Сценарий литературно-музыкальной композиции "Красной рябины горькая кисть" к юбилею М.И.Цветаевой
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Данный сценарий можно использовать как на уроках литературы, так и во внеклассной работе. Разработка для учащихся 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_tsvetaevoy.docx | 18.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для учителей литературы по творчеству М.И.Цветаевой
«Красной рябины горькая кисть»
Литературно-музыкальная композиция к юбилею М Цветаевой
Чтец 1 Стих. К тебе, имеющему быть рожденным…
Чтец 2 Со мной в руке…
Ведущий
Трудно говорить о такой безмерности, как поэт,.вдвойне труднее, когда поэт – женщина. Марина Цветаева называла себя именно поэтом, чистым лириком..Как рассказать о ней, такой неповторимой и безмерной, не впадая в шаблонные рамки биографии? С чего начать? Где закончить?
Марина Цветаева
- Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь.
Обращаюсь к вам, потому что вы любите мои стихи… обращаюсь к Вам, незнакомый человек – это все возможности, то, от кого все ждешь. Кого еще нет, он только завтра будет, завтра, когда меня не будет.
Чтец 1
- Ну тогда начнем с конца: эвакуация забросила М.Ц. в Чистополь, затем в Елабугу. Денег нет. Друзей нет, о родных сведений нет, работы, хоть какой-либо, нет. Тут и настиг ее «одиночества верховный час». Она сделала свой выбор, решив еще в молодости, когда нельзя будет жить, покончить собой, добровольно покинуть грешную землю.
Чтец 2
- Захлебываясь от тоски…
Звучит романс Таривердиева на стихи Ц. «У зеркала»
Танец
Чтец 3
- Слово «одиночество» сопровождало марину на протяжении всей жизни. Особенно сложно было. Когда М. покинула родину. 20 лет скитаний, неприкаянности, тоски… 1919 – первый год разрыва. Черный, самый смертный – потеря ребенка. Утрата отечества… берлин, Прага, париж…Хочется быть сильной, мне все равно… Но вдруг – куст рябины…
Стих «Тоска по родине»
Чтец 1
- Кисть рябины, такой горький и одновременно сладкий вкус, вкус родины. Марина родилась осенью, когда краснеют рябиновые грозди
М. Ц. - Красной кистью рябина зажглась…
Чтец 2
- Рябины горькая кисть… Но неужели Марина не была счатлива?
Чтец 3
- Всего 2 года. Бестревожного, безмерного счастья!
В 1911 году на коктебельском пляже. В Крыму. Юная марина собирала камешки, красивый юноша стал ей помогать. Это был Сергей Эфрон. Она загадала: если он подойдет и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж. Так и произошло – Сергей протянул ей сердолик, который она хранила всю жизнь. Они обвенчались в 1912. ей – 19, ему – 20.
М. Ц. – Да, я , Пожалуй, странный человек…
Чтец 1 - Сергей Эфрон был настоящим офицером, он не мог поступить иначе – в 1914 отправляется на фронт.
Это было началом тех тяжких испытаний, которые выпали на долю М. Ц.
Сцена Расставание 2х влюбленных
Стих «Рас-ста-ва-ния, версты, дали…
Танец «Разлука»
Чтец 2
- Одиночество, томительное, давящее, болезненный разрыв с мужем.. Вне направлений, вне времени. Тоска по любви
Стих «Вот опять окно…»
Чтец 3
- В эмиграции марина много пишет, но публика ее не знает, она в изоляции. А так важно. Чтобы кто-то поддержал, подсказал, выслушал.. И такой человек был – Борис Пастернак стал близким другом поэта, хотя и он и она испытывали друг к другу нечто большее, но боялись в этом признаться. Их переписка длилась больше 20 лет.
М. Ц. –О, Борис, Борис! Не знаешь ты моего одиночества. Закончила большую поэму, читаю одним, другим – молчание – от полного недохождения… мне хочется написать свое завещание, мне вообще хочется не быть!
Стих О, черная гора…
Чтец 1
Рябину рубили зорькою,
Рябина – судьбина горькая.
Рябина седыми спусками.
Рябина – судьбина русская.
М. Ц. Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня все меньше и меньше…
Романс «Под лаской плюшевого пледа»
М. Ц. Знаю, умру на заре…
Звучит песня АПугачевой «Монолог» Уж сколько их упало….На экране возникают портреты поэтов Серебряного века
Чтец 2
- Призыв Марины не остался неуслышанным, ее читают и любят Ее поэтический факел горит, несмотря на время. В далеком 1913 году молодой. никому не известный поэт м. Ц. напишет пророческие строчки.
Стих
Моим стихам. Написанным так рано…
М. Ц. – И главное – я ведь знаю, как меня будут любить, читать через сто лет!
Чтец 3
- Посмотрите на этот портрет, перед вами женщина. Поэт, личность, любившая и страдавшая, гордая и ранимая, яркая и темная, взрывная и спокойная, но главное – живая! Пот предельной правды чувства. Ее стих был воплощением в слове мятущегося, вечно ищущего истины беспокойного духа.
Звучит стих Кто создан из камня…
Стихи Цветаевой
Тебе — через сто лет
К тебе, имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу, —
Из самых недр — как на смерть осужденный,
Своей рукой пишу:
— Друг! не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
— Ртом не достать! — Через летейски воды
Протягиваю две руки.
Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу — в ад, —
Ту видящие, что рукой не движет,
Умершую сто лет назад.
Со мной в руке — почти что горстка пыли —
Мои стихи! — я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я — или
В котором я умру.
На встречных женщин — тех, живых, счастливых, —
Горжусь, как смотришь, и ловлю слова:
— Сборище самозванок! Всё мертвы вы!
Она одна жива!
Я ей служил служеньем добровольца!
Все тайны знал, весь склад ее перстней!
Грабительницы мертвых! Эти кольца
Украдены у ней!
О, сто моих колец! Мне тянет жилы,
Раскаиваюсь в первый раз,
Что столько я их вкривь и вкось дарила, —
Тебя не дождалась!
И грустно мне еще, что в этот вечер,
Сегодняшний — так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, — и навстречу
Тебе — через сто лет.
Бьюсь об заклад, что бросишь ты проклятье
Моим друзьям во мглу могил:
— Все восхваляли! Розового платья
Никто не подарил!
Кто бескорыстней был?! — Нет, я корыстна!
Раз не убьешь, — корысти нет скрывать,
Что я у всех выпрашивала письма,
Чтоб ночью целовать.
Сказать? — Скажу! Небытие — условность.
Ты мне сейчас — страстнейший из гостей,
И ты откажешь перлу всех любовниц
Во имя той — костей.
Антология русской поэзии
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...
Всегда откровенная в стихах, Цветаева не устает говорить о своем счастье:
Да, я, пожалуй, странный человек,
Другим на диво!
Быть, несмотря на наш двадцатый век,
Такой счастливой!
Не слушая о тайном сходстве душ,
Ни всех тому подобных басен,
Всем говорить, что у меня есть муж,
Что он прекрасен!..
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. —
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями распахнутых бровей —
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
x x
Б. Пастернаку
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!
О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!
О черная гора,
Затмившая — весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь — выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть —
Вниз — по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет всё, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте! — Еще меня любите
За то, что я умру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной гостиниой "Красною нитью рябина зажглась"
Посвящена творчеству Марины Цветаевой...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова «Семейный дневник» для воспитанников с ОВЗ II и III ступени обучения.
Эпиграф:«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.И.Цветаевой
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта. Может быть использована для проведения урока литературы по творчеству М.И.Ц...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я с каждой волной – воскресаю!», посвященной 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой
Сценарий отражает этапы жизни М.И. Цветаевой, содержит краеведческий материал. Звучат стихи и песни на слова М.И. Цветаевой...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Бежит тропинка с бугорка", посвященной М.Цветаевой и Тарусе
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Бежит тропинка с бугорка", посвященной М.Цветаевой и Тарусе, разработан для обучающихся СПО , может применяться и для учеников 10-11 классов. В сце...