Конспект урока по литературе 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Цель урока – продолжение знакомства с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора - пословицами и поговорками.
Задачи:
- рассмотреть особенности построения пословиц и поговорок;
- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора;
- способствовать формированию ценностей через национальные традиции.
- развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;
- развивать навык самостоятельной и групповой работы.
- воспитывать чувство уважения к мнению других, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Пословицы и поговорки»
Цель урока – продолжение знакомства с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора - пословицами и поговорками.
Задачи:
- рассмотреть особенности построения пословиц и поговорок;
- раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора;
- способствовать формированию ценностей через национальные традиции.
- развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;
- развивать навык самостоятельной и групповой работы.
- воспитывать чувство уважения к мнению других, помочь осознать ценность совместной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: в ходе занятия ученики смогут усвоить определения понятий «пословица» и «поговорка»; находить в них сходства и различия, определять их значение, обнаруживать в тексте, употреблять в своей речи; смогут проявить навыки выразительного чтения, бережное отношение к художественному слову, раскрыть творческие способности, воображение; продолжить формирование навыка анализа языкового материала.
Метапредметные: в результате занятия обучающиеся смогут
-актуализировать ранее полученные знания по литературе и русскому языку, осуществить смысловое чтение, структурировать полученные знания; выполнять операции анализа, сопоставления, классификации, построение умозаключений и рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы (познавательные УУД);
- формировать цели своей учебной деятельности, понимать и сохранять учебную задачу, планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей и оценивать её результативность, осуществлять взаимоанализ, самооценку, коррекцию своих учебных действий (регулятивные УУД);
- формировать и аргументировать собственное мнение, вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в группе (коммуникативные УУД).
Личностные: в ходе занятия ученики смогут поддерживать познавательный интерес к литературе, в целом, к произведениям УНТ, в частности, а также к изобразительному искусству; проявить нравственные качества, творческие способности, бережное отношение к художественному слову; осознать эстетическую ценность русского литературного языка.
Инициация (оргмомент)
Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.
Метод «Поздоровайся взглядом»
2. Вхождение или погружение в тему
Цель: раскрытие темы урока.
На доске записано:
- Цыплят по осени считают.
- 2. Шито – крыто.
- 3. Не зная броду, не суйся в воду.
- 4. Чудеса в решете.
Ребята, что у меня записано на доске?
Назовите тему и цель урока.
3. Формирование ожиданий и опасений ученика
Метод «Я хочу научиться»
Цель: выяснить, чему хотят научиться учащиеся на этом уроке.
4. Актуализация знаний
Чтение статьи учебника, нахождение отличия пословиц от поговорок.
5. Релаксация
Метод «Кидаем мяч»
Цель: разминка класса. Учащийся кидает мяч другому ученику, называя пословицу или поговорку.
6. Проработка содержания темы
Работа в группах
1 группа - найди соответствие между пословицей и её значением.
На охоту ехать – собак кормить. | Кроме материальных потребностей, у человека есть ещё и духовные. |
Не хлебом единым сыт человек. | Не зарься на чужое. |
На то и щука в море, чтобы карась не дремал. | Спохватившись, начинаешь приготовление к делу в последний момент. |
На чужой каравай рот не разевай. | Опасности заставляют всегда быть настороже. |
Где мёд, там и мухи. | Когда не везёт в каком-либо деле, случается ещё одна большая неприятность |
Где тонко, там и рвётся. | Если есть что-то привлекательное, всегда найдутся люди, готовые воспользоваться этим. |
2 группа - выберите верное толкование смысла пословицы.
1. У него куры денег не клюют.
- Человек - профессионал.
- Ленивый человек.
- Богатый человек.
2. Когда рак свистнет.
- Очень скоро.
- Когда босс прикажет.
- Никогда.
3. В огороде бузина, а в Киеве дядька.
- Нелогичное рассуждение.
- Мир поразительно многообразен.
- У дяди в огороде много бузины.
4. В воде по горло, а пить просит.
- Подвергнутый казни водой.
- Лентяй.
- Рассеянный.
5. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
- Думай прежде, чем сказать.
- Хитрого на слове не поймаешь.
- Вольную птицу словом не удержишь.
6. Куда Макар телят не гонял. О том, кто уехал...
- В опасное место.
- В райское место.
- Очень далеко.
7. Случилось при царе Горохе.
- Очень давно.
- В деревне.
- Вранье, небывальщина.
8. Яблочко от яблоньки недалеко падает.
- Дети похожи на родителей.
- Народная примета: к безветренной погоде.
- Бескрылый человек, лишенный полета фантазии.
3 группа - запишите в разные столбики пословицы и поговорки.
- Друзья познаются в беде.
- Бедность — не порок.
- Гол, да не вор, беден, да честен.
- Старый друг лучше новых двух.
- Красота — до венца, а ум — до конца.
- На что и клад, коли в семье лад.
- У страха глаза велики.
- Долг платежом красен.
- Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
- Не всё то золото, что блестит.
- Слово — серебро, а молчанье — золото.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Людская молва — что морская волна.
- Век прожить — не поле перейти.
- Язык мой — враг мой: вперёд ума рыщет, беды себе ищет.
- Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
- Работать с огоньком.
- Как снег на голову.
- Доносчику первый кнут.
- Учёный водит, неучёный следом ходит.
- День меркнет ночью, а человек — печалью.
- Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай.
- Под лежачий камень и вода не течёт.
- Двое пашут, а семеро руками машут.
- И готово, да бестолково.
- Это вилами на воде писано.
- На воре шапка горит.
- Большому кораблю — большое плаванье.
- Не испытав броду, не суйся в воду.
Метод «Презентация»
Цель: презентовать свои получившиеся ответы.
8. Рефлексия.
- Давайте вспомним и обобщим то, о чем мы говорили сегодня на уроке.
- Итак, пословица – это … (краткое изречение), содержащее … (народную мудрость) и имеющее … (поучительный смысл).
- Поговорка – это… (образное выражение), содержащее… (отношение к чему-либо), но не имеющее… (вывода, заключения).
- Народ в пословицах осуждает и высмеивает … (глупость, лень, жадность, злость), хвалит и одобряет … (ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность).
9. Домашнее задание.
Подобрать и выписать в тетрадь по 5 пословиц на предложенные темы.
1. - счастье. 2. - язык. 3. - семья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.
Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....