1-й урок по литературе 7 класс. Программа Меркина
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
План-конспект урока по литературе в 7 классе на тему :
"Любите читать!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по теме "Любите читать" 7 класс | 21.62 КБ |
презентация к уроку "Любите читать" 7 класс | 876.3 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 1.
Тема. Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).
Цель:
- познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 7 классе; повторить литературные роды;
- формировать навыки работы с учебником, лексической работы, выразительного чтения, развивать коммуникативные умения учащихся;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 7 класса, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Анкетирование:
- перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;
- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;
- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.
III. Изучение нового материала.
- Выявление темы, цели, плана урока.
2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса.
Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.
3.Беседа
- Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».
- Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?
- Какие справочные материалы содержатся в учебнике?
- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?
- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?
- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?
- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?
4. Слово учителя.
- Прочитайте фрагменты статьи Д.С.Лихачёва «Как писать?» на 4-ой сторонке обложки второй части учебника.
5. Обращение к фотографиям Д.С.Лихачёва и выставке его трудов.
6. Слово о Д.С.Лихачёве.
Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства.
На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
7. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Любите читать!». Ответы на вопросы 1-3.
8. Повторение сведений по теории литературы. Роды литературы.
Роды литературы – наиболее общее деление литературных произведений по способу изображения действительности.
Эпос – изображение событий.
Лирика – изображение переживаний и раздумий лирического героя.
Драма – изображение действия, происходящего на глазах у зрителя.
IV. Подведение итогов урока.
- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.
V. Домашнее задание.
1.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».
2.Прочитать статью учебника «Былины», подготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике.
3.Индивидуальные задания:
- подготовить сообщение о Т.Г.Рябинине;
- подготовить сообщение о Святогоре и Микуле;
- подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу;
- подготовить выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анкетирование: перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов ; назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании ; какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года .
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова . Д.С.Лихачёв
Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.
Литературные род ы и жанры эпос лирика драма рассказ повесть роман эпопея поэма басня стихотворение песня поэма трагедия драма комедия
Различия эпоса и лирики Литературный род Эпос Лирика Какую роль играет художественное слово изображение событий и людей выражение чувств, переживаний, отношения автора к чему-нибудь, кому-нибудь Герой он, она, они я Жанры рассказ повесть роман эпопея эпическая поэма басня стихотворение песня лирическая поэма
В литературе, как в торте у мамы, Три слоя: лирика, эпос и драма!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики 2 класс ( программа Перспектива), тема "Пересечение геометрических фигур"
Презентация к уроку математики 2 класс, 2 четверть .Урок разработан полностью : Урок математики во 2А классе, 20 ноября 2012 Программа «Перспектива» (Деятельнос...
технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС
данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...
Конспект урока технологии 3 класс программа Роговцевой Н.И. "Мосты повисли над Невой"
Итоговый урок - презентация творческого проекта для учащихся с ОВЗ....
Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)
Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было оп...
Рабочая программа по литературе для 9 класса (программа Меркина)
Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Автор...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...