Гражданственность и исповедальность лирики Твардовского
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Материалы к уроку по лирикеТвардовского. Можно использовать как в средней школе, так и в старших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvardovskiy.doc | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданственность и исповедальность лирики Твардовского
Исповедь - откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о собственных сокровенных мыслях, взглядах. (Ожегов. Толковый словарь)
Гражданская (общественно-политическая) лирика - понимание поэтом современной ему общественной жизни. (М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах).
- Опираясь на определения, наметьте возможные направления раскрытия темы.
Цельная личность поэта, мудрого и граждански зрелого, беспощадного к себе, гневного и неукротимого, нежного и усталого, встает за каждым маленьким шедевром поздней лирики Твардовского, в которой грань между лирикой философской и гражданской, пейзажной и политической очень тонка, а порой ее и нет.
Прочитайте стихотворения.
Та кровь, что пролита недаром Стучит в сердца, владеет нами,
В сорокалетний этот срок, Не отпуская ни на час,
Нет, не иссякла вешним паром, Чтоб наших жертв святая память
И не ушла она в песок. В пути не покидала нас.
Не затвердела год от года, Чтоб нам, внимая славословью,
Не запеклась еще она. И в праздник нынешних побед
Та кровь подвижника-народа Не забывать, что этой кровью
Свежа, красна и солона. Дымится наш вчерашний след.
ЕЙ не довольно стать зеленой И знать, что к бою правомочна
В лугах травой, в садах листвой, Она призвать нас вновь и вновь...
Она живой, нерастворенной Горит, как пламень заревой. Как говорится: "дело прочно, Когда под ним струится кровь"
1957
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…..
1966
В тот день, когда окончилась война
(отрывок)
В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в счет салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.
В конце пути, в далекой стороне,
Под гром пальбы прощались мы впервые
Со всеми, что погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются живые.
До той поры в душевной глубине
Мы не прощались так бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист учетный.
Мы с ними шли дорогою войны
В едином братстве воинском до срока,
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.
1948
Есть имена и есть такие даты
Они нетленной сущности полны
Мы в буднях перед ними виноваты
Не замолить по праздникам вины (1966)
- Выделите в каждом стихотворении ключевые слова, словосочетания, строфу, на которых "держится" эмоция, настроение, ощущение.
- Что общего в этих стихотворениях? (Слова для подсказки: Тема, настроение, эмоции, сюжет, композиция, ощущения; ответственность, предать забвению, необходимость наполнить, вспомнить о тех, боль, ощущение потери)
- Какое стихотворение вам кажется более личным, более исповедальным? Почему? На чем держится исповедальная интонация?
- Найдите местоимения в других стихотворениях. Что они вносят в стихотворения?
- Слова каких еще языковых пластов вы можете найти? Какова их роль?
- Найдите в стихотворениях слова, словосочетания, которые вы могли бы использовать для ответа на вопрос: Почему поэт с каждым годом все острее чувствовал необходимость напомнить о тех, кто заплатил своей кровью за Победу?
- Напишите небольшой текст по прочитанным стихотворениям, обобщив все написанное ранее и включая подчеркнутые слова.
- Прочитайте два стихотворения.
****
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить как живёшь, своей страдой бессонной,-
Взялся за гуж – не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чём не соступая,
Не отступая – быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
1968
***
Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.
И труд свой пристально любя, -
Он всех основ основа,-
Сурово спрашивать с себя,
С других не столь сурово.
Хоть про сейчас, хоть про запас,
Но делать так работу,
Чтоб жить да жить,
Но каждый час
Готовым быть к отлёту.
И не терзаться – ах да ох -
Что, близкий или дальний, -
Он всё равно тебя врасплох
Застигнет, час летальный.
Аминь! Спокойно ставь печать,
Той вопреки оглядке:
Уж если в ней одной печаль,-
Так, значит, всё в порядке.
- Подчеркните в каждом стихотворении ключевые слова. Какой теме, проблеме посвящены эти стихи?
- Каким предстает перед нами лирический герой?
(Помимо темы войны в поздней лирике Твардовского присутствует тема осмысления и собственной жизни. На склоне лет поэт обрел высшую мудрость, которой щедро делился с читателями).
- Так в чем же смысл жизни по Твардовскому? Продолжите написанный ранее текст размышлениями над этими стихотворениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе. А.Т.Твардовский. Лирика
Материалы к уроку: презентация, конспект урока, аудиофайл...
Проект урока литературы в 5 классе по теме "Дети и война в лирике А.Твардовского и К.Симонова"
Образовательная цель: формировать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского, К. М...
Твардовский А.Т. Пейзажная лирика. "Снега потемнеют синие...", "Июль- макушка лета", "На дне моей жизни..." Презентация к уроку литературы в 7 классе
Презентация у року литературы в 7 классе. А.Т. Твардовский. Пейзажная лирика. Стихотворения "Снега потемнеют синие...", "Июль - макушка лета", "На дне моей жизни..." Цели: -познакомить с биографией ...
Цикл уроков по лирике А. Т. Твардовского
Данный цикл уроков по лирике А. Т. Твардовского включает в себя 3 конспекта: 1. «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика А. Т. Твардовского (урок в курсе "Литера...
Основные темы и мотивы лирики А. Т. Твардовского
Презентация на тему биографии и творчества А.Т. Твардовского...