Проект урока литературы в 5 классе по теме "Дети и война в лирике А.Твардовского и К.Симонова"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Образовательная цель: формировать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского, К. М. Симонова
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия; повышение навыков анализа поэтического произведения, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»
Проект урока литературы в 5 классе по теме:
«Дети и война
в лирике А.Твардовского и К.Симонова»
Автор: Косорукова Татьяна Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории.
2014 г.
Технологическая карта изучения темы «Дети и война
в лирике А.Твардовского и К.Симонова»
Тема | Дети и война в лирике А.Твардовского и К.Симонова |
Цель | Образовательная: формировать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского, К. М. Симонова Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия; повышение навыков анализа поэтического произведения, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности. |
Планируемый результат | Предметные: знать особенности анализа лирического произведения; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Лирика,поэзия, художественные средства |
Межпредметные связи | Русский язык, География, История; |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Коровина В.Я часть 2 Литература: учебник для 5 класса, 2013. - Интерактивная доска CLASUS - План учебной деятельности - презентации «К.Симонов», «А.Твардовский» - тетрадь рабочая - алгоритм самооценки - лист рефлексии «лесенка успеха» |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в паре, самостоятельная работа |
Педагогические технологии | - личностно - ориентированного обучения; - объяснительно - иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия) |
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
1. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - создание благоприятной рабочей обстановки. | Приветствуют учителя и своих одноклассников, проверяют свою готовность к уроку. На основе своих знаний делают сообщения. Вспоминают правила «рабочего» человека. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Ориентирует учащихся на правильную посадку. | –Я рада вас видеть на уроке литературы. Сегодня копилка знаний каждого из вас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. - Что необходимо нам для успешной работы на уроке? (внимательно слушать, запоминать, отвечать на вопросы…) - Откройте рабочие тетради и запишите 20 апреля. Классная работа. - Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. | Предметные | УУД Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Чувствовать необходимость учения (Личностные УУД) |
II.Актуализация знаний учащихся Цели: - повторить изученный материал, необходимый для работы по теме урока. - выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Просматривают фильм о детях во время Великой Отечественной войны | Организует актуализацию умений выделять и объяснять Организует диалог с учащимися по изученному ранее материалу. | 1.Запишите в тетрадь тот жанр художественного произведения, который был популярен в годы Великой Отечественной войны | Знать жанры художественной литературы | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
III.Постановка учебной задачи Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем? | Рассказ ученика. Поэтическая летопись Вов 1941-1945 годов создавалась стихотворениями, поэмами, песнями замечательных поэтов и писателей. В годы войны лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого. Появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов, С. Я. Маршак и другие. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Читают отрывок из стихотворения наизусть по ролям. Работа с текстом, комментарии Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. | Организует диалог. Кто писал для детей и о них во время войны? Какие авторы? Вспомните определение баллады. Докажите, что «Рассказ танкиста» - баллада | -Откройте учебник по литературе, познакомьтесь в разделе Великая Отечественная война с творчеством писателей. - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? - А зачем нам это нужно? (Чтобы знать свою историю, помнить героев войны)
О чеэт О чем это стихотворение? (о войне, военных событиях) - О каком событии идет речь? (наступление, бой) -Подтвердите это текстом (Мы прорывались к площади вперед) -От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика, бывалого танкиста. Автору важно передать живую речь бойца. Можно вспомнить Лермонтова «Бородино».); - Каким вы себе его представляете? (Степенным, неторопливым); - Назовите одного из главных героев произведения. (Мальчик) - Охарактеризуйте его. (Ему лет десять-двенадцать, часто возглавляет детские компании, он озорной, и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырём. Бедовый). - Как автор обращается к герою стихотворения? (Мальчонка. Парнишка, дружище, хлопец); -Какой поступок совершил мальчик? (Он помог танкистам уничтожить вражеское оружие, разведал, где оно находится). - Почему командир принял помощь мальчика? (Думать не было времени, бой был трудным). - Как танкист отблагодарил мальчика? (Он пожимает ему руку с уважением и благодарностью). -Чего себе не может простить танкист? Почему? (1 и последняя строфы стихотворения «Был трудный бой….(кольцевая композиция) Трудность военного пути, ещё не скорую, но обязательную победу. - Можем ли мы сказать, что иллюстрация «Вот солдаты идут…» на стр. 151 учебника отражает события стихотворения? -Как вы понимаете строки, словосочетания (стр.152, вопрос 2, работа по вариантам и парами); - Можно ли поступок мальчика считать геройским? (Да) -Как бы вы поступили на месте мальчика? -В наше мирное время, какие поступки можно назвать героическими? Запись в тетрадях термина баллада и его определения.
|
Уметь выразительно читать Иметь представление о балладе | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательные УУД) Постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно (Регулятивные УУД) Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата (Регулятивные УУД) Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями (Личностные УУД) |
Прослушивание стихотворения Симонова в актерском исполнении | Какое настроение возникло после прослушивания текста? Какова композиция стихотворения? Зачем К.Симонов рассказал эту историю? | ||||
V.Физкультминутка Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки. | Проговаривают стихотворение и имитируют действия мишки. | Создаёт условия психоэмоциональной разгрузки. | -А сейчас немного отдохнем и разомнёмся. Слайд | Уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе. (Коммуникативные УУД) | |
VI. Формирование новых знаний и умений. Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы. | - сходство героев; | Уметь оформлять свои мысли в игровой ситуации. (Коммуникативные УУД) Интерес к способу решения и общему способу действия. (Личностные УУД) | ||
VII. Первичное закрепление Цель: организовать усвоение учениками новых знаний. | Слушают учителя и выполняют действия, контролируя свои знания. Слушает учителя, фиксирует новое знание. | -отзыв о произведении «Рассказ танкиста»; - отзыв о произведении «Майор привез мальчишку на лафете» | Организует коллективное выполнение задания . Подводит обучающихся к выводу. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД) Контролировать свои действия с заданным эталоном. (Регулятивные УУД) Интерес к способу решения и общему способу действия. (Личностные УУД) Уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. (Познавательные УУД) Интерес к способу решения и общему способу действия. (Личностные УУД) | |
VIII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; Организовать самопроверку по эталону, самооценку; | Выполняют задание самостоятельно по карточкам. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует взаимопроверку по эталону. | А сейчас проверьте свои силы и запишите в тетрадь сходство героев произведений. Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет»? | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/05/picture-75143.jpg)
Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»
Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских поэтов; закре...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/20/picture-374268-1605896695.jpg)
О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"
Данный проект способствует воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-91859-1413816495.jpg)
Проект урока литературы "Детство, опаленное войной" /по стихотворению К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"/
Данный проект урока литературы по стихотворению К.Симонова предполагает в числе главных задач развитие устной и письменной речи учащихся на основе анализа стихотворения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-199921-1360429965.jpg)
Урок литературы по теме "Образ Василия Теркина в поэме А. Твардовского"
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А. Тврдовского "Василий Теркин" проводится в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/15/picture-916828-1492276516.jpg)
Урок литературы «Поэты о Великой Отечественной войне. А. Твардовский «Рассказ танкиста». К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» Учебный предмет, класс: литература, 5 класс.
Урок литературы в 5 классе направлен на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашего народа....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-792521-1465403510.jpg)
Проект урока литературы в 10 классе «Философская лирика Ф.И.Тютчева»
Вид урока: реализация краткосрочного проекта - самостоятельная работа учащихся.Тип урока: комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.Методы обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-381541-1389620750.jpg)
Интегрированный урок литературы и истории «Человек на войне» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)
ПрППрошло уже более 75 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей и в литературном твортворчестве....