Б.П. Екимов «Ночь исцеления». Внутреннее взросление героя.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Б.П. Екимов «Ночь исцеления». Внутреннее взросление героя.
Технологическая карта урока. Внеклассное чтение. 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор урока: Солдатова Д.Ю.
Учебный предмет: литература
Класс:6
Внеклассное чтение: Б.П. Екимов «Ночь исцеления».
Тема урока: Б.П. Екимов «Ночь исцеления». Внутреннее взросление героя.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного образа; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный (блиц) опрос, художественный пересказ, синквейн, работа по группам.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||
1. Организационный этип 2. Мотивация к деятельности 3. Постановка целей и задач урока | 1.Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «А спокойствие – душевная подлость. От этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного». Это строки из письма Л.Н. Толстого своей тете А.А. Толстой (Л. Н. Толстой и А. А. Толстая. Переписка (1857–1903). – М.,1911; 2 изд. – 2011.) О каком спокойствии говорит великий русский писатель? Как эту мысль можно развить в рамках прочитанного вами рассказа Б.П. Екимова «Ночь исцеления»? Давайте же будем неравнодушны друг к другу, внимательны и будем учиться слушать и слышать друг друга. Вы прочитали рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления». Какие задачи вы бы поставили перед собой сегодня на уроке? | Отвечают на вопрос, высказывают свою точку зрения. Должны прийти к выводу о том, что душевное спокойствие по отношению к своим близким - это подлость. Только отсутствие равнодушия, способность сопереживать и бороться за близкого человека говорит о нравственном здоровье личности. Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока, исходя из собственного опыта: 1. Проанализировать рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления» на языковом и смысловом уровнях. 2.Рассмотреть, какие изменения на протяжении рассказа происходят с главными героями. 3.Сделать вывод том, какие нравственные качества Б. Екимов считает основными в человеке. | Л- смыслообразование, П-общеучебные универсальные действия, К - умение формулировать собственное мнение и позицию, Р - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. | ||||||||
3. Актуализация и пробное учебное действие | 1. Работа с биографической статьей. | Читают статью. Отвечают на вопросы: 1. Где и в какой семье родился Б. Екимов? 2. Какие профессии освоил Б. Екимов до того, как стал заниматься прозой? 3. Расскажите о литературной деятельности писателя. 4. В чем своеобразие его прозы? 5. Прокомментируйте слова А. Солженицына о писателе. | П - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; | ||||||||
3. Первичное усвоение новых знаний | Определение темы, идеи и проблемы рассказа. (Понятия распределены по 3 группам, 4 группа оценивает результаты) | Тема: этот рассказ о том, как Гриша, проявив чуткость, милосердие, сострадание, нашёл способ исцелить бабушку от ужасных снов, из-за которых она очень страдала. Проблематика: автор поднимает проблемы последствия войны, проблемы гуманного отношения к пожилым людям, чуткости и неравнодушия к родным и близким, проблемы нравственного выбора и нравственного взросления героя. Идея: рассказ учит чуткости, милосердию, отзывчивости по отношению к близким людям. Автор заставляет нас присмотреться к тем, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь. | П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; | ||||||||
4. Самостоятельная работа с самопроверкой | Комплексный анализ текста. Работа с языковым материалом.
Найдите во втором абзаце рассказа ключевое слово. Найдите в тексте рассказа однокоренные слова к слову одиночество. Как эти понятия применимы к бабе Дуне? Как изменяется жизнь бабы Дуни с приездом ее внука Гриши? Какая болезнь мучила бабу Дуню? Составление сопоставительной характеристики героев по вопросам:
| Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте рассказа. Ключевое слово – одиночество. Одна – одинокая – одиночество. Это ее физическое и душевное состояние. Имея родственников, она одинока, живет одна, и одиночество – это состояние ее души, состояние ненужности. Одиночество при наличии родных – самое страшное одиночество. Учащиеся цитируют отрывок из текста: « Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша. Во сне к ней возвращались ужасы войны, которые она не могла забыть. Она кричала во сне и плакала, и это было причиной отчуждения семьи от нее.
| П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, К- уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; | ||||||||
5. Включение в систему знаний и повторение | 1. Словесное рисование. Работа с деталями. 2.В чём созидательная сила труда? Почему лирический герой обращается к Ване? Каково авторское отношение к изображаемому? 3.Предлагает написать учащимся мини – сочинение по предложенному началу: « В стихотворении « Железная дорога» Н.А. Некрасов пишет о ….» | Фронтальная работа. Учащиеся рассказывают, какие картины они воображают. Отвечают на вопросы. Пишут мини - сочинение | П- использование символических средств для решения задач; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию | ||||||||
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке | 1. Учитель предлагает составить хайку: 1 строка: «Я узнал или увидел что-то» 2 строка: « Какого..» 3 строка: «Как» 2. Предлагает заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы) 3. Дает дифференцированное домашнее задание. 4. Выставляет отметки за урок. | Составляют хайку, выставляют себе оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание. Хайку Я увидел народ Изнурительно трудившегося Несправедливо. | Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания», П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы; Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).
Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе по рассказу Бориса Екимова "Ночь исцеления"
Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозеТехнология: проблемное обучение.Модель: личностная....

Конспект урока "Эхо войны в рассказе Б.Екимова "Ночь исцеления""
Сценарий урока литературы в 7 классе .Цели урока:· Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.· Обучен...

Эхо войны (урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"
Урок-анализ рассказа Б.Екимова "Ночь исцеления"Цели урока: *образовательные: расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечественной войны; усовершенствовать навыки сопоставитель...
Екимов "Ночь исцеления"
Общешкольное чтение произведений руссских классиков вошло в традицию школы....