Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал по истории на тему

Юрова Светлана Валерьевна

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения

на уроках истории и обществознания

(из опыта работы учителя истории и обществознания

Юровой Светланы Валерьевны)

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по данной технологии материалов дали мне возможность определить основы конструирования уроков с использованием приемов ТРКМ.

В данной работе представлен опыт использования приемов технологии развития критического мышления при чтении и письме на уроках истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ)

 в системе развивающего обучения

на уроках истории и обществознания

(из опыта работы учителя истории и обществознания

Юровой  Светланы  Валерьевны)

ВВЕДЕНИЕ          

Образование и воспитание на современном этапе развития общества в России ориентировано на ребенка, развитие его творческих способностей, стремления к самопознанию и самореализации. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» задачей российской школы провозглашается «выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе».

Официальным приоритетом в развитии школьного образования стал личностно ориентированный подход. Современная школа уходит от моделей прошлого века. Появляется много новых развивающих образовательных технологий, призванные активизировать и интенсифицировать познавательную деятельность детей, учитывая и используя закономерности развития, уникальность личности каждого (7, с.63). Знания в развивающем обучении становятся не конечной целью обучения, а средством развития учащихся и формирования высокого уровня компетентности, необходимого для нормального функционирования в обществе.

Очевидно, начальное и главное назначение урока – организовывать активный познавательный процесс ученика, стимулировать его, направлять и развивать (1; 14). На основании субъектно-деятельностного характера развивающего обучения необходимо, чтобы ученик приложил личные усилия к целеполаганию, планированию, организации и анализу учебной деятельности, взаимодействуя при этом с другими учениками, сталкиваясь с проблемными ситуациями, отстаивая свою позицию, соглашаясь с более убедительной, обобщая и делая выводы. Чтобы стать теоретически и практически компетентным, учащемуся нужно совершить «двойной переход: от знака (информации) к мысли, а от мысли к действию, поступку» (2; 91).

Необходимость реализации целей и задач исторического и обществоведческого образования в условиях развивающего обучения поставили передо мной проблемную ситуацию,   как сделать так, чтобы все были вовлечены в урок,  как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически  анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы. Учитывая, что на уроках истории и обществознания мы имеем дело с массой информации, которую необходимо узучить и переработать в соответствии с заданием, для повышения эффективности образовательного процесса и максимальной самореализации учащихся я обратилась к технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по данной технологии материалов дали мне возможность определить основы конструирования уроков с использованием приемов ТРКМ.

В данной работе представлен опыт использования приемов технологии развития критического мышления при чтении и письме на уроках истории и обществознания.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая  собственный выход  из

сложившейся ситуации,  ученик действительно думает.  Фокусирование  

на  проблемах стимулирует природную  любознательность  

учеников и побуждает их к критическому мышлению.

Джон Дьюи

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» известна в России с 1997 года. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского. А вот непосредственными авторами РКМЧП являются американские педагоги К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл. Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости. С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. (8) Под критическим мышлением подразумевается, по определению И.О.Загашева и С.И.Заир-Бека, «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Технология развития критического мышления представляет одну из возможных моделей интегративной технологии развивающего обучения, которая решает проблему интеграции различных систем обучения, и имеет следующие  деятельностные основания:

1) в ней рассматривается включение ученика в активную познавательную деятельность как инструмент для формирования новых способностей;

2) изменение функций участников учебного процесса: учитель в новых условиях выполняет функцию управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе;

3) ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования способностей учащихся к учебной деятельности;

4) отношения учитель-ученик развиваются на основе педагогики сотрудничества.

Целевые ориентации:            

 - воспитание готовности к саморазвитию;

- формирование мышления через обучение деятельности, а именно: самоопределению, самореализации (осознанно строить деятельность по достижению цели), рефлексии (оценивать собственную деятельность и ее результаты).

- формирование системы общечеловеческих ценностей и ее проявлений в личных качествах;

- формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний. (7)

Основным механизмом реализации целей и задач деловой игры в рамках развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.

Основные положения технологии предполагает следующие задачи обучения школьников на уроках истории и обществознания:

  • научить учиться и мыслить критически
  • научиться работать с текстом научным, художественным, иными источниками информации
  • создавать собственные творческие письменные работы
  • при встрече с новой информацией уметь рассматривать ее вдумчиво и критически
  • представлять новые идеи с разных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.  

Представим эту структуру в виде таблицы:

стадия

(фаза)

функция

деятельность

учителя

деятельность

учащихся

возможные

приемы и методы

1.   вызов

Мотивационная

(побуждение интереса

к работе с новой

 информацией,

стимулирование

интереса  к теме).

Информационная 

(вызов

«на поверхность»

 имеющихся  знаний

по теме.

Коммуникационная

(бесконфликтный

 обмен  мнениями).

Направлена на вызов у 

учащихся уже имеющихся знаний

по изучаемому

вопросу,

активизацию их деятельности,

мотивацию

к дальнейшей

работе

Ученик «вспоминает»,

что ему

известно по

изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию

до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет

получить ответы

Составление списка

«известной информации»:

рассказ-предположение

 по ключевым словам;

систематизация

материала

(графическая):

кластеры, таблицы;

Мозговой штурм,

рисунки,

верные и неверные утверждения;

перепутанные

логические цепочки,

таблица «знаю-

хочу узнать-узнал»

информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

2.

осмысление содержания

Информационная

(получение новой

информации по теме).

Систематизационная

 (классификация

полученной информации

по категориям знаний).

Мотивационная 

(сохранение интереса

к изучаемой теме).

Направлена на сохранение интереса к теме

при непосредственной

работе с новой информацией, постenенное продвижение от

знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает)текст, используя предложенные учителем

активные методы чтения,

делает пометки на полях или ведет записи по  мере смысления новой

информации

Методы активного

чтения: маркировка с использованием

 значков «V», «+»,

«-», «?» (инсерт);

ведение различных записей типа двой-

ных дневников,

бортовых журналов; денотатный граф,

«Шляпы», поиск

ответов  на поставленные

ранее вопросы,  «Зигзаг», Фишбоун (рыбный скелет)

на стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст учебника и\или источников, фильм, лекция). Работа ведется индивидуально, в парах или группах

3. рефлексия

Коммуникационная

(обмен  мнениями

о новой информации)

Информационная

(приобретение

 нового знания)

Мотивационная

(побуждение к

дальнейшему расши-

рению информацион-

ного поля)

Оценочная

(соотнесение новой

информации и имею-

щихся  знаний,

выработка собст-

венной позиции,

 оценка процесса)

Учителю следует:

вернуть учащихся к

первоначальным записям-предположениям;

внести зменения,

дополнения;

дать творческие, исследовательские или

практические задания на основе изученной

информации

Учащиеся соотносят

«новую» информацию

 со «старой», используя

знания, полученные

на стадии осмысления

содержания

Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-ледственных

связей между блоками информации. Возврат

к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на постав-ленные вопросы. Составление «толстых»

и «тонких» вопросов.

Организация устных и письменных

круглых столов, дискуссий, дебатов

Текст с ошибками.

Эссе. Синквейн.

Таблица «знаю-

хочу узнать-узнал»

Осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Большинство приемов, представленных в технологии, существовали разрозненно в рамках иных технологий. Объединение и структурирование приемов для формирования критического мышления дает высокие результаты в процессе обучения.

Особенность технологии еще и в ее универсальности для разных возрастов и предметов, она приемлема для любой программы.  Поскольку основной акцент делается на личный опыт и предшествующие знания, уроки такого типа и отдельные приемы могут использоваться в разных классах.

Работа по технологии развития критического мышления приносит свои результаты:  

повышается  мотивация в изучении истории и обществознания,

повышается качественный уровень обученности по предмету,

накапливается материал для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию, требующих демонстрации умений работы с текстом и написания эссе;  

развиваются общие учебные умения и навыки, такие как:

  • навык внимательного чтения;
  • умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;
  • умение вычленять противоречия;
  • умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;
  • умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре,  вести полемику;
  • умение планировать текущую и перспективную учебную работу,
  • организовать себя на выполнение поставленных задач, умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

развиваются следующие качества ученика:  

  • готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании);
  • гибкость (восприятие идей других);
  • настойчивость (достижение цели);  
  • готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
  • осознание ( отслеживание хода рассуждений);
  • поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний).

Результаты: критичность мышления по поводу своего субъектного опыта.

2. ПРИЕМЫ ТРКМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

КЛАСТЕРЫ («гроздья»)

Кластер, как графическое оформление смысловых единиц текста в виде грозди, используются на стадии вызова для актуализации знаний, систематизации известной информации и изучаемой на уроке, для рефлексии.

При изучении темы «Древнегреческая цивилизация» по Всеобщей истории в 10 классе, рассматривая вопрос «Природные условия как «вызов» природы и «ответ» греческой цивилизации», предлагаем учащимся выделить характеристики природных и географических условий Греции. Учащиеся предлагают такие характеристики, как теплый климат, горы, моря, мелкие речки, мало плодородных земель. Распределяем характеристики вокруг основной темы.

Следующим шагом будет обсуждение вопроса о занятиях населения Древней Греции, которым способствовали выделенные ранее характеристики. Продолжается работа и на стадии осмысления содержания: по ходу работы с текстом вносятся дополнения в кластер.

По составленному кластеру делаем вывод: особенности древнегреческой цивилизации (колонизация, мореплавание, развитие ремесла и торговли). Продолжаем работу по осмыслению материала с данными смысловыми единицами.

Первый урок по истории России в 10 классе «Введение в историю России» при анализе факторов, оказавших влияние на Российскую цивилизацию, выделяем направления для анализа географического положения и природных условий нашей территории, начинаем оформлять кластер.

На стадии осмысления содержания обращаемся к трудам Ключевского В.О.(выдержки из: Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.): учащиеся  анализируют, систематизируют материал по роли и значению каждого из факторов в формировании Российской цивилизации, дополняем кластер, устанавливаем причинно-следственные связи между отдельными гроздями.

 Использование приема кластеров эффективно на уроках истории по темам: «Внешняя политика России/СССР» (на разных этапах), где смысловыми блоками выступают направления внешней политики.

На уроке «Крещение Руси: цивилизационная альтернатива» (10 класс) в основе гроздей варианты религий  (язычество, ислам, иудаизм, христианство: православие, католичество).

При изучении истории отдельных стран или конкретного периода истории России используем такие смысловые единицы для оформления кластера, как внутренняя политика, экономика, социальная сфера, внешняя политика. На этапе осмысления содержания систематизируем материал по данным единицам. Активно используем кластеры и на уроках обществознания.

ВЕРНЫЕ и НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Стадию вызова на уроке эффективно осуществляем используя для активизации знаний и осмысления информации прием «верные и неверные утверждения».  Для повышения интереса проводим такую работу в виде игры «Блеф-клуб».

Например, на уроке Всеобщей истории в 10 классе по теме «Средневековый город» предлагаем учащимся следующие вопросы:

1. Верите ли вы, что возникновению и росту городов способствовали успехи в сельском хозяйстве?

2.Верите ли вы, что города чаще всего возникали у стен больших монастырей и замков феодалов?

3. Верите ли вы, что города играли важную роль в политическом развитии Западной Европы?

4. Верите ли вы, что средневековые города способствовали изменению феодального уклада средневековой Европы?

Предлагаем ответить на вопрос: « Каких аспектов средневекового города касались вопросы?», таким образом учащиеся выходят на целеполагание и составление плана урока.

Урок в 7 классе по теме «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века» начинаем с вопросов:

1. Верно ли, что мануфактуры в России  возникли в XVII веке?

2. Верно ли, что до Петра 1 с населения не брали налогов?

3. Верно ли, что в XVIII веке возникло много ярмарок?

4. Верно ли, что специализация районов наметилась и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве?

Задаем вопрос: «Что объединяет вопросы?», выходим на тему урока.

При изучении вопроса «Состояние экономике после Первой мировой войны» на уроке в 9 классе по теме «Мировая экономика в 20-30-е годы XX века» используем вопросы :

1. Веришь ли ты, что одним из итогов 1 мировой войны стал сильнейший экономический кризис, который разразился после ее окончания?

2. Веришь ли ты, что 1 мировая война способствовала превращению США в безусловного лидера мировой экономики?

3. Веришь ли ты, что после войны активно развиваются новые отрасли: цветная металлургия, электротехническая и химическая промышленность?

4. Веришь ли ты, что Советская Россия после окончания войны была исключена из мировой системы экономических отношений?

5. Веришь ли ты, что репарации от Германии оказали большую роль в восстановлении европейских стран?

Для вызова знаний используем задания из рабочих тетрадей, в частности представлены такого вида задания в тетрадях к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец 16-18 век. 7 класс».

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Во время мозгового штурма на стадии вызова предлагаем учащимся подобрать ключевые слова, слова-ассоциации по предложенной теме или понятию, по которым можно придумать рассказ или расставить в определенной последовательности (провести ранжирование), на стадии осмысления искать подтверждения своим предложениям.

Данный прием широко используем на уроках обществознания. Например, уже на первом уроке по обществознанию в 8 классе «Введение», предлагаем записать ассоциации к слову «обществознание».

На следующем уроке в 8 классе «Что делает человека человеком», рассматривая вопрос «Отличия человека от других живых существ», учащиеся называют признаки человека.

На уроке в 9 классе «Свобода совести» в ходе мозгового штурма определяет причины религиозных конфликтов, на доске и в тетрадях появляется паутина религиозных конфликтов.

ИНСЕРТ

Инсерт – один из приемов активного чтения, характеризующийся маркировкой текста значками v,  +, -, ?, которые учащиеся ставят на полях текста, после этого заполняют таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Технологический прием «ИНСЕРТ» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.

Например, используем данный прием на уроке обществознания в 9 классе по теме «Труд и собственность» при изучении вопроса о трудовых правоотношениях. Целесообразность применения приема обусловлена наличием у детей некоторых знаний, невсегда верных, о нормах трудового права. Рассмотрение результатов работы, озвучивание всех граф таблицы, и в особенности  графы «?», помогает выйти на новые источники информации.

Эффективен прием на уроках истории второго концентра в 10-11 классах, когда у учащихся создается впечатление повтора. Используя наряду с материалом учебника источники, учащиеся систематизируют материал, выделяя тот, который они знали, и новую информацию. Я использовала прием ИНСЕРТ при изучении в 10 классе тем «Татаро-монгольское нашествие на Русь», «Северная война» и др.

ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ

В 9 классе на уроке по теме «От войны к миру» на основе рассказа учителя и работы с текстами составляем денотатный граф. В качестве ключевого слова выделяем «Версальско-вашингтонская система», выделяем глаголы, которые помогут раскрыть ключевое слово. Дробим ключевое слово по мере построения графа на слова-веточки. В итоге получается следующий алгоритм:

Версальско-Вашингтонская система

изменила

опиралась

закрепила

способствовала

определила

Мировой порядок международных отношений

На систему мирных договоров

Преоблада-ние в мире Великобри-тании, Франции, США

Созданию Лиги Наций

Сохранению противоречий между сильнейшими странами мира

обязательства Германии и ее союзников по отношению к странам-по-бедительницам

Исключила из мирового порядка Германию и Россию

1.Версальский – Германия;

2.Сан-Жерме-нский-Австрия

3. Трианонс-кий – Венгрия;

4.Нейиский – Болгария;

5.Севрский - - Турция

1.Поддержа-ние мира.

2. Экономии-ческие санкции.

3. Мандатная система

1.Нарушение экономических связей.

2.Изменение границ.

3. Стремле-ние к доминированию в мире

1. Аннексии.

2. репарации.

3. Демилита-ризация

недоверие

Стремление к реваншу

«ШЛЯПЫ»

Прием «Шляпы» используем на стадии осмысления при работе с новой информации и на стадии рефлексии для творческой переработки и интерпретации изученной информации. Работа ведем обычно в группах.  Суть приема состоит в следующем: класс делится на пять- шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.  

«Белая шляпа» - СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме , без их обсуждения);

«Желтая шляпа» -  ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ  (высказываются положительные моменты);

«Черная шляпа» - НЕГАТИВНАЯ  (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме).

«Синяя шляпа» - АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?)

«Зеленая шляпа» - ТВОРЧЕСКАЯ  (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

«Красная шляпа» - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ  (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом )

На уроке в 9 классе «Внешняя политика СССР в 30-е годы: смена ориентиров» предлагаем обобщить материал в группах по следующим критериям:

1. изложить только события, факты внешней политики СССР;

2. излагают то, что было положительного;

3. называют негативные явления, отрицательные события и последствия;

4.проанализировать, почему СССР и правительствам стран западной демократии не удалось договориться и создать в Европе единый антифашистский фронт?

На уроке в 7 классе по теме «Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века» учащиеся в группах обобщают материал:

1. Статистика, факты экономического развития России.

2. Положительные факты в экономике.

3. Негативные последствия, отрицательные явления.

4. Анализ экономического развития по карте.

5. Творческая: составить кроссворд по теме.

«ТОЛСТЫЕ» и «ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ

Большое значение в ТРКМ отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Прием «толстые» и «тонкие» вопросы используем на любой из трех стадий  урока ТРКМ. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления они служат для активной фиксации вопросов по хорду слушания, при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Например, на этапе проверки знаний и актуализации знаний на уроке «Реформы государственного управления» в 7 классе составить тонкие и толстые вопросы по вопросу «Восстания в царствования Петра 1», которые записывают на отдельные листочки и собираются. Затем вызванный ученик вытягивает вопрос, отвечает на него.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу работы с текстом. Заполняя таблицу на уроке по теме «Русская культура конца XVII – первой четверти XVIII века», учащиеся индивидуально составляют и записывают по одному толстому и тонкому вопросу по каждому направлению развития культуры.

При рефлексии данный прием служит для демонстрации пройденного. На уроке в 10 классе по теме «Средневековый город» обращаем внимание учащихся на то, что исследователи должны уметь ставить вопросы для определения границ своего знания. Даем задание: составить  от группы два вопроса: «тонкий» и «толстый» по теме урока, обращаем внимание на памятки для составления вопросов. Задают вопросы другим группам, оценивают правильность ответа. Вопросы, которые вызвали затруднение или не вошли в ход урока, задаем в качестве домашнего задания.

ТАБЛИЦА «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу, поэтому  используем на уроках на стадии вызова и последующей рефлексии.

Например, в начале урока обществознания в 9 классе «Частная жизнь» предлагаем учащимся оформить таблицу в тетрадь.

Знаю

Хочу узнать

узнал

На этапе целеполагания  и после озвучивания темы урока попросим вспомнить ребят, что известно им о частной жизни, самостоятельно заполнить первый столбик «знаю». С помощью ребят заполняю таблицу на доске, могут прозвучать следующие ответы: право каждого, личная жизнь, право на тайну и др. Следующим этапом работы на стадии вызова станет заполнение  графы «хочу узнать», для ее заполнения попросим поставить вопросы к теме, записываем их и на доске: например, где закреплены права на частную жизнь? Может ли кто-то вмешиваться в частную жизнь, какие права составляют частные? и др. После работы с документами возвращаемся на стадии рефлексии к таблице, определяем, можем ли мы ответить на вопросы, которые ставили в начале работы на уроке.

СТРАТЕГИЯ «ЗИГЗАГ»

Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого сначала разбиваем текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Прием используем на этапе осмысления содержания при групповой работе. Класс делится на группы, каждому учащемуся в группе выдаем свой текст.

Например, на уроке «Внешняя политика СССР в 30-е годы: смена ориентиров» в 9 классе класс делится на 4 группы по 6 человек, каждый из которых получает свой текст. Всего заданий с текстами – шесть: СССР и страны европейской демократии; использование КОМИНТЕРНА во внешней политике СССР; Мюнхенский договор;  СССР и система коллективной безопасности;  СССР, ИСПАНИЯ и страны европейской демократии; Советско-германский пакт (1939 г.).  

Каждый учащийся работает со своим текстом, выделяет главное, решает поставленные задачи. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы составляется общий рассказ, презентация темы. После учащиеся возвращаются в прежние группы, где происходит взаимообмен информацией всех участников. Так складывается в каждой группе общее представление об изучаемой теме.

НАПИСАНИЕ ЭССЕ ПО ТЕМЕ УРОКА

В конце урока на стадии рефлексии эссе позволяет подытожить знания по изучаемой теме, сформулировать собственное отношение к обсуждаемым проблемам. Кроме короткого эссе на уроке, практикуем использование данного приема в качестве домашнего задания.

В качестве тем для эссе предлагаем суждения и мудрые мысли великих, например:

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г.Гегель) – 9 класс, урок «Нравственная культура»;    «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго) – 8 класс, тема «Нации и межнациональные отношения»;    «Кто завязывает с кем-то тесную дружбу, берет на себя новые обязанности» (Ф. Бэкон) -8 класс, урок «Бесценный дружеский союз»;     «Бородино ни русским, ни французам не принесло  ни  победы,  ни  поражения» - 10 класс, урок «Отечественная война 1812 года».

АНАЛИЗ СУЖДЕНИЙ

Данный прием используем в качестве «вызова», «осмысления», «рефлексии».

На стадии рефлексии, например, на уроке обществознания в 9 классе по теме «Правовое государство» предложили следующее задание:

«Философы XVII-XVIII вв.  Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант выдвинули ряд положений: «Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться».

«Каждое лицо, независимо от его социального положения, обладает совокупностью прирожденных прав; независимо от чужой воли, свободой самоопределения».

«Между государством и гражданином заключается договор, согласно которому все вместе и каждый в отдельности делегирует государству свою внешнюю свободу, так как это неизбежно для всякого сообщества».   «Способом достижения правомерного государства является разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную».

ВОПРОС: Какую проблему общественной жизни и как пытались разрешить философы?»

ТЕКСТ С ОШИБКАМИ

Способствует развитию критического мышления при чтении и письме включение в урок текстов с ошибками, которые учащиеся должны найти и исправить.

На уроке в 10 (можно использовать и в 7) классе по теме «Северная война» предлагаем выполнить следующее задание:  «Внимательно прочитай текст и исправь допущенные в нем исторические ошибки.

1700-1725 – Северная война

   Для России война в составе Южного Союза  со Швецией за выход к Белому морю началась удачно. После поражения под Санкт-Петербургом  в 1700 году Петр I реорганизовал армию, создал Балтийский флот. В 1701-1704 годах русские войска закрепились на побережье Финского залива, взяли Дерпт, Нарву и другие крепости. В 1705 году шведские войска, вторгшиеся на русскую территорию, потерпели поражение у Лесной.  Полтавская битва в 1711 году окончилась полным разгромом русских и бегством русского царя  Карла XII в Турцию. Русский Балтийский флот одержал победы при Гангуте в 1714 году и Гренгаме в 1715 году. Северная война завершилась подписанием в 1725 году Ништадтского мирного договора. По окончании военных действий в 1721 году Петр I принял титул императора.  Потеряв выход в Балтийское море, Россия стала великой державой».

СИНКВЕЙН

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн- это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.  Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов   они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том , почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме, того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Правила написания синквэйна:     1 строка - тема (одно существительное). 2 - описание предмета (два прилагательных). 3 – действия предмета (три глагола). 4 – фраза из 4 значимых слов. 5 – синоним, обобщающий или расширяющий  смысл темы (1 слово)

Например:  Византия!

Могучая, большая.

Воюет, торгует, крестит.

Считала себя Ромейской империей.

Гибель!


2. Технологические карты уроков с использованием ТРКМ

Тема:  Внешняя политика СССР в 30-е годы: смена ориентиров

(история России, 9 класс)

Тип урока:  урок изучения нового материала и получения практических навыков на основе анализа источников, с использованием приемов технологии критического мышления

Дидактическая цель: создать условия для усвоения и осмысления важнейших аспектов внешней политики СССР путем использования различных видов деятельности.

Цели по содержанию урока: 

1) определить особенности внешней политики 30-х годов XX века и охарактеризовать внешнеполитические события данного времени; закрепить умения анализа и систематизации материала через анализ источников;

2) Развивать умение работать индивидуально и в группе, формировать умение систематизировать материал, взаимопередавать  и применять его.

3) воспитывать уважительное отношение к различным точкам зрения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование:

                       - Данилов А.А., Косулина Н.Г. История России. XX век. 9 класс. М.: Просвещение.

                       - источники для работы (Приложение 1)

                       - карточки для распределения по группам

                       - текст с ошибками (Приложение 2)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. Делит класс на четыре группы по 6 человек в каждой.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Целеполагание и мотивация.

Объявляет тему и задачи урока, предлагает учащимся выступить на уроке в роли исследователей внешнеполитических шагов советского правительства в 30-е годы

Записывают тему урока в тетрадь.

СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

3.Актуализация знаний.

На первом этапе исследования проводит игру «Блеф-клуб», предлагая вопросы:

1. Верите ли вы, что главным внешнеполитическим партнером СССР в 20-е годы была Германия?

2.Верите ли вы, что СССР к середине 20-х годов отказался от идеи мировой революции?

3. Верите ли вы, что СССР и Великобританию объединяли союзнические и партнерские отношения?

4. Верите ли вы, что внешняя политика СССР носила двойственный характер?

5. Верите ли вы, что приход фашистов к власти в Германии в 1933 году резко отрицательно повлиял на советско-германские отношения?

 Предлагает сформулировать проблему, которые легла в основу международных отношений в 30-е годы, определить направления внешней политики СССР.

Каждый отвечает на предложенные вопросы в тетради.

Формулируют проблему: приход фашистов к власти и стремление фашистских государств к мировому господству.

Определяют направления: отношения с демократическими  западными странами; отношения с Германией; деятельность по линии Коминтерна.

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА»

4.Первичное усвоение нового материала.

Предлагает продолжить исследование, задача которого изучить материал, раскрывающий события разных направлений внешней политики. В группе каждый получает свой материал  (Приложение 1), знакомится с ним, пытается ответить на вопросы.

Учитель через 5 минут предлагает сформировать группы в соответствие с изучаемым материалом, дает задание: согласовать свои позиции по рассматриваемому вопросу.

Учащиеся самостоятельно знакомятся  с документами, находят ответы на вопросы; затем в новых группах дополняют свои ответы и готовятся представить результаты своей работы.

Затем возвращаются в свои группы.

5.Систематизация знаний.

Продолжает исследование. Настраивает участников групп на взаимопередачу материала, предлагая  озвучить результаты исследования.

Рассказывают друг другу материал, делают записи.

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

6.Осознание и осмысление учебного материала.

Предлагает обобщить материал в группах по следующим критериям (в основе прием «шляпы»):

1. изложить только события, факты внешней политики СССР;

2. излагают то, что было положительного;

3. называют негативные явления, отрицательные события и последствия;

4.проанализировать, почему СССР и правительствам стран западной демократии не удалось договориться и создать в Европе единый антифашистский фронт?

Обращает внимание учащихся на цели урока и предлагает оценить, насколько они достигнуты каждым.

Обобщают материал в группах.

Озвучивают материал перед классом.

Определяют степень реализации целей урока.

7.Применение знаний

и умений.

 Дает задание: прочитать предложенный текст и исправить его (Приложение 2).

Работают индивидуально с тестом.

8.Информация о домашнем задании.

Задает д/з: подобрать аргументы «за» и «против» положения о том, что попытка создания системы коллективной безопасности была обречена на провал.

Записывают д/з.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 1: СССР и страны европейской демократии

Учащиеся должны знать:

  • Основные события взаимоотношений СССР и стран европейской демократии
  • Договоры, заключенные между странами
  • Особенность договора 1935 г. между СССР и Чехословакией, роль этой особенности в последующем развитии международной ситуации

Источники: 1. Учебник, параграф    28

2. Из договора о взаимной помощи между

Союзом Советских Социалистических Республик и Французской Республикой

Статья 2. В случае, если СССР и Франция явились бы, несмотря на искренние мирные намерения обеих сторон, предметом нападения со стороны какого-либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут друг другу немедленную помощь и поддержку.

3. Из договора о взаимной помощи между

 Союзом Советских Социалистических Республик  и Республикой Чехословакией

Статья 2. В случае, если СССР или Чехословакия явились бы предметом нападения со стороны какого-либо европейского государства, Чехословакия и взаимно СССР окажут друг другу немедленную помощь и поддержку…

Протокол подписания

II. Оба правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь постольку, поскольку при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь стороне – жертве нападения будет оказана со стороны Франции.

Задание  2:  использование КОМИНТЕРНА во внешней политике

Учащиеся должны знать:

  • Главную задачу Коминтерна до 1933 г.
  • Последствия реализации этой тактической установки в Германии
  • Когда и почему Коминтерн изменил свою основную тактическую установку?
  • Где и как была сделана первая попытка реализовать новую тактику Коминтерна в 1936 г.?

Источники: 1. Учебник, параграф      28

2. Из выступления Молотова В.М. на  X пленуме Исполкома Коминтерна. 9 июля 1929 г.

Положение теперь таково, что во всех основных капиталистических странах Европы развертываются события, означающие нарастание революционного подъема…

Важнейшей обязанностью компартий является подготовка к новым революционным боям огромного размаха…

Теперь больше, чем когда бы то ни было, тактика соглашений с реформистами, тактика коалиций между революционными организациями и организациями реформистов является неприемлемой и вредной…

Борьба с социал-демократией, и прежде всего с ее «левым» крылом, наиболее искусно выполняющим предательскую роль в отношении рабочего класса, не может не стоять в центре внимания компартий. В данный период борьба против социал-демократии и особенно против ее «левого» крыла приобретает исключительное значение потому, что социал-демократия все больше перерождается в социал-фашизм.

Задание  3: Мюнхенский договор

Учащиеся должны знать:

  • Время,  участников подписания Мюнхенского договора
  • Содержание Мюнхенского договора
  • Как отразилось Мюнхенское соглашение на идее создания системы коллективной безопасности в Европе

Источники:

1. Учебник,  § 28

2.  Н. Верт, французский историк

«Московские процессы, чистка в рядах Красной Армии убедили как немцев, так французов и англичан, что Советский Союз переживает серьезный внутренний кризис (в целом, плохо понятый), который на какое-то время лишает его возможности играть решающую роль на международной арене. По мнению поверенного в делах Германии в Париже,  французское правительство также высказало серьезное сомнение относительно прочности советского режима и боеспособности Красной Армии»

3. Дж. Бофф:

«Мюнхенская капитуляция, которую советские авторы не без основания всегда рассматривали как подлинный сговор против их страны, покрыла французских и английских участников этого акта несмываемым позором. Уже значительно ослабленная ранее, вся версальская система рассыпалась на части.  После Рейнской области, Австрии, Испании фашистские державы как бы намеренно демонстрировали, что могут получить все, чего хотят…»

Задание 4: СССР и система коллективной безопасности

Учащиеся должны знать:

  • Что такое система коллективной безопасности, для каких целей она могла быть создана;
  • Какие шаги по созданию системы коллективной безопасности предпринимал СССР и их результаты
  • Об англо-франко-советских переговорах 1939г.

Источники:

1. Учебник, параграф 28

2.Предложения правительства Великобритании о заключении совместной декларации

СССР, Англии, Франции и Польши от 21 марта 1939 г.

Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого Европейского государства, наши соответствующие правительства настоящим обязуются немедленно совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для совместного сопротивления таким действиям

3. Предложения правительства СССР от 17 апреля 1939

Англия, Франция, СССР заключают между собой соглашения сроком на 5-10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.     Обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточно-европейским государствам, граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств…

4. О переговорах военных миссий СССР, Франции, Англии и их результатах

С12 по 21 августа 1939 года в Москве проходили переговоры… Советское правительство предложило конкретный план отражения агрессии …в результате нападения Германии…  Однако западные державы не захотели дать совместный отпор агрессорам. И состав делегаций, и тактика затягивания переговоров, и уклонение от обязательств, от обсуждения реальных военных планов – все свидетельствовало о нежелании Англии и Франции пойти на подписание пакта взаимной помощи и военной конвенции с Советским Союзом….  (Летопись советской внешней политики. –М., 1975 г)

Задание  5:  СССР, ИСПАНИЯ и страны европейской демократии

Учащиеся должны знать:

  • Роль и степень участия СССР в гражданской войне в Испании
  • Значение Гражданской войны в Испании

Источники: 1. Учебник, пар. 28

2.  Дополнительный материал:  Катализатором возросшей международной напряженности, стремительного роста агрессивности фашистских держав стали события в Испании.

В августе 1936 г. по инициативе Франции в Лондоне был создан Комитет по невмешательству под председательством лорда Плимута. Членами Комитета стали представители Франции, Англии, СССР, Германии, Италии. Англия и Франция прекратили поставки оружия законному испанскому правительству, не сделав ничего, чтобы прекратить германо-итальянскую интервенцию. Аналогичную позицию занимали США, в которых действовал закон о нейтралитете.

В октябре 1936 г. СССР отказался от заключенного соглашения о невмешательстве и начал поставку в Испанию военной техники. С октября 1936 г. по январь 1939 г. (гражданская война в Испании закончилась в марте 1939 г.) СССР поставил в Испанию 648 самолетов, 347 танков, 6 бронеавтомобилей, 1186 орудий, 20 648 пулеметов, 497 813 винтовок, а также большое количество снарядов, патронов и пороха. Осенью 1938 г. СССР предоставил Испании кредит на сумму 85 млн долларов. В Испанию были направлены советские военные специалисты и советники3.

В январе 1939 г. на сессии Лиги Наций Англия и Франция выступили против применения в соответствии со статьей 16-й Устава Лиги Наций коллективных санкций против германо-итальянских агрессоров в Испании. В феврале 1939 г. Англия и Франция официально признали правительство Франко и разорвали дипломатические отношения с законным правительством.

Задание  6: Советско-германский пакт (1939 г.)

Учащиеся должны знать:

  • Причины советско-германского сближения
  • Условия (место, время, участников) и содержание пакта 1939 года, его последствия  Источники: 1. Учебник, пар.    30    

                           2. Политики о советско-германском пакте (1939 г.):        

И.В. Сталин: Гитлер, не предполагая и не желая того, ослабит и подорвет капиталистическую систему. Мы можем маневрировать, сталкивать одну сторону с другой, чтобы они лупили друг друга…

И. Риббентроп: За немногие часы моего пребывания в Москве было достигнуто такое соглашение, о котором я при своем отъезде из Берлина и помыслить не мог... Сталин дал в нашу честь большой банкет, на который были приглашены все члены Политбюро…я и мои сотрудники провели с ними вечер в весьма гармоничной обстановке. Данцигский гауляйтер, сопровождавший меня в этой поездке, во время обратного полета даже сказал: порой он чувствовал себя просто “среди своих старых партайгеноссен”.

Н. Гендерсон (английский посол в Берлине): Сталин заключил пакт с Германией только для того, чтобы подтолкнуть Гитлера к нападению на Польшу, хорошо зная, что Англия и Франция выступят на ее стороне. После предположительной победы Германии над Польшей Россия, во-первых, вернет себе важные потерянные в последней войне области, а во-вторых, будет спокойно глядеть, как Германия, воюя с западными державами, исчерпает свои силы, чтобы затем в подходящий момент бросить всю мощь Красной Армии на дальнейшую большевизацию Европы.

Шуленбург (германский посол в Москве): Пакт о ненападении - инструмент поддержания мира - в результате подписания (секретного) протокола о разграничении сфер интересов превратился в свою противоположность...

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НАЙДИТЕ ДОПУЩЕННЫЕ В ТЕКСТЕ ОШИБКИ.

Провозгласив курс на сотрудничество с западными странами, СССР поспешил признать все долги царского правительства, за что в 1935 г. был принят в Лигу Наций. Став полноправным членом этой влиятельной организации, СССР начал активную кампанию по созданию системы коллективной безопасности в Европе. Первым шагом в реализации этой идеи стало подписание в мае 1936 г. договора о взаимной помощи между СССР и Францией.

Однако западные государства заняли выжидательную позицию. Самой заветной их целью было втянуть в смертельную схватку два в равной степени ненавистных режима – советский и фашистский. После Мюнхенского соглашения 1937 г. стало окончательно ясно, что идея создания системы коллективной безопасности в Европе потерпела полное крушение. В знак протеста против принятого в Мюнхене решения о присоединении Австрии к Германскому рейху СССР вышел из Лиги Наций.

Тема урока:  «Средневековый город»

(Всеобщая история, 10 класс)

Тип урока:  урок изучения нового материала и получения практических навыков на основе анализа источников, с использованием приемов технологии критического мышления

Дидактическая цель: создать условия для усвоения и осмысления нового учебного материала путем использования различных видов деятельности.

Цели по содержанию урока:

1) Расширить знания учащихся  о теориях происхождения городов; закрепить умения анализа, классификации и систематизации материала по роли средневековых городов   в  разных сферах жизни общества через анализ источников;

2) Развивать умение работать в группе, закрепить умения самоанализа и самоконтроля в учебной деятельности;

3) воспитывать уважительное отношение к различным точкам зрения.

Оборудование:

- учебники по истории средних веков Ведюшкина В.А.,  Бойцова М.А. и  Шукурова  Р.М., Агибаловой;

- источники для работы в группах;

- Таблица «Теории происхождения средневековых городов»;

- Памятка «Тонкие вопросы», «Толстые вопросы»;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. Делит класс на четыре группы.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

СТАДИЯ  «ВЫЗОВ»

2. Целеполагание и мотивация.

Объявляет тему урока, эпиграф «Средневековый город – основа цивилизации Запада» (Ф. Бродель). Предлагает учащимся выступить на уроке в роли исследователей данной позиции.

Записывают тему урока в тетрадь.

3.Актуализация знаний.

На первом этапе исследования проводит игру «Блеф-клуб», предлагая вопросы:

1. Верите ли вы, что возникновению и росту городов способствовали успехи в сельском хозяйстве?

2.Верите ли вы, что города чаще всего возникали у стен больших монастырей и замков феодалов?

3. Верите ли вы, что города играли важную роль в политическом развитии Западной Европы?

4. Верите ли вы, что средневековые города способствовали изменению феодального уклада средневековой Европы?

- Каких аспектов средневекового города касались вопросы?

 Предлагает составить план темы.

Каждый отвечает на предложенные вопросы в тетради.

Отвечают на вопрос учителя, предлагают план:

1. Теории происхождения городов.

2. Роль средневековых городов в развитии западноевропейской цивилизации.

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

4.Первичное усвоение нового материала.

Предлагает приступить ко второму этапу исследования, задача которого провести анализ позиций историков по вопросу о происхождении городов.

Напоминает теории происхождения городов, используя таблицу (Приложение 1).

Организует работу в группах по анализу позиций Агибаловой, Бойцова, Ведюшкина о теориях по плану:  1. Место возникновения.

2. Основные занятия жителей.

3. Вывод.

Учащиеся, используя материал предложенных учебников по истории средних веков, анализируют позицию авторов, определяют  теорию, которой придерживается ученый, прикрепляют карточку с фамилией напротив соответствующей теории.

5.Систематизация знаний.

Продолжает исследование. Дает задание: определить роль городов в политико-правовой, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества через анализ источников (Приложение 2).

Предлагает озвучить результаты исследования.

В группах учащиеся знакомятся и анализируют документы, раскрывают роль городов в разных сферах жизни общества, делают записи в тетрадях.

6.Осознание и осмысление учебного материала.

Предлагает обобщить материал о роли городов: - Предположите, почему город играл множество ролей?

Возвращает к эпиграфу урока:

-Верно ли, что средневековые города являются основой цивилизации Запада?

Подводит к выводу, что именно в городе возникает западная цивилизация индустриального характера.

Отвечают на предложенные вопросы, аргументируя свое мнение.

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

7.Применение знаний и умений.

Обращает внимание, что исследователи должны уметь ставить вопросы для определения границ своего знания. Дает задание: составить два вопроса: «тонкий» и «толстый» по теме урока, обращает внимание на памятки для составления вопросов (Приложение 3).

В группах составляют вопросы, задают их другим группам, оценивают верность ответа.

8.Информация о домашнем задании.

Задает д/з: подобрать аргументы «за» и «против» положения о том, что «города погубили средневековую цивилизацию»

Записывают д/з.

Приложение № 1

ТЕОРИИ       ПРОИСХОЖДЕНИЯ      СРЕДНЕВЕКОВЫХ      ГОРОДОВ

ТОРГОВАЯ

Города возникли из купеческих факторий, в тех местах, где велись торговля и обмен

МАРКОВАЯ

Городские учреждение и право возникли из строя свободной сельской общины– марки

ВОТЧИННАЯ

Город и его институты развивались из и около феодальной вотчины, ее управления и права.

БУРГОВАЯ

Город возник из крепости и укрепленных племенных центров – бурге

Приложение № 2

ЗАДАНИЕ для  группы № 1:

Изучите  документы.  

Охарактеризуйте роль средневековых городов в экономической сфере жизни общества.  

ИЗ РЕЧИ ДОЖА ПОМАЗО МОЧЕНИГО (1420 г.)

Ежегодно купцы города Венеция вывозят в Ломбардию: хлопок, бумажную пряжу, итальянскую шерсть, парчу, перец, корицу, имбирь, красильного дерева, мел, соль… Торговля приводит в движение корабли, чтобы перевезти товары как в Ломбардию,  так и в другие страны: Сирию, Каталонию, в Кипр, в Сицилию, во все концы мира…

ТОВАРЫ РЫНКА ГОРОДА НАРБОННА

(упоминаемые в перечне пошлин)

Цветное и белое французское сукно. Белая и цветная ломбардская и барселонская бумазея. Кордовская кожа. Оленьи шкуры. Кроличьи и беличьи шкуры. Тмин, миндаль, рис, лен… медь, олово, железные горшки. Жидкое мыло. Подпруги. Тетивы. Веревки. Шерстяные одеяла. Чашки. Зеркала. Ложки. Сосуды. Бумага…

СТРАСБУРГ. ДРЕВНЕЙШЕЕ ГОРОДСКОЕ ПРАВО (конец XII века)

5. Все должностные лица города ходят под властью епископа.

50. Если кто из горожан-купцов перегрузит свои товары с одного корабля на другой, уплатит по 4 денария с каждого корабля…

93. Горожане обязаны также отбывать ежегодно пятидневную барщину, за исключением монетчиков, кожевников, четырех из булочников…

ИЗ ХАРТИИ ГОРОДА СЕНТ-ОМЕРА (1127 г.)

8. Всех, кто живет и впредь будет жить в стенах Сент-Омера, я делаю свободными от подушного оброка и платежей…

Роль города в средневековой западноевропейской цивилизации

Города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане, будучи вассалами какого-либо сеньора, вынуждены были платить ренту деньгами или товарами. Нередко принуждались к барщине.  В результате коммунального движения город получил право распоряжаться налогами,  рыночное право, монополию в области торговли и ряда ремесел...

Город стал центром, двигателем мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене…

Город в средневековой цивилизации Западной Европы.

Феномен средневекового урбанизма. М, 1999. с.25-30

ЗАДАНИЕ для  группы № 2:

Изучите  документы.  

Охарактеризуйте роль средневековых городов в политико-правовой сфере жизни общества.  

ПОСЛАНИЕ О МАГДЕБУРСКОМ ПРАВЕ

Статья 1. Когда был основан город Магдебург, он получил право по своей  воле и совету мудрейших. На совет созывали горожан, чтобы они избрали заседателей на длительный срок и советников на1 год.

ИЗ ХАРТИИ ГОРОДА СЕНТ-ОМЕРА (1127 г.)

10. Я предписываю, чтобы коммуна их,  которую они создали на присяге, продолжала существовать и дальше, и никому не позволю распустить ее, а также жалую им всякие права и правосудие по лучшим образцам…

ХАРТИЯ БОМОНА В АРГОННЕ

9. В этом городе, с общего согласия всех вас, будут поставлены присяжные; также мэр, который принесет нам присягу верности и будет отвечать перед нашими должностными лицами за доходы и оброки с города. Но ни мэр, ни присяжные не будут занимать свои должности больше года иначе, как с общего согласия всех…

КУТЮМЫ Ф. де БОВЭЗИ

О городских коммунах и их правах

Городские коммуны и даже города, не имеющие прав коммун, а также простой народ должны охраняться законами таким образом, чтобы никто их не обидел и чтобы они никого не могли обидеть.

Каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, должен узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры. Пусть богатые не сомневаются, что если они нарушают закон, они будут наказаны, и пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание…

ПИСЬМО СТРАСБУРСКИХ СУКОНЩИКОВ К ШВЕЙНФУРТСКИМ ТКАЧАМ ШЕРСТИ(XV в)

…Мы каждый год посылаем от себя достойного представителя в городской совет…Также каждый год наш цех выбирает мастера и к нему четырех, и они составляют совет пятерых («цеховые судьи»)

ИЗ ГОРОДСКОГО ПРАВА, ДАРОВАННОГО ИМПЕРАТОРОМ ФРИДРИХОМ II г. ГОСЛАРУ 13 июля 1219 г.

1. Если кто-либо проживал в городе Госларе и при жизни своей никем не был уличен в рабском состоянии, то после смерти его никто да не посмеет называть его рабом или низводить в рабское состояние.

2. Если же какой-либо чужак пришел жить в названный город и так оставался там в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабского состояния, не уличили его в этом и сам он в этом не признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободою; и после смерти его никто да не посмеет объявлять его своим рабом.

ЗАДАНИЕ для  группы № 3:

Изучите  документы.  

Охарактеризуйте роль средневековых городов в социальной и культурной сфере жизни общества.  Определите, какие появились новые социальные группы; перечислите культурные достижения, черты характера горожанина.

БРОДЕЛЬ Ф. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЭКОНОМИКА И КАПИТАЛИЗМ.

Многие города становились очагами свободомыслия и ересей, подъёма торговли, архитектуры, возрождения наук и начала очередной революции в образовании («университетская революция»). Средневековый город, цеховое ремесло было почвой, из которой выросла вся цивилизация Запада, весь этот в высшей степени своеобразный общественный уклад, который поднял человечество на небывалую культурную высоту. Город создал новый общественный класс, которому было суждено занять первенствующее положение в общественной жизни Запада – буржуазию. Пик образования новых городов приходится на вторую половину XIII века.

Роль города в средневековой западноевропейской цивилизации

Город стал центром наемного труда и новых категорий труда- административного, интеллектуального, обслуживающего и др.

Города были также источниками вольнодумства и свободолюбия, в них формировался тип предприимчивого, инициативного человека – будущего буржуа…

Город в средневековой цивилизации Западной Европы.

Феномен средневекового урбанизма. М, 1999. с.25-30

Ж. ЛЕ  ГОФФ. ЦИВИЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. Первенство от монастырей отошло к городам прежде всего в образовании и архитектуре…

О СТУДЕНТАХ И МАГИСТРАХ ПАРИЖСКИХ ШКОЛ

Из постановления папского легата (1215 г.)

Никто не допускается в Париже к обучению или к выступлениям с проповедью, если не является человеком достойной жизни и достаточно осведомленным в своей науке. Никто в Париже не может считаться студентом, если он не имеет определенного учителя.

ЗАДАНИЕ для  группы № 4:

Изучите  документы.  

Охарактеризуйте роль средневековых городов.

Роль города в средневековой западноевропейской цивилизации

Города представляли собой часть феодальной системы, поэтому горожане, будучи вассалами какого-либо сеньора, вынуждены были платить ренту деньгами или товарами. Нередко принуждались к барщине.  Все это было несовместимо с городскими занятиями и образом жизни. Результатом явились коммунальные движения, ставившие целью освободиться от злоупотреблений сеньора, добиться свободы рыночной деятельности и личной свободы для горожан. Город получил:   самоуправление,  правовую автономию,  право распоряжаться налогами,  подсудность своему суду,  рыночное право, монополию в области торговли и ряда ремесел,  право на прилегающую территорию и городскую округу, отделение от всех, кто не является жителем данного города

Город-коммуна не только обеспечивал личную свободу простолюдину – в нем возникали республиканские формы правления... Город стал центром, двигателем мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене… Город стал центром наемного труда и новых категорий труда- административного, интеллектуального, обслуживающего и др.

Города были также источниками вольнодумства и свободолюбия, в них формировался тип предприимчивого, инициативного человека – будущего буржуа…

Город в средневековой цивилизации Западной Европы.

Феномен средневекового урбанизма. М, 1999. с.25-30

БРОДЕЛЬ Ф. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЭКОНОМИКА И КАПИТАЛИЗМ.

Многие города становились очагами свободомыслия и ересей, подъёма торговли, архитектуры, возрождения наук и начала очередной революции в образовании («университетская революция»). Средневековый город, цеховое ремесло было почвой, из которой выросла вся цивилизация Запада, весь этот в высшей степени своеобразный общественный уклад, который поднял человечество на небывалую культурную высоту. Город создал новый общественный класс, которому было суждено занять первенствующее положение в общественной жизни Запада – буржуазию. Пик образования новых городов приходится на вторую половину XIII века.

Ж. ЛЕ  ГОФФ. ЦИВИЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА

Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов…

Роль предводителя, двигателя, которую взял на себя город, прежде всего утвердился в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. Первенство от монастырей отошло к городам прежде всего в образовании и архитектуре… В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

Приложение №3

«ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ

КТО ?

ЧТО ?

КОГДА ?

ГДЕ ?

КАК ?

КАКОЙ ?

ВЕРНО ЛИ ?

СКОЛЬКО ?

БЫЛИ ЛИ ?

«ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

ПОЧЕМУ?
КАК ПОВЛИЯЛО?

К ЧЕМУ ПРИВЕЛО?

С ЧЕМ СВЯЗАНО?

ОБЪЯСНИТЕ…

ПРЕДПОЛОЖИТЕ…

ДОКАЖИТЕ…


Тема урока : Право на частную жизнь

(Обществознание,   9 класс)

Тип урока:  урок изучения нового материала и получения практических навыков но основе накопленного детьми опыта, с использованием приемов технологии критического мышления

Дидактическая цель: Раскрытие важнейших аспектов частной жизни.

Цели по содержанию урока:

1) Расширить знания учащихся в области частных прав; закрепить умения анализа, классификации и систематизации материала по частному праву через анализ источников; закрепить умения по работе с алгоритмом  и по сопоставлению собственных правил, оберегающих частную жизнь.

2) Развивать умение работать в группе, закрепить умения самоанализа и самоконтроля в учебной деятельности.

3) Воспитание уважения к частной жизни, чувства собственного достоинства.

Оборудование:

-источники: Конституция РФ, Концепция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

-карточки с ситуациями;

-алгоритм работы над инсценировкой;

-схема - рисунок «Человек»;

-таблица «знаю-хочу узнать -узнал»

-карточки для распределения по группам

Ход  урока.

 Этапы урока

Деятельность  учителя

 Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Здоровается с учащимися, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку. Делит класс на четыре группы

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

2.  Целеполагание и мотивация.

Предлагает учащимся прочитать в группах примеры ситуаций (Приложение № 1)

- Почему возникли конфликтные ситуации?

- Какое право нарушено в предложенных ситуациях?

Подводит к теме урока.

Предлагает заполнить два столбца таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)».

Знакомятся с информацией, отвечают на вопросы и формулируют тему урока.

Каждый заполняет два столбца таблицы.

3. Актуализация знаний.

Предлагает сформулировать понятие «частная жизнь»; определить элементы , которые входят в понятие «частная жизнь».

Проблема: Какое значение имеет для человека право на частную жизнь? Нужно ли человеку право на неприкосновенность частной жизни?

Элементы частной жизни записывают в группах на карточки.  Прикрепляют  карточки на доску к изображению «Человек» в виде кластера.

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА»

4.Первичное усвоение нового материала.

Предлагает ситуации группам (Приложение № 2), алгоритм работы над инсценировкой (Приложение № 3).  Разъясняет порядок и способы работы. Корректирует работу групп.

Выбирают одну из ситуаций для инсценирования.

Изображают ситуации. Другие группы называют проблему, показанную в сценке.

5.Систематизация знаний.

Предлагает обратиться к пакету документов (Приложение № 4), прочитать, передавая по кругу, и оформить на карточках те права, которые закреплены в источниках.

Возвращает к проблемному заданию.

Выполняют задание.

Другим фломастером на карточках записывают права. Называют их и добавляют к кластеру на доску. Называют документы, закрепляющие право на частную жизнь.

Определяют значение права на частную жизнь.

СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

6.Применение знаний и умений.

Предлагает в группах составить по три правила, которые позволяют защитить вашу частную жизнь: 1) в школе       2) дома  3)от государства    4) в Интернете

В группах выполняют задание, записывают их, вслух читают правила и аргументируют свое мнение.

7.Рефлексия.

Обращает внимание учащихся два столбца таблицы «Знаю – Хочу узнать –Узнал(а)», предлагает заполнить третий столбик. Оценивает активность учащихся на уроке.

Заполняют таблицу.

8.Информация о домашнем задании.

Задает д/з: составить рейтинг значимости  прав на частную жизнь, закрепленных в Конституции РФ: а) для детей, б) для родителей (Приложение 5)

Записывают д/з.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1.

Группа 1

Задание: какое право нарушено в предложенной ситуации?

Родители прочитали ваше письмо, а бабушка подслушала телефонный разговор.

Группа 2.

Задание: какое право нарушено в предложенной ситуации?

Учитель обыскивает ученика, подозреваемого в краже телефона у одноклассника: заставляет вывернуть карманы, открыть портфель.

Группа 3.

Задание: какое право нарушено в предложенной ситуации?

Милиционер без санкции вошел в ваш дом и произвел обыск.

Группа 4.

Задание: какое право нарушено в предложенной ситуации?

На перемене одноклассник без вашего разрешения съел ваше яблоко.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Группа 1

Задание: Прочитайте предложенные ситуации, в которых нарушено право на частную жизнь, выберите одну  и инсценируйте.

 1. Во время урока по классу идет записка, отвлекая учеников. Учитель перехватывает ее и…

2. Женя С. утверждает, что сосед по парте Слава М украл у него калькулятор. Славу с вещами вызывают к директору. Он заставляет мальчика вывернуть карманы, показать содержимое сумки, а Слава…

Группа 2

Задание: Прочитайте предложенные ситуации, в которых нарушено право на частную жизнь, выберите одну  и инсценируйте.

1. Отец и мать беспокоятся о сыне: в последнее время он поздно возвращается , часто просит деньги. Отец в отсутствии сына обыскивает его карманы, находит в куртке… За этим занятием его застает сын.

2. Мать узнает о том, что ее дочь встречается с молодым человеком, о котором ходят нехорошие слухи. Она всячески пытается оградить дочь от контактов с ним: встречает из школы, не пускает вечером гулять, не позволяет отвечать на его звонки.

Группа 3

Задание: Прочитайте предложенные ситуации, в которых нарушено право на частную жизнь, выберите одну  и инсценируйте.

1. Оксана сидит вместе с самой толстой девочкой в классе Светой. Однажды Оксана случайно обнаружила на прте забытый дневник Светы. Любобытная Оксана прочитала несколько страниц. Оказалось, что Света  влюблена  в красавчика Диму. Оксана разбалтывает об этом всем, в том числе и Диме.

2. У Насти ужасные отношения с мамой, она решается на крайний шаг – покончить с собой. Она просит свою подругу, которая ничего не знает, передать завтра записку маме. Подруга, не удержавшись, разворачивает записку и узнает о намерениях Насти.

Группа 4

Задание: Прочитайте предложенные ситуации, в которых нарушено право на частную жизнь, выберите одну  и инсценируйте.

1. Помогая учителю заполнять дневники, несколько детей прочитали медицинскую справку своего одноклассника и потом рассказали всему классу о его болезни.

2.Молодой человек оказался посвящен в какую-то семейную тайну своего приятеля и разболтал все одноклассникам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Памятка для подготовки инсценирования

1. Прочитайте ситуации, выберите одну из предложенных для инсценирования.

2. Распределите роли и обыграйте их.

3. Время на подготовку – 2 минуты, на представление – 1 минута.

4. При устном объяснении ответа на вопрос используйте обществоведческие термины.

5. Умейте слышать и слушать других. Соблюдайте тишину.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Статья 16 Конвенции о правах ребёнка.

"Ни один ребёнок не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательством на неприкосновенность жилища, тайн его корреспонденции, или его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств".

Всеобщая декларация прав человека

Статья 12.  Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Статья 12.  Гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонденцию и ее выемка могут производится только на основаниях и в порядке, установленным настоящим Кодексом.

Конституция Российской Федерации

Статья 23.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

   Статья 25

   Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

   Статья 26

   1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

   2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

   Статья 28

   Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

   Статья 29

   5. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

   6. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

   7. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

   8. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

   9. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

   Статья 51

   10. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

   11. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

ФЗ от 20.02.95 №24-ФЗ

«Об информации, информатизации и защите информации»

Статья 11.  3. Персональные данные относятся к конфиденциальной информации.

4. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайны, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Конституция Российской Федерации

  Статья 23.  Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

   Статья 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

   Статья 26 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

   2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

   Статья 27  3. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

   4. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

   Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

   Статья 29.  5. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

   6. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

   7. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

   8. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

   9. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

   Статья 51.   10. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Опросите взрослых и детей и определите рейтинг значимости прав на частную жизнь, закрепленных в Конституции: а) наиболее значимых для детей, б)наиболее значимых для родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование технологии критического мышления вовлекает школьника в урок, заставляет  самостоятельно идти за знаниями. А эффективность обществоведческого курса зависит от степени самостоятельности учащихся в его изучении. Первыми в походе за знаниями должны идти дети – сами читать, искать, наблюдать, находить, размышлять, творить. Таким путем развиваются умения критически мыслить, анализировать прошлое и настоящее, делать выводы.

Возможности самореализации, ответственного личного выбора в различных областях социальной деятельности развиваются только в процессе самостоятельной работы, в которую включается не только память ученика, но и мышление, и творчество, и чувства.

Список литературы:

  1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М.: Сентябрь,2004.
  2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
  3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М., Владос, 1998.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение,2004.
  5. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушина. М.: ИКЦ «Март», 2004.
  6. Саплина Е.В.  Как сделать эффективным урок истории. // Преподавание истории в школе. 2001. № 6. С. 63-69.
  7. Селевко Г.К.  Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

8.  ВИШНЯКОВА Е. «Вызываю вас…на мысль!»// «Учительская газета»-Ой-лайн №13(10094)\2006-03-28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо с целью формирования их коммуникативной компетенции

Презентация Microsoft Power Point "Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо на уроках английского языка с целью развития их коммуникативной компетенции" состоит из 24 слайдов. На ...

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма

Технология  развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий сотрудничества и  разви...

Разработка урока по теме "Вирусы" для 9-11 классов с использованием Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Актуальность темы на сегодняшний день бесспорна. Для лучшего понимания и усвоения материала, детям нужно предоставить возможность самостоятельного осмысления и формулировки полученных знаний. Раб...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников

Использование технологии развитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников...