Урок литературы в 11 классе по рассказу В.Г.Распутина "Женский разговор".
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Цели урока:
- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию;
побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев и о проблемах
современной молодёжи;
– содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 30.28 КБ |
rabota_v_gruppah.docx | 15.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок | Класс | Учитель | Тема | Тип урока | Программа | Образовательные ресурсы |
Литература | 11 | Шабанова Т.Д. | Урок по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор» | Урок «открытия» нового знания | Под редакцией В.Я.Коровиной | УМК В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов А.И.Павловский; под ред. В.П.Журавлёва |
Технология построения урока | Приёмы | Формы работы | Оборудование |
Проблемного обучения, развития критического мышления, личностно- ориентированного обучения | Синквейн, опорная таблица, прогнозирование, кластер, диаманта, эссе | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Мультимедийный проектор, первоисточники, опорные таблицы |
Цели урока:
- выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию;
побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев и о проблемах
современной молодёжи;
– содействовать формированию собственной точки зрения у учеников по отношению к таким понятиям как «правда», «любовь», «нравственность»;
– продолжить формирование у учащихся навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста; сопоставлять литературных героев; аргументировать свои ответы.
Метапредметные:
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию, находить цитатные примеры для составления аргументированного ответа; участвовать в коллективном диалоге;
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа;
Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Структура урока
№ | Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. | Организация начала занятия | Приветствие учащихся | Взаимное приветствие. Включение в работу | ||
2. | Мотивирующее начало | Личностные УУД: связь учебных вопросов с жизненным опытом. Познавательные: активизация мышления | Слайд 2 (фото беседующих женщин) - О чём могут разговаривать девушки, женщины? - С какой целью мы вступаем в диалог? - Что нужно, чтобы разговор получился? | Обучающиеся предлагают свои варианты ответов | |
1) | Подход к теме урока | Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству. Регулятивные УУД: самостоятельная формулировка темы | Слайд 3 (обложка рассказа «Женский разговор») – Дома вы прочитали рассказ В. Г.Распутина «Женский разговор». Почему автор дал такое название своему произведению? - О чём разговор бабушки и внучки? Как одним или двумя словами определить тему их разговора? - Итак, какова тема нашего урока? Запись темы на доске | Формулируют собственные суждения Запись темы в тетрадях | |
2) | Написание синквейна | Личностные УУД: творческая деятельность эстетического характера | - Разговор о нравственных ценностях строится на одной ключевой теме. Какой? - Приглашаю вас на откровенный разговор и прошу сказать, что такое любовь в вашем понимании. Напишите синквейн на эту тему. Работаем индивидуально. Учитель просит зачитать пятистишия | Индивидуально пишут синквейны Чтение синквейнов | |
3 1) | Подход к формулированию проблемы урока. Анализ первых строк рассказа. | Предметные: производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста; сопоставлять литературных героев; аргументировать свои ответы. Познавательные: мыслительные операции анализа, синтеза. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование проблемных вопросов. Личностные УУД: функция избирательности | - Вы поделились кусочком жизненного опыта, наработанного самостоятельно. Путь любого человека – это поступки и проступки, утраты и приобретения. И путь Вики, нашей героини, не исключение. Слайд 4 2) - Посмотрим на первые предложения рассказа. - Почему Вика связалась с компанией? - Родители знали об этой компании? - Родители принимали участие в воспитании дочери? Что говорит об этом автор? А что думаете вы? - Действия родителей? - Удалось ли бабушке Наталье перевоспитать внучку? - Но женский разговор был? Он что-то значил для Вики, бабушки? - Почему в вопросах, касающихся нравственных законов жизни, взгляды бабушки и внучки расходятся? - Позиция бабушки какова? - Что думает Вика? - Сформулируем проблемные вопросы. | Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы, требующие решения в рамках занятия | |
4. | Исследовательская работа в группах. Обсуждение заявленной проблемы. | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую (сопоста вительная таблица); уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос; находить цитатные примеры для составления аргументированного ответа Коммуникативные УУД: уметь работать в команде, уважать мнение товарищей Личностные УУД: умение отстаивать свою позицию. | Слайд 5 Организовывает групповую работу. Подготовка – 5-7 минут. Цель: проследить за развитием сюжета – диалогами бабушки и внучки; заполнение сопоставительной таблицы. | Работа в группах, заполнение сопоставительной таблицы. Ответы на проблемные вопросы Отчёт групп о проделанной работе | |
Вика | Бабушка | ||||
1. Какой вы увидели Вику (возраст, характер)? 2. Речь. Манера говорить 3. Настоящая женщина – это… (по словам Вики) 4. Отношение к любви 5. Как вы понимаете заключительную фразу Вики? 6. Проблемный вопрос, сформулированный учениками |
2. Речь. Как бабушка объясняет значение слова «целомудрие»? 3. Настоящая женщина – это… ( по словам бабушки) 4. Отношение к любви 5. Как вы понимаете заключительную фразу бабушки? 6. Проблемный вопрос, сформулиро ванный учениками | ||||
1) | Приём «Прогнозирование» | Коммуникативные УУД: уметь строить логическое рассуждение и делать выводы; уметь выразительно читать наизусть | - В каком году был написан рассказ? - Сколько Вике было бы лет на данный момент? - Какой бы, на ваш взгляд, она стала? - Как изменятся взгляды Вики на жизнь, любовь, думаю, нам поможет ответить стихотворение Инны Снеговой «Любовь». | Высказывают предположения. Две ученицы читают наизусть стих-е И.Снеговой «Любовь» (результат домашнего задания) | |
5 | Беседа о проблемах современной молодёжи | Личностные УУД: знание моральных норм и умение им следовать. Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи. | Слайд 8 - Что представляет собой современная девушка сегодня? - Как вы относитесь к ней? - Соответствует ли она вашему идеалу? - Девушки 90-х годов 20 века и девушки 21 века. Изменились ли их взгляды на жизнь? В какую сторону и почему? - Как вы думаете, какие девушки нравятся парням? Что привлекает их? - Спросим у парней, какие качества они ценят в девушке? - А какие качества ценят девушки в парнях? - Как уберечь себя, чтобы не оказаться на месте Вики? | Составление кластера. Формулируют собственные суждения | |
6 | Рефлексия | Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа; Личностные УУД: творческая деятельность эстетического характера | Слайд 9 ( Музыка Поля Мориа) 1. Девочки напишут пятиминутное эссе «В чём смысл женского счастья?» или «О чём меня заставил задуматься рассказ Распутина «Женский разговор?». 2. Мальчики диаманту по рассказу. | 1 группа – эссе. 2 группа- диаманта. | |
7 | Итог урока. Выставление оценок. |
Предварительный просмотр:
Вика
Примерные ответы первой группы
Вопросы | Примерные ответы |
| Вике 16 лет. Она, пишет Распутин , «девка рослая, налитая, но умишко детский, несозревший, голова отстаёт. Задаёт вопросы там, где пора с ответами жить. Затаённая какая-то девка, тихоомутная» |
| Вика говорит мало, с неохотой, вся в себе. Бабушке сначала трудно её разговорить. Внучке с бабушкой не интересно. «Что ты мне про старину. Надоело. Спи, бабуля». Но когда речь заходит о любви, взаимо- отношениях мужчины и женщины, Вика оживает. В её лексиконе много современных слов, но слова «целомудрие» она не понимает. Бабушка объясняет ей. |
| «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер…» «Та женщина ценится, которая целеустремлённая. Поставит перед собой цель и добивается. А чтобы добиться, надо такой характер иметь…сильный» |
| «Забавная ты, бабушка», - неопределённо сказала Вика и громко, со вкусом зевнула. Из фразы Вики мы видим, что разговор с бабушкой произвёл на неё впечатление. Она, скорее всего, нашла ответы на волновавшие её вопросы и теперь спокойно засыпала. |
| Но спала Вика не спокойно, «подёргивались, одновременно вздрагивая плечи, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки». Думаем, для Вики этот разговор – начало новой жизни. |
Бабушка Наталья
Примерные ответы второй группы
Вопросы | Примерные ответы |
1. Какой вы увидели бабушку (возраст, характер)? | О себе героиня говорит: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит. Наталья была замужем 2 раза. Первый её муж, Николай, погиб на фронте. Наталью он любил, и её за ним легко было жить. Умирая от ран вдали от дома, Николай просит Семёна, боевого друга жениться на Наталье, потому что «лучше и добрее ему жены не найти». Наталья долго не соглашалась, но, увидев, что Семён болен и без неё долго не проживёт, пожалела его и согласилась. С ним Наталья тоже была счастлива. |
2. Речь. Как она объясняет значение слова «целомудрие»? | Речь бабушки деревенская, но мудрая. У неё на всё свой взгляд. О себе она говорит «улыбистая», «во мне солнышко любит играть». Сочувствует Вике, говоря об аборте: «Какую потрату на себя взяла». Слово «целомудрие» она объясняет так: «самое мудрие», всё по закону, по сговору, а не по обнюшке. «Вся тута, как Божий сосуд, взросла, всю себ по капельки, по зёрнышку сневестила» |
3. Настоящая женщина – это… ( по словам бабушки) | Услышав о женщине лидере, бабушка волнуется: со своим она мужиком живёт или нет. А целеустремлённых женщин называет самыми разнесчастными . «баба своей породы, бабье должна быть.», «не надо сильнее, надо любее, любее любой» |
4. Как вы понимаете заключительную фразу бабушки? | «Устою возьми. Без устои тебя так истреплет, что и концов не найдёшь». Бабушка говорит о нравственных устоях, законах жизни. |
5 Что значил для бабушки разговор с внучкой? | Рассказывая о себе, бабушка передала свои взгяды на жизнь, свой опыт, создала основу для дальнейшей жизни внучки – «устою», как она сама говорит. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...
- Мне нравится (1)