Конспект урока по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
По рассказу Б.Екимова
«Ночь исцеления»
Тема урока: «И придет исцеление...»
Цели урока:
общие - продолжить обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия;
частная - познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении; углубить представление о характере героя, данном в развитии.
совсем не пострадавших от войны... (Из стихотворения Н.Стручковой)
Ход урока. I Выявление восприятия рассказа.
- Ребята, дома вы познакомились с замечательным рассказом Б.Екимова «Ночь исцеления». Какое впечатление он на вас произвел?
(Этот рассказ взволновал, заставил задуматься над тем, как помочь человеку, который страдает и нуждается в помощи)
- Какие эпизоды показались вам наиболее яркими, почему?
(Ответы учащихся с пересказом отдельных эпизодов и аргументацией своей точки зрения).
- - Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?
(Баба Дуня словно оживала: суетилась, варила щи, затевала пирожки. Видимо, до его приезда она испытывала одиночество. Об этом мы догадываемся по фразе: «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его - на столе, сумка брошена у порога - всё на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме»).
- - Почему баба Дуня редко гостила у своих детей?
(Потому что она стеснялась беспокоить их, ведь «с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне».)
- - Как близкие люди относились к её болезни?
(Они старались понять её, но от этого было не легче. Помочь ей не могли: «Водили её ко врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогло». Потом Гришина мать посоветовала во время «болезни» крикнуть: «Молчать»).
- А как сама баба Дуня отнеслась к происходящему с ней?
(Она очень переживала всё происходяшее с ней. Вот как автор об этом говорит в рассказе: «Баба Дуня, совестясь, сказала:
- Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди. »
«Она чувствовала себя такой виноватой».)
- -Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. Почему так страшно было их лишиться?
( Карточки во время войны имели огромное значение, ведь они давали право на получение нормы хлеба. Если же их теряли, то оставались голодными, т.к. их не восстанавливали).
- Ребята, опираясь на текст рассказа , давайте проследим что пришлось пережить бабе Дуне во время войны.
1. Во время войны у бабы Дуни было трое детей, которы нужно было накормить.
- Нельзя было утерять карточки, так как на них давали хлеб.
- Чтобы накормить детей, баба Дуня запасалась желудями; их толкли, добавляли муки и пекли чуреки.
- Сны бабы Дуни возвращают к событиям войны. Они позволяют понять, что последствия вооруженного конфликта могут причинить не только физические страдания, но и психологические спустя долгие годы после окончания войны).
- Самостоятельная работа учащихся.
- Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочть бабушке.
- Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком его беспокоит.
- После первого бабушкиного сна Гриша ещё смутно представляет себе, что именно из прошлого тревожило её.
- После второго сна уже имеет кое-какие представления о её жизни во время войны и интересуется: «А зачем тебе нужны желуди?».
- Гришу поражают слезы бабушки, и он принимает решение помочь ей.
Таким образом, прошлое бабушки воспринимается сначала Гришей
отстраненно, затем становится близким мальчику, его собственной болью: «Слезы катились и катились.Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни,такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».
- Ребята, важная роль в создании образа бабы Дуни отводится мотивным линиям «сна—сердца», которые на протяжении всего рассказа слиты воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдание. Мотив сна—это воспоминание, проживание давно прошедших событий.
Итоговые задания :
- Рассказ называется «Ночь исцеления».
Как вы понимаете заглавие рассказа?
(В рассказе речь идет не только об исцелении бабы Дуни, а прежде всего и об исцелении ее внука—Гриши, которому пришлось выбирать один из двух способов , как помочь бабушке. Мама предлагала ему крикнуть, когда баба Дуня начнет говорить во сне. Но он постепенно приходит к пониманию того, что так делать нельзя. И начинает «подыгрывать» ей, разговаривать с ней.Причем он понял самое главное : нужно делать и молчать. И придет исцеление и для него и для нее.)
- Определим тему рассказа и его проблематику, составим схему.
Выбор линии поведения в общении с другими людьми
Гуманное отношение к страдающему человеку
ТЕМА:
ПОМОЩЬ ВНУКА БАБУШКЕ
Нравственное взросление героя Последствия войны
для мирных людей
3.Теперь давайте выясним, кто же является главным героем этого рассказа? (Главным героем является Гриша, а не баба Дуня. Именно он приходит к пониманию, как помочь своей бабушке.Выбирает линию поведения так, что бы безболезненно исцелить ее.
Постепенно он осознает, что страдающий человек, переживший многое во время войны нуждается в гуманном отношении .Его образ дан в развитии, в динамике)
Выводы по обсуждаемой проблеме.
Запись в тетради:
Мирные люди уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта могут страдать от его последствий (как физических , так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны..Они нуждаются в гуманном отношении окружающих.
Домашнее задание:
Напишите размышление на тему: «Эхо войны в рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления».
Последствия войны для мирных людей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).
Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....
Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе по рассказу Бориса Екимова "Ночь исцеления"
Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозеТехнология: проблемное обучение.Модель: личностная....
Конспект урока "Эхо войны в рассказе Б.Екимова "Ночь исцеления""
Сценарий урока литературы в 7 классе .Цели урока:· Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.· Обучен...
" Стремись творить добро" Презентация к уроку по рассказу Б Екимова" Ночь исцеления"
Данная презентация является прекрасным дополнением к уроку внеклассного чтения по современной прозе.Цель урока- расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне,усовершенствовать навыки ...
Конспект урока по литературе: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТип урока: Урок внеклассного чтения.Тема урока: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления»....
Конспект урока по литературе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"
Личностно-ориентированный урок литературы "Зорко одно лишь сердце" по рассказу Б.Екимова...
презентация к уроку по рассказу Б. Екимова "Ночь исцеления"
презентация может использоваться для уроков внеклассного чтения для учащихся среднего звена...