Конспект урока по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Хвалова Светлана Николавена

Конспект урока по рассказу "Ночь исцеления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

По рассказу Б.Екимова

«Ночь исцеления»

Тема урока: «И придет исцеление...»

Цели урока:

общие - продолжить обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия;

частная - познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении; углубить представление о характере героя, данном в развитии.

Эпиграф:        …не бывает

совсем не пострадавших от войны... (Из стихотворения Н.Стручковой)

Ход урока. I Выявление восприятия рассказа.

  •  Ребята, дома вы познакомились с замечательным рассказом Б.Екимова «Ночь исцеления». Какое впечатление он на вас произвел?

(Этот рассказ взволновал, заставил задуматься над тем, как помочь человеку, который страдает и нуждается в помощи)

  •  Какие эпизоды показались вам наиболее яркими, почему?

(Ответы учащихся с пересказом отдельных эпизодов и аргументацией своей точки зрения).

  1.  Аналитическая работа по тексту
  1.  - Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?

(Баба Дуня словно оживала: суетилась, варила щи, затевала пирожки. Видимо, до его приезда она испытывала одиночество. Об этом мы догадываемся по фразе: «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его - на столе, сумка брошена у порога - всё на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме»).

  1.  - Почему баба Дуня редко гостила у своих детей?

(Потому что она стеснялась беспокоить их, ведь «с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне».)

  1.  - Как близкие люди относились к её болезни?

(Они старались понять её, но от этого было не легче. Помочь ей не могли: «Водили её ко врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогло». Потом Гришина мать посоветовала во время «болезни» крикнуть: «Молчать»).

  •  А как сама баба Дуня отнеслась к происходящему с ней?

(Она очень переживала всё происходяшее с ней. Вот как автор об этом говорит в рассказе: «Баба Дуня, совестясь, сказала:

  •  Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди. »

«Она чувствовала себя такой виноватой».)

  1.  -Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. Почему так страшно было их лишиться?

( Карточки во время войны имели огромное значение, ведь они давали право на получение нормы хлеба. Если же их теряли, то оставались голодными, т.к. их не восстанавливали).

  1.  Ребята, опираясь на текст рассказа , давайте проследим что пришлось пережить бабе Дуне во время войны.

1. Во время войны у бабы Дуни было трое детей, которы нужно было накормить.

  1.  Нельзя было утерять карточки, так как на них давали хлеб.
  2.  Чтобы накормить детей, баба Дуня запасалась желудями; их толкли, добавляли муки и пекли чуреки.
  3.  Сны бабы Дуни возвращают к событиям войны. Они позволяют понять, что последствия вооруженного конфликта могут причинить не только физические страдания, но и психологические спустя долгие годы после окончания войны).
  1.  Самостоятельная работа учащихся.

- Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочть бабушке.

  1.  Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком его беспокоит.
  2.  После первого бабушкиного сна Гриша ещё смутно представляет себе, что именно из прошлого тревожило её.
  3.  После второго сна уже имеет кое-какие представления о её жизни во время войны и интересуется: «А зачем тебе нужны желуди?».
  4.  Гришу поражают слезы бабушки, и он принимает решение помочь ей.

Таким образом, прошлое бабушки воспринимается сначала Гришей

отстраненно, затем становится близким мальчику, его собственной болью: «Слезы катились и катились.Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни,такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».

  1.  Ребята, важная роль в создании образа бабы Дуни отводится мотивным линиям «сна—сердца», которые на протяжении всего рассказа слиты воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдание. Мотив сна—это воспоминание, проживание давно прошедших событий.

Итоговые задания :

  1.  Рассказ называется «Ночь исцеления».

Как вы понимаете заглавие рассказа?

(В рассказе речь идет не только об исцелении бабы Дуни, а прежде всего и об исцелении ее внука—Гриши, которому пришлось выбирать один из двух способов , как помочь бабушке. Мама предлагала ему крикнуть, когда баба Дуня начнет говорить во сне. Но он постепенно приходит к пониманию того, что так делать нельзя. И начинает «подыгрывать» ей, разговаривать с ней.Причем он понял самое главное : нужно делать и молчать. И придет исцеление и для него и для нее.)

  1.  Определим тему рассказа и его проблематику, составим схему.

 Выбор линии поведения в общении с другими людьми

Гуманное отношение к страдающему человеку

ТЕМА:

ПОМОЩЬ ВНУКА БАБУШКЕ

                          Нравственное взросление героя                                Последствия войны

                                                                                                                      для мирных людей

        3.Теперь давайте выясним, кто же является главным героем этого рассказа? (Главным героем                   является Гриша, а не баба Дуня. Именно он приходит к пониманию, как помочь своей бабушке.Выбирает линию поведения так, что бы безболезненно исцелить ее.

Постепенно он осознает, что страдающий человек, переживший многое во время войны нуждается в гуманном отношении .Его образ дан в развитии, в динамике)

Выводы по обсуждаемой проблеме.

Запись в тетради:

Мирные люди уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта могут страдать от его последствий (как физических , так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны..Они нуждаются в гуманном отношении окружающих.

Домашнее задание:

Напишите размышление на тему: «Эхо войны в рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления».


Последствия войны для мирных людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе по рассказу Бориса Екимова "Ночь исцеления"

Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозеТехнология: проблемное обучение.Модель: личностная....

Конспект урока "Эхо войны в рассказе Б.Екимова "Ночь исцеления""

Сценарий урока литературы в 7 классе .Цели урока:·        Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.·        Обучен...

" Стремись творить добро" Презентация к уроку по рассказу Б Екимова" Ночь исцеления"

Данная презентация является прекрасным дополнением к уроку внеклассного чтения по современной прозе.Цель урока- расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне,усовершенствовать навыки ...

Конспект урока по литературе: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТип урока: Урок внеклассного чтения.Тема урока: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления»....

Конспект урока по литературе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"

Личностно-ориентированный урок литературы "Зорко одно лишь сердце" по рассказу Б.Екимова...

презентация к уроку по рассказу Б. Екимова "Ночь исцеления"

презентация может использоваться для уроков внеклассного чтения для учащихся среднего звена...