«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»
учебно-методический материал по музыке (5 класс)
Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_5_klass.docx | 26.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обутова Ольга Ивановна - учитель музыки высшей категории
МБОУ «Кобяйская СОШ им. Е.Е. Эверстова»
«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»
Урок музыки в 5-м классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись» в разделе «Музыка и изобразительное искусство».
Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала
Цель:
- Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
- На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.
- Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи: познавательные:
- показать учащимся на примере произведений «Сайылык» взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- дать детям представление о том, что мелодист может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
развивающие:
- развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки).
- Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
воспитательные:
- воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;
- помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах
- познакомиться с художниками, мелодистами, сочинявшими музыку о природе
Методы: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- ситуация занимательности
- сравнение, анализ, обобщение
- приём сопоставления со смежными видами искусств
по источнику информации и характеру деятельности:
- словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).
Приёмы:
- слушание;
- исполнение;
- пластическое интонирование.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран,
- доска,
- электронное пианино,
- раздаточный материал.
Дидактическое и методическое оснащение урока: портрет художника, картины
Программное обеспечение: презентация Power Point.
Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.
Материалы к уроку: акварель, кисточка, непроливайка, альбом для черчения.
Зрительный ряд: (оформление доски)
- Репродукции картин ;
- Мультимедийная презентация в Power Point.
Музыкальный ряд:
- Саина «Сайыҥҥыга»;
- Оготоев «Летнее утро» импровизации на хомусе;
- «Сайылык о5олоро»;
- В. Ноев «Сайын»;
- «Сайын»;
- «Дыргыл сыттаах дьэдьэн»;
- «Обугэ угэьэ»;
- «Сарсыарда»;
- «Ыьыах кунэ»
Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.
Структура урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Музыкальное приветствие – 1 мин.
- Распевки – 3 мин.
- Исполнение пройденной песни «Уерэх кыьата-Айыы кыьата» – 2:30 мин.
- Беседа по теме – 5 мин.
- Показ (живописные рисунки А.Чикачева «Лето») – 5 мин.
- Беседа после слушания – 5 мин.
- Динамическая пауза – 1.30 мин.
- Творческая работа– 3 мин.
- Разучивание и исполнение песни «Ыьыах кунэ» – 7 мин.
- Диагностика обученности: викторина – 3 мин.
- Итог урока – 2 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
- Музыкальное прощание – 1:30 мин.
Ход урока: Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть. Сегодня у нас открытый урок, наш урок не обычный, и поэтому давайте поприветствуем друг друга и наших гостей тоже не совсем обычно. (Звучит музыкальное приветствие)
Учитель: Спасибо, молодцы. Встали все прямо. Начинаем урок с распевки. Повторяем песню прошлого урока «Уерэх кыьата-Айыы кыьата»
Учитель: Итак, мы отправимся с вами в путешествие в сказочный мир прекрасного искусства. Учитель: На предыдущих уроках вы уже говорили и знаете, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?
Ученики: Литературой, театром, изобразительным искусством.
Учитель: Совершенно верно. Тему нашего сегодняшнего урока «Картины природы в музыке и живописи». Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия.
Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А что нам дороже всего на свете?
Ученики: Родина
Учитель:
- Какие краски использовал художник
- Характер, настроение картин
- Какую музыку вы слышите в них
Учитель: Правильно, ребята. Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразили наши мелодисты. (Звучат песни)- показ слайда...
Учитель: В исполненном фрагменте, что вы услышали – какими выразительными средствами передал композитор красоту, любовь к родной земле?
Ученики: Плавная, напевная, широкая мелодия; спокойный, размеренный темп, не громкая, лирическая песня.
Учитель: Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили.
Учитель: Зрительные образы, которые сопровождали музыку, имеют какое либо значение? Созвучны ли они с музыкой?
- Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
- Какие картины возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? (летней природы, восхода солнца, сенокос и т.д.)
- Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре (пение птиц) музыка звучит довольно тихо)
Учитель: А теперь немного отдохнём, попрошу вас встать. (Слайд) -Динамическая пауза...
Учитель: Спасибо, думаю, вы зарядились энергией и готовы к продолжению. Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала послушаем музыку, выясним, как называется в изобразительном искусстве. Будем рисовать жанр изображающий картины.
Учитель: Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники?
Ученики: В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.
Учитель: Цвет, цветовые сочетания, контур, тон
Учитель: А в музыке?
Ученики: В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски.
Учитель: Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом – выразительные средства: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония. Назовите, пожалуйста, великого художника-живописеца, который является нашим земляком.
Ученики: Андрей Васильевич Чикачев
Учитель: Правильно. И снова обращаемся к источнику, из которого черпали вдохновение художники и композиторы: это природа и народная музыка. Слушаем мелодию
Учитель: Что можно увидеть, слушая эту музыку? Что необычного вы услышали?
Учитель: Правильно – украшения, мелизмы придают этой музыке своеобразие, национальный колорит.
Учитель: - А теперь мы переходим к следующему этапу нашего урока – разучиванию и исполнению песни. Песня наша тоже будет связана с природой и самым дорогим и любимым праздником ысыах. Называется она – «Ыьыах кунэ-саха кунэ» (Разучивание и исполнение песни)
– Какая по характеру мелодия песни, что она напоминает?
– Дома постарайтесь, используя выразительные средства изобразительного искусства, нарисовать картину к этой песне.
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины – выполнить проверочную работу.
- Мы познакомились с произведением художника, который нарисовал цикл «лето»… (А.В. Чикачев);
- Мы слушали часть под названием … (“Лето”);
- Андрей Чикачев – художник-…(живописец)
- Определите название картин (Слайд ..)
Учитель: Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?
Ученики: Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.
Учитель: Верно, между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.
- Ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. Наш урок подошёл к концу.
- Спасибо за работу, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока№8 - 3четверть, 5 класс "Картины природы в музыке. Музыкальные пейзажи"
Конспект урока №8 по теме 3 четверти за 5 класс "Можем ли мы увидеть музыку?" (Взаимосвязь музыки и живописи)...
«Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись»
Разработка урока в 5 классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись» в разделе «Музыка и изобразительное искусство»....
Разработка урока музыки для 5 класса по программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ
Понятие «пейзаж». Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства в высказываниях классиков. Образы природы в произведениях классиков-музыкантов. Музыкальный образ родного края в современной п...
Средства создания природных образов в лирике Ф.Тютчева на примере стихотворения "Летний вечер". Картины природы в музыке, живописи, слове.
Проектная деятельность на уроке....
Конспект урока по музыке по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."
Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."...
Фрагмент урока музыки на тему: "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Фрагмент урока музыки: презентеция и краткое текстовое описание...
Тема урока: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс.
Урок музыки: Тема богатырей в музыке в разделе «Музыкальная живопись и живописная музыка» 5 класс. Тип урока: Урок «открытия» нового знанияЦели урока: -Образова...