Урок литературы в 11 классе по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор".
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Шабанова Татьяна Дмитриевна

Цели урока:

- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию;

побудить учащихся к    высказыванию собственной точки зрения о   жизненных принципах героев и о проблемах

современной молодёжи;

 – содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.28 КБ
Файл rabota_v_gruppah.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок

Класс

Учитель

Тема

Тип урока

Программа

Образовательные ресурсы

Литература

11

Шабанова Т.Д.

Урок по рассказу В.Г.Распутина

«Женский разговор»

Урок «открытия» нового знания

Под редакцией В.Я.Коровиной

УМК В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов А.И.Павловский; под ред. В.П.Журавлёва

Технология построения урока

Приёмы

Формы работы

Оборудование

Проблемного обучения, развития критического мышления,  личностно- ориентированного обучения

Синквейн, опорная таблица, прогнозирование, кластер, диаманта, эссе

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Мультимедийный проектор, первоисточники, опорные таблицы

Цели урока:

- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию;

побудить учащихся к    высказыванию собственной точки зрения о   жизненных принципах героев и о проблемах

современной молодёжи;

 – содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность»;

 – продолжить  формирование  у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста; сопоставлять литературных героев; аргументировать свои ответы.

 Метапредметные:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию, находить цитатные примеры для составления аргументированного ответа; участвовать в коллективном диалоге;

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Структура урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организация начала занятия

Приветствие учащихся

Взаимное приветствие. Включение в работу

2.

Мотивирующее начало

Личностные УУД: связь учебных вопросов с жизненным опытом.

Познавательные: активизация мышления

Слайд 2 (фото беседующих женщин)

 - О чём могут разговаривать девушки, женщины?

- С какой целью мы вступаем в диалог?

- Что нужно,  чтобы разговор получился?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов

1)

Подход к теме урока

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.

Регулятивные УУД: самостоятельная формулировка темы

Слайд 3 (обложка рассказа «Женский разговор»)

– Дома вы прочитали рассказ В. Г.Распутина  «Женский разговор». Почему автор дал такое название своему произведению?

- О чём разговор бабушки и внучки?

Как одним или двумя словами определить тему их разговора?

- Итак,  какова тема нашего урока?

Запись темы на доске

Формулируют собственные суждения

Запись темы в тетрадях

2)

Написание синквейна

Личностные УУД:  творческая деятельность эстетического характера

- Разговор о нравственных ценностях строится на одной ключевой теме. Какой?

-  Приглашаю вас на откровенный разговор и прошу сказать, что такое любовь в вашем понимании.

Напишите синквейн на эту тему. Работаем индивидуально.

Учитель просит зачитать пятистишия

Индивидуально пишут синквейны

Чтение синквейнов

3

1)

Подход к формулированию проблемы урока.

Анализ первых строк рассказа.

Предметные: производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста; сопоставлять литературных героев; аргументировать свои ответы.

Познавательные: мыслительные операции анализа, синтеза.

Регулятивные УУД: самостоятельное

формулирование проблемных вопросов. Личностные УУД:  функция избирательности

 - Вы поделились кусочком жизненного опыта, наработанного самостоятельно. Путь любого человека – это поступки и проступки, утраты и приобретения. И путь Вики, нашей героини, не исключение.

Слайд 4

2)  - Посмотрим на первые предложения рассказа.

- Почему Вика связалась с компанией?

- Родители знали об этой компании?

- Родители принимали участие в воспитании дочери? Что говорит об этом автор? А что думаете вы?

- Действия родителей?

- Удалось ли бабушке Наталье перевоспитать внучку?

- Но женский разговор был? Он что-то значил для Вики, бабушки?

-  Почему  в вопросах, касающихся нравственных законов жизни, взгляды бабушки и внучки расходятся?

- Позиция бабушки какова?

- Что думает Вика?

- Сформулируем проблемные вопросы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют проблемные вопросы, требующие решения в рамках занятия

4.

Исследовательская работа в группах.

Обсуждение заявленной проблемы.

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую (сопоста вительная таблица); уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос;  находить цитатные примеры для составления аргументированного ответа

Коммуникативные УУД: уметь работать в команде, уважать мнение товарищей

Личностные УУД:   умение отстаивать свою позицию.

Слайд 5

Организовывает групповую работу. Подготовка – 5-7 минут.

Цель: проследить за развитием сюжета – диалогами бабушки и внучки; заполнение сопоставительной таблицы.

Работа в группах, заполнение сопоставительной таблицы.

Ответы  на проблемные вопросы

Отчёт групп о проделанной работе

Вика

Бабушка

1. Какой вы увидели Вику (возраст, характер)?

 2. Речь. Манера говорить

3. Настоящая женщина – это… (по словам Вики)

4. Отношение к любви

5. Как вы понимаете заключительную фразу Вики?

6. Проблемный вопрос, сформулированный учениками

  1. Какой вы увидели бабушку (возраст, характер)?

2. Речь. Как бабушка  объясняет значение слова «целомудрие»?

3. Настоящая женщина – это…

( по словам бабушки)

4. Отношение к любви

5. Как вы понимаете заключительную фразу бабушки?

 6. Проблемный вопрос, сформулиро ванный учениками

1)

Приём «Прогнозирование»

Коммуникативные УУД: уметь строить логическое рассуждение и делать выводы;

уметь выразительно читать наизусть

- В каком году был написан рассказ?

- Сколько Вике было бы лет на данный момент?

- Какой бы, на ваш взгляд, она стала?

- Как изменятся взгляды Вики на жизнь, любовь, думаю, нам поможет ответить стихотворение Инны Снеговой «Любовь».

Высказывают предположения.

Две ученицы читают наизусть стих-е И.Снеговой «Любовь»

(результат домашнего задания)

5

Беседа о проблемах современной молодёжи

Личностные УУД:   знание моральных норм и умение им следовать.

Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами  речи.

Слайд 8

- Что представляет собой современная девушка сегодня?

- Как вы относитесь к ней?

- Соответствует ли она вашему идеалу?

- Девушки 90-х годов 20 века и девушки 21 века. Изменились ли их взгляды на жизнь? В какую сторону и почему?

- Как вы думаете, какие девушки нравятся парням? Что привлекает их?

-  Спросим у парней, какие качества они ценят в девушке?

- А какие качества ценят девушки в парнях?

 -  Как уберечь себя, чтобы не оказаться на месте Вики?

Составление кластера.

Формулируют собственные суждения

6

 Рефлексия

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа; Личностные УУД:  творческая деятельность эстетического характера

Слайд 9 ( Музыка  Поля Мориа)

 1. Девочки напишут  пятиминутное эссе «В чём смысл женского счастья?» или  «О чём меня заставил задуматься рассказ Распутина «Женский разговор?».

2.  Мальчики диаманту по рассказу.

1 группа – эссе.

2 группа- диаманта.

7

Итог урока. Выставление оценок.



Предварительный просмотр:

Вика

Примерные ответы первой группы

Вопросы

 Примерные ответы

  1. Какой вы увидели Вику (возраст, характер)?

Вике 16 лет. Она, пишет Распутин , «девка рослая, налитая, но умишко детский, несозревший, голова отстаёт. Задаёт вопросы там, где пора с ответами жить. Затаённая какая-то девка, тихоомутная»

  1.  Речь. Манера говорить.

Вика говорит мало, с неохотой, вся в себе. Бабушке сначала трудно её разговорить. Внучке с бабушкой не интересно. «Что ты мне про старину. Надоело. Спи, бабуля». Но когда речь заходит о любви, взаимо- отношениях мужчины и женщины, Вика оживает. В её лексиконе много современных слов, но слова «целомудрие» она не понимает. Бабушка объясняет ей.

  1. Настоящая женщина – это… (по словам Вики)

«Сейчас важно, чтобы женщина была лидер…» «Та женщина ценится, которая целеустремлённая.  Поставит перед собой цель и добивается. А чтобы добиться, надо такой характер иметь…сильный»

  1. Как вы понимаете заключительную фразу Вики?

«Забавная ты, бабушка», - неопределённо сказала Вика и громко, со вкусом зевнула. Из фразы Вики мы видим, что разговор с бабушкой произвёл на неё впечатление. Она, скорее всего, нашла ответы на волновавшие её вопросы и теперь спокойно засыпала.

  1. Что значил для Вики разговор с бабушкой?

Но спала Вика не спокойно, «подёргивались, одновременно вздрагивая плечи, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки». Думаем, для Вики  этот разговор – начало новой жизни.

Бабушка Наталья

Примерные ответы второй группы

Вопросы

Примерные ответы

1.  Какой вы увидели бабушку (возраст, характер)?

О себе героиня говорит: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит. Наталья была замужем 2 раза. Первый её муж, Николай, погиб на фронте. Наталью он любил, и её за ним легко было жить. Умирая от ран вдали от дома, Николай  просит Семёна, боевого друга жениться на Наталье, потому что «лучше и добрее ему жены не найти». Наталья долго не соглашалась, но, увидев, что Семён болен и без неё долго не проживёт, пожалела его и согласилась. С ним Наталья тоже была счастлива.

2. Речь. Как она объясняет значение слова «целомудрие»?

Речь бабушки деревенская, но мудрая. У неё на всё свой взгляд. О себе она говорит «улыбистая», «во мне солнышко любит играть». Сочувствует Вике, говоря об аборте: «Какую потрату на себя взяла». Слово «целомудрие» она объясняет так: «самое мудрие», всё по закону,  по сговору, а не по обнюшке. «Вся тута, как Божий сосуд, взросла, всю себ по капельки, по зёрнышку сневестила»

3. Настоящая женщина – это…

( по словам бабушки)

Услышав о женщине лидере, бабушка волнуется: со своим она мужиком живёт или нет. А целеустремлённых женщин называет самыми разнесчастными . «баба своей породы, бабье должна быть.», «не надо сильнее, надо любее, любее любой»

4. Как вы понимаете заключительную фразу бабушки?

«Устою возьми. Без устои тебя так истреплет, что и концов не найдёшь». Бабушка говорит о нравственных устоях, законах жизни.

 5  Что значил для бабушки разговор с внучкой?

Рассказывая о себе, бабушка передала свои взгяды на жизнь, свой опыт, создала основу для дальнейшей жизни внучки – «устою», как она сама говорит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...