по творчеству А. С. Пушкина.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ;
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,
«Сон», «Завещание»
Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Выхожу один я на дорогу...»
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ ст-й «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
Проверочная работа по лирике Лермонтова.
Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Аналитический характер русской прозы.
Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода
Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»
Литература второй половины XIX века (67 часов)
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы
И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.
Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе
Обломов и Штольц
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике
А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра.
Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества
Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.
Семейный и социальаный конфликт в драме «Гроза»
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза»
Проверочная работа по творчеству А.Н.Островского
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Расцвет русского романа. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.
Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
«Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».
Любовь в романе «Отцы и дети»
Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению
Зачётная работа за первое полугодие
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»
Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»
Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...»)
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.
Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета
А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».".
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека.
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.
Письменная проверочная работа по творчеству ' Н. А. Некрасова
М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа.
Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти.
Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования.
Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью.
Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства.
Тема народа в романе «Война и мир».
Обращение к народу в поисках нравственного идеала.
Кутузов и Наполеон.
Историзм в познании закономерностей общественного развития
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого.
Урок развития речи. Анализ эпизода эпического произведения ««Первый бал» из романа Л.Н.Толстого.»
Письменная работа. Самостоятельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир»
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского
История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма.
«Двойники» Раскольникова
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».
Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.
Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованый странник».Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.Тема «праведничества».
Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)
А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Формирование национального театра. Особенности драматургии А. П. Чехова
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда
Будущее в пьесе«Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля
Зачетная работа за второе полугодие. Письменный ответ на вопрос проблемного характера
Из литературы народов России(1час) Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
Из зарубежной литературы(4часа) «Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».
Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века.
Учебно- тематический план
Содержание | Количество часов | Контрольные работы |
Введение | 3 | 1 |
Литература первой половины XIX века | 28 | 6 |
Литература второй половины XIX века | 67 | 5 |
Литература народов России | 1 | |
Зарубежная литература | 4 | |
Резерв | 2 | |
Итого | 105 | 12 |
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся: 1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
2. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3
3.Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества
Для учителя:
- Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
- «Сквозь даль времён». Учебник по литературе второй половины XIX века Для 10 класса. Под редакцией В.Г.Маранцмана. Санкт-Петербург. «Специальная литература».
- Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
- Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
- Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2014
- Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2014
- Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2012.
- Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
- В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. Издательский Дом «Литера». 2011. СПб
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
№ урока | Наименование раздела | Тема урока | План. дата | Факт. дата | Виды контроля | |
Введение (3 часа) | ||||||
1 | Общая характеристика русской литературы первой половины XIX | План-конспект статьи учебника. | ||||
2 | Поэтические предшественники А.С.Пушкина : Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков | Сообщения о поэтах | ||||
3 | Входная контрольная работа (тестирование) | |||||
Русская литература первой половины ХIХ века (28 часов) | А.С.Пушкин | |||||
4 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта. | Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина | ||||
5 | Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок | Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике
| ||||
6 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | Анализ лирического текста с выразительным чтением | ||||
7 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. | Идейно-тематический анализ текстов стихотворений | ||||
8-9 | Религиозно-философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти | Идейно-тематический анализ текстов философской лирики | ||||
10 | Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения | ||||
11 | Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения | ||||
12-13 | РР Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина | Сочинение | ||||
М.Ю.Лермонтов | ||||||
14 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. | Схематизация материала, составление плана-конспекта | ||||
15 | Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова | Анализ лирических на тему молитвы как жанра | ||||
16-17 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова
| Анализ лирических стих. на тему жизни и смерти | ||||
18-19 | Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Мечта о гармоничном мире. | Анализ философских Лирических стих. | ||||
20-21 | Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова | Анализ лирических стих. на любовную тему | ||||
22 | РР Обучение написанию реферата на литературную тему. | Структурные особенности реферата | ||||
23 | РР Контрольное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | Сочинение | ||||
Н.В.Гоголь | ||||||
24-25 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. (повторение ранее изученного). Романтические произведения. Обзор. | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектиро вание материала | ||||
26 | «Петербургские повести» Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | ||||
27 | Н.В.Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, фантастика и реальность в повести. | Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, проблемное изложение материала | ||||
28 | РР Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | |||||
29 | Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести. | Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики
| ||||
30-31 | Контрольное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | Сочинение | ||||
Русская литература второй половины ХIХ века (67 часов) | ||||||
32 | Обзор русской литературы второй половины 19 века | Конспект лекции | ||||
Иван Александрович Гончаров | ||||||
33 | Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов» | Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста | ||||
34 | Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» | Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | ||||
35 | Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение
| ||||
36 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | Аналитический пересказ текста | ||||
Александр Николаевич Островский | ||||||
37 | А.Н.Островский. Личность и судьба драматурга | Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе | ||||
38-39 | История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза» | Характеристика персонажей в системе образов | ||||
40 | Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «темного царства» | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа | ||||
41 | Протест Катерины против «темного царства» | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе | ||||
42 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза» |
Домашнее сочинение | ||||
Иван Сергеевич Тургенев | ||||||
43 | И.С.Тургенев. Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | ||||
44 | История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева. | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации | ||||
45 | Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя. | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения | ||||
46 | Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. | Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика | ||||
47 | Любовь и счастье в романе «Отцы и дети» | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера | ||||
48-49 | РР Анализ эпизода «Смерть Базарова» Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к сочинению | Анализ эпизода романа. Краткий конспект. Сообщение-рассуждение на основе литературной критики | ||||
50 | Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева | Выполнение заданий по текстам и теории литературы (тесты с творческими заданиями или развернутые ответы на вопросы, на выбор ученика) | ||||
Федор Иванович Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет | ||||||
51-52 | Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…») | Анализ философских стих.поэта | ||||
53 | Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…») | Анализ лирических стихотворений поэта | ||||
54 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»), | Анализ любовных лирических стих. поэта
| ||||
55 | Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. («Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря пощается с землею…») | Сообщение о поэте. Анализ стих. | ||||
56 | Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи. | Анализ стих. о любви | ||||
57 | Урок внеклассного чтениия. А.К.Толстой Основные мотивы лирики | Коллективная | ||||
Николай Алексеевич Некрасов | ||||||
58 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного) Судьба народа в лирике. )»Еду ли ночью по улице темной…»)
| Сообщение о поэте. анализ стих. Презентация о поэте, писателе и журналисте А.Н.Некрасове | ||||
59 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт») | Анализ стих. поэта с точки зрения их идейного содержания и формы | ||||
60 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза! Я у двери гроба…») | Анализ стих. поэта, формулировка основных выводов | ||||
61 | Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. | Анализ стих-ий поэта с точки зрения их идейного содержания и формы | ||||
62 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей | ||||
63 | Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
| Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом | ||||
64 | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы | Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом | ||||
65 | РР Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» | Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности
| ||||
Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин | ||||||
66 | Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок | Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок | ||||
67-68 | Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | Характеристика образов градоначальников | ||||
Лев Николаевич Толстой | ||||||
69 | Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути | Сообщения о писателе | ||||
70 | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | Анализ эпизодов | ||||
71 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра | План-конспект; сообщения об истории создания романа | ||||
72-73 | Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова | Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | ||||
74 | Женские образы в романе «Война и мир» | Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману | ||||
75 | «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных. | Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов
| ||||
76-77 | Тема народа в романе «Война и мир». Картины войны 1812 года. Осуждение войны. | Анализ эпизодов
| ||||
78 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона | Сопоставительная характеристика величие Кутузова , тщеславие и безнравственность Наполеона.
Сравнительная характеристика, составление таблицы | ||||
79-80 | Нравственно-философское осмысление добра и зла в романе. Всемирное значение Толстого художника и мыслителя. | Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев
| ||||
81 | РР Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к контрольному домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | Домашнее сочинение | ||||
Федор Михайлович Достоевский | ||||||
82 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба писателя. Этапы творческого пути | Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода | ||||
83 | Петербург Ф.М.Достоевского | Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста | ||||
84 | История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе | Развернутые сообщения | ||||
85 | Теория Раскольникова и истоки его бунта | Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова | ||||
86 | «Двойники» Раскольникова | Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | ||||
87 | Символическое значение образа Сони Мармеладовой в романе | Развернутые ответы на основе работы с текстом | ||||
88 | РР Контрольное сочинение | Анализ эпилога, его художественные особенности: развернутые ответы на вопросы. Сочинение. | ||||
Николай Семенович Лесков | ||||||
89-90 | Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести. | Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя. Анализ эпизодов-глав романа | ||||
91 | Катерина Измайлова в рассказе Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» |
Сравнительная характеристика | ||||
Антон Павалович Чехов | ||||||
92 | Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.) | Анализ рассказов | ||||
93 | Проблематика и поэтика рассказов Чехова «Дама с собачкой», «Черный монах» | Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей | ||||
94 | Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
| Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей | ||||
95-96 | Особенности драматургии А.П.Чехова «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда | Чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта
| ||||
97 | Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад» | Сочинение по творчеству А.П.Чехова | ||||
98 | Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие | Тестовые задания | ||||
Из литературы народов России(1час) | ||||||
99 |
Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира». | Инд. сообщение о жизни и творчестве Косты Хетагурова (презентация). Анализ стихотворений | ||||
Зарубежная литература. (4ч.) | ||||||
100-101 |
| Г.Ибсен «Кукольный дом», как образец интеллектуальной социально-психологической пьесы-дискуссии | Инд. сообщение о жизни и творчестве Ги де Мопассана ( презентация). Анализ сцен драмы «Кукольный дом» Г.Ибсена | |||
102-103 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века | Тест | ||||
104-105 | Резервные |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 5а класс 2017-2018
рабочая программа 5а класс...
рабочая программа 8а класс 2017-2018
рабочая программа...
рабочая программа 8б класс 2017-2018
рабочая программа 8б класс...
Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год
Вашему вниманию представлены рабочие программы по информатике:8-9 класс на 105 часов, на основе программы «Информатика и ИКТ», авторы Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л...
Рабочие программы по истории 2017-2018 учебный год
Рабочие программы...
Рабочие программы по обществознанию 2017-2018 учебный год
Рабочие программы...
Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год
Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год...