Рабочая программа по литературе для 9 класса (программа Меркина)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, М. «Русское слово», 2011.
Изучение курса реализуется через УМК: Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Авторы: С. А. Зинин, В.А.Чалмаев, В.И. Сахаров.М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
Количество часов - 102 , в неделю - 3 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_9_kl.docx | 54.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска "Средняя школа № 35"
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры ___________________________ Протокол № от ___________ Руководитель кафедры __________/Штанина Л.А./ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ /Криушина Г.М./ «___»__________ 20 г | УТВЕРЖДАЮ Директор Приказ от _______ № _____ __________/Т.Н.Бадахова/ |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса Литература
Класс: 9А, 9К
Уровень образования: основное общее
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: 3ч. в неделю, 102 ч. в год
Планирование составлено на основе:
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, М. «Русское слово», 2011.
Учебник: Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Авторы: С. А. Зинин, В.А.Чалмаев, В.И. Сахаров.М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
Рабочую программу составила
учитель русского языка и литературы Сонина Н.В.
Ульяновск 2017
Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, М. «Русское слово», 2011.
Изучение курса реализуется через УМК: Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Авторы: С. А. Зинин, В.А.Чалмаев, В.И. Сахаров.М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
Количество часов - 102 , в неделю - 3 часа, контрольных (тестовых) работ - 6, классных сочинений - 3, домашних сочинений - 3
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
«Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; изученные теоретико-литературные понятия;уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,соблюдая нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание учебного предмета «Литература» в 9 классе
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов, тем уроков | Количество часов | Количество контрольных работ, часов развития речи |
1. | Введение | 1 | |
2. | Из древнерусской литературы | 4 | 1рр |
3 | Из русской литературы 18 века | 10 | 1ч тест |
4 | Литература первой половины 19 века | 56 | 6 рр. + 2тест. |
5. | Литература второй половины 19 века | 14 | 1 тест+1контр.тест. |
6. | Из литературы 20 века | 17 | 1 рр+ 1 тест |
8. | Итого | 102ч | 8 рр.+5 тест. |
Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класса | |||||||
Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану 9А | Дата по факту 9А | Домашнее задание | Дата по плану 9К | Дата по факту 9К | |
1 | Введение. Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Периодизация литературного процесса. Литература и история. Литературные направления. | 1 | Читать статью на стр. 3-4 Уч. | ||||
2 | Из древнерусской литературы Древнерусская литература. Древнерусская литература – «начало всех начал». Темы, идеи, образы, жанровое многообразие. Основные особенности древнерусской литературы. | 1 | Стр. 6-9. Читать «Слово о полку Игореве» (См. Приложение на стр. 160-223) + лекция в т Стр. 6-9. Читать «Слово о полку Игореве» (См. Приложение на стр. 160-223) + лекция в тетради етради. | ||||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Система образов. Авторство. | 1 | Подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента, составить план повествования о походе Игоря по «Слову…» | ||||
4 | Основная идея «Слова…». Русская земля – центральный образ произведения. Образы русских князей. Значение «Слова…» в истории русской культуры. | 1 | Выучить наизусть вступление или плач Ярославны. Индивидуальные сообщения по темам: «Природа в «Слове…», «Художественное своеобразие «Слова…», «Слово…» в русской музыке («Князь Игорь» А. П. Бородина), «Сюжеты «Слова» в живописи (В. Г. Шварц, В. Г. Перов, В. М. Васнецов)» | ||||
5 | Человек и природа в художественном мире поэмы. Образ Ярославны в «Слове…» и в творчестве поэтов 19-20 веков. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Домашнее сочинение. Темы: «Образ князя Игоря и тема Русской земли в «Слове о полку Игореве», «Поэтические страницы «Слова…» (Анализ эпизода). | ||||
6 | Из русской литературы 18 века Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве. Основные каноны классицизма. | 1 | В устном размышлении попытаться определить роль литературы XVIII в. в истории русской литературы вообще. | ||||
7 | М.В. Ломоносов:жизнь и творчество.Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». | 1 | Стр. 37-46 Уч., вопрос № 3 на стр. 82. | ||||
8 | «Разговор с Анакреоном». | 1 | Подготовить: 1) подборку высказываний о Г. Р.Державине 2) сообщение о его судьбе и личности | ||||
9 | Новая эра русской поэзии - творчество Г.Р. ДержавинаСтихотворения Г.Р. Державина: «Фелица», «Бог», «Памятник». | 1 | Стр. 56-67 Уч. (1 ч.), вопрос № 5 на стр. 82. Подумать, в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма? | ||||
10 | Стихотворения «Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лирике поэта. | 1 | Выучить наизусть на выбор отрывки из стихотворений «Властителям и судиям» или «Памятник» | ||||
11 | Подвиг А.Н. РадищеваСлово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в произведении просветительских взглядов автора. | 1 | Прочитать из «Путешествия из Петербурга в Москву» главы «Любани», «Чудово», «Едрово», «Клин», «Пешки», «Вышний Волочок», «Медное», «Спасская полесть», «Вольность» Какова авторская позиция? | ||||
12 | Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. | 1 | Подготовиться к тестированию. | ||||
13 | Итоговый урок по разделу «Литература XVIII века». Художественное и тематическое своеобразие русской литературы века XVIII. ТЕСТ « ОТ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА» | 1 | Какова система ценностей сентименталис-тов? Почему сентиметалисты считали, что «воспитав чувствительность во всех людях, можно победить всякое зло»? | ||||
14 | Литература первой половины 19 века Урок-лекция «Литература русского романтизма первой четверти 19 века». | 1 | Выучить лекцию о романтизме, читать статью учебника на стр. 84-88 Подготовить сообщения на темы: «К. Н. Батюшков – тонкий лирик и ценитель красоты живого русского языка», «Жуковский и Пушкин», «Жуковский – переводчик». | ||||
15 | Романтическая лирика начала 19 века. «Литературный «Колумб Руси». (В.Г.Белинский) Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского. | 1 | Биохроника В. А. Жуковского. | ||||
16 | Анализ элегии «Море». | 1 | Выразительное чтение произведения. Анализ текста. | ||||
17 | А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума». | 1 | Вспомнить особенности комедии как драматического произведения, черты комедии классицизма, прочитать и проанализировать список действующих лиц, чтение комедии «Горе от ума» | ||||
18 | Чтение и анализ 1 действия. Фамусов и его роль в произведении. | 1 | Прочитать 2 действие, подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус, батюшка, отменная манера» | ||||
19 | «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Анализ 2 действия. | 1 | Выучить наизусть один из монологов Чацкого или Фамусова. Составить план к сообщению «Фамусовское общество в комедии» | ||||
20 | «Молчалины блаженствуют на свете…». (Образ Молчалина в произведении). | 1 | Подумать над вопросом: есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом, выпишите из текста комедии по 10 крылатых выражений | ||||
21 | «Безумный ко всему…» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия Чацкого. | 1 | Самостоятельная работа по вопросам. | ||||
22 | «Мечтанья с глаз долой и спала пелена…». Анализ 4 действия пьесы. | 1 | Работа с текстом. | ||||
23 | Р/р И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи.. Составление плана, тезисов, конспектирование. | 1 | Составление плана, тезисов, конспектирование (статья «Мильон терзаний…» | ||||
24 | «Прошедшего житья подлейшие черты…». Мастерство Грибоедова-драматурга. Значение комедии. | 1 | Учить лекцию по тетради. | ||||
25 | Р\Р Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | Написать сочинение на тему «За что хвалит Москву Фамусов и что осуждает в ней Чацкий?» (На основе 2-х монологов – «А судьи кто?» и «Вкус, батюшка, отменная манера…» | ||||
26 | Контрольное тестирование по комедии «Горе от ума». | 1 | Собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина | ||||
27 | А.С.Пушкин: жизнь и судьба. | 1 | Подготовить сообщение о Петербургском периоде в жизни А. С. Пушкина. | ||||
28 | Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». | 1 | Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву». Подготовить сообщение о Южной ссылке в жизни поэта. | ||||
29 | Южная ссылка в жизни поэта. Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило». Анализ стихотворений. | 1 | Прочитать поэмы «Цыганы», «Кавказский пленник».Учить лекцию. | ||||
30 | «Южные» поэмы: «Цыганы» (1824) и «Кавказский пленник» (1821) - взлет пушкинского романтического творчества. | 1 | Прочитать поэмы «Цыганы», «Кавказский пленник». | ||||
31 | А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «19 октября», «В Сибирь». | 1 | Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения. Объяснить свой выбор. Индивидуальные сообщения на тему «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина» | ||||
32 | Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина («Храни меня, мой талисман», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Сожженное письмо», «Что в имени тебе моем?», «Мадонна»). Адресаты лирики Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | Выучить наизусть стихотворения « Я помню чудное мгновенье», «Я Вас любил» и др. по выбору обучающихся. Индивидуальные сообщения «Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина». Прочитать «Маленькие трагедии». | ||||
33 | Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. «Маленькие трагедии». | 1 | Подготовить сообщение о последних годах жизни поэта. | ||||
34 | Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Анчар», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» | 1 | Ч. 2 - стр. 37-43«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» наизусть | ||||
35 | «Евгений Онегин»: творческая история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции. | 1 | Стр. 75-87. Читать произведение. | ||||
36 | Анализ 1 и 2 глав романа. Жизнь столицы и мир деревни. Онегин и Ленский. | 1 | Мое представление об Онегине (группа1) Ленском (2 группа), Татьяне (3группа). | ||||
37 | Система образов романа «Евгений Онегин». Анализ 3 главы. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна. | 1 | Работа с текстом. | ||||
38 | Анализ глав 4 и 5. Картины родной природы. | 1 | Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы. | ||||
39-40 | Анализ глав 6 и 7. Комментированное чтение 8 главы. Образы провинциального и столичного дворянства. | 2 | Работа с текстом, вопросы для самостоятельной работы. | ||||
41 | Образ автора. Лирические отступления в произведении. Обобщение по роману «Евгений Онегин». | 1 | Материал для сочинения. | ||||
42-43 | РР Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».Написание сочинения. | 2 | Сообщение «Жизнь и творчество М. Ю.Лермонтова.» (1в.), « Мотивы вольности и гордого одиночества» (2в.) | ||||
44 | Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и гордого одиночества («Нет, я не Байрон, я другой»). Анализ стихотворения «Смерть Поэта». | 1 | Наизусть отрывок из стихотворения «Смерть Поэта». | ||||
45 | Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина». | 1 | «Родина» - наизусть, комментарии к истории создания стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком стоит одиноко…», «Ветка Палестины», «Выхожу один я на дорогу» | ||||
46 | Любовная лирика поэта. Стихотворения «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Я не унижусь пред тобой» и др. | 1 | Подготовить сообщения на тему «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова | ||||
47 | Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. («Пророк», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель»). Размышления поэта о судьбе современников в стихотворении «Дума». | 1 | Выхожу один я на дорогу» наизусть; ответить на вопросы: 1) Как в стихотворении »Поэт» аллегорически изображается кризис современной поэзии? 2) Какие внешние и внутренние конфликты поколения описаны в стихотворении «Дума»? Подготовить сообщение на тему «В. Г. Белинский о лирике М. Ю. Лермонтова» | ||||
48 | «Герой нашего времени»: история создания, композиция, сюжет. | 1 | Стр. 124-127 + лекция в тетради | ||||
49 | Повести «Бэла» и «Максим Максимыч». Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ. | 1 | Стр. 127-132. Подготовить краткие сообщения по темам: «Изображение природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат в изображении Лермонтова», «Печорин и горцы», «Особенности характера Бэла». Анализ сцены «Встреча и прощание Печорина с Максимом Максимычем». | ||||
50 | Поэтический мир и язык повести «Тамань». Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»). | 1 | Стр. 132-133. Прочитать комментарии к главе «Тамань» в книге В.А. Мануйлова «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий». Составить вопросы для проверки знания текста главы «Тамань» | ||||
51 | Повесть «Княжна Мери» - композиционный центр произведения. Основные конфликты повести. Главные и второстепенные герои. | 1 | Стр.133-138. Какие новые свойства натуры Печорина раскрываются в его отношениях с Вернером, Верой и княжной Мери? Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь? | ||||
52 | Мастерство «дневниковых» страниц романа (художественная выразительность описаний, глубокий психологизм, богатство интонаций). | 1 | Ответить на вопросы: Каким представлен Печорин наедине с самим собой и в обществе? Почему так беспощаден герой в своем самоанализе? Как меняется интонация дневниковых записей Печорина? Какие из них поражают своей откровенностью. В каких признаниях герой кажется жестоким человеком, в каких – несчастным? Подготовить сообщения по темам «Печорин и Вера», «Печорин и Вернер», «Печорин и княжна Мери». | ||||
53 | Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа. Проблема смысла жизни в произведении Лермонтова. Обобщение изученного по роману «Герой нашего времени». В. Г. Белинский о романе. | 1 | Подготовиться к контрольному тестированию по роману «Герой нашего времени». Устное сообщение на тему «В. Г. Белинский о романе». | ||||
54 | Итоговое контрольное тестирование по роману «Герой нашего времени». | 1 | Материалы для сочинения на одну из тем: «Мои любимые страницы романа», «Что мне нравится в Печорине и за что я его осуждаю?» | ||||
55 | РР Классное сочинению по роману «Герой нашего времени». | 1 | Подготовить обзор книг о Н.В.Гоголе на общую тему «Интересно о Гоголе» (индивидуальное задание). Подготовить сообщения о цикле « Петербургские повести», сборнике «Миргород». | ||||
56-57 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник «Миргород» (обзор). «Петербургские повести» (обзор). Повесть Шинель». Образ «маленького человека» в произведении. | 2 | Составить вопросы на проверку знаний текста рассказа «Шинель». Прочитать 1-ю главу поэмы »Мертвые души», составить ее план, кратко пересказать, выписать непонятные слова. | ||||
58 | Поэма «Мертвые души»: история создания, особенности сюжета, система образов. Работа с 1 главой произведения. | 1 | Перечитать главу 2. А также главу 7(сцена встречи Манилова с Чичиковым) | ||||
59 | «У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было» (Характеристика образа Манилова). Деталь как средство создания образов. | 1 | Составить характеристику Манилова, опираясь на перечень приемов, используемых Гоголем при обрисовке образов помещиков: 1) Предваритель-ный, беглый показ читателю рисуе-мого образа. 2) Описание имения. 3)Портрет. 4) Обращение с Чичиковым и манера речи. 5) Отзывы о знакомых. 6) Описание обеда. 7) Описание кабинета. 8) Разговор о продаже мертвых душ. Перечитать 3-ю главу и конец 10-й главы (въезд Коробочки в город). | ||||
60 | Образ Коробочки в поэме «Мертвые души». | 1 | Перечитать главу 1(первое замечание о Ноздреве, 4-ю главу (основной материал), 8-ю главу (разоблачение Ноздревым Чичикова), 10-ю главу (где Ноздрев сообщает чиновникам всякий вздор о Чичикове) + вопросы для самостоятельной работы. | ||||
61 | Образ Ноздрева в поэме. | 1 | Перечитать главу 5, а также материалы глав 1, 7 (о Собакевиче), подготовить ответы на вопросы. | ||||
62 | Образ Собакевича в поэме. | 1 | Перечитать главу 6, а также 4, 5(о Плюшкине) + вопросы для самостоятельной работы. | ||||
63 | Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души». | 1 | Перечитать главы 7-11, ответить на вопросы к главе11. | ||||
64-66 | Образ Чичикова в произведении Гоголя. Образы чиновников в поэме Гоголя. | 3 | Подготовиться к контрольному тестированию по поэме Гоголя. | ||||
67-69 | Народ в поэме. Роль лирических отступлений. Жанровое и языковое своеобразие произведения. Пейзаж в поэме «Мертвые души». Обобщение изученного по поэме «Мертвые души». Контрольный тест по произведению. | 3 | Главы 7-11. Как Гоголь описывает внешний вид гражданской палаты и ее чиновников? Подберите цитаты, относящиеся к характеристике Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Как отзывался Собакевич о чиновниках города? Перескажите авторскую характеристику полицмейстера – «отца и благодетеля» города. Выразительное чтение лирических отступлений. | ||||
70 | РР Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | Домашнее сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» на тему «Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». | ||||
71 | Литература второй половины 19 века (обзор с обобщением ранее изученного) Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Художественное своеобразие стихотворений «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь». | 1 | Подготовить сообщение о Фете. Вопросы по интерпретации текста. | ||||
72 | А. А. Фет. Слово о поэте. Лирика любви. Природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..» | 1 | Подготовить сообщение о Некрасове, подготовить выразительное чтение стихотворений. | ||||
73 | Творческая биография Н. А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении «Памяти Добролюбова». | 1 | Выучить стихотворение наизусть. Составить биохронику Достоевского. | ||||
74 -76 | Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь. | 3 | Работа с текстом романа «Бедные люди» Подготовить сообщение о Толстом. | ||||
77-78 | Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа. | 2 | Работа с текстом повести «Юность» | ||||
79-80 | А. П. Чехов Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Комическое и трагическое в прозе Чехова. | 2 | Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре» читать. Вопросы по содержанию рассказов. | ||||
81 | Тестирование по теме «Литература 19 века». | 1 | Читать «Челкаш» | ||||
82 | Урок-лекция «Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм)». | 1 | Выучить лекцию по тетради. Читать «Челкаш» | ||||
83-84 | М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Основной конфликт в рассказе «Челкаш». «Песня о Буревестнике». | 2 | Работа с текстом. Читать «Челкаш» | ||||
85-88 | Из литературы ХХ века (обзор с обобщением ранее изученного) Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы. | 4 | Выучить наизусть стихотворение по выбору. | ||||
89 | РР Подготовка к домашнему сочинению по литературе первой четверти 20-го века. Написание сочинения на тему «Мой любимый поэт Серебряного века», «Произведение, которое не оставило равнодушным (Из литературы первой четверти 20-го века)». | 1 | Подготовить сообщение о Булгакове. Повесть «Собачье сердце»читать. | ||||
90-91 | М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция. | 2 | Повесть «Собачье сердце» читать. Работа с текстом, вопросы. Индивидуальное сообщение о Шолохове. | ||||
92-94 | «Война. Жесточе нету слова...» М, А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти». | 3 | «Судьба человека» читать. Работа с текстом. Вопросы по содержанию рассказа. | ||||
95-96 | В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. | 2 | «Альпийская баллада» читать. Работа с текстом, составление презентации. | ||||
97-98 | А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне. | 2 | Выразительное чтение стихотворений, вопросы. Сообщение на тему «А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына» | ||||
99-100 | А. И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль». | 2 | Рассказ «Матренин двор» читать. Работа с текстом. Сообщение на тему «Образ Матрены в рассказе Солженицына». Подготовиться к итоговому тестированию. | ||||
101 | Итоговое тестирование. РОШ | 1 | Любимое произведение за курс 9 класса – презентация. | ||||
102 | Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения. | 1 | Список книг для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина 2014-2015 уч.год
Данная программа составлена в соответствии с новыми требованиями, содержит 8 пунктов...
Рабочая программа по литературе 7 класс программа Г.С.Меркина 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) «Примерной основной образ...
Рабочая программа по литературе. 8 класс. Программа Г.С. Меркина.
Рабочая программа по предмету "Литература". 8 класс. Программа Г.С. Меркина....
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...
Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...