Разработка урока по теме "Вирусы" для 9-11 классов с использованием Технология развития критического мышления (ТРКМ)
учебно-методический материал по биологии (9, 10, 11 класс)
Актуальность темы на сегодняшний день бесспорна. Для лучшего понимания и усвоения материала, детям нужно предоставить возможность самостоятельного осмысления и формулировки полученных знаний.
Работа в группах способствует коммуникации ребят и выбору оптимального варианта ответа. Также дает возможность учиться отстаивать свою точку зрения.
Использование приема ТРКМ "Зигзаг"
Ограниченность по времени (1 урок) и достаточно большой объем материала для освоения.
В качестве вступления к теме проводится небольшая разминка – называем ассоциации, связанные с понятием «Вирус» и отмечаем на заранее заготовленных листочках «+» и «-» свои знания о вирусах.
- Учебный текст разделен на несколько фрагментов.
- Ученики объединяются в рабочие мини-группы по 4-6 человек (зависит от размера текста и количества детей)
- В моем варианте урока используется облегченный вариант «Зигзага», когда каждая группа получает свой фрагмент текста.
- После проработки, обсуждения и выделения главного, группа создает наглядный вариант своего выступления по теме. Презентация может быть в виде схемы, кластера, рисунков, таблиц, вопросов и ответов и т.д.
- От каждой группы выступает один представитель, остальные учащиеся делают пометки в тетрадях.
- После окончания выступлений, происходит обсуждение темы и формулируются главные выводы, которые записываются в тетради.
- Рефлексия: обсуждение полученных знаний и подсчет «-», которые за урок превратились в «+»
Если позволяет время (например, сдвоенный урок), можно использовать более сложный «Зигзаг»: каждый ученик в группе получает свой фрагмент текста, прорабатывает его, после чего объединяется в группу с экспертами из других мини-групп, работавших с данным фрагментом. Совместно они создают презентацию по своей части текста. Затем эксперты возвращаются в сои мини-группы, где из разных презентаций создают одну общую, которую представляют для обсуждения перед классом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока | 19.69 КБ |
презентация "Вирусы" | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Биология
Тема: Вирусы
Класс: 10 класс (можно использовать в 9-м с некоторыми сокращениями)
Название технологии ТРКМ ( «ассоциации», «знаю – не знаю – узнал», «Зигзаг»)
Планируемый образовательный результат
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
- активность - интерес -мотивация к обучению и познанию нового; -формирование коммуникативной компетентности в общении; -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; -уважение к собеседникам; -творческий подход. -оценка границ собственного знания; -способность к децентрации. -заи | -знать, что собой представляют Вирусы, их строение, механизм действия; -знать историю изучения и гипотезы возникновения вирусов; -представлять, какую опасность несут вирусные инфекции и пути их распространения; -знать название вирусных заболеваний человека, животных, растений; -знать, что такое бактериофаг, как он действует; -знать, как человек может использовать вирусы в своих целях и какую можно от них получить пользу. | -уметь выбирать нужную информацию -организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать -анализировать поставленную задачу, планировать способы достижения поставленных целей -самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы -находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам, уметь эффективно работать в группе - выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение. -создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач - осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять содержание) - уметь вести диалог, правильно строить монолог, владеть письменной и устной речью - поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы |
Описание реализации этапов технологии на данном уроке
- ВЫЗОВ.
Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас слово Вирус?
На доске записываются предложения учеников. Варианты: болезнь, опасность, смерть, СПИД и т.д.- 2 мин.
Учитель: читает небольшой детский стишок про вирус гриппа.1 мин
На партах – листочки с интересными фактами о вирусах. Отмечаем «Знаю - +», «Не знаю - ». 3 мин.
Формулируем, что бы мы хотели узнать на сегодняшнем уроке. Записываем тему урока в тетради. – 1 мин.
- ОСМЫСЛЕНИЕ.
Используется прием «Зигзаг».
А. Работа с текстом. Класс (20-25 чел) делится на 4 группы ( по 5-6 чел). Каждая группа получает листок с текстом (текст разный) . Ребятам ставятся задачи: прочитать, озаглавить, обсудить текст и в свободной форме на чистом листе сделать презентацию данного материала. - 12 мин.
Б. Представление каждой группой своей презентации. Один человек от группы выступает, остальные ученики в тетради делают пометки, основные формулировки записывают. В качестве иллюстраций на экране учитель показывает слайды, заранее сделанной презентации. 5 мин / 4 гр. = 20 мин.
В. В заключении учитель затрагивает вопрос о пользе вирусов. 1 мин.
3. РЕФЛЕКСИЯ.
Снова обращаемся к листочку «Знаю – не знаю». Ставим значки плюс – минус. 1 мин.
Обсуждаем, что мы узнали на уроке, сколько «минусов» превратились в «плюсы». 2 мин.
Учитель говорит, что оставшиеся «минусы» - это возможность самостоятельно открыть для себя еще что-то новое, так как невозможно в рамках маленького урока обсудить все проблемы, которые стоят перед наукой. Записываем д-з. 2 мин.
Выводы. Информации по данной теме в учебнике совсем немного. При этом она имеет важное практическое значение, так как знания этой темы важны для сохранения здоровья. Работа в группах с текстом позволяет расширить рамки школьной программы с познавательными целями, при этом изучив материал, предусмотренный программой. Когда урок проходит в 10 кл, предполагается, что дети уже знакомились с материалом в 9-м классе. Поэтому значков "+" у них должно быть больше. В 9-м классе не рассматриваются бактериофаги, поэтому текст о них можно убрать ( а можно не убирать) и количество групп сократить до 3-х. При этом, больше времени запланировать на обсуждение презентаций и записи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
отличительными особенностями вирусов являются: Они содержат в своем составе только один из типов нуклеиновых кислот: либо РНК, либо Не обладают собственным обменом веществ. Могут существовать только как внутриклеточные ОБЛИГАТНЫЕ паразиты и не размножаются вне клеток тех организмов, в которых паразитируют . Вирион – оформленная вирусная частица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.
Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания
P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...
Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»
Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет» Тип урока: знакомства с нов...
Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»
Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...
Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»
Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...
Урок истории России 7 класс (с использованием технологии развития критического мышления)
Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ). ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинт...
Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)...