Нравственные уроки в рассказе В.Распутина «Женский разговор»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
(Открытый урок литературы в 9 классе по творчеству В.Г.Распутина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature_krasyukova_t.i.docx | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя урока «Знаешь, что дальше?»
Тема: Нравственные уроки в рассказе В.Распутина «Женский разговор»
(Открытый урок литературы в 9 классе по творчеству В.Г.Распутина)
Красюкова Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №3
Задача: личностно-ориентированное обучение и воспитание в свете роли и значения семьи, сохранения преемственности в семье, роли старшего поколения в воспитании молодёжи.
Цели:
- содержательная: раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина.
- деятельностная: формирование умений анализировать художественное произведение, выявлять авторскую позицию через анализ эпизодов рассказа; писать эссе на заданную тему
- развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир – понимание того, что всё в мире сложно, особенно пора взросления); общекультурные (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры – соблюдение Заповедей Христовых); коммуникативные (навыки работы в коллективе, умение слушать товарища, отстаивать собственное мнение).
Методы обучения: эвристическая (продуктивное творческое мышление - эвристическое) беседа с элементами последовательного анализа.
Технические средства обучения: интерактивная доска.
Электронная поддержка урока: презентация.
Другие дидактические материалы: рабочий лист ученика, лист ватмана для создания кластера.
Содержание учебного материала: нравственные уроки Распутина
Единица содержания образования: рассказ В.Г.Распутина «Женский разговор»
Технология «Методика понимания текста» с использованием стратегий критического мышления.
Алгоритм урока
1.Организационный момент.
2. Предтекстовая работа.
- Нами прочитан рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Женский разговор», поделимся впечатлениями от прочитанного рассказа.
-Перед вами конспект «Нравственные уроки В.Г.Распутина». Со многими его произведениями вам ещё только предстоит познакомиться. Исходя из конспекта, попытайтесь определить тему и цель нашего урока.
Эйдос-конспект «Нравственные уроки В.Г.Распутина»
Название повести | Главная мысль |
«Деньги для Марии» (1967) | Нельзя разрушить крестьянское общежитие |
«Последний срок» (1970) | Нельзя разрушить семью |
«Живи и помни» (1974) | Нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой |
«Прощание с Матёрой» (1976) | Нельзя разрушить связи с природой |
«Пожар»(1985) | Нельзя разрушить свою землю |
«Женский разговор» (1994) | ? |
И ОСТАТЬСЯ … ЧЕЛОВЕКОМ! |
Тема. Нравственные уроки Распутина в рассказе «Женский разговор».
Знать: нравственные законы, по которым живут герои рассказа.
Уметь: анализировать художественное произведение, выявлять авторскую позицию через анализ эпизодов рассказа; писать эссе на заданную тему.
- Дома вы должны были создать кластер «Нравственные ценности». Давайте выясним, что, по вашему мнению, входит в понятие нравственности?
Кластер
историческая память любовь к Родине любовь к природе
любовь к отчему дому любовь к народу бережное отношение
гуманизм духовность
нравственные ценности культура
милосердие сопричастность, любовь
совесть сострадание ко всему живому терпимость добро честь, честность
- Притекстовая ситуация
- Давайте обратим внимание на название произведения. «Женский разговор». Какие ассоциации вызывает у вас эпитет «женский» в данном сочетании. Это разговор женщин или разговор о чём-то?
- Подберите синонимы к слову «разговор», открывая его смыслы
/Диалог, беседа, обмен мнениями, собеседование, сопереживание, речь (разг.)/
- Давайте прочитаем 1-е предложение.
- Какой разговор у нас сейчас пойдёт?
/Неспешный разговор, разговор по душам/
- Текстовая ситуация
- Кто героини рассказа?
/Шестнадцатилетняя Вика, деревенская бабушка Наталья/
- По какой причине Вика оказалась в деревне у бабушки?
/Связалась с компанией, сделала аборт. Бросила школу. Отец привёз её к бабушке на перевоспитание/.
- Что вы можете рассказать о семье Вики?
/Родители живут скромно (старенькая «Нива»). Видимо, много работают. В город переехали из деревни. Редко бывают у мамы. На дочь обращали мало внимания: не сразу заметили, что Вика попала в плохую компанию, перестала ходить в школу. В самую трудную минуту они снимают с себя ответственность за воспитание дочери и отправляют её в деревню к бабушке/
- Вика приехала к бабушке не по доброй воле. «Девка рослая, налитая по виду, а «умишко детский, несозревший. Голова отстаёт. Всё ещё по привычке вопросы задаёт там, где пора бы с ответами жить». Второй месяц мается она у бабушки. Подруг нет. Телевизора нет. Из развлечений – только книги.
- Какой композиционный приём использует писатель при построении рассказа?
/Антитеза. Миропонимание двух героинь: нравственного (старухи-праведницы) и реалистического, распущенного, жестокого (Вики). Спор о человеческой морали традиционных представлений современной женщины в современном обществе/.
- Понимают ли бабушка и внучка друг друга?
/Это разговор двух поколений, прошлого и настоящего, города и деревни/
- Когда происходит разговор Вики и бабушки Натальи? Почему именно ночью?
/Легче открывать тайны, коснуться сокровенных мыслей/
- Что волнует бабушку?
/ «.. еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!»/
- С чего начинается спор внучки и бабушки?
/Спор о роли женщины в обществе/
- Какой, по мнению Вики, должна быть современная женщина?
/ «Ни от кого не зависит, а от неё все зависят. Все бегают за ней, обойтись без неё не могут. Женщина ценится сейчас целеустремлённая – идёт к цели. Надо сильный характер иметь. Всё теперь не так, как раньше»/
- Как выглядит современная женщина на взгляд бабушки Натальи?
/ «…совсем полная воля. Как у собак». «Куда стреленная? Рот разинешь – так и стрелют. Такие меткачи пошли».
«Самые разнесчастные бабы. Собака, гончая порода называется. И гонит, и гонит, свету невзвидя. Покуль из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе».
«Какая есть гончая на задних лапах. Ни кожи, ни рожи. Баба своей породы должна быть»./
- Что такое целомудрие? Перед вами – таблица, в которой дано понимание слова «целомудрие» бабкой Натальей. Понимает ли значение этого слова Вика?
- Попытайтесь дать своё толкование слова «целомудрие».
Понимание целомудрия Натальей | Моё понимание |
«С умом штанишки не скидывают… К нему прижаться потом надо, к родному-то мужику, к суженому-то… Прижаться надо, поплакать сладкими слезьми. А как иначе: всё честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Вся тута, как Божий сосуд: пей, муженёк, для тебя налита… Чистая. Звонкая. Без единой трещинки. Божья сласть. Всё у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него». С лежи супружьей подняться, «искриночкой, звёздочкой, без никакой крадучи светить. Ты хозяйка, сариса». |
- А вот как даёт толкование этого слова словарь Ожегова.
Толковый словарь Ожегова |
Целомудрие - моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний. Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях. |
- Попытаемся определить проблему данного эпизода в рассказе.
/Утрата нравственных ценностей, моральных добродетелей/
- Итак, у каждой - своя правда. Здесь – бабушка и внучка, ведущие неспешный разговор о женщине, о целомудрии. А что там, за окном?
/Безлюдье, немота, холод, оцепеневшая земля, бедная, сиротливая. «Везде там… Господи помилуй»/
- Как вы думаете, психологический пейзаж за окном, изображённый Распутиным, с кем из героев рассказа можно соотнести?
- А что Вика знает о жизни бабушки?
/Ничего. В деревне последний раз была лет пять назад. Ещё одного внука совсем не привозили/
- Как отзывается бабушка о современной жизни?
/ «Сама жизнь гончей породы. А он (человек) уж привык, ему другого и не надо. Как кругом всё перекошено, перекручено»/.
- Определим проблему эпизода.
/Об утрате человеческих ориентиров в современном обществе/
- Что в разговоре с бабушкой заинтересовывает внучку?
/А как раньше было? С дедушкой?/
- О чём рассказывает бабушка? Что ёе волнует много лет спустя?
/ «Невенчанные легли. Хорошего мало. Но венчаться было негде. Церкви посбивали. Год голодный». Было ей 18 лет.
«Не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикосновенья». Шесть лет прожила с первым мужем Николаем. Двое детей от первого мужа. Война отняла супруга.
Молодой было чем похвалиться перед мужем. «Своим. Всем своим. Во мне солнышко любило играть… После похоронки – затмение нашло» Семён дал другу слово жениться на Наталье. Сопротивлялась, но потом поняла, что «без меня он долго не протянет. Чему быть, тому не миновать». Семь лет прожили вместе. Двое мужиков в одного слились с высоты прожитой жизни.
«Когда прикасался ко мне… струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет»/.
- Как реагирует Вика на рассказ бабушки?
/ «Какие вы раньше забавные были». «Забавная ты бабушка»./
- Давайте определим проблему эпизода.
/Проблема потери связи со своими корнями/
- В рассказе Распутин повествует ещё об одной женщине – Дусе. Счастлива ли она?
/Отбила мужа у сестры, остались двое детей. Семья была всю жизнь несчастна. На старости лет Дуся крестилась, чтобы спастись от греха. «Тебе спасаться до-ол-гонько надо. Не андел»/
- Какие нравственные устои нарушила Дуся?
/Вековые устои, нравственное падение героини: увела мужа у сестры, выпивала, хозяйство вела кое-как, осиротила двух детей/
- А какие нравственные законы нарушает Вика?
/Любовь к ближнему, милосердие, сострадание. Не убий!/
- Какой наказ даёт бабушка внучке?
/ «Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь/.
- В чём особенность речи бабушки?
/Самобытность речи бабушки и ёе метафоричнсть: завсегда, встронь, дохтор. Вихтория, взамуж, заради; «… взяла я под крылышко свои 18 годочков…», «… выходили поспевать в мужниных руках…». «В склад» говорила, как пела/
- Найдите в речи бабушки сравнения? В чём их необычность?
/Целеустрёмлённая женщина – выдохшаяся гончая
Внучка – недозрелый плод, в котором «кислоты много»/
- Знает ли жизнь Вика?
- Обратите внимание на особенности построения диалога. Как построены реплики Вики, а как – бабушки?
/Реплики Вики – из вопросительных предложений, бабушки – односложные, с многоточием/
- Послетекстовая работа
-Вспомните, какие добродетели являются главными в жизни христиан?
/Вера, надежда, любовь к Богу и ближним./
- Важными христианскими добродетелями являются умеренность (нежадность) и целомудрие (целостность и чистота души и тела человека)/
- Какие же «устои» должна взять с собою во взрослую жизнь Вика? У вас на столе «Десять заповедей Божьих». Это наши национальные нравственные ценности, завещанные нам нашими предками. При ответе обратите внимание на кластер «нравственность».
- Итак, давайте подведём итоги.
РАЗГОВОР
(о чём?)
- О роли женщины в обществе
- Об утрате человеческих ориентиров в современном обществе
- Об утрате нравственных ценностей, моральных добродетелей
- О потери связи со своими корнями
- Вернёмся к нашему конспекту. Какой нравственный урок преподаёт Валентин Григорьевич Распутин в рассказе «Женский разговор»?
Эйдос-конспект «Нравственные уроки В.Г.Распутина»
Название повести | Главная мысль |
«Деньги для Марии» (1967) | Нельзя разрушить крестьянское общежитие |
«Последний срок» (1970) | Нельзя разрушить семью |
«Живи и помни» (1974) | Нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой |
«Прощание с Матёрой» (1976) | Нельзя разрушить связи с природой |
«Пожар»(1985) | Нельзя разрушить свою землю |
«Женский разговор» (1994) | Нельзя утратить человеческие ориентиры |
И ОСТАТЬСЯ НРАВСТВЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ! |
Слово учителя:
- Рассказ «Женский разговор» написан в 1994 году, после долгого молчания Распутина. Лихорадочная хаотичность жизни отрывала автора от письменного стола болезнями, депутатской работой, прямой публицистической деятельностью. Было не до художественного слова… Но, несмотря на все сложности, Валентин Григорьевич был уверен, что “никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви”.
- Досказала бабушка свою историю, и Вика уснула – поняла ли, разгладилась ли душой – кто знает?
Героини как бы растворяются в природе. Бабушка с внучкой молчат: ни звука не доносит глубокая ночь. Что завтра будет? Изменится ли отношение внучки к жизни, неизвестно.
Писатель не торопит с моралью, в надежде, что не эта девочка, так другая, кто-нибудь из вас, повнимательнее, поймёт и услышит, не даст победит себя поспешному знанию «с первого класса».
Поэтому рассказ завершается величественной картиной мироздания. (Выразительное чтение учителем последнего абзаца).
Как вы думаете, изменится ли что-то в жизни Вики после этого разговора? И что позволяет вам так думать? Знаете, что дальше?..
- Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход к анализу рассказа.
Д.З. Написать эссе на тему (по выбору)
- Какие чувства, переживания распутинских героев и самого автора Вам знакомы?
- Какие открытия принесла вам проза В.Г. Распутина?
- Валентин Распутин - национальный писатель или общечеловеческий?
- Кто из героев В.Г. Распутина вызывает наибольшее сочувствие?
- Какая мысль, высказанная в произведениях В.Г. Распутина, вызывает желание поспорить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Опыт сопоставительного анализа....
"Душа по капле собирает свет..."- урок-размышление по рассказу В.Распутина "Женский разговор"
Материал содержит разработку урока....
Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.
Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...
Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...
урок по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"
Урок - поиск истины. Разговор о "Женском разговоре" В.Г. Распутина...
Урок литературы в 11 классе по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор".
Цели урока:- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию;побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о ...
В.Г. Распутин «Женский разговор». Уроки нравственности.
В.Г. Распутин «Женский разговор». Уроки нравственности.Технологическая карта урока...
- Мне нравится (1)