Технологическая карта урока в технологии развития критического мышления (ТРКМ) .Тема: "Нравственная сила и человечность героя"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
В страстной привязанности к Муму раскрылась простая, непосредственная и сильная душа Герасима. Писатель показал, что крепостные крестьяне, даже такие неразвитые и наивные, как Герасим, способны разнообразно и глубоко чувствовать, переживая свое тяжкое горе и небольшие редкие радости. Они способны на сильную, самоотверженную любовь, трогательную и бескорыстную преданность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока (И. С. Тургенев "Муму") | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
в технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Тема: «Нравственная сила и человечность героя»
Задачи:
- обучающие: изучить материал учебника, выполнить самостоятельное исследование по проблеме: «Как определить нравственную силу и человечность героя»; развивать навыки написания сочинения – рассуждения.
- развивающие:
-стремление расширять свой кругозор;
- навыки аргументировано высказывать свою точку зрения;
- навыки критического мышления при усвоении информации;
Способствовать активизации познавательных способностей.
- воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе.
Оборудование :учебники, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Планируемые результаты:
личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме, определять свою позицию, связанную с заданной проблемой
метапредметные:
познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, объяснять языковые явления , процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний;
регулятивные : адекватно оценивать свою деятельность, определять лично значимую цель в рамках учебной темы;
коммуникативные: адекватно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки работы в паре, участвовать в диалоге;
предметные : научиться определять как раскрываются духовные и нравственные качества героя
Этап технологии ТРКМ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Умения |
Вызов Осмысление содержания Рефлексия деятельности | 1.Мотивация к деятельности А) Организационный момент Б) Актуализация Знаний В) Самоопределение к деятельности Учебно – познавательная деятельность (обучение) Учебно – познавательная деятельность (диагностика освоения материала) Интеллектуально – преобразовательная деятельность Рефлексия состояния Домашнее задание | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Проверка домашнего задания Предлагает учащимся проблемную ситуацию: К вам в гости пришли знакомые с детьми. Вы готовитесь к уроку литературы по произведению И. С. Тургенева «Муму». Гости задают вопрос: «Почему Герасим утопил собаку, почему не ослушался барыни?» О чем нужно, чтобы объяснить, почему Герасим был вынужден утопить собаку? Зачем вам нужно изучать эту тему? Корректирует тему урока. Организует обсуждение проблемы. 1.Исходя из темы урока («Нравственная сила и человечность героя»), давайте сформулируем его главную цель: чему вы должны научиться к концу урока? Конечно, определять нравственную силу и человечность героя, что крепостное право уродует людей, калечит их души. 2.Предлагает обратиться к учебнику (стр.217 – 219) за теоретическими сведениями по данной проблеме. 3.Организует подведение итогов по составлению плана рассказа: - крепостное право на Руси (историческая справка) - почему Герасим подчиняется барыне? Почему он принимает решение самому «уничтожить» Муму? Почему не ушел с ней в деревню. (Герасим не может ослушаться барыню : так устроен мир, в котором он живет. Он понимает, что «людишки» не пощадят собаки. Ему хватает мужества взять на себя этот грех). Какую роль играет пейзаж в конце рассказа? ( Пейзаж появляется впервые. Герасим возвращается из мира лжи в мир естественности, и природа принимает его в свои объятия ). 4.Предъявляет задание: письменно ответить на вопросы. 1. Как автор относится к герою? 2. Чем Герасим отличается ото все героев рассказа? 3.Против чего протестует Герасим своим уходом? Проверяет задание. Предъявляет задание из упражнения учебника (224). 1.Почему рассказ назван «Муму?» 2.Главный герой рассказа – немой Герасим. Каковы черты его характера. Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из текста произведения. Предъявляет самостоятельное задание, ходит между рядами с целью проверки освоения материала. А) Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Б) Тургенев в рассказе «Муму» запечатлел человека , не сломленного крепостническим гнетом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Предлагает вернуться к заданию, данному в начале урока, и проверить освоение материала, делая при этом пометы – объяснения: Почему же Герасим выполняет волю вздорной барыни? Он человек подневольный и , как всякий крепостной , должен беспрекословно выполнять барский приказ убить Муму, он лишился последнего, что ему было дорого. Герасим бунтует, уходит из города, от барыни, возвращается в родную деревню. Когда Герасим утопил своего друга, то утопил в себе рабство. Он был «как заяц», стал «как лев». Автор находит сравнение для героя: « Как лев выступал он сильно и бодро, подчеркивая свойственные царю зверей гордость, достоинство, отвагу. Организует поведение итогов урока. Раздает учащимся индивидуальный рефлексивный лист: Мне ___ урок, потому что ____. Я оцениваю свою работу ___ , так как _____ . Предъявляет учащимся написать сочинение – рассуждение на тему : «Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева «Муму».
| Приветствие учащихся. Готовность к уроку Пересказ эпизодов: «Герасим спасает щенка; «Муму в доме барыни;»(по вариантам). Учащиеся предлагают свое видение проблемы урока, обсуждают в парах варианты ответа. Отвечают на вопросы. Обсуждают в парах варианты ответов. Формулирует цель урока Читают текст и самостоятельно составляют план. Участвуют в обсуждении, отвечая на вопросы Выполняют задания в парах с комментированием Обсуждают задание в парах Выполняют задание самостоятельно, проверяют друг у друга в парах, выставляют оценки. Учащиеся, основываясь на полученные знания, объясняют, как определить? Заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают учителю Записывают домашнее задание в дневники, воспринимают его и уточняют для успешного выполнения. | Личностные: определять потребности в изучении учебной темы; проявлять интерес к поставленной проблеме. Познавательные: самостоятельно формулировать тему урока, восстанавливать информацию ранее изученного Коммуникативные: представлять адекватные ответы на поставленные вопросы. Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания. Личностные: проявлять интерес к учебным заданиям, готовность к сотрудничеству. Познавательные: Структуировать информацию и составлять план; Устанавливать причинно – следственные связи. Коммуникативные : формировать умения слушать и понимать учителя и своих одноклассников; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; участвовать в диалоге. Регулятивные: формулировать цель деятельности, устанавливать последовательность действия. Вносить коррективы в ошибочные суждения, принимать учебные задачи для коллективного обсуждения и самостоятельного решения Предметные: узнавать новое – крепостное право на Руси, отмена, последствия, реформы. Личностные: проявлять позитивное отношение к своим одноклассникам. Регулятивные: преодолевать затруднения по выполнению заданий. Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Предметные: использовать полученные знания на практических примерах. Личностные : осознать успешность своей деятельности. Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные : принимать учебную задачу для самостоятельного решения Регулятивные : принимать учебную задачу для самостоятельного решения; планировать свое дальнейшее развитие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»
Согласно требованиям ФГОС каждый учитель должен уметь составлять технологическую карту урока. Данная карта разработана творческой группой нашей школы: Тучиным А.И., Репиной Е.А., Русаковой Л.В., Смоля...
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания
P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...
Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.
В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...
Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)...
Использование приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке математики
В данной статье рассмотрены приёмы технологии развития критического мышления на уроке математики, направленные на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информа...
ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) В СИТУАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Представляемая статья посвящена современной и актуальной проблеме. Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Обучение в любом учебном заведении - это ...
Разработка урока по теме "Вирусы" для 9-11 классов с использованием Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Актуальность темы на сегодняшний день бесспорна. Для лучшего понимания и усвоения материала, детям нужно предоставить возможность самостоятельного осмысления и формулировки полученных знаний. Раб...