Разработка урока "Знакомство с фразеологизмами""
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Ершова Светлана Александровна

Образовательная цель урока: знакомство с фразеологизмами – устойчивыми оборотами речи.

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способности распознавать фразеологизмы в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ershova_sa_urok_doc.docx38.41 КБ
Файл ershova_sa_prezentatsiya.doc.pptx201.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Знакомство с фразеологизмами.

                                                 Урок русского языка в 6 классе

                                                                                                                  учителя русского языка и литературы

                                                                                                                  МБОУ «СОШ №2 г. Калининска

                                                                                                                  Саратовской области»

                                                                                                                  Ершовой Светланы Александровны

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Москва, «Просвещение», 2011

Образовательная цель урока: знакомство с фразеологизмами – устойчивыми оборотами речи.

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способности распознавать фразеологизмы в речи

Задачи урока:

  • знать особенности фразеологизмов
  • уметь толковать значения фразеологизмов
  • учиться употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи
  • создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к изучению устойчивых оборотов речи
  • обеспечение условий для развития наблюдательности и умения выделять главное

                                                                              Технологическая карта урока:

Этап урока, время

                Содержание

                     УУД

   Деятельность учителя

  Деятельность учащихся

I.

II.

III.

IV.

   V.

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) -2 мин.

                                                                                                                                 

Актуализация знаний- 7мин

Проблемное объяснение нового знания – 7 мин

Первичное закрепление – 25 (6+2 +6+6+5) мин

Минута отдыха-1-2 мин

                 

Итог урока (рефлексия деятельности)- 2 мин (слайд 7)

Выставление оценок.

Домашнее задание – 2  мин

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мобилизация внимания (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К)                              Саморегуляция (Р)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи (К)

 Самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее  мотивом, проявление интереса к изучению темы (Л)

Целеполагание (Р)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое фразеологизмы.

Поиск и выделение информации; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Цель этапа: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся, коррекция.

Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование (П)                     Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л)                                             Контроль, коррекция, оценка, самооценка (Р)

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)            Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)                                                                Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)                                             

Включение детей в деятельность:

- Здравствуйте, ребята! Вижу: у вас ушки на макушке! Готовы трудиться не покладая рук? Тогда весь урок держим ухо востро, а если что-то не получается, нос не вешаем! Что учитель говорит, мотаем себе на ус!

-Прослушаем тексты, которые будут читать ребята.

Работа с дидактич. Материалом. Карточка - на столе (приложение 1):

1)«А давай-ка, Светлана, надень свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку. Положим туда твое яблоко, <…>спички, нож, булку и уйдем из этого дома куда глаза глядят. Подумала Светлана и спрашивает: «А куда твои глаза глядят?» (А.Гайдар)

2) «Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Сережа. – Там на экзамене ребят режут» (К.Чуковский)

3)«-Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

 - А я тогда не выйду на улицу

-Почему?

-А чтоб меня морозы не ударили» (К.Чуковский)

- Почему ребята не понимают, о чем говорят взрослые?

-Вспомним, какое значение слова называется переносным.

-Выпишем эти сочетания слов, истолковывая их значения.

-Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

- Запишем тему урока (слайд 1).

-Какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

- Ребята, а вы знаете фразеологизмы? Давайте попробуем их вспомнить?

Учитель диктует начало, а ученики заканчивают фразеологизмы (работаем у доски):

Мастер на все…руки

Первый блин…комом

Шито белыми…нитками

После дождичка…в четверг

Как в воду…глядеть

Зуб на зуб…не попадает

-Почему вы правильно договаривали? С чем это связано?

-Правильно! Слова в таких сочетаниях так тесно срослись, что одно тянет за собой другое. Их ещё сравнивают со словами.

1)Самостоятельная работа (дифференцированное задание):

1) -На доске записаны толкования этих фразеологизмов. Напишите напротив каждого фразеологизма соответствующее:

Умелый человек, неискусно скрыто, замёрзнуть, неизвестно когда, предвидеть, неудачное начало.

Проверяет работы у ребят, справившихся быстрее остальных, раздаёт дополнительные карточки (приложение 3).

2)-Если значение понятно сразу, составьте 5 предложений с данными фразеологизмами.

2)Работа с пар. 22:

-Самостоятельно просмотрите теоретический материал на стр. 44-45, найдите в нем то, о чем мы не говорили.

Работа со словариком в конце учебника:

-Ребята, отложите ручки в сторону, сядьте поудобнее! Найдите фразеологизмы в словарике и устно объясните их значение.

-Можно ли сразу делать два дела? Почему? Откуда взялся этот фразеологизм?

-Правильно! Это народная мудрость!

3)Работа с презентацией:

-Ребята, посмотрите на экран. Что вы можете сказать об этих парах фразеологизмов? (слайды 3)

-Правильно! Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы!

Задание «Найди пару»:

-Найдите антонимы и запишите парами! (слайд 4)

Проверяет работы у ребят, справившихся быстрее остальных, раздаёт дополнительные карточки (приложение 3).

4)Творческое задание (по рядам):

- На экране – рисунки, которые «скрывают» фразеологизмы (см. слайд 6). Догадайтесь, какие! Составьте (каждый ряд – к одному) к каждому рисунку по два-три  предложения, чтобы был понятен смысл фразеологизма.

Проверка творческого задания.

5) Сообщения учеников:

-Ребята, мы говорили сегодня о многих фразеологических оборотах речи. Сейчас ребята познакомят нас с исконно русскими фразеологизмами.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

-Что вы узнали на уроке?

-Для чего нужны фразеологизмы? Правильно! Они делают нашу речь красивой и выразительной!

- Оцените свою работу на уроке. Для этого выберите одну из карточек, лежащих на столе («3», «4», «5»).Поднимите её и покажите мне! Очень хорошо!

-Работали мы сегодня не покладая рук! На следующем уроке мы продолжим работу с устойчивыми сочетаниями слов. Какие задачи вы поставили бы перед собой?

-Выберите задание на дом самостоятельно:

1)Выписать фразеологизмы (крылатые слова) из басен И.Крылова «Ларчик», «Слон и Моська», «Волк на псарне» и ещё 5 на выбор и истолкуйте их значение.

2)Составьте шуточный текст из 7-8 связных предложений на тему «Жизнь моего класса», используя фразеологизмы.

3)Презентация с использованием новых фразеологизмов(не использованных на уроке).

-Спасибо за урок!

Включение в работу, самоопределение.

Подготовленные заранее ребята читают текст карточки. Остальные слушают и анализируют.

- Слова здесь используются не в прямом, а в переносном значении. Дети этого не знают.

Выписывают фразеологизмы:                                 Куда глаза глядят - пойти неизвестно куда.                      Морозы ударили – похолодало.                         Срезаться на экзамене - не сдать экзамен.

Записывают тему урока (Знакомство с фразеологизмами).

-Узнать особенности фразеологизмов, научиться находить их в тексте, применять в своей речи. Узнать происхождение.

Записывают в столбик фразеологизмы (на местах, один человек - у доски, проговаривая выделенные орфограммы).

-Быстро вспоминаются. За одним словом вспоминается другое.

Ищем пару.

Проверяем самостоятельно (ответ - на слайде 2)

Работа по карточкам (индивидуально)

Составляем предложения, проверяем с классом.

Читаем, анализируем.

-Значение фразеологизмов разъясняется в особых словарях. А еще фразеологизмы встречаются в толковых словарях.

-Кусок в горло не лезет - огорчиться, расстроиться.

За двумя зайцами погнаться - стремиться выполнить сразу два дела.

-Из пословицы «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь!»

-На первом слайде фразеологизмы, похожие по значению, на другом - противоположные.

Ищут фразеологизмы- антонимы.

Проверка - самостоятельно (см. слайд 5)

Работа по карточкам (индивидуально)

Составление связных предложений к рисунку.

Взаимопроверка.

Сообщения учеников (подготовленных заранее) (приложение 2)

Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

-Чтобы наша речь стала красивее.

Оценивают свою работу на уроке, выбирая одну из карточек («3», «4», «5»).

-Узнать ещё больше фразеологизмов. Учиться использовать их в речи. Узнать происхождение других фразеологизмов.

Записывают домашнее задание.

Использованная литература:

  1. Учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Москва, «Просвещение», 2011
  2. Учебник В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой «Русский язык. Теория», Москва, «Просвещение», 2011
  3. Кружок русского языка в школе. Е.П.Преображенская, Москва, «Просвещение», 1986

Приложение 1.

1)«А давай-ка, Светлана, надень свое розовое платье. Возьмем мы из-за печки мою походную сумку. Положим туда твое яблоко, <…>спички, нож, булку и уйдем из этого дома куда глаза глядят. Подумала Светлана и спрашивает: «А куда твои глаза глядят?» (А.Гайдар)

2) «Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Сережа. – Там на экзамене ребят режут» (К.Чуковский)

3)«-Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

 - А я тогда не выйду на улицу

-Почему?

-А чтоб меня морозы не ударили» (К.Чуковский)

                                                                                           Приложение 2.

Сообщения учеников

1.Как с гуся вода. Употребляется в значении: лёгкий исход в случае проступка, неприятности и т. п. Это выражение, по-видимому, некогда входило в народное заклинание. В Словаре Даля находим: «Лейся, беда, как с гуся вода». В рукописном словаре Луканина данное выражение связывается с приговором, который произносили бабушки-лекарки для излечения детских болезней. Они шепчут заговор над водой, кладут туда горящий уголёк и обливают ею больного ребёнка, говоря: «С гуся вода, с лебедя вода, а с … (имя ребёнка) – худоба (т.е. болезни)».  

2.Держи карман шире, растопырь карман, подставляй карман.  Употребляется при ожидании отказа или невозможности получить что-нибудь. Выражение, очевидно, возникло тогда, когда карман ещё не пришивался к платью. А представлял собой отдельную сумочку, которую можно подставлять. Расширять и т.п. В плясовой народной песне поётся: «Он (милый) пришёл ко мне не рано, он принёс мне три кармана: первый карман с пирогами, второй карман с орехами, третий карман с деньгами».

                                                                            Приложение 3.

Дополнительные карточки для детей.

Карточка 1.  Выделенные в тексте слова замените фразеологическими оборотами. Подчеркните их как один член предложения:

  • На скорую руку
  • Ни свет ни заря
  • Рукой подать
  • С минуты на минуту
  • Битый час

Вася проснулся очень рано. Оделся, быстро закусил и стал ждать друга. Тот должен был прийти в скором времени. Долгое время прождал Вася своего друга. Наконец дождался. «Ничего, успеем, речка-то совсем близко», - оправдывался Коля.

Карточка 2.  Выделенные в предложениях слова замените фразеологическими оборотами. Подчеркните их как один член предложения:

  • Правая рука
  • Из рук в руки
  • Не покладая рук
  • Сломя голову

1). Юра – главный помощник вожатого. 2). «Мир приключений» всё время у ребят: переходит от одного к другому. 3). Крепостные крестьяне работали на помещика без отдыха. 4).Увидев товарища, Петя очень быстро побежал к нему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с фразеологизмами

Слайд 2

Проверь задание! Маст е р на все руки - Первый блин комом - Шито бел ы ми нитками - После дожди чк а в четверг - Как в воду гл я деть - Зу б на зу б не п о п а дает - умелый человек неудачное начало неискусно скрыто неизвестно когда п редвидеть замёрзнуть

Слайд 3

засучив рукава - спустя рукава заварить кашу - расхлёбывать кашу тяжёл на подъём -лёгок на подъём два сапога пара - одного поля ягода перековать мечи на орала - вложить меч в ножны Орало – орудие для пахоты, соха

Слайд 4

Найди антонимы! Камень за пазухой держать На чужой шее сидеть Лясы точить Держать ухо востро Во всю Ивановскую (кричать) Воды в рот набрать С открытой душой Ворон считать Держать язык за зубами Своим горбом жить Лясы –пустые разговоры

Слайд 5

камень за пазухой держать - с открытой душой на чужой шее сидеть - своим горбом жить лясы точить - воды в рот набрать держать ухо востро - ворон считать во всю Ивановскую (кричать) - держать язык за зубами Антонимы (проверка)

Слайд 6

Творческое задание

Слайд 7

Спасибо за урок!

Слайд 8

http:// yandex.ru/yandsearch?text Использованные интернет-ресурсы: http://tolkslovar.ru/l4622.html http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text= фразеологизмы картинки & stype


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 6 классе: "Употребление фразеологизмов"

Данный материал содержит разработку урока по теме: " Употребление фразеологизмов", образец рабочего листа для учащихся и дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Фразеологизмы.

       Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично...

Методическая разработка урока "Фразеологизмы как единицы языка"

В помощь учителю при изучении темы "Фразеологизмы"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: «Фразеологизмы в английском языке»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ   ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»   ТЕМА: «Фразеологизмы  в  английском языке»...

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи»

Цель урока:  знакомство с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.Задачи урока:1)    Образовательная: сформировать у учащихся представление о фра...

Методическая разработка урока "Лексика. Знакомство с фразеологизмами"

На данном уроке обучающиеся знакомятся с фразеологизмами, учатся правильно употреблять их в своей речи, тем самым обогащая свой словарный запас фразеологическими оборотами....

Методическая разработка «Работа с фразеологизмами в старших классах – средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»

В данной работе представлен практический материал по теме «Фразеология», который может быть полезен учителю в 10-11 классах на уроках русского языка, на занятиях элективных курсов, на урок...