Урок - концерт "В гостях у дедушки Крылова" (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ) 5 класс для начальной школы
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Изучение басен Крылова И.А. вызывает всегда повышенный интерес у учащихся 5-х классов. Они с удовольствием их читают, декламируют и желают выступить с ними на сцене. 5 в классу было предложено на выбор несколько басен, ребята сшили костюмы, выучили слова, приготовили презентацию и показали младшим классам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В гостях у дедушки Крылова | 966.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы городского округа Власиха
Урок-концерт
5 класс
«В гостях у дедушки Крылова»
( инсценирование басен)
Учитель русского языка и литературы Елисеева Л.Г.
Цели:
- обобщить и расширить знания о баснях И.А.Крылова, научить понимать юмор и иронию басни;
- развивать актерское мастерство для выражения главного в произведении, для передачи настроения и своего отношения к героям, пробуждать добрые чувства;
передачи настроения и своего отношения к героям и пробуждать добрые чувства,
- передачи настроения и своего отношения к героям и пробуждать добрые чувства,
- развитие и совершенствование навыков и умений выразительного чтения, анализа игры “артистов”;
- развивать индивидуальное творчество и умение работать в группе;
- воспитывать интерес к творчеству И.А.Крылова
Оборудование:
портрет И.А. Крылова, яркая и красочная афиша, иллюстрации к басням, карточки с названиями басен и карточки с “крылатыми выражениями”, кроссворд “Басни Крылова”, музыкальное сопровождение, цветовые сигналы по легкости-трудности.
Технологии:
- Технология применения средств ИКТ в предметном обучении. (Г.К.Селевко.)
- Групповая технология (А. Г. Ривин, В.К. Дьяченко,
- Игровая технология (С.А.Шмаков)
ХОД УРОК
I. Организационное начало (эмоциональный настрой).
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбки ваши располагают к приятному общению.
II. Повторение и закрепление пройденного материала.
Вступительное слово учителя:
- Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей. Обобщим знания по теме “Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.
Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.
Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.
Прошло 235 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.
Разве среди нас нет таких беспечных лентяев, как стрекоза, таких, которые не могут понять, что такое дружная работа? Этим ребятам так и хочется напомнить басню “Лебедь, Щука и Рак”.
Сегодня у нас урок-концерт. Перед нами вновь пройдут герои крыловских басен. Входным билетом на концерт станут ваши знания по творчеству И.А.Крылова.
I вопрос. В чем особенность жанра басни?
Ответ: басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни - животные, растения, предметы, люди. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.
2 вопрос. Откуда берет свои истоки басня?
Ответ: впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.
На русской земле басню мы встречаем в древнейших памятниках письменности, начиная с летописей. “Притча Эзопова” - первая нецерковная печатная книга (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке, жизнь басни продолжили Кантемир и Сумароков. Она сделалась в это время самой распространенной, не уступая даже оде. Позже продолжил традиции баснописцев Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: “Это ваш род, вы нашли его”.
3 вопрос. Почему Крылов обращается к басенному жанру?
Ответ: он был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство.
Учитель:
- А сейчас викторина покажет, как вы знает басни А.И.Крылова.
III. ВИКТОРИНА
Из какой басни эти строки?
“У сильного всегда бессильный виноват” (“Волк и Ягненок”).
“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”).
“Прощай, хозяйские горшки” (Обоз”)
“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).
“Бессильному не смейся,
И слабого обидеть не моги!” (“Лев и Комар”).
“А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”).
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).
“Сильнее кошки зверя нет” (“Мышь и крыса”).
“Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
Все ваша музыка плоха!” (“Кукушка и петух”).
“Быть сильным хорошо, быть умным лучше” (“Лев и человек”).
Учитель:
- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.
Сделайте вывод, какова же цель басни?
Ответ:показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их.
- Кто еще писал басни до Крылова? ( Эзоп, Л.Н. Толстой.)
- Что вы запомнили о них? (Л.Н.Толстой жил позже Крылова, басни он писал в прозе)
(Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова)
- Что запомнили о Жане де Лафонтене? (Жан де Лафонтен - французский поэт ХV?? века. Он писал стихи, сказки, баллады, поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен - звери).
Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики.
III. Подготовка к концерту.
(Учащиеся должны были выучить к уроку басню, индивидуально или в группе по ролям, принести костюм своего персонажа, необходимый реквизит, аудиокассеты с подходящей для персонажей музыкой)
IV. Концерт.
1. Выступление 1-ой группы.
1-й ученик:
Я и мои друзья хотим напомнить вам басни И.А.Крылова. В них высмеиваются недостатки людей, но, чтобы нам не было обидно, действующими лицами басен Крылов сделал зверей, птиц, насекомых.
В некоторых баснях Крылов показывает пороки людей, и это уже не юмор, а сатира – резкое осуждение.
В тех баснях, которые выбрали мы, показаны не очень серьезные недостатки, и вызывают они у нас лишь снисходительную улыбку.
2-й ученик:
Мы покажем вам басню И.А.Крылова “Слон и Моська»
3-й ученик:
Думаю, всем понятно, что в басне “Слон и Моська»” И.А.Крылов высмеивает людей, которые причины своих неудач ищут не в себе, а в других обстоятельствах.
2. Выступление 2-ой группы. Показ басни “Ворона и лисица”.
Мораль басни.
Обсуждение и оценивание работы группы.
Мораль басни.
Обсуждение и оценивание работы группы.
3. Выступление 3-й группы.
1-й ученик:
А мы покажем басню “Свинья под дубом». А вы подумайте, какой недостаток людей высмеивается в этой басне?
Мораль басни.
Обсуждение и оценивание.
V. Обобщающая работа по басням Крылова.
Дидактическая игра “Узнай басню”.
(На столе у учителя лежат иллюстрации к басням, карточки с названиями этих басен и карточки с “крылатыми выражениями” из них).
Установите соответствие между иллюстрацией, названием басни и “крылатыми выражениями”.
Дифференцированная работа с цветовыми сигналами по легкости–трудности:
- повышенный уровень - карточки с “крылатыми выражениями”;
- базовый уровень - карточки с названиями басен.
В ходе выполнения работы, на доске восстанавливаются названия басен: “Мышь и Крыса”, “Чиж и Голубь”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Стрекоза и Муравей”, “Мартышка и Очки”, “Зеркало и Обезьяна”, “Слон и Моська”.
Обобщение.
Иван Андреевич Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали “крылатыми”, то есть со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.
VI. Итог урока.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что удалось? А что не удалось?
- Что мы узнали из басен? Чему учат басни?
- Сегодня на уроке мы закончили изучение басен Крылова. Я надеюсь, что они вам понравились и что, придя, домой, вы захотите прочитать и другие басни Ивана Андреевича.
VII. Творческое домашнее задание.
Проиллюстрировать одну из басен И.А. Крылова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"
Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....
Урок музыки в 3-4 классах малокомплектной начальной школы по теме «В детской (Детские и сказочные образы в музыке русских композиторов)»
Материал содержит технологическую карту урока, конспект и кроссворд для урока....
"В гостях у Леопольда" Сценарий новогоднего праздника для детей начальной школы
"В гостях у Леопольда" Сценарий новогоднего праздника для детей начальной школы...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века».
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности....
Конспект урока математики по теме " Состав числа 9" . 1 класс. УМК " Начальная школа 21 века"
Учебно методический комплекс " Школа 21 века". Конспект урока математики в первом классе по теме " Состав числа 9".Цель данного урока : познакомить учащихся с составом ...
Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)
Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова омонимы" 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о словах одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению.Задачи урокаДидакти...