Цикл уроков по лирике А. Т. Твардовского
план-конспект урока по литературе (9, 11 класс) на тему
Данный цикл уроков по лирике А. Т. Твардовского включает в себя 3 конспекта:
1. «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика А. Т. Твардовского (урок в курсе "Литература Смоленщины" 9 класс).
2. А. Т. Твардовский. Стихи последних лет ( урок в 11 классе в курсе истории русской литературы)
3. Война в творчестве Твардовского (2 урока в 9 классе в курсе истории русской литературы)
Используются следующие формы уроков: изучение нового материала, урок-лекция, урок-мастерская.
К каждому уроку прилагается презентация.
Для 9 класса имеется раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе в курсе «Литература Смоленщины»
Тема: «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика А. Т. Твардовского.
Цели: познакомить учащихся с лирикой послевоенного периода; рассмотреть системы образов и тем; сопоставить с лирикой довоенного периода, выделить общее и различное; воспитывать патриотические чувства.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: исследовательский; творческого чтения.
Виды деятельности учащихся: ответы на вопросы; выразительное чтение; сообщение об определенном периоде творчества поэта.
Приемы: выразительное чтение; постановка вопросов; лекция.
Оборудование: портрет Твардовского; книга лирики; презентация.
План урока:
- Организационный момент (3 мин.);
- Знакомство с лирикой Твардовского послевоенного периода (36 мин.):
- Общая характеристика послевоенного периода творчества поэта;
- Сообщения учащихся;
- Чтение и анализ стихотворений, прослушивание аудиозаписи;
- Сопоставление с лирикой довоенного периода.
- Итог урока (3 мин.);
- Домашнее задание (3 мин.).
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. В прошлом годы, когда мы с вами знакомились с довоенной лирикой Твардовского, я обмолвилась, что в следующем году мы будем изучать послевоенную лирику. Этот день наступил. Записывайте в тетрадях число. И тему нашего урока – «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика А. Т. Твардовского (Слайд 1).
2. Знакомство с лирикой Твардовского послевоенного периода.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы рассмотрим лирику послевоенных лет, рассмотрим систему образов, изменилось ли что в ней. И в конце урока сопоставим довоенную и послевоенную лирику. Начнем все по порядку.
Чтобы приступить к изучению лирики, необходимо знать основные моменты жизненного и творческого пути в этот период. Я просила подготовить краткое сообщение о жизни Твардовского после войны. Пожалуйста.
- За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создает ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего это относится к его поэме "Василий Теркин (Книга про бойца)"(Слайд 2), рассказывающей о жизни простого солдата, написанной ярким языком, ставшей воплощением русского характера. Герой поэмы, Василий Теркин (Слайд 3), стал поистине народным героем.
Об ужасах войны, о ее бессмысленности и жестокости, рассказано Твардовским в стихотворениях "Две строчки", "Я убит подо Ржевом", в поэме "Дом у дороги".
С 1950 года и почти до самой своей смерти - до 1970 года (с перерывом с 1955 по 1957 годы) Твардовский занимал пост главного редактора журнала "Новый мир", также продолжая и литературную деятельность (Слайд 4).
С 1961 по 1966 годы Александр Твардовский является кандидатом в члены ЦК КПСС. Из-под пера поэта в 60-х годах выходят такие замечательные произведения, как поэмы "За далью даль", "По праву памяти".
Твардовским написано и множество прекрасных лирических стихотворений - "Спасибо за утро такое", "Чуть зацветет иван-чай" и других, наполненных любовью к родной земле. Это чувство не покидало Александра Трифоновича до последних дней своей жизни.
18 декабря 1971 года в поселке Красная Пахра, что в Московской области, Александр Твардовский скончался.
Учитель: Спасибо. Все коротко и ясно. Из этого сообщения мы уже услышали, какие темы будут превалировать в этот период. Прежде всего – это военная тема. Не только Твардовский, но и многие другие поэты и писателя, пережившие войну, надолго задержатся на этой теме, чтобы показать все ужасы кровопролитной войны. Рассмотрим же некоторые произведения, которые уже упоминал докладчик: «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и другие.
Обратимся сначала к стихотворению «Две строчки» .
(выразительное чтение)
Какая картина предстает перед глазами? Перечитаем еще раз строчки, которые ее рисуют (Слайд 5).
- Убитый мальчик лежит на льду озера. Убит в Финляндскую войну. Автор настолько сильно сочувствуют мальчику, что ему кажется, будто он сам лежит на месте мальчика. Этим стихотворением Твардовский подчеркивает жестокость и бессмысленность войны. Убит мальчик, которому бы еще жить и жить.
Учитель: Да, вы правы. Война жестока и бессмысленна. И погибают на войне самые дорогие и близкие люди. Твардовский здесь изображает мальчика – бойца. Не мужчину, а всего лишь мальчика. Но и тот уже встал на защиту своей Родины. Мотив долга имеет место быть. Все стихотворение пронизывает образ льда и холода. Твардовский применяет олицетворение: «шинель ко льду мороз прижал», «лед за полу придержал». Мы можем допустить, что так автор передает свое личное чувство войны. Для него это неведомая неукротимая стихия, перед которой жизнь оцепеневает, останавливается. Она все замораживает. Образ льда – это черствость людей к существованию и судьбам друг друга, их безучастие. Таким образом, Твардовский, обрисовав гибель одного человека, передал всю бессмысленность и глупость войны, эти никому ненужные жертвы, оставленных людей, забытых всеми.
Рассмотрим другое стихотворение – «Я убит подо Ржевом». Вспомним, что послужило поводом для написания.
- Стихотворение основано на реальных событиях. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н. Н. Бурденко.
Учитель: Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. — Да он шевелится! — закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем. Несомненно, поэт выслушал и записал рассказ бойца. Вскоре появилось и само стихотворение. Рассмотрим информацию на слайде (Слайд 6).
А сейчас прослушаем аудиозапись стихотворения «Я убит подо Ржевом» в исполнении Александра Соловьева, поэта и диктора.
(прослушивание аудиозаписи; Слайд 7)
Проанализируйте это стихотворение. Что перед нами? Кто перед нами? Чего хотят? Даю 3 минуты на обдумывание (текст перед глазами).
- По форме стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» представляет собой диалог – нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом.
Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения: «Я вам жить завещаю - Что я больше могу?» Но жить, заклинает герой, всегда помня о своей стране и о тех, кто погиб во имя нее.
Стихотворение сюжетно: лирический герой рассказывает «собеседникам» свою личную историю: «Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте…», которая перерастает в историю миллионов людей, историю целой страны. Понять это помогает, в том числе, и перечисление важнейших этапов войны, которые стали для всех русских людей вехами их личной жизни.
Самое страшное для героя не то, что «во всем этом мире ….ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей», не то, что «для меня - ни известий, ни сводок после этого дня». Больше всего солдат переживает о том, что не сможет больше воевать - помогать наступлению столь важной для всех победы. Его смерть, как и смерти миллионов убитых, как и жизнь тех, кто остался сражаться, может оправдать лишь одно – победа.
Учитель: Спасибо. Очень подробный и глубокий анализ. Стихотворение воспринимается как завещание всех павших, не доживших до Святой Победы, тем, кто дошел, выполнил, добил фашизм в его «логове». Это и предупреждение всем последующим поколениям, чтоб не допустили повторения кровавой бойни, ибо приостановить войну сложнее, чем не допустить её. Из собственного «далека» поэт говорит с потомками, чтоб помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену — свою жизнь.
А теперь рассмотрите образы, которые присутствуют в стихах этого периода.
- В первые годы после войны основные образы – это боец, возвращающийся домой после войны, чтобы восстанавливать разрушенное хозяйство. Другой образ – мать, не дождавшаяся сына с фронта, поседевшая раньше времени. После 50-х годов Твардовский пишет в основном о восстановлении разрушенных хозяйств, о дружбе, о долге, воспевает героические города (Москву). Мотив памяти проходит через весь цикл. Люди должны помнить, какой ценой завоевана победа.
Учитель: Теперь, когда мы познакомились с тематикой послевоенного периода, давайте сопоставим его с тематикой довоенного периода. Как поменялась система образов?
- Если для довоенной лирики характерны образы мирных жителей, земляков, невест, матерей, то для послевоенного периода характерны образы бойца, возвращающегося домой, матери, ждущей домой своих детей. Акцент на мирных жителях не делается – во время войны практически все ушли на фронт. Даже дети – и те принимали участие в боях.
Учитель: Верно. А какие темы можно выделить для этих двух периодов?
- Для довоенного периода – тема крестьянского быта и уклада, а для послевоенного – тема восстановления страны (Слайд 8).
3. Подведение итогов.
Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с послевоенной лирикой Твардовского. Сравнили ее в довоенным периодов и выявили существенные различия. Как видим, война коренным образом изменила все содержание творчества Твардовского. Да и не только одного Твардовского. Все писатели и поэты ХХ века подверглись такому изменению.
4. Домашнее задание.
Перечитать статью учебника с.145 – 150. Выучить любое стихотворение из послевоенного периода (Слайд 9).
Литература:
- Меркин Г. С. Литература Смоленщины. Том 2. – Смоленск, 2003.
- Твардовский А. Книга лирики. – Москва: Советский писатель, 1983.
- http://www.litra.ru/biography/get/biid/00206071211285684497/
- http://prochtu.ru/uslishu.php?avtor=1145&kniga=1
- http://psj.ru/blog/poisk-pobeda/444.php
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Василий Теркин
«Две строчки» … Лежало как-то неумело По-детски маленькое тело. Шинель ко льду мороз прижал, Далеко шапка отлетела. Казалось, мальчик не лежал, А все еще бегом бежал Да лед за полу придержал...
Фамилия: Бросалов Имя: Владимир Отчество: Петрович Дата рождения: __.__.1924 Место рождения: Калининская обл., г. Калинин Дата и место призыва: Калининский РВК,Калининская обл.,Калининский рн Последнее место службы: 133 сд Воинское звание: красноармеец Причина выбытия: убит Дата выбытия: 25.09.1942
Образы земляков, мирных жителей; Темы крестьянского быта и уклада. Образы бойца и матери, ждущей домой своих детей; Темы войны, восстановления страны. Довоенная лирика Послевоенная лирика
Домашнее задание Перечитать статью учебника с. 145 – 150; Выучить любое стихотворение из послевоенного периода.
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 11 классе в курсе истории русской литературы
Тема: А. Т. Твардовский. Стихи последних лет.
Цели: познакомить учащихся с лирическими произведениями последних лет; научить выделять в общем потоке материала главное и фиксировать в тетради; воспитать патриотические чувства.
Тип урока: урок-лекция.
Методы: эвристический, творческого чтения.
Виды деятельности учащихся: запись в тетрадь по ходу лекции, выразительное чтение.
Оборудование: презентация, портрет Твардовского.
План урока:
1. Организационный момент ( 2 мин. );
2. Получение новых знаний ( 35 мин. ):
3. Подведение итога урока ( 5 мин. );
4. Домашнее задание (3 мин. ) .
Ход урока
I Организационный момент
II Получение новых знаний
Учитель: Сегодня на уроке-лекции мы познакомимся со стихами последних лет. Это понятие объединяет лирические циклы, опубликованные в журнале «Новый мир» 1965—1969 годов под заголовками «Из лирики этих лет», «Стихи из записной книжки», «Из записной книжки» (слайд 2). К печати эти подборки стихов готовил сам автор.
Стихи эти имеют особую эстетическую значимость. Константин Симонов по этому поводу говорил: «Казалось, в своей поэме «За далью — даль» Твардовский поднялся на такую вершину поэзии, что выше подняться невозможно. А он сумел. И эта последняя, высочайшая его вершина — его лирика последних лет» (Слайд 3). «Стихи неслыханной искренности и откровенности» — так воспринял Федор Абрамов позднюю лирику Александра Твардовского. «Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, — чувствам, мыслям, природе, быту, политике», — писал С. Я. Маршак в своей книге «Воспитание словом» (Слайд 4).
В статье об А. А. Ахматовой А. Т. Твардовский высказал самую дорогую для себя мысль: «Поэзия Ахматовой — это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. В целом — это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (Слайд 5). Эти слова были определены эстетической близостью двух художников слова, стремившихся выйти за пределы узкой композиционной формы краткого лирического стихотворения. Их привлекало создание лирических циклов как своеобразной новой структурной формы большого масштаба. У Твардовского работа над такими циклами проходила в течение многих лет.
«Это — настоящий реквием, простой, величавый и скорбный» (Слайд 6).
Эти слова С. Я. Маршака относятся к таким «проникновенным стихам» А. Твардовского, как «Я убит подо Ржевом» (1945—1946), «В тот день, когда окончилась война» (1948), «Сыну погибшего воина» (1949—1950), «Их памяти» (1949— 1951), «22 июня 1941 года» (1950), «Жестокая память» (1951), «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю, никакой моей вины» (1966) (Слайд 7). Они составили стихотворный цикл, отличающийся тематическим и эмоциональным единством и свойственной художественному мышлению А. Твардовского повышенной ретроспективностью. Нельзя не заметить, как часто в его стихах сталкивается прошлое и настоящее, повторяются слова «память», «памятный». Они выносятся в заглавия стихотворений, становятся ключевыми в развитии темы. С них нередко начинаются лирические признания поэта, его размышления:
Нам памятна каждая пядь
Земли, где пришлось отступать
И каждая наша примета
В пыли сорок первого лета.
(«У славной могилы», 1943)
И чем бездомней на земле
Солдата тяжкий быт,
Тем крепче память о семье
И доме он хранит.
(«Зачем рассказывать о том», 1943)
(Слайд 8)
Обращение к прошлому, к памяти позволяет постичь высшие моменты бытия. Память питает лиризм поэта, восстанавливает то, что было подлинным счастьем и радостью. Жизнью. Миром. Представление о нем создают те «подвижные картины», с которых начинается стихотворение «Жестокая память». Обращает на себя внимание лиризм воспоминаний, переданный в мягком, неторопливом, певучем звучании стиха. Но «Жестокая память» — это и стихи, впитавшие в себя напряжение и драму истории, иные подробности и приметы времени: «окопная маскировка», «дым горячих воронок», «угарная пыль похода», «соль солдатской спины», «сражений грохочущий вал». Все это вбирает в себя метафорический образ потрясающей силы:
Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны.
«У каждого настоящего поэта обязательно есть стихи, выделяющиеся из прочих, возвышающиеся над остальными. Они становятся достоянием различных антологий, хрестоматий. В этом ряду, — считает К. Ваншенкин, — безусловно, и «Я убит подо Ржевом». В своей заметке «О стихотворении «Я убит подо Ржевом» поэт рассказывает об истории его создания, о поездке под Ржев осенью 1942 года:
«Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле».
Трагизм хода истории был для Твардовского очевиден. И он сумел рассказать об этом по-своему. Названия стихотворений «Я убит подо Ржевом» и «Лежат они, глухие и немые» возвращают нас в памятную, тяжелейшую пору, которую переживала страна.
Слова эти написаны с полной достоверностью — и чисто внешней, и психологической. Это ощущение человека, который был сам участником событий, когда «было все на кону», когда «решалась судьба Отечества». «Форма первого лица» и обнажает, и затушевывает авторское присутствие в стихе. В другом стихотворении — «Лежат они, глухие и немые» оно проявляется в элегическом звучании стихотворной фразы, щемяще-грустной интонации, в выборе слова:
Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли —
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки-девчонки,
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней.
(Слайд 9)
Поставленные рядом, два эти стихотворения образуют смысловое и эмоционально- лирическое единство. Это своего рода поэтическая дилогия, в которой постигается судьба фронтового поколения, воссоздается его духовный, нравственный портрет. Поэт словно бы предвосхищает судьбы павших.
История создания стихотворения «В тот день, когда окончилась война» по-своему замечательна. Повторив первую строку стихотворения, вынеся ее в заголовок, поэт тем самым утвердил мысль о значительности, важности исторического момента — кончилась война! В стихотворении ситуация драматизирована: происходящее не описывается, а развертывается перед нами. Исторические воспоминания о «том дне» пережиты Твардовским глубоко лично. Это трагедийное повествование, в котором поэт развивает тему «большой разлуки», «великого прощания». Стихотворение обретает летописную трагедийную торжественность и значительность. По мере развития темы усиливается эмоциональное напряжение стиха. В эпически мерном движении строк мы чувствуем элегическую печаль, которая имеет действенную силу катарсиса:
Лирика отражает процессы внутренней жизни автора. В стихах Твардовского с годами стала явственнее проступать искренность личных признаний, а в поэтической манере — исповедальность тона. В справедливости сказанного убеждает стихотворение, завершающее реквием, — «Я знаю — никакой моей вины»:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же…
(Слайд 10)
Об этом стихотворении много писали:
«Удивительное стихотворение. Ведь всего-навсего одна и та незаконченная, как бы затихающая в глубоком, уже бессловесном раздумье фраза. И слова — все до одного обычные, ни одного по видимости поэтичного. А возникло из этих обиходных слов чудо поэзии» (А. Кондратович).
«Казалось бы, что может сделать один художник в разливанном море всеобщего безумия?.. И конечно же, прав поэт, сказавший, что вроде бы и нет его вины в том, что война вспыхнула как очевидный акт безумия и что она была тяжелой и кровопролитной. И тем не менее не случаен этот горький вздох запоздалого сожаления, близкого к ощущению собственной вины: «но все же, все же, все же» (Б. Можаев).
Григорий Бакланов в своих воспоминаниях о Твардовском заметил: «Это «все же» не одного его сопровождало и сопровождает в послевоенной выпавшей нам жизни. Но только он мог так за всех сказать».
У Твардовского «невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе» выражается с редкой обнаженностью чувств. Стихи обрываются на одной из кульминаций мысли. Поэт остается один на один со своими воспоминаниями, мы имеем дело с чистой рефлексией. А в самой незавершенности мы не можем не видеть драматического начала. Недоговоренность, стихи, остановленные на полуфразе, получают особенную выразительную силу, таят в себе загадку, скрытый смысл, который приковывает читателя.
Твардовский представляет собой явление исключительной цельности. Это Мастер, мысль которого обращена к тем нравственным и эстетическим заветам, которым должен следовать художник слова и которые связаны с его духовными исканиями. Традиционная в русской литературе тема «О поэте и поэзии» получила в лирике Твардовского неординарное решение. Следует прежде всего отметить ее исповедальный характер. В стихах на эту тему чаще всего обозначается ситуация: «поэт наедине с самим собой». Она неоднозначна, что сказывается на интонации, выборе слов, на характере авторской исповеди. В стихотворении «Изведав жар такой работы» поэт показан в минуты вдохновения («жар работы» — сказано автором). Две короткие строфы, убыстренный ритм стиха, слова в один-два слога словно бы «подгоняют» друг друга; поэт в волнении торопится записать их — все это помогает понять состояние лирического героя.
Радость переживаемой минуты поэт приглушает ироническим обращением к самому себе: «От сладких слез, что наготове, / По крайней мере удержись».
В стихотворении «Стой, говорю: всему помеха» поэт показан в ином состоянии. Он резок, категоричен, бескомпромиссен по отношению к себе. Он вершит бесстрашный суд над собой.
Стой, говорю: всему помеха —
То, что, к перу садясь за стол,
Ты страсти мелочной успеха
На этот раз не поборол.
Ты не свободен был. И даже
Стремился славу подкрепить.
Прочь этот прах, расчет порочный.
(Слайд 11)
И здесь сюжет лирического стихотворения приобретает не фабульную, а психологическую остроту. Причем началом стихотворения служит сама кульминация чувств, непосредственно вводящая в мир волнующих поэта мыслей: «мелочные страсти», «успех», «слава», «расчет порочный» — все это мнимые ценности, «прах», они делают поэта несвободным. Такая открытость в выражении поэтического чувства не может не найти отклик в душе читателя. Он почувствует эмоциональный контраст, на котором строится это стихотворение. Резкие фразы первой строфы («Стой», «Прочь») сменяются плавными строчками второй части стихотворения, в которой высказаны заветные желания:
А только б сладить со строкой.
А только б некий луч словесный
Узреть, не зримый никому,
Извлечь его из тьмы словесной
И удивиться самому.
(Слайд 12)
Счастлив бывает поэт в те минуты, когда ему это удается. Такой мотив получил свое развитие в стихотворении «Не хожен путь», которое завершается словами:
Доверительность признаний поэта, разговорная интонация, диалогическая форма поэтического текста, своеобразие синтаксиса с его выразительным тире — все направлено на раскрытие высокой темы: «Поэт и его призвание». И здесь очень сильным оказывается не столько логический смысл, сколько смысл эмоциональный, созданный лирической композ цией. Ход лирических размышлений Твардовского подчинен поискам ответа на вопрос: «Что нужно, чтобы жить с умом?» Именно с него начинается одно из стихотворений 1969 года. Ответ содержится в заветах, которые оставил поэт:
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.
И труд свой пристально любя, —
Он всех основ основа, —
Сурово спрашивать с себя,
С других не столь сурово.
Эстетическая программа поэта, его нравственное кредо выражены в стихотворениях «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете», «Час мой утренний, час контрольный», «Собратьям по перу», «Не много надобно труда», «Слово о словах», «Моим критикам». Эти стихи полны духовного смысла. Они — «мера личности» поэта. В них утверждается высокое, общезначимое:
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
— Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул мой воз.
Верно, горшки обжигают не боги,
Но обжигают их — мастера!
(Слайд 13)
Заметим: эти и другие подобные признания, которым сообщена сила афоризма, Твардовский ставит в конец стихотворения. Тем самым концовку он делает ударной, лирическое напряжение идет не на спад, а, напротив, к своему усилению. Перед нами предстает личность незаурядная, по-человечески неординарная. Каждое сказанное здесь слово — о высоком назначении человека, о смысле и цели его жизни, долге, совести, ответственности. Твардовский жил и писал в соответствии с дорогими ему нравственными заветами. Незадолго до кончины он подготовил к печати сборник стихотворений и поэм. Он вышел в 1971 году. Раздел лирики завершился стихотворением «К обидам горьким собственной персоны». Оно было написано в 1968 году. «Более мрачного периода, чем 68-й, я не знаю», — писал А. Кондратович, ведущий сотрудник журнала «Новый мир». «Вряд ли у «Нового мира» был такой отчаянный период», — говорит А. Твардовский. Психологическая ситуация, в которой оказался поэт в ту пору, раскрывается в словах: «обиды горькие» («ожог обиды» — подтвердит М. И. Твардовская). Первая строфа говорит и о кризисе душевного состояния автора, и о его преодолении:
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной, —
Взялся за гуж — не говори: не дюж.
(Слайд 14)
Хорошо известная пословица не выглядит здесь литературной цитатой. Она, как и слова высокого стиля («душа», «судьба», «тропа», «жить», «живешь», «соступая»), направлена на передачу того, что стало убеждением Твардовского. Ключевая мысль стихотворения выражена в чеканных формулировках:
«Мера личности» поэта обнаружила себя в каждой строке этого стихотворения, наполняя глубоким смыслом девиз: «Быть самим собой!» Какой смысл заложен в эти слова, проясняет дневниковая запись Твардовского, сделанная 4 марта 1959 года: «В литературном деле самая трудная и решающая форма ответственности, как это ни парадоксально на первый взгляд, это форма личной ответственности за себя как литератора, т. е. твоя работа то, что пишешь ты, беллетрист, очеркист, критик…Труднее всего писателю отвечать за себя, а не за литературу в целом — это как раз легко. Отвечать — это суметь быть самим собою, быть личностью. Талант — это личность» (Знамя. — 1989. — № 9. — С. 144).
По-своему комментирует слова Твардовского «Быть самим собой!» Сергей Залыгин. Заканчивая свою статью о Твардовском (Новый мир. — 1990. — № 6), он написал: «Поэт, а значит, и артист: он жизнь не играл, он ею жил. Как мог, как умел и как не умел».
III Подведение итога урока.
IV Домашнее задание
Анализ любого стихотворения из лирики последних лет, чтение наизусть; прочитать статью в учебнике на с. 238 – 239, ответить на вопросы после статьи.
Список использованной литературы:
- Ильин В. В. «Скольким душам был я нужен…» А. Т. Твардовский: очерки психологии творчества. – Смоленск: Маджента, 2009.
- Македонов А. В. Творческий путь Твардовского. – Москва: Художественная литература, 1981.
- Станкевич В. А. «Вам – из другого поколения…» Из опыта работы по изучению жизни и творчества А. Т. Твардовского в школе. – Смоленск: Маджента, 2011.
- Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская литература ХХ века. 11 класс. Ч.2. – Москва : Русское слово, 2003.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лирические циклы последних лет: «Из лирики этих лет» «Стихи из записной книжки» «Из записной книжки»
«Казалось, в своей поэме «За далью — даль» Твардовский поднялся на такую вершину поэзии, что выше подняться невозможно. А он сумел. И эта последняя, высочайшая его вершина — его лирика последних лет» К. Симонов
«Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, — чувствам, мыслям, природе, быту, политике». С. Я. Маршак.«Воспитание словом»
«Поэзия Ахматовой — это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. В целом — это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» А. Т. Твардовский
«Это — настоящий реквием, простой, величавый и скорбный» С. Я. Маршак
«Я убит подо Ржевом» (1945—1946), «В тот день, когда окончилась война»(1948), «Сыну погибшего воина» (1949—1950), «Их памяти» (1949— 1951), «22 июня 1941 года» (1950), «Жестокая память» (1951), «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю, никакой моей вины» (1966)
Нам памятна каждая пядь Земли, где пришлось отступать И каждая наша примета В пыли сорок первого лета. («У славной могилы», 1943) И чем бездомней на земле Солдата тяжкий быт, Тем крепче память о семье И доме он хранит. («Зачем рассказывать о том», 1943)
Лежат они, глухие и немые, Под грузом плотной от годов земли — И юноши, и люди пожилые, Что на войну вслед за детьми пошли, И женщины, и девушки-девчонки, Подружки, сестры наши, медсестренки, Что шли на смерть и повстречались с ней.
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же…
Стой, говорю: всему помеха — То, что, к перу садясь за стол, Ты страсти мелочной успеха На этот раз не поборол. Ты не свободен был. И даже Стремился славу подкрепить. Прочь этот прах, расчет порочный.
А только б сладить со строкой. А только б некий луч словесный Узреть, не зримый никому, Извлечь его из тьмы словесной И удивиться самому.
А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. — Мне нужно, дорого до слез В итоге — твердое сознанье, Что честно я тянул мой воз. Верно, горшки обжигают не боги, Но обжигают их — мастера!
К обидам горьким собственной персоны Не призывать участье добрых душ. Жить, как живешь, своей страдой бессонной, — Взялся за гуж — не говори: не дюж.
Домашнее задание: Анализ любого стихотворения из лирики последних лет, чтение наизусть; прочитать статью в учебнике на с. 238 – 239, ответить на вопросы после статьи.
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе в курсе истории русской литературы
Тема: Война в творчестве Твардовского.
Цели: познакомить учащихся с лирикой военного периода; рассмотреть системы образов и тем, выделить ключевые моменты; показать, как отразилась война в лирике других поэтов; воспитать патриотические чувства.
Тип урока: урок-мастерская.
Методы: эвристический, исследовательский, творческого чтения.
Виды деятельности учащихся: запись в тетрадь, ответы на вопросы, выразительное чтение, создание мини-сочинений, сообщения учащихся.
Оборудование: презентация, портрет Твардовского, раздаточный материал.
Урок 1.
План урока:
1. Организационный момент ( 2 мин. );
2. Проверка домашнего задания ( 5 мин. );
3. Получение новых знаний ( 32 мин. ):
- Анализ слова «война»;
- Сообщение «Войны в истории»;
- Анализ стихотворений о войне других поэтов;
- Создание мини-сочинений.
4. Подведение итога урока ( 3 мин. );
5. Домашнее задание (3 мин. ) .
Ход урока-мастерской
I Организационный момент (слайд 1)
II Проверка домашнего задания
III Получение новых знаний
1-й этап: распределение на 2 группы. Запись в тетради слова «война». Разделение листа на 2 колонки. Подбор синонимов и антонимов. Обмен между группами. Можно дописать недостающие слова (слайд 2).
ВОЙНА | |
Синонимы | Антонимы |
Борьба, кампания, брань, вражда, боевые действия, военные действия, бой, побоище, баталия, сражение, сеча, столкновение, вражда | Мир, спокойствие, дружба |
Толкование слова «война» по словарям (на примере словаря Даля – сообщение 1 учащегося).
(Война - [ жен. род ] (война, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего. Война междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собою оружием. Война сухопутная, морская, битва на материке, на море. Война подземная, подкопы разных родов, при осаде, с той и с другой стороны. Малая война, аванпостная служба, занятия и обязанности сторожевой части войска. Партизанская война, действия отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки ему средств сообщены и подвоза. Народная война, в которой весь народ принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие. Чернильная война, перебранка на письме. Легко про войну слушать, да тяжело (страшно) ее видеть. Хорошо про войну слышать, да не дай Бог ее видеть.
Воинами, в отечественную войну нашу, назывались особое ополчение, набранное из одних удельных имений Великой Княгини Екатерины Павловны. Воеватель, воитель м. -ница ж. воевник, -ница, ратный воин на деле, сражавшийся особ. предводитель; правитель охочий до брани, воинственный, возбуждающий войну. Военщина, собрание офицеров и вообще служащих в военной службе. На балу почти все военщина была (Наумов). Воинство, войско [ср. род ] военная сила, армия, рать, ополчение, в целом состав или в частях. Войско регулярное, строевое, стройное; нерегулярное боевое нестройное, напр. казачье. Нестроевым называют у нас небоевую часть войска, обозную. Казачьи войска нестройное, но строевое войско (боевое). Казачьи сословия наши образуют, каждое по себе, особое войско: Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Астраханское, Башкирское и пр. Войско морское сухопутное; войско пешее, конное. Войско, на Урале называют весь наличный комплекты казаков, которые осенью, зимой и весной рыбачат (Шейн)).
Войны в истории. Вспомнить войны, в которых участвовала Россия (желательно с годами – сообщение 1 учащегося).
( Первая Мировая война 1914 – 1918; Вторая Мировая война 1939 – 1945; Великая Отечественная война 1941 – 1945)
2-й этап: анализ стихотворений о войне других поэтов (раздаточный материал).
- В. Высоцкий «Братские могилы»
- К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»
- К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
- Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» (слайд 3 + раздаточный)
3-й этап: создание мини-сочинений на тему: «Что такое война в мое понимании». Объем сочинений – 5 – 10 предложений. Запись – в рабочей тетради. По окончанию работы желающие могут зачитать. Прослушать 3-4 сочинения (слайд 4).
IV Подведение итога урока
V Домашнее задание
Проиллюстрировать любое стихотворение о войне Твардовского (нарисовать эпизод); подготовить сообщение «Твардовский на войне» (1 учащийся). (слайд 5)
Больше всего подошли бы стихотворения «Рассказ танкиста», «Баллада о товарище».
Урок 2.
План урока:
1. Организационный момент ( 2 мин. );
2. Проверка домашнего задания ( 8 мин.);
3. Получение новых знаний ( 28 мин. ):
- Анализ стихотворений о войне;
- Написание сочинений на тему «Война в лирике Твардовского»;
- Обмен мнениями
4. Подведение итога урока ( 4 мин. );
5. Домашнее задание ( 3 мин. ) .
Ход урока-мастерской
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
Повесить перед уроком на стене класса рисунки. Обсудить изображенное. Указать, какой эпизод из какого стихотворения изображен (каждый учащийся может представить по желанию)
III Получение новых знаний
Вспомнить, о чем говорили на прошлом уроке. Сообщение «Твардовский на войне».
4-й этап: знакомство со стихотворениями о войне Твардовского:
- «Я убит подо Ржевом»;
- «Лежат они, глухие и немые…»;
- «Я знаю, никакой моей вины…»;
- «Война – жесточе нету слова…» (слайд 6)
Как видел войну Твардовский? Выделить ключевые слова и записать в тетрадь.
5-й этап: написание сочинения (10 – 15 предложений) на тему: «Война в лирике Твардовского». В качестве названия могут быть приведены строчки из стихотворений Твардовского (слайд 7).
6-й этап: рефлексия. Обмен мнениями.
IV Итог урока
V Домашнее задание
Закончить сочинение. Выучить стихотворение о войне Твардовского.
Список использованной литературы:
- Меркин Г. С. , Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. – Москва : Русское слово, 2010.
- Баевский В. С. Смоленская поэтическая школа в портретах. – Смоленск: СГПУ, 2006.
- Станкевич В. А. А. Т. Твардовский в школе. Из опыта работы. – Смоленск, 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОЙНА Синонимы Антонимы
Проанализируйте: В. Высоцкий «Братские могилы» К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»
Создайте небольшое сочинение ( 5 – 10 предложений) на тему: «Что такое война в моем понимании»
Домашнее задание: Проиллюстрировать любое стихотворение о войне Твардовского (один эпизод); Подготовить сообщение «Твардовский на войне».
Проанализируйте: « Я убит подо Ржевом»; «Лежат они, глухие и немые…»; «Я знаю, никакой моей вины…»; «Война – жесточе нету слова…»
Напишите небольшое сочинение (10 – 15 предложений) на тему «Война в лирике Твардовского». В качестве названия могут быть приведены строчки из стихотворений Твардовского.
Предварительный просмотр:
В. Высоцкий
«Братские могилы»
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
К. Симонов
«Майор привез мальчишку на лафете…»
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
К. Симонов
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Б. Окуджава
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги... Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)
1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...
Урок по литературе А.Т. Твардовский Василий Теркин
Урок по литературе А.Т. Твардовский Василий Теркин в 8 класс....
Основные темы и мотивы лирики А. Т. Твардовского
Презентация на тему биографии и творчества А.Т. Твардовского...
Военная тематика в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом…», «Лежат они, глухие и немые…». Художественное своеобразие лирики А.Т. Твардовского о войне.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Презентация "Цикл уроков по лирике Ф.И. Тютчева".
Тип урока – открытие нового знания....
Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)
Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....