Урок литературы в 7 классе. А.Т.Твардовский. Лирика
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Материалы к уроку: презентация, конспект урока, аудиофайл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvardovskiy_7_klass.rar | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
А. Т. твардовский (1910–1971).
стихотворения поэта
Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию.
Ход урока
III. Изучение новой темы.
На доске эпиграф:
Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.
К. Кулиев
1. Слово учителя.
Слова К. Кулиева достаточно глубоко, полно говорят нам о человеке, с творчеством которого мы начинаем наше знакомство сегодня на уроке.
Слайд 1 + чтение статьи учебника – 1 абзац (стр. 144)
Слайд 2 , 3 (семья поэта, детство) – абзац 2-3 (стр. 144 – 145)
Слайд 4, 5 (первые поэтические опыты) + стр. 145-146
Слайд 6, 7
Вы уже познакомились с биографией поэта, высказываниями о нем современников. Какой вам видится личность Твардовского? Представим себе картину зимнего вечера в доме Твардовских.
2. Беседа по вопросам.
– Какие качества души матери унаследовал будущий поэт?
– О чем его первые стихи? (Впечатлительность и чуткость, ей нравилось все: и далекая песня и запах сена, и одиноко стоящее деревце. Тема первых стихов – защита природы.)
– Кто помог Твардовскому сделать первые шаги на пути всеобщего признания?
3. Чтение статьи «Уроки Твардовского» (воспоминания художника Верейского, с. 147).
4. Чтение учителем стихотворения «К обидам горьким собственной персоны…». Слайд 8
– Каким человеком представляется нам Твардовский в этом стихотворении? (Скромным, не желавшим разделять свои обиды с другими (не жаловаться), не требовать ни от кого участья («добрых душ»), жить страдой (работа) бессонной, не жаловаться, что тебе очень трудно. Не менять своих взглядов, не кривить душой в угоду кому-то, «быть самим собой» – искренним, честным, не отступать от своих принципов. Жить честно, и «так со своей управиться судьбой», чтобы она была похожа своими горестями и радостями на судьбу другого человека.)
5. Работа со стихотворением «Братья». Слайд 9
Твардовский не мог забыть родное Загорье, где он провел детство.
6. Чтение стихотворения учителем.
7. Беседа по вопросам.
– Какие картины детства встают перед нами? (Братья были еще детьми, любили то, что их окружало.)
– Как отец обращался к детям и зачем? (За ловкость, за способность к любой работе отец называл их сынами, беседовал с ними по-взрослому, сажая около («обапол») себя. Отец с детства учил их решать житейские вопросы, и братья сидели гордые тем, что с ними разговаривали, как со взрослыми, как с «большими», «женатыми людьми». Но они оставались детьми и испытывали страх по ночам, слыша сверчка или какой-то непонятный шорох, шум сена. Все было в их детстве: и грибы, и желуди, которые тогда были вкусными. Прошли годы, пути у братьев разошлись, и теперь поэт, обращаясь к брату, беспокоится о судьбе его. На Беломорском канале работали сосланные.)
– Каким чувством проникнуты первые 4 строфы? Последняя? (Радость, гордость – и сожаление, грусть, ощущение потери.)
– Какова тема стихотворения? (Тема детства, ушедшего безвоз-вратно.)
8. Работа со стихотворением «Снега потемнеют синие».
1) Чтение стихотворения подготовленным учеником.
2) Беседа по вопросам.
Задание: определить тему (природа, весна); нарисовать картины наступления весны. (Темнеют снега, талая вода отыскивает низкое место (низину) в лесу и становится «недвижной гладью». Но ночью бурно и шумно она вливается в ручьи, выбивая их из русла. Земля еще «сонная», талая, обвянет (станет мягкой) едва, и сквозь старую листву пробивается молодая зелень. Ольха цветет. Пыльца с нее летит, касается лица точно так же, как в детстве. И вспоминается детство, и сердце обретает весной (весна – возрождение, надежды, мечты) свежесть и силу. И ты чувствуешь: сила не только была да канула (ушла, исчезла), но она есть и будет.)
– Назвать художественные средства. (Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву. Это стихотворение было написано человеком, прожившим определенное количество лет, уставшим от жизни, потерявшим силы, энергию.)
IV. Подведение итогов урока.
– С каким чувством вспоминает поэт свое детство?
Домашнее задание: прочитать самостоятельно стихотворения Твардовского, определить их тему; постараться передать в выразительном чтении теплоту и радость, горечь и сожаление, которыми наполнены эти стихи; подготовиться к конкурсу «Поэзия Твардовского».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Презентация к уроку литературы по творчеству А.Т.Твардовского
Презентация может быть использована на уроках литературы при изучении биографии и творчества русского поэта А.Т.Твардовского в 11 классе...
Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс
Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...
ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО. Урок литературы 5 класс
Данный урок «ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ В БАЛЛАДЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО «РАССКАЗ ТАНКИСТА» разработан по программе «Литература 5-9 класс» В.Я.Коровиной, издательство «Просвещение», 2011 (урок № 82 раздела ...
конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин"
Конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин" Цель урока - показать роль поэмы в годы ВОВ...
Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....
Урок литературы по теме: Александр Трифонович Твардовский. Личность. Творчество.
Представление личности А. Твардовского, о его творчестве. Развитие навыков анализа поэтического текста....