Доклад на тему «Активные методы обучения как средство формирования общих компетенций на уроках литературы»
учебно-методический материал по литературе на тему
Доклад на тему
«Активные методы обучения как средство формирования
общих компетенций на уроках литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metody.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суховская средняя общеобразовательная школа
Доклад на тему
«Активные методы обучения как средство формирования
общих компетенций на уроках литературы»
подготовила
учитель русского языка и литературы
МБОУ Суховской СОШ
Троцюк Ольга Леонидовна
Активные методы обучения как средство формирования
общих компетенций на уроках литературы
Литература- учебная дисциплина, которой принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающегося. Курс данной учебной дисциплины строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Приобщение к богатствам отечественной художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
На вводных уроках я знакомлю обучающихся с перечнем выдающихся произведений художественной литературы. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-Выразительное чтение.
-Различные виды пересказа.
-Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
-Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Главная задача на урокам литературы – воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи, совершенствование навыков этичного межличностного общения. Не секрет, что большинство занятий по литературе проходят по традиционным технологиям (изложение нового материала в основном осуществляется только в форме рассказа или объяснения в зависимости от особенностей материала). Лекция рассчитана на активную позицию учителя, а инициативность со стороны обучающихся практически отсутствует. Как я решаю эту проблему?
- При изучении и анализе объемных литературных произведений даю обучающимся тематические блоки текста, которые впоследствии способствуют быстрому восстановлению содержания текста. Приведем пример такого плана содержания произведения М. Горького «На дне».
1 .Утро в ночлежке. Обычные дела ее постоянных обитателей.
2. Приход старца Луки.
3. Сестры Василиса и Наташа дерутся из-за Васьки Пепла.
4. Лука разговаривает с обитателями ночлежки.
5. Василисе предлагают убить мужа.
6. Скандал в семье Костылевых.
7. Ночлежники вспоминают о Луке
8. Речь Сатина о человеке.
9 .Самоубийство Актера
- Главное правило урока литературы: невозможно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Для формирования познавательной активности обучающихся на уроках использую проверочные работы, которые создают положительный мотивационный настрой на изучение темы(мотивация на осознанное чтение), повышают познавательный интерес к ее восприятию, раскрывают практическую значимость, позволяя обучающимся самим сделать верный вывод. Приведу разные варианты проверочных работ:
Проверочная работа N 1
Задание: Прочитайте план по пьесе «На дне», текст пьесы, распределите героев на группы: 1 - люди «дна», 2 - хозяева жизни, 3 – странник
Проверочная работа N 2
Задание: Прочитать текст, ответить письменно на вопрос: «Что привело в ночлежку его обитателей?»
Сатин (действие 3), Барон (действие 4), Клещ (действие 1), Актер (действие 2), Васька Пепел (действие 2), Бубнов (действие 3).
Обучающиеся записывают обобщенные характеристики героев в своих тетрадях, которые используют в дальнейшем при ответах на уроке как конспектом.(Результат выполненных работ осуществляется путем взаимопроверки)
- Если говорить, например, об изучении"Мастера и Маргариты",то в качестве мотивации к осознанному чтению предлагаю заполнить таблицу, в которой герои соответствуют трем мирам .
- С целью осознанного чтения лирического произведения прошу определить тему стихотворения(Подсказки содержания тем содержатся в опорном конспекте)
- Для меня урок литературы — это, прежде всего, общение, совместная деятельность на творческой основе, поэтому я иду к ребятам не только с темой, но и с проблемой, которую они должны решить. Так целью разработки одного из уроков литературы с элементами коммуникативного обучения явилось выявление позиции героев пьесы по отношению к вопросу о правде. Создав проблемную ситуацию, я побудила обучающихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова. У нас образовалось три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова. Все выступления проходили по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученика от каждой группы. Первый представляет героя, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста. Очень часто кульминация занятия строится на элементах дискуссии. Дискуссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии периодически не приходили в итоге к согласию, они определенно достигали в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания. Таким образом, нестандартные уроки литературы способствуют развитию и закреплению таких навыков: работа в группе, работа в паре, публичное выступление, умение отстаивать свою точку зрения, а также улучшают коммуникативные умения.
Обучение литературе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний, умений, навыков, а как процесс речевого, духовного развития. Потому задачи определяются с позиций компетентного подхода. При этом под компетенцией понимают сумму знаний и умений, и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе речевые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"
Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....
презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 2
Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....
презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 3
Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....
Доклад "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"
В докладе говорится о том,что для формирования этой компетенции и тех частных элементов, которые определяют её содержание, необходимо по - новому взглянуть на систему методов и приемов, организующих д...
Интерактивные методы обучения,как средство формирования ключевых компетенций на уроках иностранного языка
Об основных методических инновациях, связанных с применением интерактивных методов обучения....
мастер класс на тему "Активные методы обучения как средство формирования функциональной грамотности"
Использование метода фокальных как средство формирования функциональной грамоности. Главная цель МФО - научить находить идеи, необычные, нестандартные решения. Дает возможность посмотреть на ситуацию ...
Активные методы обучения как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся
В статье речь идет о формах активизации учебной деятельности: проблемных и поисковых ситуациях, коллективных формах решения творческих проблем, дидактических играх....