1-й урок по литературе 7 класс. Программа Меркина
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Полякова Алёна Юрьевна

План-конспект урока по литературе в 7 классе на тему :

"Любите читать!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

7  класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 1.        

       

        Тема.  Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).

        Цель:        

  • познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 7 классе; повторить литературные роды;
  • формировать навыки работы с учебником, лексической работы, выразительного чтения, развивать коммуникативные умения  учащихся;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

         

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 7 класса, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.  Проверка домашнего задания.

Анкетирование:

- перечислите названия книг, прочитанных  вами летом, и назовите имена их авторов;

- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;

- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.

III. Изучение нового материала.

  1. Выявление  темы, цели, плана урока.

2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса.

Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.

3.Беседа

- Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».

- Укажите название рубрик учебника.  Как вы думаете, почему рубрики так называются?

- Какие справочные материалы содержатся в  учебнике?

- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?

- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?

- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?

- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?

4. Слово учителя.

- Прочитайте фрагменты статьи Д.С.Лихачёва «Как писать?» на 4-ой сторонке обложки второй части учебника.

5. Обращение к фотографиям Д.С.Лихачёва и выставке его трудов.

6. Слово о Д.С.Лихачёве.

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

7. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Любите читать!». Ответы на вопросы 1-3.

8. Повторение сведений по теории литературы. Роды литературы.

Роды литературы – наиболее общее деление литературных произведений по способу изображения действительности.

Эпос – изображение событий.

Лирика – изображение переживаний и раздумий лирического героя.

Драма – изображение действия, происходящего на глазах у зрителя.

                   

IV. Подведение итогов урока.

- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.

 

V. Домашнее задание.        

1.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».

2.Прочитать  статью учебника «Былины», подготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике.

3.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о Т.Г.Рябинине;

- подготовить сообщение о Святогоре и Микуле;

- подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу;

- подготовить выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды ( эпос, лирика, драма).

Слайд 2

Анкетирование: перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов ; назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании ; какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года .

Слайд 3

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова . Д.С.Лихачёв

Слайд 4

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Слайд 6

Литературные род ы и жанры эпос лирика драма рассказ повесть роман эпопея поэма басня стихотворение песня поэма трагедия драма комедия

Слайд 7

Различия эпоса и лирики Литературный род Эпос Лирика Какую роль играет художественное слово изображение событий и людей выражение чувств, переживаний, отношения автора к чему-нибудь, кому-нибудь Герой он, она, они я Жанры рассказ повесть роман эпопея эпическая поэма басня стихотворение песня лирическая поэма

Слайд 8

В литературе, как в торте у мамы, Три слоя: лирика, эпос и драма!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 2 класс ( программа Перспектива), тема "Пересечение геометрических фигур"

Презентация к уроку математики 2 класс,  2 четверть .Урок разработан полностью : Урок  математики во 2А  классе,  20 ноября  2012 Программа «Перспектива» (Деятельнос...

технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС

данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...

Конспект урока технологии 3 класс программа Роговцевой Н.И. "Мосты повисли над Невой"

Итоговый урок - презентация творческого проекта для учащихся с ОВЗ....

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)

Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было оп...

Рабочая программа по литературе для 9 класса (программа Меркина)

Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Автор...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...