Урок музыки в 3-4 классах малокомплектной начальной школы по теме «В детской (Детские и сказочные образы в музыке русских композиторов)»
план-конспект урока по музыке на тему
Материал содержит технологическую карту урока, конспект и кроссворд для урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_muzyki_v_3.doc | 60.5 КБ |
konspekt.doc | 34 КБ |
krossvord.doc | 847 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки в 3-4 классе
Тема раздела «День, полный событий»
Тема урока: «В детской» (Детские и сказочные образы в музыке русских композиторов)
Цели:
Образовательная:
-Сформировать представление об особенностях музыкальной речи М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова в сравнении с музыкой П.И. Чайковского
Развивающая:
-Научить воспринимать и отличать сказочные и детские образы в музыкальных произведениях М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова
Воспитательная:
-Сформировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям русских композиторов, раскрывающих детские и сказочные образы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные
- воспринимать и понимать музыку сказочного образного содержания;
- эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям русских композиторов XIX века в пластическом интонировании, драматизации, визуализации, пении;
- слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации;
- узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
- петь темы из произведений М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова;
-узнавать по звучанию тембры инструментов симфонического оркестра;
-импровизировать мелодию на фрагмент стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием;
Метапредметные
Регулятивные
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев сказочных музыкальных произведений;
-принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу;
- принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
Познавательные
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
-проводить сравнение музыкальных интонаций, раскрывающих различные сказочные образы;
Коммуникативные
- принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
- контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
Личностные
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения сказочного образного содержания;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство музыкальными произведениями русских композиторов XIX века;
- учебно-познавательный интерес к музыке русских композиторов, раскрывающей сказочные образы, устойчивая мотивация к различным видам музыкально - практической и творческой деятельности: пластическое интонирование, визуализация, драматизация, хоровое пение.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Средства обучения: фортепиано, CD-диск с записью музыкального материала, музыкальный центр, мультимедиа презентации, проектор, экран, учебники музыки для 3 и 4 класса, элементы костюмов для героев сказки, тексты песен, заготовки для игровых моментов: пазлы, кроссворды.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||
Познаватель ные | Личностные | Коммуникатив ные | Регулятивные | ||||
1 | Организационный момент | Организует вход под музыку в класс, музыкальное приветствие, проверяет готовность к уроку | Входят в класс под музыку, приветствуют учителя, показывают готовность к уроку | -эмоционально отзываться на музыку Чайковского | -исполнять музыкальное приветствие | -психологичес кая готовность к учебной деятельности | |
2 | Завязка | Создает эмоциональный настрой на деятельность на уроке. Предлагает уточнить тему урока. | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в формулировании темы урока. | -мотивация к музыкально-творческой деятельности | -взаимодейст вовать с учителем | ||
3 | Экспозиция | Организует распевание детей в форме игры. Актуализирует знания детей о «Детском альбоме» Чайковского и об особенностях его музыки. Вместе с детьми формулирует цель урока. | Участвуют в игре-распевании. По группам собирают слова из букв. Слушают «Нянину сказку» из «Детского альбома» Чайковского, вспоминают название музыки, опираясь на предложенные иллюстрации; делают выбор слов, характеризующих выразительные интонации пьесы Чайковского. Участвуют в формулировании цели урока. | - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; -извлекать необходимую информацию | -эмоционально отзываться на музыку Чайковского; - развитие чувства прекрасного | -принимать активное участие в пении, импровизации, слушании музыки; -взаимодейс вовать с учителем, друг с другом | -принимать и сохранять учебную цель |
4 | Разработка | Организует работу со словарем и учебником для ознакомления с вокальным циклом «Детская» М.П. Мусоргского. Предлагает придумать выразительную интонацию на текст первой строчки песни «С няней». Организует слушание песни, анализ интонаций песни с использованием приемов визуализации («музыкальный карандаш») и повторное слушание с драматизацией. Предлагает сравнить музыку с пьесой Чайковского и сделать вывод об особенностях песни Мусоргского. | Объясняют слово «цикл» с помощью словаря. Читают текст учебника, находят ответ на вопрос учителя (количество частей цикла), участвуют в импровизации мелодии на заданный текст, слушают песню «С няней», отвечают на вопросы учебника. С помощью «музыкального карандаша» «рисуют» выразительную интонацию песни, изображают героев песни; слушают песню второй раз с драматизацией отдельных эпизодов. Сравнивают интонации музыки Чайковского и Мусоргского, делают вывод о близости музыкальных интонаций Мусоргского к интонациям человеческой речи (речитатив) | -осуществлять поиск нужной информации в словаре; -извлекать необходимую информацию из текста; -проводить сравнение музыкальных интонаций | -эмоционально отзываться на музыку Мусоргского; -реализовать творческий потенциал в процессе драматизации | -принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; | –эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев песни; -принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу; - принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках;
|
5 | Кульминация | Создает эмоциональный настрой на слушание фрагментов музыки Н.А. Римского-Корсакова. Предлагает узнать чудеса из сказок Пушкина с помощью музыкальной интонации. Организует театрализацию музыки «Три чуда» и слушание музыки с просмотром презентации. Предлагает сравнить музыку Римского-Корсакова с произведениями живописи (палехская роспись) и сделать вывод об особенностях музыки. | Воспринимают рассказ учителя, отвечают на вопросы. По интонации узнают три чуда; участвую в театрализации по группам (белка и слуги; богатыри) и индивидуально (царевна Лебедь); слушают фрагмент целиком, рассматривают живописные произведения, представленные в презентации, сравнивают музыку и живопись, приходят к выводу об особенностях музыки Римского-Корсакова (народные интонации, яркие оркестровые краски) | - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; -проводить сравнение музыкальных интонаций; | -эмоционально отзываться на музыку Римского-Корсакова; - развития чувства прекрасного; -реализовать творческий потенциал в процессе театрализации | -принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности; - продуктивно сотрудничать со сверстниками в групповой работе; | -принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу; - принимать инициативу в инсценировках; |
6 | Развязка | Организует первичное закрепление знаний в форме разгадывания кроссворда с фрагментами. | Разгадывают кроссворд | -извлекать необходимую информацию из текста и рисунка | -проявлять учебно-познаватель ный интерес к материалу урока | -оценивать правильность выполнения задания | |
7 | Последействие | Дает домашнее задание на выбор, организует рефлексию. Продолжить незаконченное предложение: «Самым интересным на уроке для меня было…» «Меня удивило…» «Теперь я знаю…» «Я еще хотел бы узнать…» | Выбирают домашнее задание. Проводят самооценку, высказывают свое мнение, делятся впечатлениями. | -проявлять навыки самооценки музыкально - творческой деятельности | -оформлять свои мысли в устном высказывании | -анализировать достижение учебной цели |
Предварительный просмотр:
Урок 12
3-4 класс
Тема раздела: «День, полный событий»
Тема урока: «В детской (Детские и сказочные образы в музыке русских композиторов)»
Цели:
Образовательная:
-Сформировать представление об особенностях музыкальной речи М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова в сравнении с музыкой П.И. Чайковского
Развивающая:
-Научить воспринимать и отличать сказочные и детские образы в музыкальных произведениях М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова
Воспитательная:
-Сформировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям русских композиторов, раскрывающих детские и сказочные образы.
Музыкальный материал:
-П.И. Чайковский «Нянина сказка»
-М.П. Мусоргский «С няней»
-Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда»
1.Вход: «Марш деревянных солдатиков».
Задание: Маршировать, услышать «точку» в музыке
Музыкальное приветствие
2.Завязка
Необычное оформление класса: картины Серова «Мика Морозов», «Девочка с персиками», игрушки, слайд – детская комната.
-Что необычное заметили?
-Тема урока – «В детской»
-У кого есть своя детская комната, чем вы там любите заниматься?
-Как думаете, что мы будем делать на уроке в нашей импровизированной детской комнате?
-Мы услышим музыку русских композиторов, рассказывающую о занятиях детей, будем участвовать в ее исполнении, петь, играть.
3.Экспозиция.
1)Распевание.
Все дети любят играть. Давайте и мы поиграем и подготовим наш голосовой аппарат к работе на уроке.
-Угадайте попевку по ритмическому рисунку («Кошку грамоте учили»)
-по движениям («Дон-дон»)
-по интонации («В погреб лезет Жучка»)
2) «Нянина сказка»
-Предлагаю ещё одну игру: сложить пазлы так, чтобы получилась фамилия известного вам композитора, название его музыки и имя мальчика, которому эта музыка посвящена. (выполняют задание по группам)
-Услышим музыку из «ДА» П.И. Чайковского. С помощью слайдов вспомните ее название.
-Какую сказку рассказывает няня? Какие интонации помогают нам это услышать? (выбрать из списка – на слайде)
-Благодаря выразительным интонациям мы узнали музыку П.И. Чайковского.
-Можете ли вы назвать музыку других русских композиторов, современников Чайковского, которая тоже была бы посвящена сказкам или детям?
-Хотите ли ещё встретиться со сказочной детской музыкой?
-Как думаете, что мы узнаем сегодня на уроке и чему научимся?
4.Разаработка.
«С няней»
-Давайте обратимся еще к одному музыкальному произведению.
-Его автор – русский композитор М.П. Мусоргский. Он, как и П.И. Чайковский, тоже сочинял музыку для детей. Мы познакомимся с песней из его вокального цикла «Детская»
-Найти слова «вокальный цикл» и «цикл» в словарях.
-Прочитайте стр. 30 в учебнике 3 класса. Сколько песен в цикле «Детская»?
-Услышим песню «С няней».
-Как думаете, о чем расскажет нам эта музыка? (см. иллюстрацию в учебнике)
-Героиня музыки просит няню рассказать сказку. Давайте вместе попросим. Как ласково обратимся к няне?
-Произнесите обращение с выразительной интонацией.
-А теперь пропойте эту интонацию.
-Давайте послушаем, какую интонацию на эти слова сочинил Мусоргский. Что в ней главное (интонация-просьба)
-Услышим всю песню. Ответим на вопросы учебника.
Слушание (выдать текст)
-Кто исполняет музыку? (сопрано, фортепиано)
-Сама героиня песни рассказывает всю сказку. Какие герои встречаются в сказке?
-Давайте возьмем «музыкальный карандаш» и «нарисуем» интонацию Буки. Что изображает интонация (текст – «И как дети те кричали, плакали»)
-Интонация напоминает настоящий крик и плач.
-Угадайте, чья это интонация? (царь) Что она изображает? (как царь хромает)
-Интересна партия фортепиано, изображающая царицу. Что слышим в ней? (стекла в дребезги)
-О чем просит героиня в конце песни? Как это слышно в музыке? (смена минора-мажора, интонация напоминает речь человека – речитатив)
-Давайте послушаем еще раз и вместе с музыкой изобразим героев с помощью выразительных жестов и движений.
Повторное слушание с драматизацией (физкультминутка)
-Сравните песню «С няней» с пьесой Чайковского «Нянина сказка»? Что особенного есть в музыке Мусоргского? (вокальные интонации очень близки речевым)
5)Кульминация
-Сейчас вас ждет сюрприз – встреча со сказочными героями А.С. Пушкина. Вы уже хорошо знаете, что Пушкин тоже любил сказки и даже их сочинял. Какие сказки Пушкина вы знаете? (слайды)
-На некоторые пушкинские сюжеты сочинил сказочные оперы русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Всего он за свою жизнь сочинил 15 опер, среди них 6 – сказочных. Римского-Корсакова даже называю композитор-сказочник.
-В опере «Сказка о царе Салтане» есть замечательное оркестровое вступление к последней картине – симфоническая картина «Три чуда».
-Угадайте по интонации, о каких чудесах рассказывает эта музыка? (учебник 4 класса, стр.50-51)
Слушают, угадывают.
-Придумайте танцевальные движения для героев оперы по группам (белка и слуги, богатыри; лебедь – индивидуальное задание)
Выполняют движения под музыку.
-Если бы вы были композиторами, каким бы инструментам симфонического оркестра поручили исполнять музыку о чудесах? (по группам выбирают инструменты)
-Услышим симфоническую картину «Три чуда». Рассмотрим иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», созданные Борисом Зворыкиным, Александром Куркиным и др. художниками. Сравните музыку и иллюстрации. Что использует композитор, чтобы рассказать нам о чудесах сказки?
Слушание.
-Яркие краски иллюстраций как бы перекликаются с яркими оркестровыми тембрами. Римский-Корсаков использует интонации народных песен, но расцвечивает их оркестровыми красками, сияющими как палехская роспись.
6.Развязка.
Кроссворд разгадывают индивидуально.
Выполняют самопроверку.
7.Последействие.
1)Д\з – нарисовать героев сказочной музыки или самим сочинить песенку на сказочные стихи:
Если вы не так уж боитесь Кощея,
Или Бармалея, и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее
Туда, где зеленый дуб на берегу.
2)Рефлексия
Продолжить незаконченное предложение:
«Самым интересным на уроке для меня было…»
«Меня удивило…»
«Теперь я знаю…»
«Я еще хотел бы узнать…» (на слайде)
Предварительный просмотр:
1.-Корсаков 2.Инструмент, исполняющий тему Белки в симфонической картине «Три чуда»
3. 4.Высокий женский голос.
5.Название вокального цикла
6.
7.Название пьесы П.И. Чайковского из «Детского альбома»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"
Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....
Сценарий урока "Сказочные образы в музыке" (5 класс)
Конспект-сценарий урока по Музыке для 5 классов в соответствии с ФГОС второго поколения...
Конспект урока по географии для 6 класса специальной (коррекционной) школы по теме "Планеты"
Описание материала: предлагаю вам конспект урока географии в 6 классе коррекционной школы по теме "Планеты". Данный материал будет полезен учителям географии и природоведения....
Конспект урока по математике во 2 классе специальной (коррекционной) школы на тему "Решение простых арифметических задач"
Коспект урока в рамках реализации ФГОС для детей с ОВЗ...
Музыкальный проект «Сказочные образы в творчестве русских композиторов»
Эстетическое воспитание учеников начальной школы через знакомство с классической музыкой....
Презентация урока "Сказочные образы в музыке"3 кл
Цель урока: сформировать представление учащихся о многообразии сказочных музыкальных образов. Задачи: актуализировать знания учащихся о средствах музыкальной выразит...