Эхо войны (урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок-анализ рассказа Б.Екимова "Ночь исцеления"
Цели урока:
*образовательные: расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечественной войны; усовершенствовать навыки сопоставительного анализа; углубить представление о характере героя, данного в развитии.
*развивающие: развивать у учащихся творческие и познавательные способности, речь, внимание, воображение.
* воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eho_voyny_konspekt_uroka.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эхо войны…
( Урок внеклассного чтения по рассказу Б. П. Екимова «Ночь исцеления»).
Цели урока:
*образовательные: расширить знания учащихся об истории России в годы Великой Отечественной войны; усовершенствовать навыки сопоставительного анализа; углубить представление о характере героя, данного в развитии.
*развивающие: развивать у учащихся творческие и познавательные способности, речь, внимание, воображение.
* воспитательные: воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать окружающим.
Ход урока:
^ 1Слово учителя. Тема сегодняшнего урока «Эхо войны», урок внеклассного чтения по рассказу Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления» (слайд 1).
Вглядитесь в эти кадры, вдумайтесь в каждое слово песни, исполненной нашим современником Стасом Михайловым (гиперссылка в презентации),прослушивание 1 куплета и припева.
Вот так, как в этой песне, ушел солдат на войну сражаться за Родину, за Русь святую, за отчий дом, за детский смех. Остались в домах женщины, старики и дети. Женщины тыла, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, приближали Победу.
Сейчас выросли их дети и внуки, у многих ушли из жизни вернувшиеся с фронта мужья, и все чаще и чаще память возвращает их к войне, к испытаниям, через которые они прошли. Именно об этом и о многом другом небольшой рассказ Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления».
Прошла 70-летняя годовщина Победы над фашизмом. Мы должны знать героическое и трагическое прошлое страны, которое находит отклик в наших душах.
Итак, сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Б. П. Екимова «Ночь исцеления». Приоткроем одну из страниц истории нашей Родины, страшную страницу Великой Отечественной войны. Будем учиться рассуждать, делать выводы, развивать воображение, речь. Герой рассказа преподаст нам жизненный урок. А какой урок, вы скажете в конце урока.
Эпиграфом к уроку послужат слова А. Селезнева (слайд 2).
А говорили: все проходит
И позабудется в свой срок.
Но боль войны жива в народе
И бродит, как в березе сок.
^ 2 Прежде, чем анализировать рассказ, поговорим об авторе, нашем современнике, Борисе Петровиче Екимове ( слайд 3).
(Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарке Красноярского края. Наиболее известные произведения: «Елка для матери», «Ночь исцеления», «За теплым хлебом», «Живая душа», «Родительский дом». Произведения Б.Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку-серию книг выдающихся произведений российских авторов.
В год своего 70-летненего юбилея писатель стал лауреатом литературной премии имени А.И.Солженицына.
Вопрос о самоопределении человека в жизни – центральный в творчестве Б.Екимова. По убеждению писателя, он начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б.Екимов центральным нервом многих своих рассказов.
^ 3 Анализ рассказа.
--Какое впечатление произвел на вас рассказ?
(*Впервые задумался над тем, что и моим близким нужна моя помощь. * мне стало страшно, что до сих пор война так мучает людей. * Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так, как он?)
--Какие чувства вы испытали во время чтения? (*Тревогу, жалость к бабе Дуне. * Жалость к тем, у кого нет близких, к остающимся один на один со своей бедой. * Удивлен поведением Гриши.)
--Какова тема рассказа? (Рассказ о том, как внук помог бабушке исцелиться от ночных кошмаров..)
--Кто главный герой рассказа? Почему? (Дети называют бабу Дуню и Гришу, к этому вопросу возвращаемся в конце урока.)
1 эпизод --Обратимся к тексту произведения ( 1 эпизод). Как чувствует себя баба Дуня в дни приезда внука? Прочитайте.
--Обратите внимание на строки: «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество.» Можно предположить, что до приезда внука баба Дуня испытывала одиночество? Почему автор повторяет однокоренные слова? (Одна – без других, в отдельности. Одиночество – состояние не только физическое, но и душевное. Его можно испытать, когда вокруг люди, но нет близких по духу. Дети отметили, что одиноким можно оказаться и в классе.)
2 эпизод - Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему она редко гостила у них? Как дети относятся к болезни матери?
(…все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила с войной и с голодом. Но одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало. Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами.
3 эпизод 1)Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет острой болью отзывается в душе бабы Дуни? (Выборочный пересказ.)
- Бабушка потеряла карточки в синем платочке, на эти карточки можно было получить продукты. Детей в семье было трое. Потеря карточек была огромной бедой.
- Карточка – это бланк с отрывными талонами, дающий право на получение продуктов. Обычно их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек в военное время смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.
2) Какова реакция Гриши на каждый эпизод, посвященный сну героини? Проследите, как Гриша приходит к мысли о том, что именно он должен помочь бабушке.
Ученик: (Поначалу то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши: «Стало думаться об утре, о рыбалке…»
Учитель: А что случилось потом?
Ученик: Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «-А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность: «Снится – и было». В финале рассказа Гриша стал понимать бабушку, стал сочувствовать ей. Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Гриша разговаривал с бабушкой мягко, спокойно, ласково, с любовью. Он готов помогать бабушке не одну ночь, сколько понадобится, лишь бы баба Дуня исцелилась.
3) «…сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Как ты думаешь, кого еще жалел Гриша?
Ученик: Гриша жалел всех, кто был на этой войне. Гриша своим добрым сердцем жалеет и любит не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам прошлась война.)
4)Составьте монолог Гриши, сидящего у кровати заснувшей бабушки. Подумайте, как он обращается к бабушке, что ей обещает.
(Бабушка, миленькая моя, прости меня, пожалуйста, за то, что редко навещал тебя, огорчал, не всегда понимал тебя. Извини меня, родная,… я буду часто – часто приезжать к тебе, помогать. Когда вырасту, я перееду к тебе жить, и мы будем с тобой всегда вместе.)
4 эпизод : Разговор с мамой . Какой способ предлагает мама?
Ученик: Мама предлагает крикнуть : «Молчать» . Мамин способ быстрый, легкий, простой, но жестокий, грубый. Он подавлял психику бабушки, не исцелял ее, а помогал окружающим заснуть. Это эгоистичное поведение
5 эпизод: 2 ночь А как решил помочь Гриша бабушке?
Ученик: Чтобы помочь бабушке, Гриша придумал свой способ ее исцеления. Мама предлагала другой, испытанный взрослыми.
Учитель: Сопоставьте два способа, две линии поведения. Подберите эпитеты к каждому из способов.
Ученик: Мамин способ жестокий, эгоистичный.
Ученик: Гришин способ долгий, трудный, мягкий, чуткий, добрый ; он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний, т. е. исцеляет ее, именно ей помогает. Гриша проявляет гуманность, любовь , милосердие, сострадание.)
^ Словарная работа. Толкование лексического значения слов эгоизм, милосердие, сострадание, гуманность (слайд 4).
Учитель: Ребята, дома вы должны были вдумчиво, с исследовательским подходом проследить за характерами героев, сравнить их по определённым вопросам.
Работа в группах
Сопоставительный анализ.
Дети бабы Дуни | Внук |
1.Поддерживают ли они бабу Дуню? Как это отражается на жизни б.Дуни? | |
Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери. Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы. | Внука тянет к родным истокам, к родному человеку. С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться. |
2. Как они переносят тревожной сон бабы Дуни? В чём проявляется их забота? | |
Приезд матери им в тягость. Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам. | Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем |
3. Как успокаивали бабу Дуню? (Чтение по ролям) | |
Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль. | Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния. |
4.Как относятся к прошлому? | |
Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна. | Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека. |
Учитель: Мы видим два отношения к одному и тому же человеку.
-- Как вы понимаете смысл названия? О каком и чьем исцелении идет речь?
( Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует именно ночью, и он будет избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится. Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, лечащего силой внушения, лаской, любовью. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается. Гриша исцелился от своего равнодушия, он стал чувствовать чужую боль, научился сострадать. Это исцелилась, очистилась от непонимания его душа. Может быть, под влиянием рассказа кто-то из нас исцелится от черствости и равнодушия.
Позиция автора: Автор считает. Что иногда найти правильное решение трудной проблемы помогает душевная тонкость, интуиция, способность почувствовать чужую боль.
^ 6 Итог урока. Тема урока «Эхо войны» (слайд 5) .Что значит слово эхо? (эхо – отражение звука, воспринимаемое ухом, инструментом как повторение первичного звука). Что же такое война, попробуйте ответить одним словом.
-- Как связана тема урока и проблематика рассказа Б.Екимова? (В рассказе поднята проблема последствий войны, эха войны, которые не дают нашей героине спокойно жить спустя многие годы после ее окончания.
--Вернемся к эпиграфу урока (слайд 6 ). Раскрывает ли он содержание рассказа, беседы? («Боль войны жива в народе…» Эта боль мучает и бабу Дуню, и Гришу, и всех нас. Боль войны – это память, которая тревожит людей.
--Какой урок преподал нам Б.Екимов? (Урок доброты, человеколюбия.)
- Какие проблемы затрагивает писатель в своем произведении.(пр.памяти о войне, пр.одиночества, пр.сострадания, милосердия, гуманного отношения к старости, пр.взаимоотношения поколений….
- Ребята, а какие вы еще знаете произведения, чтобы в них были затронуты те же самые проблемы?
- Проблему сострадания затрагивает Ф.Достоевский «Преступление и наказание» - Соня говорит : «Возлюби ближнего своего
- проблему одиночества и взаимоотношения поколений затрагивает К.Паустовский в «Зарубках на сердце» - Катерина Ивановна тоже одна, помогают только соседская девочка Нюрка и постоялец, дочь Настя не уделяла ей внимания, присылала деньги, а хотелось душевного тепла.
Учитель: И в конце урока ответьте, пожалуйста, на вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления?» Мозговой штурм.
Работа в группах.
Ученик: О том, как плохо оказаться забытым, одиноким при живых детях и внуках; невольно хочется быть добрее, внимательнее к близким и помнить, что кому-то, возможно, нужна наша помощь, которую нужно оказать вовремя, а то будет поздно.
- Таким образом, Б.Екимов навёл нас на размышление о добре, о трагедии одиночества, о милосердии и гуманизме.)
^ 7 Информация о домашнем задании. (Слайд 10) Задания на выбор учащихся. 1Напишите письмо Грише, выразив свое отношение к нему.
Рефлексия.Поговорим о ваших бабушках .Вы должны были написать небольшие сочинения на тему «я и моя бабушка».Послушаем некоторые из них
Здесь мы видим прекрасные лица ваших близких: бабушек и прабабушек, на долю которых выпало тоже немало жизненных испытаний. Вглядитесь в эти дорогие лица, каждый день и каждую минуту будьте к ним милосердными, сострадательными. Помните: боль не бывает чужой! Не пожалейте ласкового слова, теплого взгляда для этих людей. Они заслужили это.
А закончить хочется песней о бабушках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...