урок по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Хмель Ольга Николаевна

Урок - поиск истины. Разговор о "Женском разговоре" В.Г. Распутина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_rasputinu.pptx299.59 КБ
Файл razrabotka_uroka_po_rasskazu_v.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.Г. Распутин рассказ «Женский разговор» Урок-поиск истины

Слайд 2

Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем - Валентин Григорьевич Распутин

Слайд 3

Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день… М . Булгаков Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести. А. В . Суворов Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи? В . Г. Распутин

Слайд 4

Тема урока «Разговор о «Женском разговоре» В.Г. Распутина» Эпиграф: «Человек есть деятельный участник своих истин.» А. Ухтомский

Слайд 5

Три слова-образа: Разговор Правда Любовь

Слайд 6

Постройте ряд ассоциаций к слову «разговор», сравните со словами: Раздумья Обмен мнениями Беседа Собеседование Сопереживание Событие Диалог

Слайд 7

Проблемы: Утрата человеческих ориентиров в современном обществе. Человек перед выбором. Роль женщины. Не потерять связь со своими корнями. Нравственное возрождение человека.

Слайд 8

Выводы: Долгим бережным рассказом о своей любви бабушка надеется вернуть Вику в «себя», вправить этот безумный вывих. Достучится ли бабушка до внучки? Что завтра будет? Изменится ли отношение внучки к жизни? Р азгладилась ли душой внучка ? На что надеется писатель в конце рассказа?

Слайд 9

Отрывок из книги Ухтомского «Интуиция совести» …Любовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обстоятельств человека…» Сама о себе любовь говорит: « Приближающийся ко мне приближается к огню, но тот, кто уходит от меня, не достоин жизни». В этом тексте выражение величайшей правды о том, чем мы живем и чем жив человек. Истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира»

Слайд 10

Творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Разработка урока по рассказу В.Г. Распутина

«Женский разговор»

Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести.

                                                               А. В. Суворов.

Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос:  какие старухи?

 В. Г. Распутин

Тип урока – урок-поиск истины.

Цель: проанализировать произведение, выявить позицию автора

Задачи:

1) совершенствовать

- знания теоретических понятий,

 -умение применять их в речи, строить анализ на основе этих понятий;

2) совершенствовать

- умение рассуждать, размышлять, доказывать, оспаривать, видеть, слушать и слышать, сотрудничать;

-умение исследовательски читать; работать со словарем (подбирая синонимы, ассоциативные ряды);

-умение сравнивать, находить общее;

3) воспитывать

- чувство милосердия к другим,

- чувство уважения к старшим, к их мыслям, советам;

-чувство собственного достоинства; чувство ответственности перед другими (близкими);

- выработка собственного отношения к окружающему миру;

- умение работать в коллективе.

Лексическая работа

Сморить

 Потрата

 Справа

сковырнули, лидер, целомудрие, суженый, чутельки, целеустремленная

Ход урока

1 Организационный момент

Поприветствуем друг друга и настроемся на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.

2 Вступительное слово учителя

а) Тема урока: Разговор о «Женском разговоре» В. Распутина. Эпиграфом к уроку мы берем слова Ухтомского «Человек есть деятельный участник своих истин». Запишите эти слова в тетрадь.

б) Беседа

Прав ли Ухтомский, что «человек есть деятельный участник своих истин?» Обоснуйте свой ответ. А если каждый свой духовный опыт нарабатывает самостоятельно, проходя через ошибки, утраты, поступки, подвиги, то возможен ли диалог - обмен опытом между разными поколениями?

 Так давайте будем искать истину на пути чтения.

 Центром нашего урока станут три слова-образа:

 разговор

 правда

 любовь

учитель

учащиеся

Определите тему рассказа

женский разговор

А какова идея произведения? Назовите элементы сюжета

Экспозиция (появление Вики); завязка - приход письма и начало разговора;

 развитие действия – разговор; кульминация - спор о  правде жизни; развязка

3 Анализ рассказа

А) обратимся к первому предложению рассказа.

учитель

учащиеся

Как, по- вашему, его нужно прочитать и почему?

Читать медленно, не торопясь, ведь разговор пойдет неспешный, несуетный, ведь он в деревне, у бабушки, среди зимы.

Так о чем, по-вашему, пойдет разговор? И какой настрой для этого нужен?

Разговор о любви, нужен душевный настрой, сердечное внимание

Почему разговор происходит ночью?

Ночь располагает на разговор (не спится бабушке, не успела поговорить с Викой)

А почему же им не спится?

Из-за письма

Что означает эпитет «Женский»? Это разговор женщины или это разговор… о чем?

О любви

Б) Работа в группах

Постройте ассоциативный ряд к слову «разговор» (сравните со словами на доске)

Соразмышление

-раздумья

-обмен мнениями

-беседа

-собеседование

-сопереживание

-событие

-диалог

Что мешает понять друг друга бабушке и внучке?

Разница в возрасте, интересы, взгляды на жизнь

Почему диалог переходит в полилог?

Как он раскрывается в контексте рассказа? Только ли это разговор между бабушкой и внучкой?

Это не только разговор бабушки и внучки, но и

 прошлого и настоящего,

города и деревни,

разговор двух поколений,

автора и читателя,

бабушки и других героев,

разговор читателя с самим собой

4. Работа в группах (по карточкам 1,2,3; смотрите приложение)

а) подготовка - 5 минут

б) прослушивание каждой группы по 5 минут

5. Дискуссия о смысле любви.

1. Как быть «любимее любимой»?

2. Что значит целомудрие?

3. В чем секрет «бабьей породы», способности ее «светить искриночкой, звездочкой»?

4. Что значит в русской традиции жить «за ним»?  (быть замужем)

5. Что оценила, увидела женским сердцем Наталья в Николае?  (за ним легко было жить; мужик твердый, но не упрямый

6. Что, по-вашему, есть любовь? Какой закон «ранешной любви» открывает бабушка внучке?

(Это я ему нужна, что без меня он не протянет» (71 стр.)

7. Что это, по-вашему?

(Это милосердие, поэтому заботиться, жалеть, отдавать, терпеть, сберегать, сохранять – это значит любить)

8. Как показывает Наталья обусловленность «приласки» духовной близостью, ощущением родства?

( «Свой он и есть свой…»)

9. Почему бабушка Наталья поднялась до высокого тона философских размышлений об устоях жизни?

Запись: Весь ход ее воспоминаний подводит читателя к пониманию нравственных устоев жизни – основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле.

Запись: Как бы ни менялась жизнь, как бы ни менялись женщины, а законы нравственности остаются одни.

б) Чтение отрывка из книги Ухтомского «Интуиция совести» (Выделить главные мысли и записать)

        …Любовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обстоятельств человека…»

        Сама о себе любовь говорит: « Приближающийся ко мне приближается к огню, но тот, кто уходит от меня, не достоин жизни».

        В этом тексте выражение величайшей правды о том, чем мы живем и чем жив человек.

        Истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира»

6. Беседа (о проблемах современной молодежи)

-Что представляет собой современная девушка сегодня?

- Как вы относитесь к ней?

-Соответствуют ли вашему идеалу современные девушки?

- Изменились ли их взгляды на жизнь в отличие от взглядов девушек 80-90годов, 18 века. В какую сторону и почему?

- Как вы думаете, какие девушки нравятся парням? Что привлекает их?

- Какие качества они ценят в девушке больше всего? А какое качество цените вы?

- Как уберечь себя, чтобы не оказаться на месте Вики? ( Вспомните бедную Лизу Карамзина, отношение к ней)

- С какими мыслями, выводами уйдете с урока?

- Что в девушке должно быть в первую очередь?

Называем и записываем в виде наставлений:

                -Береги честь смолоду

                -Имей гордость и чувство собственного достоинства

                -Уважай себя, чтобы и другие тебя уважали

                -Не позволяй унижать, оскорблять себя

- А для чего все это нужно? (Ведь вы - будущие жены, мамы)

8. Д/з Сочинение-размышление «Разговор с самим собой»

9. Подведение итогов + оценки

Приложение

Карточка №1

 Вопросы о Вике

  1. По какой причине оказалась Вика в деревне у бабушки? (история девочки)

2.«Затаенная какая-то девка , тихоомутная». Дайте психологическую оценку характеру Вики.

3. Какой вопрос больше всего волнует Вику, не дает ей заснуть?

4.С какой интонацией говорит Вика «Все теперь не так»?

5.Есть ли у Вики «своя правда»? Какая она?

6.Согласны ли вы со словами Вики, что сейчас важно, чтобы женщина была лидером?

7.Хотели бы вы стать женщиной-лидером?

8.Какой, по-вашему, должна быть женщина?

9.В чем, по вашему мнению, счастье женщины?

Карточка №2

Вопросы о бабушке Наталье

  1. Какой предстала перед вами бабушка Наталья?
  2. Легко ли вспоминать бабушке? Почему она не сразу торопится с ответом?
  3. Чем определяется возраст человека, почему бабушка говорит: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит»?
  4. Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе, не смотря на перемену всех чувств жизни?
  5. Какой вы представляете себе Наталью в молодости и старости?

Карточка №3

 Вопросы об авторской позиции.

  1. Какую роль в рассказе автор отводит пейзажу «лунной морозной ночи»
  2. Какие средства выразительности он использует?
  3. Как оценивает две женские правды автор?
  4. Почему наделяет главную героиню - бабушку Наталью - таким особым «своим» языком?
  5. О какой традиции, ушедшей из современной жизни, жалеет автор?
  6. Удалась ли Распутину бабушка Наталья?
  7. Каково ваше отношение к ней?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Опыт сопоставительного анализа....

Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...

Нравственные уроки в рассказе В.Распутина «Женский разговор»

(Открытый урок литературы в 9 классе по творчеству В.Г.Распутина)...