Конспект урока по литературе 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Цель урока – продолжение  знакомства с устным народным творчеством – «малыми» жанрами     фольклора - пословицами и поговорками.

Задачи:

  - рассмотреть особенности построения пословиц и поговорок;
 - раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора;
 - способствовать формированию ценностей через национальные традиции.
- развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;
- развивать навык самостоятельной и групповой работы.

- воспитывать чувство уважения к мнению других, помочь  осознать  ценность совместной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Пословицы и поговорки»

Цель урока – продолжение  знакомства с устным народным творчеством – «малыми» жанрами     фольклора - пословицами и поговорками.

Задачи:

  - рассмотреть особенности построения пословиц и поговорок;
- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора;
- способствовать формированию ценностей через национальные традиции.
- развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;
- развивать навык самостоятельной и групповой работы.

- воспитывать чувство уважения к мнению других, помочь  осознать  ценность совместной  деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: в ходе занятия ученики смогут усвоить определения понятий «пословица» и «поговорка»; находить в них сходства и различия, определять их значение, обнаруживать в тексте, употреблять в своей речи; смогут проявить навыки выразительного чтения, бережное отношение к художественному слову, раскрыть творческие способности, воображение; продолжить формирование навыка анализа языкового материала.

Метапредметные: в результате занятия обучающиеся смогут

-актуализировать ранее полученные знания по литературе и русскому языку, осуществить смысловое чтение, структурировать полученные знания; выполнять операции анализа, сопоставления, классификации, построение умозаключений и рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы (познавательные УУД);

- формировать цели своей учебной деятельности, понимать и сохранять учебную задачу, планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей и оценивать её результативность, осуществлять взаимоанализ, самооценку, коррекцию своих учебных действий (регулятивные УУД);

- формировать и аргументировать собственное мнение, вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в группе (коммуникативные УУД).

Личностные: в ходе занятия ученики смогут поддерживать познавательный интерес к литературе, в целом, к произведениям УНТ, в частности, а также к изобразительному искусству; проявить нравственные качества, творческие способности, бережное отношение к художественному слову; осознать эстетическую ценность русского литературного языка.


Инициация (оргмомент)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

Метод «Поздоровайся взглядом»

2.  Вхождение или погружение в тему

Цель: раскрытие темы урока.

На доске записано:

  1. Цыплят по осени считают.
  2. 2. Шито – крыто.
  3. 3. Не зная броду, не суйся в воду.
  4. 4. Чудеса в решете.

Ребята, что у меня записано на доске?

Назовите тему и цель урока.

3. Формирование ожиданий  и опасений ученика

Метод «Я хочу научиться»

Цель: выяснить, чему хотят научиться учащиеся на этом уроке.

 

4. Актуализация знаний

Чтение статьи учебника, нахождение отличия пословиц от поговорок.

 

 5.  Релаксация

Метод «Кидаем мяч»

Цель:  разминка класса. Учащийся кидает мяч другому ученику, называя пословицу или поговорку.

6. Проработка содержания темы

Работа в группах

1 группа - найди соответствие между пословицей и её значением.

На охоту ехать – собак кормить.

Кроме материальных потребностей, у человека есть ещё и духовные.

Не хлебом единым сыт человек.

Не зарься на чужое.

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Спохватившись, начинаешь приготовление к делу в последний момент.

На чужой каравай рот не разевай.

Опасности заставляют всегда быть настороже.

Где мёд, там и мухи.

Когда не везёт в каком-либо деле, случается ещё одна большая неприятность

Где тонко, там и рвётся.

Если есть что-то привлекательное, всегда найдутся люди, готовые воспользоваться этим.

2 группа - выберите верное толкование смысла пословицы.

1. У него куры денег не клюют.

- Человек - профессионал.

- Ленивый человек.

- Богатый человек.

2. Когда рак свистнет.

- Очень скоро.

- Когда босс прикажет.

- Никогда.

3. В огороде бузина, а в Киеве дядька.

- Нелогичное рассуждение.

- Мир поразительно многообразен.

- У дяди в огороде много бузины.

4. В воде по горло, а пить просит.

- Подвергнутый казни водой.

- Лентяй.

- Рассеянный.

    5. Слово не воробей – вылетит, не    поймаешь.

- Думай прежде, чем сказать. 

- Хитрого на слове не поймаешь. 

- Вольную птицу словом не удержишь.

6. Куда Макар телят не гонял. О том, кто уехал...

- В опасное место.

- В райское место.

- Очень далеко.

7. Случилось при царе Горохе.

- Очень давно.

- В деревне.

- Вранье, небывальщина.

8. Яблочко от яблоньки недалеко падает.

- Дети похожи на родителей.

- Народная примета: к безветренной погоде.

- Бескрылый человек, лишенный полета фантазии.

3 группа - запишите в разные столбики пословицы и поговорки.

  1. Друзья познаются в беде.
  2. Бедность — не порок.
  3. Гол, да не вор, беден, да честен.
  4. Старый друг лучше новых двух.
  5. Красота — до венца, а ум — до конца.
  6. На что и клад, коли в семье лад.
  7. У страха глаза велики.
  8. Долг платежом красен.
  9. Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
  10. Не всё то золото, что блестит.
  11. Слово — серебро, а молчанье — золото.
  12. Как аукнется, так и откликнется.
  13. Людская молва — что морская волна.
  14. Век прожить — не поле перейти.
  15. Язык мой — враг мой: вперёд ума рыщет, беды себе ищет.

  1. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
  2. Работать с огоньком.
  3. Как снег на голову.
  4. Доносчику первый кнут.
  5. Учёный водит, неучёный следом ходит.
  6. День меркнет ночью, а человек — печалью.
  7. Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай.
  8. Под лежачий камень и вода не течёт.
  9. Двое пашут, а семеро руками машут.
  10. И готово, да бестолково.
  11. Это вилами на воде писано.
  12. На воре шапка горит.
  13. Большому кораблю — большое плаванье.
  14. Не испытав броду, не суйся в воду.


Метод «Презентация»

Цель: презентовать свои получившиеся ответы.

8. Рефлексия.

- Давайте вспомним и обобщим то, о чем мы говорили сегодня на уроке.

- Итак, пословица – это … (краткое изречение), содержащее … (народную мудрость) и имеющее … (поучительный смысл).

- Поговорка – это… (образное выражение), содержащее… (отношение к чему-либо), но не       имеющее… (вывода, заключения).
- Народ в пословицах осуждает и высмеивает … (глупость, лень, жадность, злость), хвалит и одобряет … (ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность).

9. Домашнее задание.

 Подобрать и выписать в тетрадь по 5 пословиц  на  предложенные темы.

 1. -  счастье. 2. -  язык. 3. - семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....