Разработка урока "Знакомство с фразеологизмами""
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Образовательная цель урока: знакомство с фразеологизмами – устойчивыми оборотами речи.
Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способности распознавать фразеологизмы в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ershova_sa_urok_doc.docx | 38.41 КБ |
ershova_sa_prezentatsiya.doc.pptx | 201.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с фразеологизмами.
Урок русского языка в 6 классе
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2 г. Калининска
Саратовской области»
Ершовой Светланы Александровны
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Москва, «Просвещение», 2011
Образовательная цель урока: знакомство с фразеологизмами – устойчивыми оборотами речи.
Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способности распознавать фразеологизмы в речи
Задачи урока:
- знать особенности фразеологизмов
- уметь толковать значения фразеологизмов
- учиться употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи
- создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к изучению устойчивых оборотов речи
- обеспечение условий для развития наблюдательности и умения выделять главное
Технологическая карта урока:
№ | Этап урока, время | Содержание УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. II. III. IV. V. | Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) -2 мин.
Актуализация знаний- 7мин Проблемное объяснение нового знания – 7 мин Первичное закрепление – 25 (6+2 +6+6+5) мин Минута отдыха-1-2 мин
Итог урока (рефлексия деятельности)- 2 мин (слайд 7) Выставление оценок. Домашнее задание – 2 мин | Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мобилизация внимания (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К) Саморегуляция (Р) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи (К) Самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом, проявление интереса к изучению темы (Л) Целеполагание (Р) Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое фразеологизмы. Поиск и выделение информации; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) Цель этапа: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся, коррекция. Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка, самооценка (Р) Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) | Включение детей в деятельность: - Здравствуйте, ребята! Вижу: у вас ушки на макушке! Готовы трудиться не покладая рук? Тогда весь урок держим ухо востро, а если что-то не получается, нос не вешаем! Что учитель говорит, мотаем себе на ус! -Прослушаем тексты, которые будут читать ребята. Работа с дидактич. Материалом. Карточка - на столе (приложение 1): 1)«А давай-ка, Светлана, надень свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку. Положим туда твое яблоко, <…>спички, нож, булку и уйдем из этого дома куда глаза глядят. Подумала Светлана и спрашивает: «А куда твои глаза глядят?» (А.Гайдар) 2) «Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Сережа. – Там на экзамене ребят режут» (К.Чуковский) 3)«-Вот зимой выпадет снег, ударят морозы - А я тогда не выйду на улицу -Почему? -А чтоб меня морозы не ударили» (К.Чуковский) - Почему ребята не понимают, о чем говорят взрослые? -Вспомним, какое значение слова называется переносным. -Выпишем эти сочетания слов, истолковывая их значения. -Такие сочетания слов называются фразеологизмами. - Запишем тему урока (слайд 1). -Какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке? - Ребята, а вы знаете фразеологизмы? Давайте попробуем их вспомнить? Учитель диктует начало, а ученики заканчивают фразеологизмы (работаем у доски): Мастер на все…руки Первый блин…комом Шито белыми…нитками После дождичка…в четверг Как в воду…глядеть Зуб на зуб…не попадает -Почему вы правильно договаривали? С чем это связано? -Правильно! Слова в таких сочетаниях так тесно срослись, что одно тянет за собой другое. Их ещё сравнивают со словами. 1)Самостоятельная работа (дифференцированное задание): 1) -На доске записаны толкования этих фразеологизмов. Напишите напротив каждого фразеологизма соответствующее: Умелый человек, неискусно скрыто, замёрзнуть, неизвестно когда, предвидеть, неудачное начало. Проверяет работы у ребят, справившихся быстрее остальных, раздаёт дополнительные карточки (приложение 3). 2)-Если значение понятно сразу, составьте 5 предложений с данными фразеологизмами. 2)Работа с пар. 22: -Самостоятельно просмотрите теоретический материал на стр. 44-45, найдите в нем то, о чем мы не говорили. Работа со словариком в конце учебника: -Ребята, отложите ручки в сторону, сядьте поудобнее! Найдите фразеологизмы в словарике и устно объясните их значение. -Можно ли сразу делать два дела? Почему? Откуда взялся этот фразеологизм? -Правильно! Это народная мудрость! 3)Работа с презентацией: -Ребята, посмотрите на экран. Что вы можете сказать об этих парах фразеологизмов? (слайды 3) -Правильно! Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы! Задание «Найди пару»: -Найдите антонимы и запишите парами! (слайд 4) Проверяет работы у ребят, справившихся быстрее остальных, раздаёт дополнительные карточки (приложение 3). 4)Творческое задание (по рядам): - На экране – рисунки, которые «скрывают» фразеологизмы (см. слайд 6). Догадайтесь, какие! Составьте (каждый ряд – к одному) к каждому рисунку по два-три предложения, чтобы был понятен смысл фразеологизма. Проверка творческого задания. 5) Сообщения учеников: -Ребята, мы говорили сегодня о многих фразеологических оборотах речи. Сейчас ребята познакомят нас с исконно русскими фразеологизмами. - Исследование какой темы вели на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? -Что вы узнали на уроке? -Для чего нужны фразеологизмы? Правильно! Они делают нашу речь красивой и выразительной! - Оцените свою работу на уроке. Для этого выберите одну из карточек, лежащих на столе («3», «4», «5»).Поднимите её и покажите мне! Очень хорошо! -Работали мы сегодня не покладая рук! На следующем уроке мы продолжим работу с устойчивыми сочетаниями слов. Какие задачи вы поставили бы перед собой? -Выберите задание на дом самостоятельно: 1)Выписать фразеологизмы (крылатые слова) из басен И.Крылова «Ларчик», «Слон и Моська», «Волк на псарне» и ещё 5 на выбор и истолкуйте их значение. 2)Составьте шуточный текст из 7-8 связных предложений на тему «Жизнь моего класса», используя фразеологизмы. 3)Презентация с использованием новых фразеологизмов(не использованных на уроке). -Спасибо за урок! | Включение в работу, самоопределение. Подготовленные заранее ребята читают текст карточки. Остальные слушают и анализируют. - Слова здесь используются не в прямом, а в переносном значении. Дети этого не знают. Выписывают фразеологизмы: Куда глаза глядят - пойти неизвестно куда. Морозы ударили – похолодало. Срезаться на экзамене - не сдать экзамен. Записывают тему урока (Знакомство с фразеологизмами). -Узнать особенности фразеологизмов, научиться находить их в тексте, применять в своей речи. Узнать происхождение. Записывают в столбик фразеологизмы (на местах, один человек - у доски, проговаривая выделенные орфограммы). -Быстро вспоминаются. За одним словом вспоминается другое. Ищем пару. Проверяем самостоятельно (ответ - на слайде 2) Работа по карточкам (индивидуально) Составляем предложения, проверяем с классом. Читаем, анализируем. -Значение фразеологизмов разъясняется в особых словарях. А еще фразеологизмы встречаются в толковых словарях. -Кусок в горло не лезет - огорчиться, расстроиться. За двумя зайцами погнаться - стремиться выполнить сразу два дела. -Из пословицы «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь!» -На первом слайде фразеологизмы, похожие по значению, на другом - противоположные. Ищут фразеологизмы- антонимы. Проверка - самостоятельно (см. слайд 5) Работа по карточкам (индивидуально) Составление связных предложений к рисунку. Взаимопроверка. Сообщения учеников (подготовленных заранее) (приложение 2) Дают ответы на вопросы. Анализируют работу на уроке через самооценку. -Чтобы наша речь стала красивее. Оценивают свою работу на уроке, выбирая одну из карточек («3», «4», «5»). -Узнать ещё больше фразеологизмов. Учиться использовать их в речи. Узнать происхождение других фразеологизмов. Записывают домашнее задание. |
Использованная литература:
- Учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Москва, «Просвещение», 2011
- Учебник В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык. Теория», Москва, «Просвещение», 2011
- Кружок русского языка в школе. Е.П.Преображенская, Москва, «Просвещение», 1986
Приложение 1.
1)«А давай-ка, Светлана, надень свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку. Положим туда твое яблоко, <…>спички, нож, булку и уйдем из этого дома куда глаза глядят. Подумала Светлана и спрашивает: «А куда твои глаза глядят?» (А.Гайдар)
2) «Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Сережа. – Там на экзамене ребят режут» (К.Чуковский)
3)«-Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
- А я тогда не выйду на улицу
-Почему?
-А чтоб меня морозы не ударили» (К.Чуковский)
Приложение 2.
Сообщения учеников
1.Как с гуся вода. Употребляется в значении: лёгкий исход в случае проступка, неприятности и т. п. Это выражение, по-видимому, некогда входило в народное заклинание. В Словаре Даля находим: «Лейся, беда, как с гуся вода». В рукописном словаре Луканина данное выражение связывается с приговором, который произносили бабушки-лекарки для излечения детских болезней. Они шепчут заговор над водой, кладут туда горящий уголёк и обливают ею больного ребёнка, говоря: «С гуся вода, с лебедя вода, а с … (имя ребёнка) – худоба (т.е. болезни)».
2.Держи карман шире, растопырь карман, подставляй карман. Употребляется при ожидании отказа или невозможности получить что-нибудь. Выражение, очевидно, возникло тогда, когда карман ещё не пришивался к платью. А представлял собой отдельную сумочку, которую можно подставлять. Расширять и т.п. В плясовой народной песне поётся: «Он (милый) пришёл ко мне не рано, он принёс мне три кармана: первый карман с пирогами, второй карман с орехами, третий карман с деньгами».
Приложение 3.
Дополнительные карточки для детей.
Карточка 1. Выделенные в тексте слова замените фразеологическими оборотами. Подчеркните их как один член предложения:
- На скорую руку
- Ни свет ни заря
- Рукой подать
- С минуты на минуту
- Битый час
Вася проснулся очень рано. Оделся, быстро закусил и стал ждать друга. Тот должен был прийти в скором времени. Долгое время прождал Вася своего друга. Наконец дождался. «Ничего, успеем, речка-то совсем близко», - оправдывался Коля.
Карточка 2. Выделенные в предложениях слова замените фразеологическими оборотами. Подчеркните их как один член предложения:
- Правая рука
- Из рук в руки
- Не покладая рук
- Сломя голову
1). Юра – главный помощник вожатого. 2). «Мир приключений» всё время у ребят: переходит от одного к другому. 3). Крепостные крестьяне работали на помещика без отдыха. 4).Увидев товарища, Петя очень быстро побежал к нему.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверь задание! Маст е р на все руки - Первый блин комом - Шито бел ы ми нитками - После дожди чк а в четверг - Как в воду гл я деть - Зу б на зу б не п о п а дает - умелый человек неудачное начало неискусно скрыто неизвестно когда п редвидеть замёрзнуть
засучив рукава - спустя рукава заварить кашу - расхлёбывать кашу тяжёл на подъём -лёгок на подъём два сапога пара - одного поля ягода перековать мечи на орала - вложить меч в ножны Орало – орудие для пахоты, соха
Найди антонимы! Камень за пазухой держать На чужой шее сидеть Лясы точить Держать ухо востро Во всю Ивановскую (кричать) Воды в рот набрать С открытой душой Ворон считать Держать язык за зубами Своим горбом жить Лясы –пустые разговоры
камень за пазухой держать - с открытой душой на чужой шее сидеть - своим горбом жить лясы точить - воды в рот набрать держать ухо востро - ворон считать во всю Ивановскую (кричать) - держать язык за зубами Антонимы (проверка)
Творческое задание
Спасибо за урок!
http:// yandex.ru/yandsearch?text Использованные интернет-ресурсы: http://tolkslovar.ru/l4622.html http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text= фразеологизмы картинки & stype
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 6 классе: "Употребление фразеологизмов"
Данный материал содержит разработку урока по теме: " Употребление фразеологизмов", образец рабочего листа для учащихся и дополнительный материал к уроку....
Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Фразеологизмы.
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично...
Методическая разработка урока "Фразеологизмы как единицы языка"
В помощь учителю при изучении темы "Фразеологизмы"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: «Фразеологизмы в английском языке»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: «Фразеологизмы в английском языке»...
Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи»
Цель урока: знакомство с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.Задачи урока:1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фра...
Методическая разработка урока "Лексика. Знакомство с фразеологизмами"
На данном уроке обучающиеся знакомятся с фразеологизмами, учатся правильно употреблять их в своей речи, тем самым обогащая свой словарный запас фразеологическими оборотами....
Методическая разработка «Работа с фразеологизмами в старших классах – средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»
В данной работе представлен практический материал по теме «Фразеология», который может быть полезен учителю в 10-11 классах на уроках русского языка, на занятиях элективных курсов, на урок...