Конспект урока "Эхо войны в рассказе Б.Екимова "Ночь исцеления""
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Изотова Олеся Владимировна

Сценарий урока литературы в 7 классе .Цели урока:

·        Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.

·        Обучение работе с  художественным  текстом.

·        Формирование навыков идейно- тематического анализа эпизода художественного текста; развитие навыков монологоической речи в форме аргументированного ответа; развитие навыков выразительного чтения. Воспитание эстетического вкуса учащихся посредством художественного слова;воспитание понимания ценностей гражданского общества:уважения человеческого достоинства.

·        Обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям;проблемы  последствий войны для тех,кто не принимал в ней участие;углубить представление о  характере героя , данном в развитии.

·        Развитие аналитического (умение выделять существенные признаки и свойства) и синтезирующего (умение установить единые, общие признаки и свойства) мышления.

·        Формирование умений наблюдать, выделять главное;умения нешаблонно,творчески подходить к решению заданий; умение работать в заданном темпе,оценивать результаты работы,регулировать и контролировать свою деятельность.

Развитие инициативы, уверенности в своих силах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_b._ekimovu.docx86.81 КБ

Предварительный просмотр:

Эхо войны в рассказе Б.П. Екимова

«Ночь исцеления»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.
  • Обучение работе с  художественным  текстом.
  • Формирование навыков идейно- тематического анализа эпизода художественного текста; развитие навыков монологоической речи в форме аргументированного ответа; развитие навыков выразительного чтения. Воспитание эстетического вкуса учащихся посредством художественного слова;воспитание понимания ценностей гражданского общества:уважения человеческого достоинства.
  • Обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям;проблемы  последствий войны для тех,кто не принимал в ней участие;углубить представление о  характере героя , данном в развитии.
  • Развитие аналитического (умение выделять существенные признаки и свойства) и синтезирующего (умение установить единые, общие признаки и свойства) мышления.
  • Формирование умений наблюдать, выделять главное;умения нешаблонно,творчески подходить к решению заданий; умение работать в заданном темпе,оценивать результаты работы,регулировать и контролировать свою деятельность.
  • Развитие инициативы, уверенности в своих силах .

Оформление доски

Эхо войны в рассказе Б.П. Екимова «Ночь исцеления»

Словарь урока                                  …Не бывает совсем не пострадавших от войны…                      

                                                                                     Н. Стручкова ( эпиграф3)

                                                 

Презентация

ЭХО
ИСЦЕЛЕНИЕ
МОТИВ

А может,не было войны ,

И людям все это приснилось?..

А.  Розенбаум(эпиграф1)

Война-лютое бедствие, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие.

А.Дюнат

(эпиграф 2)

Выставка книг Б.П. Екимова

Ход урока

Тишина .Дети стоят. Звук тикания часов.

Дети садятся

Звучит  музыка А.Розенбаума « А может, не было войны…»

(На экране - кадры  войны)

Учитель:      А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер…

А может, не было войны,

И людям все это приснилось…

А приснилось ли?

( Анализ эпиграфа 1)

Дети рассуждают.

Учитель:Закройте глаза и подумайте каждый про себя,коснулась ли моей судьбы война,закончившаяся  70 лет назад?Вспомните произведения , фильмы, в которых о войне говорится не напрямую, а косвенно.

Дети:

В. Распутин « Уроки французского»,Е.Носов «Шопен,соната номер два»,А .Алексин «Третий в пятом ряду»и др.

Учитель: У нас сегодня обычный урок с необычной темой. Почему с необычной темой? Потому, что  о войне невозможно говорить обычно, потому что война- это нечто противоестественное, чуждое жизни и человечеству…

Как Вы уже заметили, тема урока  «Эхо войны в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления»»

-Как Вы понимаете формулировку темы урока?

Дети рассуждают.

Учитель: Словарная работа: ЭХО ВОЙНЫ

  • Как вы понимаете значение этого словосочетания?
  • В каком контексте употреблено оно в названии темы урока?
  • Какое это  изобразительно-выразительное средство?

Опираясь на тему урока,сформулируйте возможные задачи и цель  сегодняшнего урока.

Дети рассуждают.

Учитель: Эхо войны мы сегодня постараемся услышать в рассказе Б. Екимова « Ночь исцеления». Но прежде ,давайте посмотрим и послушаем  презентацию о писателе.  (Подготовленный ученик или учитель комментирует презентацию)

Презентация

http://ipk.admin.tstu.ru/WORK/7_class/pix/ekimov_large.jpg

Обсуждение презентации.

Почему писатель обращается к теме войны в своем творчестве? Как влияет биография  на творчество?

Учитель: Какое впечатление произвел на вас рассказ?

(Рассуждения учеников)

Записи в тетради и на доске.

ТЕМА: как внук помог бабушке

ПРОБЛЕМАТИКА: гуманное отношение к страдающему человеку;

последствия войны для мирных людей;

выбор линии поведения в общении с другими людьми;

нравственное взросление.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ: Гриша.

Учитель:Какие эпизоды показались Вам наиболее яркими? Почему?

( Анализ рисунков,коллажей,подготовленных учениками дома (домашнее задание))

Учитель: Почему рассказ называется «Ночь исцеления?»

О каком и чьем исцелении идет речь в произведении? (троп)

Работа со словарем:ИСЦЕЛЕНИЕ

Подберите синонимы к слову          ИСЦЕЛЕНИЕ

Аналитическая работа по тексту

(домашняя таблица)

Вопрос

Цитата

1.Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?

«А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…»

«И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество…»

Одна-одинокая- одиночество

2.Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей?Как они относились к её болезни?

«Конечно, все понимали , что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня провела…Понимать понимали,но от этого было не легче.Приезжала баба Дуня- и взрослые ,считай, ночь напролет не спали . Хорошего мало.»Одного понимания  «болезни» бабы Дуниоказалось недостаточно,для того, чтобы помочь ей, «Водили её к врачам.Те прописывали лекарства.Ничего не помогало»Следовательно, «болезнь» бабы Дуни  нужно было лечить не лекарствами.Был найден способ воздействия на неё: окрик «Молчать!».Именно так советовала поступать Грише мать.

3.Как баба Дуня относилась к происходящему с ней?

«… совестясь…чувствовала себя такой виноватой…горевала.»

Работа в парах

А) Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны.Обратите внимание на детали,которые помогают читателю представить происходившее много лет назад.

-Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки.Что во время войны для мирных людей означали карточки?

(Карточка-бланк с отрезными талонами,дающий право на получение продуктов при  нормированной системе их распределения.Обычно их не восстанавливали в случае утери)

-Сколько детей было во время войны у бабы Дуни? Кто из них впоследствии упоминается в рассказе?

-Для чего бабе Дуне нужны были желуди?Почему ей необходимо было сохранить хотя бы мешки?

Обратите внимание на сны бабы Дуни,содержание которых возвращает читателя к событиям войны.

(В снах автор позволяет коснуться последствий войны,которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта:голод,болезни,потеря близких.

Эти сны дают понять то,что последствия войны причиняют не только физический и материальный ущерб ,но и являются причиной психологический страданий человека спустя долгие годы после.)

Б)Проследите , как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке?Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини.Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время.

(Поначалу то,чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши:  «Стало думаться об утре, о рыбалке…»Затем Гришу поражают слезы  бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представляет себе,что именно из прошлого тревожило её ,то после второго сна представление о том, что пережила баба Дуня принимает конкретные очертания: «-А  зачем тебе желуди?-Кормиться . Мы их толкли,мучки чуть-чуть добавляли и чуреки пекли,ели.» Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез,что они столь реальны для бабы Дуни,сколь и окружающая действительность: « Снится- и было». Прошлое бабушки воспринимается мальчиком сначала несколько отстраненно, а потом, как собственная боль.)

Работа со словарем  МОТИВ

СОН- СЛЕЗЫ- СЕРДЦЕ

Задание на карточках:

Прочитайте фразы и подумайте, как они взаимосвязаны между собой?

А) – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.

- Плачу , дура старая. Во сне ,во сне…

Б) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

В) Слезы катились и катились.Они шли от сердца,потому что сердце болело и ныло,жалея бабу Дуню и кого-то еще…Он не спал ,но находился в странном забытьи, словно в годах далеких ,иных,и в жизни чужой,и виделось ему там,в этой жизни,такое горькое,такая беда и печаль,что не мог он плакать…

Дети рассуждают

Учитель: Важная роль в создании образа бабы Дуни отводится совокупности мотивов-« сон-сердце- слезы» ,которые на протяжении всего рассказа слиты воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдание.Мотив сна- это воспоминание,проживание заново пошедших событий.Гриша удивлен ,что настоящие слезы могли быть вызваны чем-то нереальным,увиденным во сне. « Ты вправду плачешь?Так ведь это сон.- Плачу ,дура старая .Во сне, во сне…» Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: « сердце мальчика облилось жалостью и болью…» В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку ,происходит с ним самим: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло , жалея бабу Дуню и кого-то еще…»

  • Кого еще имел в виду автор?

  • Почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том ,как он ей помог?

  • Чтобы помочь бабе Дуне ,Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?

  • Какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?

Обращение к записям на доске. Перечитать,внести коррективы.

Учитель:Как связано название рассказа с его проблематикой?

(Затрагивается проблема последствий войны (эха войны),которые испытывает героиня спустя многие годы после её окончания. Основное значение слова ЭХО-отражение звука от удаленных предметов,воспринимаемое ухом ,инструментом,прибором как повторение первичного звука.)

Обращение к эпиграфу 2-3

Как вы понимаете смысл этих слов?

 Составление синквейна «Эхо войны»

 Итоги урока

Я понял, что…(ученики продолжают фразу)… мирные люди,уязвимые и беззащитные на  войне, страдают то его последствий( как физических , так и психологических)  на протяжении многих лет после окончания войны.

Домашнее задание:

а) Мини-сочинение по эпиграфу «…Не бывает совсем не пострадавших от войны…»

б)Взять интервью у своих близких  «Эхо войны»

 Прочитать фрагмент из книги Виктора Викторовича Конецкого «Кто смотрит на облака»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Урок литературы "Концепция гражданской войны в рассказе Шолохова "Чужая кровь"

Урок с презентацией, детальная работа с текстом рассказа. Во время урока используются фрагменты художественного фильма....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

Конспект урока по литературе в 8 классе "Человек на войне" по рассказу М.А. Шолохова "Наука ненависти"

Цель: уметь выразительно читать эпизоды, предложенные для анализа; уметь грамотно использовать русский литературный язык при создании устных высказываний; знать форму, жанры, детали в художественном п...

Конспект урока по литературе: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТип урока: Урок внеклассного чтения.Тема урока: Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления»....

Конспект урока по родной литературе (русской) в 9 классе «Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны» (по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления»)

Конспект  урока  по родной литературе (русской)в 9 классе«Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны»(по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления&ra...