Рабочие программы по истории 2017-2018 учебный год
рабочая программа по истории на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнетойденская средняя общеобразовательная школа
РЕКОМЕНДОВАНА к использованию на заседании методического объединения учителей общественного и естественного цикла от 28.08.2017 г. | ПРИНЯТА педагогическим советом МКОУ Верхнетойденской СОШ протокол № 1 от 29.08. 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _________С.В.Половица приказ № 62 от 30.08. 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Всеобщая история»,
(основное общее образование)
5 класс
на 2017 - 2018 учебный год
В неделю – 2 часа
В год -70 часов
Составитель: учитель истории и обществознания
Баканова Олеся Николаевна
село Верхняя Тойда
2017 г.
- Планируемые результаты
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в поликультурном современном мире;
- приобщение к истокам культурно исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
-освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
-опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
метапредметные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально и в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Давать определения понятиям;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д). В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему умению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), д оказательство (аргументы), факты;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учётом мнения других людей;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметным результатом изучения курса «Всеобщая история» 5 класс является сформированность следующих умений:
- Формировать целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- Создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- Применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщённой характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далёкого прошлого;
- Формировать представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- Датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счёт лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
- Читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- Характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- Сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- Давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- Различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию. Формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- Соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- Применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Содержание предмета
Введение.
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда в складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей в его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать пели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека.
Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитвческая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменность)
Тема З. Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта:
от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира:
Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение. достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы- учёные.
Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Закон о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах
Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ас- сирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Тема б. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев.
Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые» Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуции. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера <Илиада<. Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. древний город в дельте реки дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков нал персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократии.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы. Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в У в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IV. до н. э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного Соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария 111 у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после е го смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа й особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски. самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквинии Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правителей Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Линий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме.
Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима <разделяй и властвуй>. Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула й исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие>. Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабом в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват
Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и
Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачине попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. с<Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во 11 в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров. Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
« Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город—столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров, Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская и империя перестала существовать, Конец эпохи античности.
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством, Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока. Вклад народов древности. в мировую культуру.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Количество часов | Виды учебной деятельности | Контрольные уроки | ||||||||
всего | Формы контроля | |||||||||||
Контурные карты | ПОУ | сочинение | тест | Творческое задание | ||||||||
1 | Введение | 1 | П. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. М. Готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социальном окружении, с учениками. Л. Осознание своей идентичности как гражданина страны, этнической группы, локальной и региональной общности. | |||||||||
2 | Раздел 1. Жизнь первобытных людей. Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. ПОУ на тему: «Жизнь первобытных людей». Тема 3. Счет лет в истории. | 7 3 2 1 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | П. Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство, ремесло, ремесленник, металлургия, земледелие, соседская община, дружина, знать. Исследовать на карте географию расселения первобытных людей. Выделять признаки родовой общины. Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. М. Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий. Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. Л. Осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. | Контрольный урок № 7 | ||||
3 | Раздел II. Древний Восток. Тема 4. Древний Египет. Тема 5. Западная Азия в древности. Тема 6. Индия и Китай в древности. ПОУ на тему: « Древний Восток». | 20 8 7 4 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | П. Характеризовать местоположение и занятия, верования и искусство у древних египтян, финикийцев, ассирийцев, индийцев, китайцев. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами, объяснять, почему Библия наиболее читаемая книга с древности до наших дней. М. Способность сознательно организовать и регулировать свою учебную деятельность. Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях. Научиться читать историческую карту, ориентироваться в ней. Л. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. Понимание вклада народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Контрольный урок №16 Контрольный урок № 28 | |||
4 | Раздел III. Древняя Греция. Тема 7. Древнейшая Греция. Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Тема 9. Возвышение Афин в Vв. До н.э. и расцвет демократии. Тема 10. Македонские завоевания в Ivв. до н.э. ПОУ на тему: «Древняя Греция». | 21 5 7 5 3 1 | 4 | 1 | 1 | 5 | 1 | П. Определять местоположение Критского царства, Эгейского моря, Микен, Аттики, Спарты., Афин, Македонии. Раскрывать суть поэм Гомера «Илиада »и «Одиссея», характеризовав образы основных героев. Характеризовать греческий демос, выделять признаки греческого полиса. Сравнивать типы школ и систему обучения, объяснить назначение каждой из них, возникновение театра. Определять значение Олимпийских игр для греков. Объяснять связь между явлениями природы и богами, оценивать роли Зевса, Посейдона, Афины в жизни греков. Рассказывать о завоевательных походах и войнах греков с персами. Объяснять причины падения независимости Греции, рассказывать о завоевательных походах А. Македонского, называть причины распада державы А. Македонского. М. Овладение умениями работать с внешкольной информацией, использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях, ресурсы Интернета. Освоение умения характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий. Л. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание вклада народов Древней Греции в мировую историю и культуру. | Контрольный урок № 49 | |||
5 | Раздел IV. Древний Рим. Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Тема 12.Рим- сильнейшая держава Средиземноморья. Тема 13. Гражданские войны в Риме. Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. ПОУ на тему: «Древний Рим». Итоговое повторение. | 18 3 3 4 5 2 1 1-3 | 5 | 1 1 | 1 1 | 6 1 | 1 1 | П. Сравнивать природные условия Греции и Рима. Характеризовать Римскую республику и причины ее возникновения. Называть причины карфагенских войн. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Устанавливать причины гражданских войн. Составлять рассказы о походах Спартака. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря, братьев Гракхов, Траяна, Октавиана Августа. Рассказать о появлении христианского учения. Обозначать причины раздела империи на две части, высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. М. Овладение приемами представления результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, реферат). Овладение умением составлять простой и развернутый план. Л. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание вклада народов Древнего Рима в мировую историю и культуру, понимание культурного многообразия мира, толерантность. Понимание ценностей христианства. | Контрольный урок № 67 Контрольный урок № 69 | |||
Итого: | 70 | 13 | 5 | 5 | 19 | 5 |
Учебно- методическое обеспечение.
Дополнительная литература:
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Учебник для 5 класса «Всеобщая история. История Древнего мира». – М., «Просвещение», 2012.
2. Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. рабочая программа «Всеобщая программа». - М., «Просвещение», 2011.
3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. Часть 1, 2- М., « Просвещение», 2013.
4. Атлас
5. Максимов Ю.И.Тесты по истории Древнего мира.- М., «Экзамен», 2011.
6. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы.- М., «Просвещение», 2011.
7. Шевченко Н.И. Методические рекомендации. «Всеобщая история. История Древнего мира».- М., «Просвещение», 2012.
Информационно-техническое обеспечение:
1. История. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 5 класс «Просвещение»
2. Древний Египет. Мультимедийное учебное пособие
3.Древний Рим. Мультимедийное учебное пособие
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, проектор, документ-камера, интерактивная доска
Календарно-тематический план
№ урока | Дата урока | Тема урока
| виды неурочной деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Введение. | Экскурсия он-лайн | С.6-8 | |||
2 | Древнейшие люди. | §1 | ||||
3 | Родовые общины охотников и собирателей. | Работа с историческими источниками. | §2 | |||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | §3 | ||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | Экскурсия в шк. музей | §4 | Тест §1-3 | ||
6 | Появление неравенства и знати. | §5 | Тест §4-5 | |||
7 | ПОУ на тему: «Жизнь первобытных людей». | Контр.урок | ||||
8 | Глава 3. Счет лет в истории. | Игра «путешествие во времени» | Гл.3 | |||
9 | Государство на берегах Нила. | §6 | ||||
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | §7 | ||||
11 | Жизнь египетского вельможи. | §8 | ||||
12 | Военные походы фараонов. | §9 | ||||
13 | Религия древних египтян. | §10 | ||||
14 | Искусство Древнего Египта. | §11 | ||||
15 | Письменность и знания Древних Египтян. | §12 | ||||
16 | ПОУ на тему: «Древний Египет». | Защита проектов | Контр.урок | |||
17 | Древнее Двуречье. | §13 | ||||
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | §14 | ||||
19 | Финикийские мореплаватели. | §15 | ||||
20 | Библейские сказания. | §16 | ||||
21 | Древнееврейское царство. | §17 | ||||
22 | Ассирийская держава. | §18 | ||||
23 | Персидская держава царя царей. | §19 | ||||
24 | Природа и люди Древней Индии. | §20 | тест§13-19 | |||
25 | Индийские касты. | §21 | ||||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | §22 | ||||
27 | Первый властелин единого Китая. | §23 | Тест §20-23 | |||
28 | ПОУ на тему: « Древний Восток». | Контр.урок | ||||
29 | Греки и критяне. | §24 | ||||
30 | Микены и Троя. | Диспут на тему: «Троянская война- миф или реальность?» | §25 | |||
31 | Поэма Гомера «Илиада». | Рассказы по рисункам мифов, просмотр уч.фильма | §26 | |||
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | §27 | ||||
33 | Религия древних греков. | §28 | ||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | §29 | Тест §24-28 | |||
35 | Зарождение демократии в Афинах. | §30 | ||||
36 | Древняя Спарта. | §31 | ||||
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | §32 | ||||
38 | Олимпийские игры в древности. | §33 | ||||
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | §34 | ||||
40 | Нашествие персидских войск. | §35 | ||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | §36 | Тест §29-35 | |||
42 | В городе богини Афины. | §37 | ||||
43 | В афинских школах и гимнасиях. | §38 | ||||
44 | В афинском театре. | §39 | ||||
45 | Афинская демократия при Перикле. | §40 | ||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии. | §41 | Тест §36-40 | |||
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | §42 | ||||
48 | В Александрии Египетской. | §43 | Тест § 41-43 | |||
49 | ПОУ на тему: «Древняя Греция». | Контр.урок | ||||
50 | Древнейший Рим. | §44 | ||||
51 | Завоевание Римом Италии. | §45 | ||||
52 | Устройство Римской республики. | §46 | ||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | §47 | Тест §44-46 | |||
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье. | §48 | ||||
55 | Рабство в Древнем Риме. | §49 | ||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов. | §50 | Тест §47-49 | |||
57 | Восстание Спартака. | §51 | ||||
58 | Единовластие Цезаря. | §52 | ||||
59 | Установление империи. | §53 | ||||
60 | Соседи Римской империи. | §54 | Тест §50-53 | |||
61 | В Риме при императоре Нероне. | §55 | ||||
62 | Первые христиане и их учение. | §56 | ||||
63 | Расцвет империи во 2-ом веке н.э. | §57 | ||||
64 | Вечный город и его жители. | §58 | ||||
65 | Римская империя при Константине. | §59 | ||||
66 | Взятие Рима варварами. | §60 | Тест §59-60 | |||
67 | ПОУ на тему: «Древний Рим». | Контр.урок | ||||
68-70 | Итоговое повторение. (3ч) | Путешествие: « Семь чудес света» | Контр.урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 5а класс 2017-2018
рабочая программа 5а класс...
рабочая программа 8а класс 2017-2018
рабочая программа...
рабочая программа 8б класс 2017-2018
рабочая программа 8б класс...
Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год
Вашему вниманию представлены рабочие программы по информатике:8-9 класс на 105 часов, на основе программы «Информатика и ИКТ», авторы Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л...
Рабочие программы по обществознанию 2017-2018 учебный год
Рабочие программы...
Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год
Рабочие программы по информатике 2017-2018 учебный год...
Рабочая программа по логопедии 2017 - 2018 учебный год
Программа по логопедии разработана на основе:- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекц...