урок по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок - поиск истины. Разговор о "Женском разговоре" В.Г. Распутина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_rasputinu.pptx | 299.59 КБ |
razrabotka_uroka_po_rasskazu_v.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем - Валентин Григорьевич Распутин
Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день… М . Булгаков Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести. А. В . Суворов Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи? В . Г. Распутин
Тема урока «Разговор о «Женском разговоре» В.Г. Распутина» Эпиграф: «Человек есть деятельный участник своих истин.» А. Ухтомский
Три слова-образа: Разговор Правда Любовь
Постройте ряд ассоциаций к слову «разговор», сравните со словами: Раздумья Обмен мнениями Беседа Собеседование Сопереживание Событие Диалог
Проблемы: Утрата человеческих ориентиров в современном обществе. Человек перед выбором. Роль женщины. Не потерять связь со своими корнями. Нравственное возрождение человека.
Выводы: Долгим бережным рассказом о своей любви бабушка надеется вернуть Вику в «себя», вправить этот безумный вывих. Достучится ли бабушка до внучки? Что завтра будет? Изменится ли отношение внучки к жизни? Р азгладилась ли душой внучка ? На что надеется писатель в конце рассказа?
Отрывок из книги Ухтомского «Интуиция совести» …Любовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обстоятельств человека…» Сама о себе любовь говорит: « Приближающийся ко мне приближается к огню, но тот, кто уходит от меня, не достоин жизни». В этом тексте выражение величайшей правды о том, чем мы живем и чем жив человек. Истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира»
Творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Разработка урока по рассказу В.Г. Распутина
«Женский разговор»
Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести.
А. В. Суворов.
Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи?
В. Г. Распутин
Тип урока – урок-поиск истины.
Цель: проанализировать произведение, выявить позицию автора
1) совершенствовать
- знания теоретических понятий,
-умение применять их в речи, строить анализ на основе этих понятий;
2) совершенствовать
- умение рассуждать, размышлять, доказывать, оспаривать, видеть, слушать и слышать, сотрудничать;
-умение исследовательски читать; работать со словарем (подбирая синонимы, ассоциативные ряды);
-умение сравнивать, находить общее;
3) воспитывать
- чувство милосердия к другим,
- чувство уважения к старшим, к их мыслям, советам;
-чувство собственного достоинства; чувство ответственности перед другими (близкими);
- выработка собственного отношения к окружающему миру;
- умение работать в коллективе.
Лексическая работа
Сморить
Потрата
Справа
сковырнули, лидер, целомудрие, суженый, чутельки, целеустремленная
Ход урока
1 Организационный момент
Поприветствуем друг друга и настроемся на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.
2 Вступительное слово учителя
а) Тема урока: Разговор о «Женском разговоре» В. Распутина. Эпиграфом к уроку мы берем слова Ухтомского «Человек есть деятельный участник своих истин». Запишите эти слова в тетрадь.
б) Беседа
Прав ли Ухтомский, что «человек есть деятельный участник своих истин?» Обоснуйте свой ответ. А если каждый свой духовный опыт нарабатывает самостоятельно, проходя через ошибки, утраты, поступки, подвиги, то возможен ли диалог - обмен опытом между разными поколениями?
Так давайте будем искать истину на пути чтения.
Центром нашего урока станут три слова-образа:
разговор
правда
любовь
учитель | учащиеся |
Определите тему рассказа | женский разговор |
А какова идея произведения? Назовите элементы сюжета | Экспозиция (появление Вики); завязка - приход письма и начало разговора; развитие действия – разговор; кульминация - спор о правде жизни; развязка |
3 Анализ рассказа
А) обратимся к первому предложению рассказа.
учитель | учащиеся |
Как, по- вашему, его нужно прочитать и почему? | Читать медленно, не торопясь, ведь разговор пойдет неспешный, несуетный, ведь он в деревне, у бабушки, среди зимы. |
Так о чем, по-вашему, пойдет разговор? И какой настрой для этого нужен? | Разговор о любви, нужен душевный настрой, сердечное внимание |
Почему разговор происходит ночью? | Ночь располагает на разговор (не спится бабушке, не успела поговорить с Викой) |
А почему же им не спится? | Из-за письма |
Что означает эпитет «Женский»? Это разговор женщины или это разговор… о чем? | О любви |
Б) Работа в группах
Постройте ассоциативный ряд к слову «разговор» (сравните со словами на доске) | Соразмышление -раздумья -обмен мнениями -беседа -собеседование -сопереживание -событие -диалог |
Что мешает понять друг друга бабушке и внучке? | Разница в возрасте, интересы, взгляды на жизнь |
Почему диалог переходит в полилог? Как он раскрывается в контексте рассказа? Только ли это разговор между бабушкой и внучкой? | Это не только разговор бабушки и внучки, но и прошлого и настоящего, города и деревни, разговор двух поколений, автора и читателя, бабушки и других героев, разговор читателя с самим собой |
4. Работа в группах (по карточкам 1,2,3; смотрите приложение)
а) подготовка - 5 минут
б) прослушивание каждой группы по 5 минут
5. Дискуссия о смысле любви.
1. Как быть «любимее любимой»?
2. Что значит целомудрие?
3. В чем секрет «бабьей породы», способности ее «светить искриночкой, звездочкой»?
4. Что значит в русской традиции жить «за ним»? (быть замужем)
5. Что оценила, увидела женским сердцем Наталья в Николае? (за ним легко было жить; мужик твердый, но не упрямый
6. Что, по-вашему, есть любовь? Какой закон «ранешной любви» открывает бабушка внучке?
(Это я ему нужна, что без меня он не протянет» (71 стр.)
7. Что это, по-вашему?
(Это милосердие, поэтому заботиться, жалеть, отдавать, терпеть, сберегать, сохранять – это значит любить)
8. Как показывает Наталья обусловленность «приласки» духовной близостью, ощущением родства?
( «Свой он и есть свой…»)
9. Почему бабушка Наталья поднялась до высокого тона философских размышлений об устоях жизни?
Запись: Весь ход ее воспоминаний подводит читателя к пониманию нравственных устоев жизни – основанных на традициях народной культуры, трудолюбии и сохранении материнского предназначения женщины на земле.
Запись: Как бы ни менялась жизнь, как бы ни менялись женщины, а законы нравственности остаются одни.
б) Чтение отрывка из книги Ухтомского «Интуиция совести» (Выделить главные мысли и записать)
…Любовь сама по себе есть величайшее счастье изо всех доступных человеку, но сама по себе она не наслаждение, не удовольствие, не успокоение, а величайшее из обстоятельств человека…»
Сама о себе любовь говорит: « Приближающийся ко мне приближается к огню, но тот, кто уходит от меня, не достоин жизни».
В этом тексте выражение величайшей правды о том, чем мы живем и чем жив человек.
Истинная радость, и счастье, и смысл бытия для человека только в любви, но она страшна, ибо страшно обязывает, как никакая другая из сил мира»
6. Беседа (о проблемах современной молодежи)
-Что представляет собой современная девушка сегодня?
- Как вы относитесь к ней?
-Соответствуют ли вашему идеалу современные девушки?
- Изменились ли их взгляды на жизнь в отличие от взглядов девушек 80-90годов, 18 века. В какую сторону и почему?
- Как вы думаете, какие девушки нравятся парням? Что привлекает их?
- Какие качества они ценят в девушке больше всего? А какое качество цените вы?
- Как уберечь себя, чтобы не оказаться на месте Вики? ( Вспомните бедную Лизу Карамзина, отношение к ней)
- С какими мыслями, выводами уйдете с урока?
- Что в девушке должно быть в первую очередь?
Называем и записываем в виде наставлений:
-Береги честь смолоду
-Имей гордость и чувство собственного достоинства
-Уважай себя, чтобы и другие тебя уважали
-Не позволяй унижать, оскорблять себя
- А для чего все это нужно? (Ведь вы - будущие жены, мамы)
8. Д/з Сочинение-размышление «Разговор с самим собой»
9. Подведение итогов + оценки
Приложение
Карточка №1
Вопросы о Вике
- По какой причине оказалась Вика в деревне у бабушки? (история девочки)
2.«Затаенная какая-то девка , тихоомутная». Дайте психологическую оценку характеру Вики.
3. Какой вопрос больше всего волнует Вику, не дает ей заснуть?
4.С какой интонацией говорит Вика «Все теперь не так»?
5.Есть ли у Вики «своя правда»? Какая она?
6.Согласны ли вы со словами Вики, что сейчас важно, чтобы женщина была лидером?
7.Хотели бы вы стать женщиной-лидером?
8.Какой, по-вашему, должна быть женщина?
9.В чем, по вашему мнению, счастье женщины?
Карточка №2
Вопросы о бабушке Наталье
- Какой предстала перед вами бабушка Наталья?
- Легко ли вспоминать бабушке? Почему она не сразу торопится с ответом?
- Чем определяется возраст человека, почему бабушка говорит: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит»?
- Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе, не смотря на перемену всех чувств жизни?
- Какой вы представляете себе Наталью в молодости и старости?
Карточка №3
Вопросы об авторской позиции.
- Какую роль в рассказе автор отводит пейзажу «лунной морозной ночи»
- Какие средства выразительности он использует?
- Как оценивает две женские правды автор?
- Почему наделяет главную героиню - бабушку Наталью - таким особым «своим» языком?
- О какой традиции, ушедшей из современной жизни, жалеет автор?
- Удалась ли Распутину бабушка Наталья?
- Каково ваше отношение к ней?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Опыт сопоставительного анализа....
"Душа по капле собирает свет..."- урок-размышление по рассказу В.Распутина "Женский разговор"
Материал содержит разработку урока....
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...
Нравственные уроки в рассказе В.Распутина «Женский разговор»
(Открытый урок литературы в 9 классе по творчеству В.Г.Распутина)...
КОНСПЕКТ урока по рассказу В. Распутина "Женский разговор"
Комбинированный урок....
Методическая разработка урока - диспута по рассказу В.Распутина "Женские разговоры". На конкурс "Время читать!"
Урок рассчитан для учащихся 8-9 классов,...
- Мне нравится (1)