Сценарий литературно-музыкальной композиции "Красной рябины горькая кисть" к юбилею М.И.Цветаевой
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Данный сценарий можно использовать как на уроках литературы, так и во внеклассной работе. Разработка для учащихся 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_tsvetaevoy.docx18.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для учителей литературы по творчеству М.И.Цветаевой

«Красной рябины горькая кисть»

Литературно-музыкальная композиция к юбилею М Цветаевой

Чтец 1 Стих. К тебе, имеющему быть рожденным…

Чтец 2 Со мной в руке…

Ведущий

  Трудно говорить о такой безмерности, как поэт,.вдвойне труднее, когда поэт – женщина. Марина Цветаева называла себя именно поэтом, чистым лириком..Как рассказать о ней, такой неповторимой и безмерной, не впадая в шаблонные рамки биографии? С чего начать? Где закончить?

Марина Цветаева

     -  Возьмите мои стихи – это и есть моя жизнь.

           Обращаюсь к вам, потому что вы любите мои стихи… обращаюсь к Вам, незнакомый человек – это все возможности, то, от кого все ждешь. Кого еще  нет, он только завтра будет, завтра, когда меня не будет.

Чтец 1

  - Ну тогда начнем с конца: эвакуация забросила М.Ц. в Чистополь, затем в Елабугу. Денег нет. Друзей нет, о родных сведений нет, работы, хоть какой-либо, нет. Тут и настиг ее «одиночества верховный час». Она сделала свой выбор, решив еще в молодости, когда нельзя будет жить, покончить собой, добровольно покинуть грешную землю.

 Чтец 2

   - Захлебываясь от тоски…

Звучит романс Таривердиева на стихи Ц. «У зеркала»

      Танец

Чтец 3

   - Слово «одиночество» сопровождало марину на протяжении всей жизни. Особенно сложно было. Когда М. покинула родину. 20 лет скитаний, неприкаянности, тоски… 1919 – первый год разрыва. Черный, самый смертный – потеря ребенка. Утрата отечества… берлин, Прага, париж…Хочется быть сильной, мне все равно… Но вдруг – куст рябины…

Стих    «Тоска по родине»

Чтец 1

  -  Кисть рябины, такой горький и одновременно сладкий вкус, вкус родины. Марина родилась осенью, когда краснеют рябиновые грозди

М. Ц.     -  Красной кистью рябина зажглась…

Чтец 2

 -   Рябины горькая кисть… Но неужели Марина не была счатлива?

Чтец 3

 - Всего 2 года. Бестревожного, безмерного счастья!

В 1911 году на коктебельском пляже. В Крыму. Юная марина собирала камешки, красивый юноша стал ей помогать. Это был Сергей Эфрон. Она загадала: если он подойдет и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж. Так и произошло – Сергей протянул ей сердолик, который она хранила всю жизнь. Они обвенчались в 1912. ей – 19, ему – 20.

М. Ц.    – Да, я , Пожалуй, странный человек…

Чтец 1     - Сергей Эфрон был настоящим офицером, он не мог поступить иначе – в 1914 отправляется на фронт.

 Это было началом тех тяжких испытаний, которые выпали на долю М. Ц.

Сцена Расставание 2х влюбленных

           

   Стих «Рас-ста-ва-ния, версты, дали…

Танец «Разлука»

Чтец 2

 -   Одиночество, томительное, давящее, болезненный разрыв с мужем.. Вне направлений, вне времени. Тоска по любви

Стих «Вот опять окно…»

Чтец 3

 -  В эмиграции марина много пишет, но публика ее не знает, она в изоляции. А так важно. Чтобы кто-то поддержал, подсказал, выслушал.. И такой человек был – Борис Пастернак стал близким другом поэта, хотя и он и она испытывали друг к другу нечто большее, но боялись в этом признаться. Их переписка длилась больше 20 лет.

М. Ц.            –О, Борис, Борис!  Не знаешь ты моего одиночества. Закончила большую поэму, читаю одним, другим – молчание – от полного  недохождения… мне хочется написать свое завещание, мне вообще хочется не быть!

  Стих      О, черная гора…

Чтец 1

            Рябину рубили зорькою,

            Рябина – судьбина горькая.

           Рябина седыми спусками.

           Рябина – судьбина русская.

М. Ц.    Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня все меньше и меньше…

Романс «Под лаской плюшевого пледа»

М. Ц.     Знаю, умру на заре…

Звучит песня АПугачевой «Монолог»  Уж сколько их упало….На экране возникают портреты поэтов Серебряного века

Чтец 2

 -   Призыв Марины  не остался неуслышанным, ее читают и любят  Ее поэтический факел горит, несмотря на время. В далеком 1913 году молодой. никому не известный поэт м. Ц. напишет пророческие строчки.

Стих

 Моим стихам. Написанным так рано…

М. Ц.     – И главное – я ведь знаю, как меня будут любить, читать через сто лет!  

Чтец 3

   - Посмотрите на этот портрет, перед вами женщина. Поэт, личность, любившая и страдавшая, гордая и  ранимая, яркая и темная, взрывная и спокойная, но главное – живая! Пот предельной правды чувства. Ее стих был воплощением в слове мятущегося, вечно ищущего истины беспокойного духа.

   Звучит стих       Кто создан из камня…

Стихи Цветаевой

Тебе — через сто лет

К тебе, имеющему быть рожденным

Столетие спустя, как отдышу, —

Из самых недр — как на смерть осужденный,

         Своей рукой пишу:

— Друг! не ищи меня! Другая мода!

Меня не помнят даже старики.

— Ртом не достать! — Через летейски воды

         Протягиваю две руки.

Как два костра, глаза твои я вижу,

Пылающие мне в могилу — в ад, —

Ту видящие, что рукой не движет,

         Умершую сто лет назад.

Со мной в руке — почти что горстка пыли —

Мои стихи! — я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я — или

         В котором я умру.

На встречных женщин — тех, живых, счастливых, —

Горжусь, как смотришь, и ловлю слова:

— Сборище самозванок! Всё мертвы вы!

         Она одна жива!

Я ей служил служеньем добровольца!

Все тайны знал, весь склад ее перстней!

Грабительницы мертвых! Эти кольца

         Украдены у ней!

О, сто моих колец! Мне тянет жилы,

Раскаиваюсь в первый раз,

Что столько я их вкривь и вкось дарила, —

         Тебя не дождалась!

И грустно мне еще, что в этот вечер,

Сегодняшний — так долго шла я вслед

Садящемуся солнцу, — и навстречу

         Тебе — через сто лет.

Бьюсь об заклад, что бросишь ты проклятье

Моим друзьям во мглу могил:

— Все восхваляли! Розового платья

         Никто не подарил!

Кто бескорыстней был?! — Нет, я корыстна!

Раз не убьешь, — корысти нет скрывать,

Что я у всех выпрашивала письма,

         Чтоб ночью целовать.

Сказать? — Скажу! Небытие — условность.

Ты мне сейчас — страстнейший из гостей,

И ты откажешь перлу всех любовниц

         Во имя той — костей.

Антология русской поэзии

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведём без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен...)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все — равны, мне всё — равно,

И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина...

Всегда откровенная в стихах, Цветаева не устает говорить о своем счастье:

 

Да, я, пожалуй, странный человек,

Другим на диво!

Быть, несмотря на наш двадцатый век,

Такой счастливой!

 

Не слушая о тайном сходстве душ,

Ни всех тому подобных басен,

Всем говорить, что у меня есть муж,

Что он прекрасен!..

 

Я с вызовом ношу его кольцо!

— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. —

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

 

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

 

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! —

Под крыльями распахнутых бровей —

Две бездны.

 

В его лице я рыцарству верна,

— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —

Такие — в роковые времена —

Слагают стансы — и идут на плаху.

x x

                         Б. Пастернаку

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили — рассорили,

Расслоили…

                Стена да ров.

Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который — март?!

Разбили нас — как колоду карт!

О слезы на глазах!

Плач гнева и любви!

О Чехия в слезах!

Испания в крови!

О черная гора,

Затмившая — весь свет!

Пора — пора — пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь — быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь — жить.

С волками площадей

Отказываюсь — выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть —

Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ.

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет всё, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет всё — как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой,

Виолончель и кавалькады в чаще,

И колокол в селе…

— Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! —

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:

За правду да и нет,

За то, что мне так часто — слишком грустно

И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность —

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру…

— Послушайте! — Еще меня любите

За то, что я умру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летнему юбилею со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова «Семейный дневник» для воспитанников с ОВЗ II и III ступени обучения.

Эпиграф:«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого,...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.И.Цветаевой

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта. Может быть использована для проведения  урока литературы по творчеству М.И.Ц...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я с каждой волной – воскресаю!», посвященной 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой

Сценарий отражает этапы жизни М.И. Цветаевой, содержит краеведческий материал. Звучат стихи и песни на слова М.И. Цветаевой...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Бежит тропинка с бугорка", посвященной М.Цветаевой и Тарусе

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Бежит тропинка с бугорка", посвященной М.Цветаевой и Тарусе, разработан для обучающихся СПО , может применяться и для учеников 10-11 классов. В сце...