Гражданственность и исповедальность лирики Твардовского
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Материалы к уроку по лирикеТвардовского. Можно использовать как в средней школе, так и в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvardovskiy.doc39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданственность и исповедальность лирики Твардовского

Исповедь - откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о собственных сокровенных мыслях, взглядах. (Ожегов. Толковый словарь)

Гражданская (общественно-политическая) лирика - понимание поэтом современной ему общественной жизни. (М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах).

  • Опираясь на определения, наметьте возможные направления раскрытия темы.

Цельная личность поэта, мудрого и граждански зрелого, беспощадного к себе, гневного и неукротимого, нежного и усталого, встает за каждым маленьким шедевром поздней лирики Твардовского, в которой грань между лирикой философской и гражданской, пейзажной и политической очень тонка, а порой ее и нет.

 

Прочитайте стихотворения.

Та кровь, что пролита недаром                                  Стучит в сердца, владеет нами,

В сорокалетний этот срок,                                           Не отпуская ни на час,

Нет, не иссякла вешним паром,                                  Чтоб наших жертв святая память

И не ушла она в песок.                                                 В пути не покидала нас.

Не затвердела год от года,                                          Чтоб нам, внимая славословью,

Не запеклась еще она.                                                  И в праздник нынешних побед

Та кровь подвижника-народа                                        Не забывать, что этой кровью

Свежа, красна и солона.                                               Дымится наш вчерашний след.

ЕЙ не довольно стать зеленой                                     И знать, что к бою правомочна

В лугах травой, в садах листвой,                                 Она призвать нас вновь и вновь...

Она живой, нерастворенной                                        Горит, как пламень заревой.                                         Как говорится: "дело прочно,                                       Когда под ним струится кровь"

                                                                                       1957

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…..

                                                             1966

В тот день, когда окончилась война

(отрывок)

В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших  душ минута.

В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.

До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист учетный.

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.

1948

Есть имена и есть такие даты

Они нетленной сущности полны

Мы в буднях перед ними виноваты

Не замолить по праздникам вины (1966)

  • Выделите в каждом стихотворении ключевые слова, словосочетания, строфу, на которых "держится" эмоция, настроение, ощущение.

  • Что общего в этих стихотворениях? (Слова для подсказки: Тема, настроение, эмоции, сюжет, композиция, ощущения; ответственность, предать забвению, необходимость наполнить, вспомнить о тех, боль, ощущение потери)
  • Какое стихотворение вам кажется более личным, более исповедальным? Почему? На чем держится исповедальная интонация?
  • Найдите местоимения в других стихотворениях. Что они вносят в стихотворения?
  • Слова каких еще языковых пластов вы можете найти? Какова их роль?
  • Найдите в стихотворениях слова, словосочетания, которые вы могли бы использовать для ответа на вопрос: Почему поэт с каждым годом все острее чувствовал необходимость напомнить о тех, кто заплатил своей кровью за Победу?
  • Напишите небольшой текст по прочитанным стихотворениям, обобщив все написанное ранее и включая подчеркнутые слова.


  • Прочитайте два  стихотворения.

    ****

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить как живёшь, своей страдой бессонной,-
Взялся за гуж – не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чём не соступая,
Не отступая – быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
1968


***

Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, -

Он всех основ основа,-
Сурово спрашивать с себя,
С других не столь сурово.

Хоть про сейчас, хоть про запас,
Но делать так работу,
Чтоб жить да жить,
Но каждый час
Готовым быть к отлёту.

И не терзаться – ах да ох -
Что, близкий или дальний, -
Он всё равно тебя врасплох
Застигнет, час летальный.

Аминь! Спокойно ставь печать,
Той вопреки оглядке:
Уж если в ней одной печаль,-
Так, значит, всё в порядке.

  • Подчеркните в каждом стихотворении ключевые слова. Какой теме, проблеме посвящены эти стихи?
  • Каким предстает перед нами лирический герой?

(Помимо темы войны в поздней лирике Твардовского присутствует тема осмысления и собственной жизни. На склоне лет поэт обрел высшую мудрость, которой щедро делился с читателями).

  • Так в чем же смысл жизни по Твардовскому? Продолжите написанный ранее текст размышлениями над этими стихотворениями.                                                                                                                                              

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. А.Т.Твардовский. Лирика

Материалы к уроку: презентация, конспект урока, аудиофайл...

Проект урока литературы в 5 классе по теме "Дети и война в лирике А.Твардовского и К.Симонова"

Образовательная цель: формировать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского, К. М...

Твардовский А.Т. Пейзажная лирика. "Снега потемнеют синие...", "Июль- макушка лета", "На дне моей жизни..." Презентация к уроку литературы в 7 классе

Презентация у року литературы в 7 классе. А.Т. Твардовский. Пейзажная лирика. Стихотворения "Снега потемнеют синие...", "Июль - макушка лета", "На дне моей жизни..." Цели: -познакомить с биографией ...

Цикл уроков по лирике А. Т. Твардовского

Данный цикл уроков по лирике А. Т. Твардовского включает в себя 3 конспекта: 1. «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика  А. Т. Твардовского (урок в курсе "Литера...

Основные темы и мотивы лирики А. Т. Твардовского

Презентация на тему биографии и творчества А.Т. Твардовского...