Открытый урок по русской литературе на тему: " Мир, в котором нет любви..." ( по драме А.Н. Островского " Гроза")
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Данный урок был проведён в 10 классе.  Это заключительный урок по драме. Тип урока- комбинированный, с элементами развивающего обучения. На протяжении всего урока ставились задачи, требующие осмысления,объяснения, готовность учащихся отвечать на вопросы, умение самостоятельно выполнять задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_groza.docx47.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Суг-Аксынская средняя общеобразовательная школа

Сут-Хольского кожууна Республики Тыва

с. Суг-АксыСут-Хольского кожууна Республики Тыва

ул. Чогаалчылар,20. 668150 тел. 83944521272

XI региональный этап XVI Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2023-2024 учебном году

Мир, в котором нет любви

(Судьбы женщин в «темном царстве»)

по драме А.Н.Островского «Гроза»

Ондар А.Н.- учитель русского языка и литературы

с.Суг-Аксы-2023г.

Урок литературы в 10 классе

Тема урока: Мир, в котором нет любви (Судьбы женщин в «темном царстве»)

Цели и задачи урока:

Обучающие:

-раскрыть силу и слабость характеров Катерины и Кара, проследить как формируется их характеры, какие черты являются в них главными.

Развивающие:

-совершенствование устной речи учащихся, развитие художественного вкуса;

Воспитательные:

-воспитать у учащихся правильно принимать решения при трудных жизненных ситуациях, сформировать навыки в определении своей жизненной позиции.

Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста, дискуссия.

Методы обучения: беседа- анализ, беседа-обобщение, самостоятельная работа, частично-поисковый, метод проблемного изложения.

Тип урока: комбинированный

Литературоведческие понятия: главные герои, характеры, речь, сравнительная характеристика.

Межпредметные связи: родная литература

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник «Литература 10 класс. Часть1» (авторы: Н.С.Русина, С.К.Бирюкова и др., учебник «Литература 10 класс. Часть1» (автор: Ю.В.Лебедев)

Запись на доске:

Тема: Мир, в котором нет…

Мир, в котором есть…

Эпиграф:…

Закон:…

Мораль:…

Причины гибели женщин:…

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступление

Здравствуйте, ребята!

#1050;акое у вас сегодня настроение?

2. Что планируете делать на выходных?

3. Если бы сейчас не было этого урока, чем бы вы сегодня занялись?

У нас сегодня заключительный урок по драме Александра Николаевича Островского «Гроза». И сегодня мы будем говорить не только о «Грозе», есть уникальная тувинская трагедия, которая сюжетом очень схожая драме «Гроза» и вы ее изучали в 9 классе. Правильно, это «Хайыраан бот» Виктора Кок-оола. Почему выбраны эти произведения к этому уроку, вы поймете в ходе анализа судьбы двух героинь этих произведений. Посмотрите на записи. Я буду рада, если в конце занятия мы сможем подобрать эпиграф нашему уроку. А пока, как видите, даже тема урока до конца не сформулирована. Мы сможем выразить ее полностью, если проанализируем эти произведения.

  1. Основная часть. Анализ текста.

А.Н.Островский «Гроза»

В.Ш.Кок-оол «Хайыраан бот»

Разговор о старшем поколении со стороны мужей героинь.

Что мы знаем о родителях Катерины и Кара?

Кто такая Кабаниха?

Социальное и семейное положение. (Богатая купчиха, вдова, мать двоих детей)

О родителях Кенден-Хуурака в произведении ничего конкретного не написано. понятно только, что он из богатой семьи.

Почему имя героини Кабаниха?

(Дикая, невежественная, злобная)

Характеристика Кабановой.

Все вроде бы делает правильно: учит не грешить, но в душе нет любви к детям. Она держит их в страхе и это привело к тому, что у них искалеченные души, несчастные судьбы.

(Прочитать текст: действие 1, явление 5: «Что ты нюни распустил? Ну какой ты муж?.. Станет ли жена тебя бояться после этого?»

Характеристика мужей

Дайте характеристику мужей двух героинь.

Тихон

( Родом из купеческого семейства, воспитан в патриархальном духе,

малограмотный, слабовольный,нерешительный, трусливый, зависимый).

Кенден-Хуурак

(Злой , деспотичный богач, держит всех в страхе)

Главные героини произведений.

Жизнь до замужества

Катерина

Кара

Катерина выросла в любви и ласке своих родителей.

- Давайте вспомним, какую историю она рассказала Варваре из своего детства.

( Зачитать действие 2, явление 2: «Такая уж я зародилась горячая!..»

Она выросла свободной, играла и пела, когда следила за отарой, любила свой родной уголок, природу. Полюбила молодого сироту, у которого ничего не было.

- А теперь выслушаем отрывки из произведений. Проверим домашнее задание. ( Учащиеся выразительно читают наизусть отрывки из драм «Гроза» и «Хайыраан бот» (монолог Катерины и монолог Кара)).

Жизнь в замужестве

Живет как в клетке. Кабаниха следит за каждым ее шагом, глаз с нее не спускает. Муж Тихон боится своей матери и не заступается за нее

Живет как рабыня. Муж ее жестоко бьет. Заставляет работать с утра до ночи.

Почему героини так неудачно вышли замуж?

По настоянию и расчету своих родителей

Причины гибели Катерины и Кара

Катерина

Кара

У Катерины не было возможности вырваться на волю, убежать от деспотизма Кабанихи. Выходом для героини становится чувство любви. Поначалу она пытается направить это чувство на своего мужа. Но Тихон не может оценить ее порыва, и чувство ее обращается к Борису. Но Борис не менее жалок, чем Тихон. Он целиком зависит от Дикого, хотя и понимает свое положение, но также не в состоянии противиться чужому произволу. Он не может ничего сделать ни для себя самого, ни для своей любимой женщины. И когда Катерина это понимает, единственным выходом для нее становится смерть. Это единственный шанс вырваться из домашнего ада. Катерине хватает решимости вырваться на свободу таким образом.

Кара сбегает от своего мужа-тирана и приезжает в единственное пристанище- к своим родителям. Мать рада, что дочь вернулась, но отец не одобряет возвращение своей дочери. (Может быть потому, что он неродной отец. Это со слов матери Кара: «У него такое холодное сердце. Это, наверное, из-за того, что он является отчимом для неё».

Сарыг-Ашак не хочет отдавать две коровы, которых получили за Кара и всеми силами помогает Кенден-Хуураку возвратить жену обратно а аал.

Кара и Седип собираются сбежать, но не успевают. Их застают около роковой скалы. В борьбе Седип убивает Кенден-Хуурака. Кара этого не видит и бросается со скалы, чтобы не жить больше в неволе, как рабыня.

3.Физминутка

4. Творческое задание

Финал драмы: явление 7 прочитать.

Две женщины, две одинаковые судьбы.

- В чем схожесть их судеб?

(-Положение женщины в дореволюционное время самое бесправное, отстоять свои права у них нет никаких шансов.

- Они не любили своих мужей

-Семейные традиции: вышла замуж- живи с мужем до конца своих дней. Есть тувинская пословица: «Камень лежит на брошенном месте, а девушка живет на выданном месте.» «Даш октаан черинге чыдар, кыс барган черинге чурттаар»).

Влюбляться в чужого мужчину замужней женщине – это большой грех. Ничем этот грех не смывается. Катерина и Кара совершили этот грех, может, поэтому у них такой конец жизни?

- В каком мире жили эти женщины?

(В мире, где нет любви). (Тема урока)

Мы сформулировали тему урока. Выдающийся критик, публицист Н.А. Добролюбов назвал мир Кабановых «темным царством». Это определение подошло бы к тувинской трагедии «Хайыраан бот»

Мораль «темного царства» точно и просто выражена Варварой. Помните, она говорила Катерине: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было». И итогом этих слов является судьба Тихона – он уходит в запой, а Варвара предается блудной страсти.

А закон в «темном царстве» один –держать в страхе всех, кого можешь.

  1. Путь спасения.

- Каким вы видите мир, который сейчас нас окружает?

- Возвратимся к драме «Гроза». Я бы хотела напомнить диалог Тихона и Кулигина о Катерине после её гибели. Если бы она осталась жива т.е. спаслась, Катерина стала бы хорошей женой?

- В каком мире должна строиться семья?

(В мире, в котором есть любовь и уважение…)

- Какая заповедь в этом мире является главной?

(Любовь или любите друг друга)

- Эта заповедь будет эпиграфом к нашему уроку. Теперь заполним нашу таблицу.

Тема: Мир, в котором нет любви

Мир, в котором есть любовь

Эпиграф:…

Любите друг друга

Закон: страх

Любовь и уважение

Мораль: «… делай что хочешь, только бы шито да крыто было»

Человек- существо не идеальное, любой может ошибаться но в жизни всегда есть выход, есть путь спасения

Причины гибели женщин: безысходность спасения, неволя, унижения, оскорбления…

Женщины сегодня полноправные хозяйки своей судьбы.

Вывод: Ребята, вы уже повзрослели. Наверное, среди вас тоже есть такие, которые дружат, есть такие чувства как любовь, влюбленность. Любовь – она очень хрупкая, ранимая. Мы все это видели на примере наших героинь.

- Какая она должна быть?

Нельзя относиться к этому чувству необдуманно, играючи.

Домашнее задание: Написать сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» на тему: «Мир, в котором нет любви…» или на тему «Судьба женщины в «темном царстве»» по прочитанным произведениям.

Рефлексия:

-Назовите одно слово, ассоциацию на урок. Оправдал ли наш урок ваши ожидания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .

Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....

Открытый урок по русской литературе в 7 классе на тему "Лермонтов и Кавказ"

Такие уроки способствуют воспитанию  нравственных ориентиров учащихся, развитию творческого мышления, образного воображения, умению выразительно читать, любви к историческому прошлому своей Родин...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Открытый урок по русской литературе в 10 классе на тему: "Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник".

Открытый урок по русской литературе в 10 классе на тему: "Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник"....

Методическая разработка мастер - класса по теме : Кто виновен в гибели Катерины? По драме А.Н.Островского "Гроза".

Методическая разработка - технологическая карта -  составлена в соответствии с требованиями ФГОС . В технологической карте подрбно описан ход урока . Это в большей степени бинарный урок- литерату...

Открытый урок по русской литературе в 8 классе "Уроки доброты".

Открытый урок в 8  «Б»  классе  «Уроки доброты» ( по рассказу  В. Распутина « Уроки французского»)Цель урока:- познакомить учащихся с творчество...