В.Г. Распутин «Женский разговор». Уроки нравственности.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
В.Г. Распутин «Женский разговор». Уроки нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasputin_zhenskiy_razgovor.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
(ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА)
Предмет: литература
Учитель:
Тема урока: В.Г. Распутин «Женский разговор». Уроки нравственности.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к способам действия: продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов: выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, создав проблемную ситуацию; побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный момент | |||
2. Мотивация | Перед вами эпиграф к нашему уроку: Жизнь - не порок, Это стихотворение современного пермского поэта Александра Чиркова. Каково отношение лирического героя к такому основополагающему понятию, как нравственность? Давайте проанализируем рассказ В.Г. Распутина и обсудим один из важнейших вопросов современности: обесценилось ли понятие нравственности сегодня? | Учащиеся должны прийти к выводу, что лирический герой, представляющий современное поколение молодых людей, перестал верить в высокие идеалы нравственности, которые обесценены современным жестоким веком. | уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
3. Постановка учебной задачи | Исходя из темы урока, определите цели и задачи нашего урока. | Раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г. Распутина, проанализировав образы бабушки Натальи и внучки Виктории. Проанализировать истории жизни бабушки и внучки и рассмотреть, как они влияют на их мировоззрение и наоборот – их мировоззрение строит их судьбы. | Умение самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. |
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) | В какой форме построен рассказ? Это диалог кого с кем? Только ли Натальи и Виктории? Какую проблему вы видите в решении этого диалога? | Диалог. Это видно из названия рассказа – «Женский разговор» Нет, это диалог двух поколений, двух культур – городской и деревенской, двух мировоззрений. Возможно ли прийти к пониманию этим двум мировоззрениям? | Умение самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. |
5. Первичное закрепление
| Выделите несколько ключевых понятий рассказа. | Любовь, целомудрие, судьба. | |
6. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности.
| Работа в трех группах. Рассмотреть по предложенному плану отношение героинь к этим понятиям. Судьба: Виктория 1. Как Вика оказалась у бабушки в деревне? 2. Почему родители так поступили? 3. Найдите в тексте описание Вики. Прокомментируйте его. Бабушка Наталья. 1. История первого замужества Натальи. 2. Отношения с мужем. 3. Отношения со вторым мужем. Любовь Виктория. Что для Вики любовь? Наталья. Целомудрие Виктория Наталья Каково же назначение женщины с точки зрения Вики и бабушки Натальи? Словарная работа: Соотнесите жизненные позиции двух женщин со значение их имен. Какие нравственные ценности утверждают обе женщины? Составить кластеры этих понятий. Каково ваше отношение к нравственному выбору героинь? | 1. Связалась с дурной компанией, бросила школу, забеременела, сделала аборт. Отправлена на перевоспитание в деревню к бабушке. 2. Видимо, «запустили» дочь и не справляются с ситуацией. И – главное – знают, насколько мудра бабушка Наталья, и надеются на ее помощь. 3. . Вика созрела физически, но не умственно и не нравственно. 1. В 18 лет вышла замуж невенчанная, что ее очень сильно беспокоило. 2. «Не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикосновенья». Шесть лет прожила с первым мужем Николаем, погибшим на войне. Родила двоих детей. Товарищ погибшего мужа Семен пришел к Наталье и сказал, что дал умирающему другу слово жениться на его жене. Наталья сопротивлялась, но потом жалость взяла свое: контуженный Семен не протянул бы долго без нее. Семь лет прожили вместе, и два образа слились в один.
Мы видим, что она не знает любви, хотя она ее живо интересует, она постоянно спрашивает бабушку о ней. Может быть, в этом и заключается трагедия жизни Вики – в недостатке любви к ней и в недостатке любви в ней самой. Для Натальи любовь – это глубокая верность и преданность своему мужчине, самоотречение, самоотдача. Не понимает значение этого слова, не видит смысла хранить невинность для мужа. Уверена, что «сейчас все не так». Подменяет понятие целомудрие понятием целеустремленность. — А почему говорят: целомудрие? — спросила вдруг она. — Какое там мудрие? Ты слышишь, бабушка? — Слышу. Это не про вас. — А ты скажи. — Самое мудрие, — сердито начала Наталья. — С умом штанишки не скидывают. — Она умолкла: продолжать, не продолжать? Но рядом совсем было то, что могла она сказать, искать не надо. Пусть слышит девчонка — кто еще об этом ей скажет. — К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то. — И подчеркнула «родного» и «суженого», поставила на подобающее место. — Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: все честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженек, для тебя налита. Для тебя взросла, всюю себя по капельке, по зернышку для тебя сневестила. Потронься: какая лаская, да чистая, да звонкая, без единой без трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая! Божья сласть, по благословению. Свой, он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе. Все у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизню. Для Натальи целомудрие – это принадлежность себя только любимому. Любимый и муж для нее синонимы. Для Вики женщина – это лидер: «Лидер — это она ни от кого не зависит, а от нее все зависят. Все бегают за ней, обойтись без нее не могут». «Женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит». «Женщина сейчас ценится… та женщина ценится, которая целе-устремленная. Целе-устремленная — это значит, идет к цели. Поставит перед собой цель и добивается. А чтобы добиться, надо такой характер иметь… сильный». Для Натальи в женщине главное способность любить: «Не надо сильнее… Надо любее». По поводу женского идеала внучки бабушка говорит: «Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту, цель то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету невзвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе». Виктория – победительница. Наталья – родная. Это отражается в их мировоззрении. забота прощение Целомудрие Духовная и физическая чистота любовь лидерство Целеустремленность сила растрачивание себя в погоне за мнимыми идеалами. Сейчас, как и в любое другое время, свою дорогу каждый выбирает сам. И во времена Натальи были такие женщины, как Дуня, уведшая мужа сестры, или женщины, лишившиеся невинности до брака. И в современное время каждая женщина выбирает свой путь сама и, как и тогда, в ответе за него. | Умение самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Умение пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. |
9. Дифференцированное домашнее задание | 1. Составить словарь «слов бабушки Натальи». 2. Продолжить рассказ «Женский разговор». Как сложилась судьба Вики после отъезда из деревни? Повлиял ли «женский разговор» с бабушкой на судьбу девушки? 3. Написать эссе: «Образ природы в рассказе В.Г. Распутина «Женский разговор» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Опыт сопоставительного анализа....
"Душа по капле собирает свет..."- урок-размышление по рассказу В.Распутина "Женский разговор"
Материал содержит разработку урока....
Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.
Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...
Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...
урок по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"
Урок - поиск истины. Разговор о "Женском разговоре" В.Г. Распутина...
Нравственные уроки в рассказе В.Распутина «Женский разговор»
(Открытый урок литературы в 9 классе по творчеству В.Г.Распутина)...
Урок литературы в 11 классе по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор".
Цели урока:- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию;побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о ...
- Мне нравится (1)