Методические разработки для учителей русского языка и литературы вечерних школ
методическая разработка по русскому языку по теме
Рабочие программы адаптированы для учителей вечерних школ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна буква «Н» В суффиксах –АН-, (-ЯН-), -ИН- Полотняный, орлиный ИСКЛЮЧЕНИЯ: оловянный, деревянный, стеклянный.
Две буквы «Н» В суффиксах –ОНН-, (-ЕНН-) революционный, таинственный Ели прилагательное образованно от основы на «Н» с помощью суффикса –Н- Овчин-н-ый ИСКЛЮЧЕНИЯ: юный, румяный, зеленый, бешеный (образованы без помощи суффикса), ветреный (одна «Н» сохраняется во всех словах без приставки, с приставкой – два «Н»,например, безветренный)
Правописание Н, НН в суффиксах прилагательных. Н НН В суффиксах –АН-(-ЯН-), -ИН- ИСКЛЮЧЕНИЯ: оловянный деревянный, стеклянный. В суффиксах –ОНН- (-ЕНН-) Если прилагательное образовано от основы на « Н» ИСКЛЮЧЕНИЯ: юный, румяный, зеленый, бешеный, ветреный.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пишется слитно Если можно подобрать синоним без «НЕ». Неприятель (враг, противник) занимал более выгодную позицию. Невозможный характер (т.е. тяжелый) Приехать немедленно (т.е. сразу, безотлагательно) Если без «НЕ» не употребляется. Нельзя.
ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО Если есть или подразумевается противопоставление с союзом «а» или «но». Он тебе не друг и не приятель даже, а враг, опасный тем более, что изображает дружеское расположение. Если есть слова «вовсе не», «совсем не», «ничуть не», «нисколько не» и т.п. Если слово является наречием степени.
ПРИМЕЧАНИЕ При всех словах, пишущихся через дефис, «НЕ» пишется раздельно. Пример: все не торгово-промышленные предприятия, сказано не по-русски.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глаголы и деепричастия. Слитно. Слово без «НЕ» не употребляется (недоумевать, негодуя) С приставками НЕДО-, если слово обозначает действие, не имеющее видимого завершения (постоянно недоедал; недосмотрел) Раздельно. Во всех остальных случаях (не знал; не думая)
Причастия. Слитно. Раздельно. От глаголов с приставками НЕДО- краткие причастия (роман недооценен) Полное причастие без противопоставлений и зависимых слов (неисследованная пустыня) Причастия на – мый , если пояснительные слова при них не начинаются на «ни» (для него незаменимые лекарства; ничем не заменимое лекарство) Краткие причастия ( не огорожено) Причастие полное имеет зависимые слова (не исследованный учеными) В противопоставлении с союзами «а», «но и» (не удлиненный, а короткий) В риторическом вопросе (Не вареное ли это яйцо?)
Прилагательные. Слитно. Раздельно. Не употребляется без «НЕ» (невинный) Прилагательное с «НЕ» можно заменить синонимом без этой частицы (неверное решение – ошибочное) В риторическом вопросе (Не легкий ли это пример?) В противопоставлении с союзами «а», «но и» (Не легкий, но и не сложный вопрос. Не веселый, а грустный вечер) Если прилагательное с «НЕ» имеет при себе зависимые слова: далеко, вовсе, отнюдь, совсем и слова, начинающиеся с «НИ» (ничуть не привлекательный, отнюдь не глупый)
Наречия на «О». Слитно. Раздельно. Не употребляется без «НЕ» (немножечко) Наречие с «НЕ» можно заменить синонимом без этой частицы (говорил негромко – тихо) Отрицательные наречие всегда пишутся слитно (негде, неоткуда, никуда, нисколько) ЗАПОМНИТЬ: не скоро, не нарочно, не худо, не мудрено, не зазорно, не надо, не надобно, не страшно. В риторическом вопросе (Не далеко ли мы ушли?) В противопоставлении с союзами «а», «но и» (говорил не громко, а тихо) К наречию с «НЕ» относятся слова далеко, вовсе, отнюдь, совсем и слова начинающиеся на «НИ» (нисколько не смешно)
Местоимения. Слитно. Раздельно. С местоимениями: кто, что, какой, который, чей – если ничем не отделено от частицы «НЕ»(ударной) и «НИ»(безударной) (ничем, никем) С местоимениями: кто, какой, который, что, чей – если отделено предлогом от частиц «НЕ»(ударной), «НИ»(безударной) (ни в ком, не к чему)
Существительные. Слитно. Раздельно. Если без «НЕ» не употребляется. (невольник, неряха) Если слово с «НЕ» можно заменить синонимом без этой частицы (Это большое несчастье. – беда) В риторическом вопросе ( Н е правда ли это?) В противопоставлении с союзами «а», «но и» ( не правда, а ложь)
Слова категории состояния. СКС, которые по форме похожи на наречия и отвечают на вопросы как? каково?, не изменяются, как и наречия, но в предложении они не зависят от других слов и как правило являются главными членами безличного предложения. С «НЕ» СКС обычно пишутся РАЗДЕЛЬНО.(Он подошел неслышно. Не слышно шума прибоя.)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла.
Тема: "Разбор слова по составу с точки зрения разных методических подходов"
Подготовила:
учитель русского языка и
литературы О.А.Вавилова
Павловский Посад
2008г.
Структура курса «Словообразование» включает два семантически и функционально связанных подраздела: первый – «Морфемика» – изучает слово с точки зрения его структуры и второй – «Словообразование» – изучает слово с точки зрения его образования. Таким образом, термин словообразование имеет два значения:
1.Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования.
2. Образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным (операционным) способом по определенным моделям, существующим в языке.
Наличие многозначности понятия словообразование создает определенные сложности при изучении данной дисциплины, хотя в практике обучения наблюдается некоторая приспособленность в использовании данной терминологии.
Изучение словообразования как науки в средней и высшей школе предполагает не только знакомство учащихся с ее основными теоретическими положениями, но и развитие умений и совершенствования навыков в морфемном (разбор слова по составу) и словообразовательном разборах.
Практика показывает, что в различных учебных заведениях практикуются разные схемы разбора слова по составу. Как известно, в языкознании существуют два подхода к анализу слова с точки зрения разбора слова по составу: формально-структурный и формально-смысловой.
При формально-структурном подходе главное внимание сосредоточено на выделении корня как общей морфемы в ряду однокоренных слов. Нахождение корневой морфемы осуществляется путем подбора родственных слов и вычленения искомой части за счет повторения одинаковых компонентов морфемы. Например, к слову кустарник можно подобрать слова кустарный, кустарниковый, кустовой, кустик, куст, что дает возможность определить в слове корень -куст-. Далее последовательно вычленяются служебные морфемы – приставка(-и) и суффикс(-ы) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Данная система морфемного разбора порой способствует появлению различных ошибок при членении слова, а именно, не всегда правильно выделяется корневая морфема. Сравните: столица, столичный, столовый, стол может быть выделен корень -стол- по аналогии со словами частица, частичный, частный, часть(где корнем действительно является -част-), а в слове кустарник, если учащийся не соотнес его с понятием куст, может быть выделена корневая морфема -кустар- за счет анализа однокоренных слов кустарничек, кустарный, кустарниковый, кустари. При формально-структурном подходе к морфемному разбору слова учащийся лишается возможности анализировать слово с точки зрения его современного состояния, вынужденно игнорирует исторические процессы, повлиявшие на изменения в морфемной структуре производной основы.
Формально-смысловой (семантический) подход был предложен Г.О.Винокуром, обосновавшем его сущность и тесную взаимосвязь со словообразовательным разбором. При таком подходе корень выделяется в последнюю очередь: сначала выделяются все внеосновные элементы (флексии, интерфиксы, соединительные гласные (школьная терминология), затем «отсекаются» приставка(-и) и суффикс(-ы). Оставшаяся часть основы проверяется словами, имеющими такое же буквенное сочетание с учетом соответствия лексического значения и возможных чередований в корне слова. По мнению ученых, такой алгоритм морфемного разбора является единственно возможным, так как отражает научный подход к анализу морфемной и словообразовательной структуры слова и способствует формированию осмысленного взгляда на соотношение формальной структуры слова и его внутреннего содержания. В связи с этим необходимо, чтобы в практике школьного обучения был использован именно формально-семантический подход исследования слова. В настоящее время учителя разных школ активно внедряют оба подхода, что на следующем, вузовском, этапе приводит к проблеме «переучивания» студента, «перекодирования» имеющихся у него навыков разбора слова по составу.
Схема морфемного разбора слова.
1. Выделить и назвать в слове внеосновные (не входящие в основу) элементы (флексии) и охарактеризовать их.
2. Выделить основ слова и охарактеризовать ее.
3. Выделить приставку(-и), если имеется. Привести примеры употребления анализируемого или родственного ему слова с другими приставками или без нее (них).
4. Выделить суффикс(-ы), если имеется. Определить значение суффикса(-ов). Привести примеры других слов с данным(-и) суффиксом(-ами).
5. Выделить корень и охарактеризовать его (свободный или связанный). Доказать свою позицию путем подбора однокоренных слов.
Образец морфемного разбора
Задушевность
Задушевность□ – формообразовательная флексия, 3-го скл., ж.р.
Задушевность – основа непрерывная;
за- душевность;
-ость (знач.: абстрактности, отвлеченности понятия) ревн-ость, жадн-ость;
-евн (наличие признака того, что обозначено в производящей основе: имеющий душу) плач-евн-ый, дн-евн-ой;
-душ- душ-а, душ-евный о-душ-евленность (знач.: внутренний мир человека); корень – свободный.
Разбор слова по составу является основой для проведения словообразовательного анализа, который предполагает выяснение структуры слова с точки зрения современной словообразовательной системы, установление характера и значения составляющих его морфем, их связей и соотношений друг с другом, а также между производной и производящими основами. В основе словообразовательного разбора лежит принцип «ступенчатости» русского словообразования, при котором происходит последовательное «нанизывание» служебных словообразовательных морфем (в редких случаях - одновременное присоединение аффиксов). При этом слово словно представляет собой детскую пирамиду, для строительства которой ребенок один за другим нанизывает на штырь нужные детали, которых может быть очень много. Чтобы достать самую нижнюю часть пирамиды, ребенку нужно сначала убрать то, что находится сверху, иначе пирамида разрушится. Так же и в словообразовании: для того, чтобы определить производящую основу и способ образования слова требуется правильное построение словообразовательной цепочки (словообразовательного квадрата) без нарушения последовательности составляющих ее компонентов. При таком разборе словообразовательное движение осуществляется от производного слова к непроизводному (первичной основе). Так, анализируемое слово укротительница имеет следующий словообразовательный квадрат – укротительниц(а) → укротитель(□) → укроти(ть)→кротк(ий). При сравнении первого и второго членов словообразовательной цепи обнаруживается, что у слова укротительниц(а) производящей основой выступает -укротитель-(□), к которой при образовании нового слова прибавляется словообразовательный аффикс -ниц-, имеющий значение лица женского пола. Слово укротитель, в свою очередь, образовано от слова укротить, к основе которого -укроти-(ть) добавляется суффикс -тель- со значением «лицо, выполняющее действие, обозначенное в производящей основе», и, наконец, укротить представляет собой результат присоединения префикса у- (значение «характера действия»)- и аффикса -и- (значение «делать») к непроизводной основе -кротк-(ий). Последний компонент словообразовательного квадрата присоединяет одновременно две морфемы. Все способы, задействованные в словообразовательной цепочке – аффиксальные: суффиксальный, суффиксальный и префиксально-суффиксальный. Корневая морфема – свободная, имеет чередование т//тк//тч//щ (кротость, кроткий, кротчайший, укрощенный).
Словообразовательный разбор позволяет обнаруживать такие явления словопроизводства как различия между непроизводной, производной и производящей основами, а также изменения в составе слова в процессе исторического развития русского языка.
Схема словообразовательного разбора.
1.Восстановить словообразовательную цепочку (или словообразовательный квадрат).
2. Подобрать к исследуемому слову производящую основу (основы).
3. Указать средства словообразования.
4.Указать способ словообразования.
5.Указать процессы, сопровождающие словообразования (если имеются).
Примечание: при словообразовательном разборе исследуемое и производящее слова необходимо поставить в начальную форму. При этом надо помнить, что начальная форма для:
- причастий и деепричастий – инфинитив (обрадовавшись – обрадоваться);
- форм степеней сравнения прилагательных и наречий – положительная степень сравнения прилагательного или наречия ( важнейший – важный, лучше – хорошо);
- кратких форм прилагательного – полная форма прилагательного (смелый – смел, старый – стар).
Производящее слово при словообразовательном разборе также должно стоять в начальной форме, например: пришкольный – производящее слово школа (а не при школе).
Образец словообразовательного разбора
Задушевность
задушевность(□)→душевность(□)→душевн(ый) →душ(а);
производящая основа - -душевность-;
средства словообразования - за-;
способ словообразования - аффиксальный: префиксальный.
Так как процессы, сопровождающие словообразование, отсутствуют, то разбор считается оконченным.
Двухгодичные – двухгодичный
1. двухгодичный→ дв(а)+год(□);
2. производящие основы - -дв-, -год-;
3. средства словообразования - сложение основ и суффиксы -ух-,-ичн-;
4. способ словообразования – смешанный (сложение и суффиксальный);
5. процессы, сопровождающие словообразование, отсутствуют.
В данной статье нами были рассмотрены лишь некоторые трудные случаи, с которыми может столкнуть преподаватель, осуществляющий изучение курса «Словообразование» в школе и вузе. За пределами данной статьи осталось много интересных проблем, таких, например, как внесение в основу/вынесение за пределы основы формообразовательных суффиксов причастий, деепричастий, форм глаголов повелительного наклонения, форм степеней сравнения прилагательных, проблема интерфикса в современном словообразовании, специфика исторических изменений в морфемной структуре слова и др. Все эти вопросы в настоящее время особенно актуальны, так как от их решения зависит, насколько учащийся будет подготовлен к обязательному единому государственному экзамену по русскому языку (ЕГЭ) и с какой языковой базой он придет учиться в высшее учебное заведение.
Литература
Литневская Е.И. Принципы морфемного членения слова. – М., 2006.
Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: Учеб.пособие для филол.спец.ун-тов. – М.,1984.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М., 1985.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1990.
Предварительный просмотр:
Изменившиеся социально-экономические отношения в стране требуют от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жёсткой рыночной
конкуренции, сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
В последнее время наблюдается тенденция роста внимания к развитию воспитания. Концепция воспитательной системы школы построена как открытая система для реально действующих и потенциальных участников реализации Закона РФ «Об образовании».
Создание воспитательной среды в школе - непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа приобретает свое лицо. Деятельность классного руководителя является ключевым звеном воспитательной системы школы. Она обусловлена современной задачей, которую ставит перед собой общество: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
В школе необходимо создавать условия для развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, для занятий физической культурой и спортом. Деятельность должна строиться в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся. Такая организация обеспечивает взаимовлияние воспитательных структур школы и класса, а также расширяет круг педагогов, включенных в процесс воспитания.
К доминирующим направлениям деятельности относятся:
- гражданско-патриотическое и нравственное воспитание (через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, основ безопасности)
- тематические классные часы, способствующее осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;
- художественно-эстетическое развитие, способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, развитию умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;
- сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации;
- приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка, развитие системы получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей;
- физкультурно-оздоровительное направление
- кадровое обеспечение воспитательного процесса - создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания (через работу МО классных руководителей, педагогические советы и т.д.);
- методическое обеспечение воспитательного процесса.
создание системы аналитико-диагностического программирования воспитательного процесса;
- внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки;
- способствование инновационной деятельности;
- сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов;
- психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка,
- координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся в самореализации и самовыражении, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.
Движущие силы развития воспитательной среды.
Воспитательная среда не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития.
Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление
воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Однако интеграция
существует одновременно с противоположной тенденцией к дезинтеграции, к росту независимости различных элементов системы, нарушению взаимодействия между ними. Разрешение противоречия между интеграционными и дезинтеграционными процессами есть движущая сила развития воспитательной среды (Л. К. Гребенкина).
Интеграция, прежде всего, проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям, разрушении материальных элементов системы.
Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. В то же время система объективно сдерживает его автономность, ибо надо выполнять нормы, принятые в школе, функциональные обязанности и т.д. Причины неприятия учеником или учителем "образа школы" могут быть различны: девиантные привычки, невысокий уровень культуры, индивидуализм, эгоизм. В этом случае преодоление противоречия способствует устойчивости системы, так как человек подчиняется традициям, авторитету и т.д.
В другом случае, например наличие или появление в школе творческого, нестандартно мыслящего педагога или ребенка, дезинтегрирующий элемент стимулирует обновление системы. Наиболее ярко это противоречие проявляется во время этапов интенсивного развития системы, когда диапазон выбора видов и форм деятельности наиболее велик. В этом случае человек склонен подчиниться системе, ибо чувствует себя ее творцом. Развитие системы, таким образом, есть условие развития личности.
Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Эти объекты неспособны к развитию. Такое противоречие может сдерживать развитие системы (вторая смена, маленький актовый зал). В то же время коллективная работа по преобразованию материальной среды может иметь и конструктивное разрешение.
Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития
коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе становления системы
происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания
деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом
массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме -
субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.
Переход школы от казенного "учреждения" в состояние воспитательной системы, движение воспитательной системы от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит под руководством педагогов весь школьный коллектив. Успешность этой работы зависит прежде всего от характера управленческой деятельности, включающей в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы школы.
Взяв за основу богатейшие традиции и историю классического образования, коллектив школы должен поставить перед собой цель: создание и развитие воспитательной среды, способствующей самовыражению личности и ее становлению.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1
СООБЩЕНИЕ НА ШМО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
ТЕМА: «Создание и развитие воспитательной среды».
Выполнила:
Куратор заочной группы Вавилова О.А.
Павловский Посад
2010
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по литературе8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень).
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю в группах заочной формы обучения.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет минимальный набор сочинений.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
На развитие речи в рабочей программе выделяется 7 часов.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающегося, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели. Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового материала,
- урок повторения,
- урок систематизации и обобщения знаний,
- урок закрепления знаний и способов действий,
- урок контроля знаний.
Основным типом урока является комбинированный.
На уроках литературы используются такие виды занятий:
- практические занятия,
- тренинг,
- урок-консультация,
- устная и письменная контрольная работа;
- урок-зачет, итоговые собеседования.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
формы: устный опрос, тестирование;
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;
формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование;
Календарно-тематическое планирование уроков
Наименования разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | ||
Уроки | ||||
По плану | фактически | |||
ВВЕДЕНИЕ | 1 | |||
1 | Урок-беседа. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | 03.09.-07.09 | |
ТЕМА №1 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 2 | |||
2 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях: лирические песни, исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. | 1 | 03.09.-07.09 | |
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий | 1 | 10.09.-14.09 | |
ТЕМА №2 ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | 2 | |||
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). | 1 | 10.09.-14.09 | |
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | 1 | 17.09.-21.09 | |
ТЕМА №3 ЛИТЕРАТУРА VIII ВЕКА | 3 | |||
6 | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. | 1 | 17.09.-21.09 | |
7 | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении | 1 | 24.09.-28.09 | |
8 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1 - 2 произведений) | 1 | 24.09.-28.09 | |
ЗАЧЕТ №1 | ||||
ТЕМА №4 ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | 35 | |||
9 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | 1 | 01.10.-05.10 | |
10 | В.ч. И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова-журналиста, музыканта, писателя, философа | 1 | 01.10.-05.10 | |
11-12 | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева | 2 | 15.10-19.10 | |
13 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | 1 | 22.10-26.10 | |
14 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного 6-7 классах) | 1 | 22.10-26.10 | |
15 | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателе. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора | 1 | 29.10-02.11 | |
16 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы | 1 | 29.10-02.11 | |
17 | Р.р. Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. ОБУЧЕНИЕ УСТНОМУ РАССКАЗУ | 1 | 05.11-09.11 | |
18 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина | 1 | 05.11-09.11 | |
19 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | 12.11-13.11 | ||
19-20 | Р.р. Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к домашнему сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 2 | 12.11-13.11 19.11-23.11 | |
21 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | 1 | ||
22 | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в полвести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога | 1 | 26.11-30.11 | |
23 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного 6-7 классах) | 1 | 26.11-30.11 | |
24 | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы | 1 | 03.12-07.12 | |
25 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы | 1 | 03.12-07.12 | |
26 | Р.р. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри» | 1 | 10.12-14.12 | |
27 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Н. В. Гоголя (с обобщением изученного 5-7 классах) | 1 | 10.12-14.12 | |
28 | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников | 1 | 17.12-21.12 | |
29 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе | 1 | 17.12-21.12 | |
30 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление | 1 | 24.12-28.12 | |
31 | Р.р. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») | 1 | 24.12-28.12 | |
32 | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиньм лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества | 1 | 08.01-11.01 | |
33 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | 1 | 08.01-11.01 | |
34 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | 1 | 14.01-18.01 | |
35 | Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | 1 | 14.01-18.01 | |
36 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрина | 1 | 21.01-25.01 | |
37 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | 1 | 21.01-25.01 | |
38 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа | 1 | 28.01-01.02 | |
39 | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа | 1 | 28.01-01.02 | |
40 | В.ч. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | 1 | 04.02-08.02 | |
41 | Урок-беседа. А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | 1 | 04.02-08.02 | |
42 | В.ч. Рассказ А. П. Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе | 1 | 11.02-15.02 | |
ЗАЧЕТ №2 | ||||
ТЕМА № 5 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА | 16 | |||
43 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика | 1 | 11.02-15.02 | |
44 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле | 1 | 18.02-22.02 | |
45 | Р.р. «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | 1 | 18.02-22.02 | |
46 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению | 1 | 25.02-26.02 | |
47 | В.ч. Образ Родины в лирическом цикле А. А. Блока «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. Обучение выразительному чтению | 1 | 25.02-26.02 | |
48 | С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | 1 | 04.03-08.03 | |
49- 50 | Р.р.Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению | 2 | 04.03-08.03 11.03.-15.03 | |
51 | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | 11.03.-15.03 | |
52 | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | 1 | 18.03-22.03 | |
53 | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина | 18.03-22.03 | ||
54 | В.ч. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ирони повествование о прошлом и современности. Теффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни» | 1 | 25.03-29.03 | |
55 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | 1 | 25.03-29.03 | |
56 | Р.р. Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме А. Т. Твардовского | 1 | 01.04-05.04 | |
57 | Урок-практикум. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме | 1 | 01.04-05.04 | |
58 | В.ч. А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | 1 | 08.04-12.04 | |
СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 Г.Г. | 4 | |||
59 | Р.р. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») | 1 | 08.04-12.04 | |
60 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | 1 | 15.04-16.04 | |
61 | Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века» | 1 | 15.04-16.04 | |
62 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | 1 | 22.04-26.04 | |
ЗАЧЕТ №3 | ||||
ТЕМА № 6 ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 7 | |||
63-64 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта» | 2 | 22.04-26.04 29.04-03.05 | |
65 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | 1 | 29.04-03.05 | |
66- 67 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | 2 | 06.05-10.05 | |
68 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 1 | 13.05-17.05 | |
69 | В.ч. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 1 | 13.05-17.05 | |
70 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задания на лето | 1 | 20.05-24.05 | |
ЗАЧЕТ № 4 | ||||
ВСЕГО ЧАСОВ | 70 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» в 8 классе являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» полностью соответствуют Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен: знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
• изученные теоретико-литературные понятия; уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию; • выражать свое отношение к прочитанному; • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Формы контроля знаний, умений, навыков:
- целенаправленные устные и письменные пересказы,
- анализ художественного произведения по различным заданиям,
- мини-сочинение проблемного характера,
- сочинения разных жанров,
- сообщения, творческие работы, рефераты;
- устный опрос
- тестирование: развернутый ответ, выбор ответа;
- устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку 8 класса (заочная форма обучения) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю в группах заочной формы обучения.
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Русский язык представлен в рабочей программе как перечнем тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, так и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Рабочая программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в 8 классе.
Как и Примерная программа среднего (полного) общего образования, рабочая программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка, а также основы культуры речи, элементарные сведения по теории речевого воздействия, то есть целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения. Это содержание обучения является базой для развития речевой компетентности учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Цели обучения русскому языку на базовом уровне
Курс русского языка в 8 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Новизна данной программы состоит в том, что в ранее действовавшей программе определяющей, систематизирующей в содержании предмета являлась знаниевая составляющая, в этой рабочей программе она только один из компонентов содержания, в которое входят также коммуникативный и культуроведческий компоненты. Новизна и отличие данной программы от Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) состоит в следующем: учебный материал распределен по годам обучения, изменено количество часов на реализацию отдельных разделов курса.
Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря, грамматических средств, располагает неисчерпаемыми изобразительно-выразительными, стилистическими средствами. На русском языке созданы произведения художественной литературы, имеющие мировое значение. Наиболее тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку в 8 классе используются фрагменты изучаемых произведений художественной литературы для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи и предложений и частей текста, использование в тексте отдельных типов речи. Связь русского языка и литературы закреплена общими для этих предметов видами работ.
Одинаковые лингвистические понятия имеют место и в курсе изучаемого в школе английского языка.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового материала,
- урок повторения,
- урок систематизации и обобщения знаний,
- урок закрепления знаний и способов действий,
- урок контроля знаний.
Основным типом урока является комбинированный.
На уроках русского языка используются такие виды занятий:
- практические занятия,
- тренинг,
- урок-консультация,
- устная и письменная контрольная работа;
- урок-зачет, итоговые собеседования.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
формы: устный опрос, тестирование;
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;
формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка в 8 классе у учащихся должны сформироваться следующие общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; - приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Формы контроля знаний, умений, навыков:
- контрольный диктант;
- комплексный анализ текста;
- тесты;
- сочинение;
- устный опрос
- анализ фрагментов изучаемых произведений художественной литературы;
- письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование.
УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Алексеев Д. И., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Словарь сокращений русского языка. - М:. Русский язык, 1983.
- Агреенко Ф. Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. - М:. Русский язык, 2004г
- Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? - М:. Русский язык, 1982.
- Граудина Л. К., Ицкович В.А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. - М: Наука, 1976.
- Краткий словарь трудностей русского языка. - М:. Изд. Моск. университета, 1968.
- Лебедев Н.М.. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 2003.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М:. Книга, 1978.
- Словарь лингвистических терминов. - М:. Сов энциклопедия, 1966.
- Словарь-справочник. Трудности словоупотребления и варианты русского литературного языка. - Ленинград: Наука, 1973.
- Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР. - М:. Русский язык, 1981 -1984.
- Шанский Н. М. В мире слов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Александрова З. Е. Словарь синонимов - М:. Сов энциклопедия, 1969.
- Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М:. Сов энциклопедия, 1974.
- Баранов М.Т.. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2005.
- Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. - М:, Мартин, 2006.
- Вартанян Эд. Путешествие в слово. - М:. Сов. Россия, 1975.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М:, Русский язык, 1981-1982.
- Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Гослитиздат, 1957.
- Книга о русском языке./ Отв. редактор И. С. Ильинская. - Знание, 1969.
- Краткий словарь современных понятий и терминов. - М:, Республика, 1995.
- Краткий этимологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1971.
- Львов М. Р.Словарь антонимов русского языка. - М:. Русский язык, 1978.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М:, Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1953.
- Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? - Лениздат: 1963.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. - М:, Прогресс,
- Фразеологический словарь русского языка. - М:. Русский язык, 1978.
№ П./П. | Тема урока | Количество часов | Основные виды деятельнос- ти | Дата по плану | Фактическаядата |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССЕ. | 5 |
1. | Повторение общих принципов правописания. | 1 | Обобщение и систематизация знаний об основных языковых единицах. Восстановление и закрепление умений выполнять различные виды лингвистического разбора. | 03.09.-07.09 |
2. | Фонетика и графика. | 1 | Обобщение и систематизация знаний по фонетике, восстановление и закрепление умений правильного выполнения фонетического разбора | 03.09.-07.09 |
3. | Повторение темы «Лексика». | 1 | Обобщение и систематизация знаний по лексике и фразеологии, восстановление и закрепление основных понятий лексикологии | 10.09.-14.09 |
4. | Словообразование в русском языке. | 1 | Обобщение и систематизация знаний по морфемике и словообразования, восстановление и закрепление умений выполнять морфемный и словообразовательный разбор. | 10.09.-14.09 |
5. | Повторение сведений о морфологии. | 1 | Обобщение и систематизация знаний по морфологии, закрепление навыков лингвистического разбора | 17.09.-21.09 |
Тема №1. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. | 6 |
6. | Отличие словосочетания от предложения. | 1 | Определение грамматического строения словосочетаний | 17.09.-21.09 |
7. | Словосочетание в составе предложения. | 1 | Закрепление понятий о строении и значении словосочетаний | 24.09.-28.09 |
8. | Способы связи слов в словосочетаниях. | 1 | Закрепление понятий о строении и значении словосочетаний, определение способов связи в словосочетаниях. | 24.09.-28.09 |
9. | Согласование. Управление. Примыкание. | 1 | Закрепление понятий о способов связи в словосочетаниях. | 01.10.-05.10 |
10. | Особенности связи слов между подлежащим и сказуемым в предложении. | 1 | Выявление особенностей связи подлежащего и сказуемого. | 01.10.-05.10 |
11. | Самостоятельная работа с текстом. | 1 | Закрепление пройденного материала, самостоятельное выполнение заданий. | 01.10.-05.10 |
12. | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | 1 | Расширение представления учеников о подлежащем, его признаках и способах выражения, углубление знаний о синонимических связях языковых единиц. | 15.10-19.10 |
13. | Сказуемое. Повторение. Простое и составное сказуемое. | 1 | Расширение представления о сказуемом, его признаках, ознакомление с понятием простого глагольного сказуемого | 22.10-26.10 |
14. | Составное именное сказуемое. | 1 | Сформировать понятие о составном именном сказуемом, закрепление умения различать простое глагольное сказуемое «быть» с глаголом связкой «быть» в составном именном сказуемом | 22.10-26.10 |
15. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Углубление знаний о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым. | 29.10-02.11 |
16. | Второстепенные члены предложения. Прямое и косвенное дополнение. | 1 | Закрепление знаний о второстепенных членах предложения, расширение представлении о дополнение, способах его выражения | 29.10-02.11 |
17. | Определение. | 1 | Расширение представлений об определении. | 05.11-09.11 |
18. | Несогласованное определение. | 1 | Расширение представлений об определении. | 05.11-09.11 |
19. | Приложение как разновидность определения. | 1 | Расширение представлений об определении, формирование понятия об приложении. | 12.11-13.11 |
20. | Знаки препинания при приложении. | 1 | Расширение представлений об определении, формирование понятия об приложении. | 12.11-13.11 |
21. | Виды обстоятельств по значению. | 1 | Расширение представлений об обстоятельстве, ознакомление с основными видами обстоятельств. | 19.11-23.11 |
22. | Сравнительный оборот; знаки препинания при нём. | 1 | Расширить представлении об обстоятельстве, формирование понятие об обстоятельствах выраженных сравнительными оборотами. | 19.11-23.11 |
ЗАЧЕТ №1 Диктант с грамматическим заданием. |
ЗАЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ № 2. Тема №3 ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | 7 |
23. | Группы односоставных предложений. | 1 | Расширение представлений об о предложении, формирование понятий об односоставных предложениях . | 26.11-30.11 |
24. | Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определённо-личные предложения. | 1 | Расширение представлений об о предложении, формирование понятий об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым, об определенно личных предложениях | 26.11-30.11 |
25. | Неопределённо-личные предложения. | 1 | Сформировать понятие о неопределенно личных предложениях, нахождению их и выделению в тексте. | 03.12-07.12 |
26. | Безличные предложения. | 1 | Сформировать представлении о безличных предложениях и способах выражения сказуемого в этих предложениях. | 10.12-14.12 |
27. | Односоставные предложения с главным членом подлежащим. Назывные предложения. | 1 | Закрепление представления об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым. | 10.12-14.12 |
28. | Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. | 1 | Развитие речевой культуры учеников навыков описания картины, использованию односоставных предложений в творческих работах. | 17.12-21.12 |
29 Рр. | Тренировочные упражнения на умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. | 1 | Развитие речевой культуры учеников навыков описания картины, использованию односоставных предложений в творческих работах. | 17.12-21.12 |
ТЕМА №4 НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | 2 |
30. | Понятие о неполных предложениях. | 1 | Сформировать понятие о неполных предложениях, сферы их употребления | 24.12-28.12 |
31. | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. | 1 | Сформировать понятие о неполных предложениях, сферы их употребления | 24.12-28.12 |
ЗАЧЕТ № 2 |
ЗАЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ № 3. ТЕМА № 5 ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | 8 |
32. | Однородные члены предложения связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. | 1 | Закрепление изученного об односоставных и неполных предложениях, углубление представлений об однородных членах. | 08.01-11.01 |
33. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Углубление представлений об однородных членах, закрепление навыков узнавания их в тексте графического их изображения. | 08.01-11.01 |
34. | Ряды однородных членов предложения. | 1 | Углубление знаний об однородных членах, связанных сочинительными союзами. | 14.01-18.01 |
35. | Запятая и точка с запятой между однородными членами. | 1 | Восстановление знаний учеников об обобщающих словах при однородных членах, углубление и расширение знаний по теме. | 14.01-18.01 |
36. | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | Восстановление знаний учеников об обобщающих словах при однородных членах, углубление и расширение знаний по теме. | 21.01-25.01 |
37. | Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложении. | 1 | Восстановление знаний учеников об обобщающих словах при однородных членах, углубление и расширение знаний по теме | 21.01-25.01 |
38. | Вариативность постановки знаков препинания. | 1 | Восстановление знаний учеников об обобщающих словах при однородных членах, углубление и расширение знаний по теме | 28.01-01.02 |
39. | Контрольный диктант № 2. | 1 | Проверка знаний, закрепление навыков лингвистического разбора. | 28.01-01.02 |
ТЕМА №6 ОБРАЩЕНИЯ, ВВОДНЫЕ СЛОВА И МЕЖДОМЕТИЯ. | 9 |
40. | Распространённое обращение. | 1 | Сформировать понятие об обращении и его роли в предложении, развитие пунктуационных навыков. | 04.02-08.02 |
41. | Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 | Сформировать понятие об обращении и его роли в предложении, развитие пунктуационных навыков. | 04.02-08.02 |
42. | Вводные слова. | 1 | Закрепление умений находить вводные слова и предложения в тексте, ознакомление с ролью междометий в предложении | 11.02-15.02 |
43. | Вводные предложения. | 1 | Закрепление умений находить вводные слова и предложения в тексте. | 11.02-15.02 |
44. | Междометия в предложении. | 1 | Ознакомление с ролью междометий в предложении | 18.02-22.02 |
45. | Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. | 1 | Закрепление знаний об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях | 18.02-22.02 |
46. | Одиночные и парные знаки препинания. | 1 | Закрепление знаний о одиночных и парных знаках препинания. | 25.02-26.02 |
47. | Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. | 1 | Ознакомление с ролью вводных слов, междометий и обращений в предложении. | 25.02-26.02 |
48. Рр. | Изложение по отрывку художественного произведения к Дню Победы. | 1 | Развитие навыков письменного изложения текста, развитие творческих способностей учеников. | 04.03-08.03 |
ЗАЧЕТ №3 |
ЗАЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ № 4. ТЕМА №7 ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. | 8 |
49. | Обособленные определения. | 1 | Повторение правил образование причастий, закрепление пунктуационных навыков, развитие навыков выразительного чтения. | 04.03-08.03 |
50. | Обособленные приложения. | 1 | Сформировать понятие об обособленных членах предложения, ознакомление с обособленными определениями и приложениями, развитие навыков выразительного чтения. | 11.03.-15.03 |
51. | Обособленные обстоятельства | 1 | Углубление представлений об обособление обстоятельств, объяснить различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными. | 11.03.-15.03 |
52. | Уточнение как вид обособленного члена предложения. | 1 | Закрепление понятий об обособлении уточняющих членов предложения | 18.03-22.03 |
53. | Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. | 1 | Развитие навыков обнаружения их в устной речи и тексте, формирование понятия о разделительных и выделительных знаков. | 18.03-22.03 |
54. | Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. | 1 | Совершенствование навыков лингвистического анализа. | 25.03-29.03 |
55 Рр. | Анализ текста. Упражнение на замену предложений с обстоятельственными членами их синтаксическими синонимами и наоборот. | 1 | Совершенствование навыков лингвистического анализа, письменного изложения текста. | 25.03-29.03 |
56. | Контрольный диктант № 3. | 1 | Проверка знаний по темам «Обособленные члены предложения», «Уточняющие члены предложения | 01.04-05.04 |
ТЕМА №8 ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. | 9 |
57. | Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. | 1 | Углубление понятия «прямая речь», выработка навыков постановки знаков препинания. | 01.04-05.04 |
58. | Способы передачи чужой речи. | 1 | Закрепление знаний о способах передачи чужой речи, закрепление пунктуационных умений и навыков. | 08.04-12.04 |
59. | Слова автора внутри прямой речи. | 1 | Закрепление знаний о способах передачи чужой речи, закрепление пунктуационных умений и навыков. | 15.04-16.04 |
60. | Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | 15.04-16.04 |
61. | Косвенная речь. | 1 | Ознакомление с понятием косвенной речи, со структурой предложений с косвенной речью, объяснение отличий предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью | 22.04-26.04 |
62. | Цитата. Знаки препинания при цитировании. | 1 | Углубление знаний о сферах применения прямой и косвенной речи, обучение правил правильно цитирования. | 22.04-26.04 |
63. | Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. | 1 | Закрепление знаний о способах передачи чужой речи, закрепление пунктуационных умений и навыков. | 29.04-03.05 |
ЗАЧЕТ №4 |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В 8 КЛАССЕ. | 7 |
64. | Синтаксический разбор простого двусоставного предложения. | 1 | Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание. | 29.04-03.05 |
65. | Разбор односоставного предложения. | 1 | Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание. | 06.05-10.05 |
66. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание. | 06.05-10.05 |
67. | Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. | 1 | Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание. |
68. | Предложения с обособленными членами предложения. | 1 | Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание. | 13.05-17.05 |
69. | Предложения с прямой речью. Знаки препинания при цитировании. | 1 | Повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинание. | 20.05-24.05 |
70. | Итоговый контрольный диктант. | 1 | Повторение, закрепление пройденного, проверка знаний. | 20.05-24.05 |
ВСЕГО ЧАСОВ | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Занимательный русский язык: звуки и буквы. Выступление Красильниковой С. В.
Занимательный материал к уроку русского языка....
План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год
Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казанина 2015-...
План работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани на 2015-2016 учебный год
Представлен план работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Школа №71 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Каза...
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Повторение темы "Имя числительное" с презентацией. Учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа-гимназия № 3" г.Армянска Баталова Светлана Викторовна
Урок обощения темы "Имя числительное" на основе краеведческого материала...
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы "Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы как средство повышения мотивации"
laquo;Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся»Ратынская Нина Александровна,учитель р...
План работы учителя-наставника с молодыми учителями русского языка и литературы сельских школ
План работы с учителями русского языка и литературы сельских школ, которые могут выезжать для консультаций с методистом, наставником на осеннюю, зимнюю сессии....