Урок литературы по теме: «Семейный конфликт» в драме А.Н.Островского «Гроза» и его современное разрешение.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Методическая разработка для обучающихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkr._urok.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы по теме: «Семейный конфликт» в драме А.Н.Островского «Гроза» и его современное разрешение.
Цели урока:
1. Раскрыть суть отношений персонажей пьесы;
2. Подвести к пониманию семейного и социального конфликтов и назвать пути выхода из них.
Задачи:
Дидактические:
- Продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировать собственное суждение;
- Обозначить актуальность произведения.
Развивающие:
1. Развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях пьесы;
2. Совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
3. Расширить круг ассоциаций;
4. Развивать эмоциональную восприимчивость.
Воспитательные цели:
- Воспитывать уважение к традиционным ценностям семьи.
- Показать вневременные рамки классического художественного произведения;
- Воспитывать художественный вкус.
Тип урока: урок усвоения знаний( изучение драматургического произведения )
Форма урока: урок-дискуссия.
Оборудование: компьютер, слайд-презентация (как сопровождение урока), видеофрагмент.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы продолжим изучение и анализ драмы А.Н.Островского «Гроза».
Как вы понимаете значение слова СЕМЬЯ?
Семья - это группа людей, живущих вместе и объединённых общими интересами и родственными связями.
Все мечтают о дружной и счастливой семье. Как вы думаете, что необходимо, чтобы семья была счастливой?
Любовь
Доверие
Взаимопонимание
Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)
Тестирование. Задание: расставьте приоритеты. Учитель ставит магниты напротив каждого слова по количеству поднявших руки. Выводы сделаем в конце урока .Определите тему сегодняшнего урока.
Любовь -
Доверие -
Взаимопонимание -
Компромисс -
Итак, тема урока - О семье..
Ученик диктует тему урока и цели.
Запись темы урока в тетради.
Вступительное слово: Полтора века тому назад А. Н. Островский написал свою «Грозу», ставшую, по словам Добролюбова, «самым решительным произведением» драматурга.
С тех пор каждое новое поколение читателей пытается разобраться в конфликтах драмы, главной героиней которой является молодая купеческая жена Катерина Кабанова.
Несколько интересных фактов из истории создания пьесы расскажет Гребенюк Екатерина
(Рассказ о купчихе Клыковой, долгое время считавшейся прототипом Катерины Кабановой)
Вывод учителя: Катерина в финале пьесы сделала свой выбор. Читателю 21 века непросто понять этот поступок. Вы предварительно получили задания разобраться в причинах гибели Катерины. Каждая группа работала с материалами пьесы в своём направлении. Но все отвечали на два основных вопроса: что привело главную героиню к гибели и
какие пути выхода из семейного конфликта можно предложить?
В ходе урока каждый из вас должен записать в тетрадь ответы на эти вопросы. Предлагаю таблицу:
| Что привело главную героиню к гибели? | Какие пути выхода из семейного конфликта можно предложить? |
1группа | ||
2группа | ||
3 группа | ||
Общее мнение, выводы |
1 группа собирала материал о Домострое. Что интересного узнали? (Все выводы подкрепляйте примерами из текста)
(Ответы каждого члена группы) Выводы, которые должна сделать 1 группа: Домостроевские порядки, царившие в 19 веке в купеческих семьях, стали тормозом в семейных отношениях. Множество женщин стали открыто бороться за равенство )
2 группа анализировала отношения в семье Кабановых и нравы города Калинова. (Все выводы подкрепляйте примерами из текста)
Выводы после ответов 2-й группы: Жизнь в доме Кабановых внешне мало чем отличается от жизни в доме Катерины. Однако, по признанию самой Катерины, там «всё как будто из-под палки», то есть по принуждению. Из мира Кабановых уходят главные христианские добродетели: любовь, свобода. И потому в их доме царит грубость и тирания.
Воспитанная в атмосфере любви, Катерина стремится к тому, чтобы быть любимой другими людьми и дарить свою любовь окружающим. Это желание она не может реализовать в доме Кабановых, что обуславливает её внутренний конфликт и трагическую развязку.
Почему молодая купеческая жена несчастлива в семье мужа? замуж за Тихона Катерина пошла по любви?
Ответы учащихся.
Тихон в свою очередь любил Катерину или стал её мужем по указке маменьки?
Ответы учащихся.
Вывод учителя: В XIX веке браки заключались по воле родителей. Можем предположить, что и Тихон, и Катерина не имели права выбора, за них всё решили другие люди, их родители. Живя в браке, они должны были полюбить друг друга.
3 группа готовила материал о Катерине. (Все выводы подкрепляйте примерами из текста)
Катерина бросает реплику Варваре: «Я скоро умру». Она уверена в своей скорой смерти, так как у неё грех на уме. Грех – любовь к другому человеку. Варвара говорит Катерине, что «ты, Катя, не любишь Тихона». Варвара настаивает на этом и предполагает, что Катерина любит другого человека. Катерина соглашается и называет имя Бориса Григорьевича.
Любит ли Тихон Катерину?
Выразительное чтение по ролям и анализ сцены прощания Тихона и Катерины. (Действие 2, явл.4)
Тихон не понимает Катерину, когда та просит взять её с собой или взять с неё страшную клятву. Тихон отталкивает Катерину, так как думает только о себе.
Свекровь запилила, муж оттолкнул, Варвара предлагает ночевать в саду и даёт ключ от калитки, который Катерина берёт.
Катерина решается пойти на свидание с Борисом Григорьевичем.
Почему Катерина выбрала Бориса?
Борис – новый человек, одет по-европейски, в церкви смотрит ласково.
Что обещает Борис Катерине на первом свидании? Анализ сцены свидания (Действие 3,сцена 2,явл.3)
Борис Катерине ничего не обещает и не хочет подумать, что с ней будет потом. Ему не хватает смелости и решительности, качеств, которые, безусловно, есть у его возлюбленной.
Дайте характеристику Борису.
Борис способен на глубокое чувство, однако не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное положение. Он такой же, как и Тихон, только хорошо образованный.
Почему Катерина изменяет мужу с Борисом?
Катерина решается на измену, так как она несчастна в семье мужа, но она молода, ей хочется любить и быть любимой хоть на мгновение – и тогда уже и умереть не страшно.
После выступления 3 группы выводы по основным вопросам урока и заполнение таблицы, если кто-то не успел заполнить.
В чём суть семейного конфликта?
В центре семейного конфликта – измена Катерины мужу.
Но в драме присутствует и социальный конфликт, основанный на неравенстве мужчины и женщины.
Почему Катерина не нашла счастья в семье? Почему она решается на самоубийство? В таблицу:
В семье не было доверия, любви, понимания .
Для Катерины идти домой -все равно что в могилу.
Катерина сделала свой трагический выбор, и другого пути для неё не было.
Учитель: Мне интересно было услышать ваше мнение о семейном конфликте в пьесе. Думаю, тема интересна для вас. Тем более, всем абсолютно ясно, что, если бы Катерина жила в наше время, финал был бы совсем другим. А вот что пишет о семейных конфликтах известный психолог Михаил Лабковский: «Тот, кто психически здоров, ориентируется на свои чувства и всегда выбирает себя. Ни красота, ни любовь не требуют жертв. Нет такой цели, ради которой надо что-то терпеть в отношениях. Если отношения заканчиваются, это не значит, что вся жизнь теряет смысл. Находятся и другие дела.»
Итак, мы рассмотрели отношения основных героев драмы «Гроза». Пути развязки отношений в любовном треугольнике разные. Главное – не задерживаться на пути к разрешению конфликта.
Рефлексия. Предлагаю сыграть в игру.
У меня разноцветные сердечки. Выбор сердечка по желанию.
Красное сердце.
Как бы вы поступили на месте Катерины?
Ответы учащихся.
Желтое сердце.
Как бы вы поступили на месте Бориса?
Ответы учащихся.
Синее сердце.
Как бы вы поступили на месте Тихона?
Ответы учащихся.
Д/з : Конспект статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» - подготовить выписки о Катерине
Подведение итогов, выставление отметок.
Анализ урока.
На «Грозу» привыкли смотреть, как на нечто неинтересное, из патриархальных времен, то есть как на произведение, не интересное молодому поколению
Изучая русскую классику, мы формируем нравственные ориентиры, нравственные качества учеников. Моделируем поведение каждого как члена семьи (сына, мужа, отца и т. д. ), чтобы каждый поставил себя на место героя и подумал, а как бы я поступил на его месте.
Считаю, что цели достигла, так как был проанализирован текст, учащиеся свободно высказывали своё мнение, присутствовали элементы дискуссии. В результате учащиеся поняли, что в классической литературе отражены мысли и чувства, которые волнуют и их тоже.
Чтобы добиться цели, использовала методы: дифференцированное задание, групповая работа, монологическое чтение; подготовка презентации к уроку, а также психологические методы (метод ранжирования нравственных категорий ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. контрольная работа по драме А.Н.Островского "Гроза" (10 класс)
Материалы для работы содержат большой объем заданий, поэтому возможен сдвоенный урок. В работе два варианта по 10 заданий в каждом....
Конструкт урока обществознания по теме Семейные конфликты
Конструкт урока обществознания в виде презентации по теме Семейные конфликты...
Конспект урока в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему.
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе "Две Катерины" (по драме А.Н.Островского "Гроза" и очерку Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") и презентация к нему....
Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова.
Презентация к уроку литературы в 10 классе по драме А.Н. Островского "Гроза". Жестокие нравы города Калинова....
Формирование личностных УУД на уроках литературы (по драме А.Н. Островского "Гроза")
Презентация к докладу по вышеуказанной теме....
Открытый урок по русской литературе на тему: " Мир, в котором нет любви..." ( по драме А.Н. Островского " Гроза")
Данный урок был проведён в 10 классе. Это заключительный урок по драме. Тип урока- комбинированный, с элементами развивающего обучения. На протяжении всего урока ставились задачи, требующие осмы...
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения знаний и творческого письма по драме А.Н.Островского «Гроза».
Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены вопросы об особенностях конфликта, смысле названия. Участн...