«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»
учебно-методический материал по музыке (5 класс)

Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_5_klass.docx26.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обутова Ольга Ивановна - учитель музыки высшей категории

МБОУ «Кобяйская СОШ им. Е.Е. Эверстова» 

«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»

Урок музыки в 5-м классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись» в разделе «Музыка и изобразительное искусство».

Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала

Цель:

  • Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
  • На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.
  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи: познавательные: 

  • показать учащимся на примере произведений  «Сайылык» взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  • дать детям представление о том, что мелодист может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;

развивающие: 

  • развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки).
  • Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения

воспитательные:

  • воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;
  • помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах
  • познакомиться с художниками, мелодистами, сочинявшими музыку о природе

Методы: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности
  • сравнение, анализ, обобщение
  • приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).

Приёмы:

  • слушание;
  • исполнение;
  • пластическое интонирование.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран,
  • доска,
  • электронное пианино,
  • раздаточный материал.

Дидактическое и методическое оснащение урока: портрет художника, картины

Программное обеспечение: презентация Power Point.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

Материалы к уроку: акварель, кисточка, непроливайка, альбом для черчения.

Зрительный ряд: (оформление доски)

  • Репродукции картин ;
  • Мультимедийная презентация в Power Point.

Музыкальный ряд:

  • Саина «Сайыҥҥыга»;
  • Оготоев «Летнее утро» импровизации на хомусе;
  •  «Сайылык о5олоро»;
  • В. Ноев «Сайын»;
  • «Сайын»;
  • «Дыргыл сыттаах дьэдьэн»;
  • «Обугэ угэьэ»;
  • «Сарсыарда»;
  • «Ыьыах кунэ»

Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Музыкальное приветствие – 1 мин.
  3. Распевки – 3 мин.
  4. Исполнение пройденной песни «Уерэх кыьата-Айыы кыьата» – 2:30 мин.
  5. Беседа по теме – 5 мин.
  6. Показ (живописные рисунки А.Чикачева «Лето») – 5 мин.
  7. Беседа после слушания – 5 мин.
  8. Динамическая пауза – 1.30 мин.
  9. Творческая работа– 3 мин.
  10. Разучивание и исполнение песни «Ыьыах кунэ» – 7 мин.
  11. Диагностика обученности: викторина – 3 мин.
  12. Итог урока  – 2 мин.
  13. Домашнее задание – 1 мин.
  14. Музыкальное прощание – 1:30 мин.

Ход урока: Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть. Сегодня у нас открытый урок, наш урок не обычный, и поэтому давайте поприветствуем друг друга и наших гостей тоже не совсем обычно.   (Звучит музыкальное приветствие)

Учитель: Спасибо, молодцы. Встали все прямо. Начинаем урок с распевки. Повторяем песню прошлого урока «Уерэх кыьата-Айыы кыьата»

Учитель: Итак, мы отправимся с вами в путешествие в сказочный мир прекрасного искусства. Учитель: На предыдущих уроках вы уже говорили и знаете, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?

Ученики: Литературой, театром, изобразительным искусством.

Учитель: Совершенно верно. Тему нашего сегодняшнего урока  «Картины природы в музыке и живописи». Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия.

Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А что нам дороже всего на свете?

Ученики: Родина

Учитель:

  • Какие краски использовал художник
  • Характер, настроение картин
  • Какую музыку вы слышите в них

Учитель: Правильно, ребята. Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразили наши мелодисты. (Звучат песни)- показ слайда...

Учитель: В исполненном фрагменте, что вы услышали – какими выразительными средствами передал композитор красоту, любовь к родной земле?

Ученики: Плавная, напевная, широкая мелодия; спокойный, размеренный темп, не громкая, лирическая песня.

Учитель: Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили.

Учитель: Зрительные образы, которые сопровождали музыку, имеют какое либо значение? Созвучны ли они с музыкой?

  • Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
  • Какие картины возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? (летней природы, восхода солнца, сенокос и т.д.)
  • Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре (пение птиц) музыка звучит довольно тихо)

Учитель: А теперь немного отдохнём, попрошу вас встать. (Слайд)   -Динамическая пауза...

Учитель: Спасибо, думаю, вы зарядились энергией и готовы к продолжению. Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала послушаем музыку, выясним, как называется в изобразительном искусстве. Будем рисовать жанр изображающий картины.

Учитель: Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники?

Ученики: В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.

Учитель: Цвет, цветовые сочетания, контур, тон

Учитель: А в музыке?

Ученики: В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски.

Учитель: Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом – выразительные средства: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония. Назовите, пожалуйста, великого художника-живописеца, который является нашим земляком.

Ученики: Андрей Васильевич Чикачев

Учитель: Правильно. И снова обращаемся к источнику, из которого черпали вдохновение художники и композиторы: это природа и народная музыка. Слушаем мелодию

Учитель: Что можно увидеть, слушая эту музыку? Что необычного вы услышали?

Учитель: Правильно – украшения, мелизмы придают этой музыке своеобразие, национальный колорит. 

Учитель: - А теперь мы переходим к следующему этапу нашего урока – разучиванию и исполнению песни. Песня наша тоже будет связана с природой и самым дорогим и любимым праздником  ысыах. Называется она – «Ыьыах кунэ-саха кунэ» (Разучивание и исполнение песни)

– Какая по характеру мелодия песни, что она напоминает?

– Дома постарайтесь, используя выразительные средства изобразительного искусства, нарисовать картину к этой песне.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины – выполнить проверочную работу.

  • Мы познакомились с произведением художника, который нарисовал цикл «лето»… (А.В. Чикачев);
  • Мы слушали часть под названием … (“Лето”);
  • Андрей Чикачев – художник-…(живописец)
  • Определите название картин (Слайд ..) 

Учитель: Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?

Ученики: Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.

Учитель: Верно, между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.

  •  Ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. Наш урок подошёл к концу.
  • Спасибо за работу, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"

Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс  "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)...

«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»

Разработка урока в 5 классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»  в разделе «Музыка и изобразительное искусство»....

Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ

Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...

Конспект урока по музыке по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."

Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."...

Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...

Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.

Урок музыки: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс. Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияЦели урока: -Образова...