Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 150-летию Максима Горького
методическая разработка на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий
литературно-музыкальной композиции,
посвящённой 150-летию Максима Горького
«Хочу,
чтоб каждый из людей
был человеком!»
Сценарий составлен учителем русского языка и литературы МКОУ Стригинской ОШ
Кузнецовой В.В.
2018 год
Чтец 1. Горький – великий русский писатель, выразитель духа времени. Он вдохновенный певец революционного подвига.
Чтец2. Горький…Есть что-то тревожащее и притягательное в биографии этого писателя, в самом его облике.
Чтец3. Горький…Имя это говорит о горькой судьбе, родственной многим судьбам на Руси. В то же время оно звучит как протест, как вызов, как обещание говорить горькую правду.
Чтец4. Эту горькую правду , наполнив богатым содержанием, он часто передавал через музыкальную стихию, называя своё творчество песней. «Писать – это значит петь!» - говорил Алексей Максимович.
Чтец 1. Для романтических произведений Горького характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные люди. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.
Чтец 2. Не браните вы музу мою,
Я другой и не знал и не знаю,
Не минувшему песнь я пою,
А грядущему гимны слагаю.
Чтец 3. В незатейливой песне моей
Я пою о стремлении к свету.
Отнеситесь по-дружески к ней
И ко мне , самоучке-поэту.
Чтец 4. Именно к самому светлому в своей жизни стремятся горьковские герои. «Мечтать – не значит жить! 0, Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд», - писал Горький.
Чтец 1. Вот такие слова искал и находил писатель-романтик.
Написанная в 1895 году «Песня о Соколе» стала ярким явлением новой литературы. На десятки лет вперёд «Песня» стала одним из любимейших произведений широких демократических слоёв русского общества.
Чтец 3. Известный революционер, Пётр Заломов, вспоминал:
«Песня о Соколе была для нас ценнее десятков прокламаций. Разве только мёртвый, мог от неё не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы. <…> Она была созвучна нашим настроениям, она доводила нас до слёз восторга».
Чтецы 5 и 6 (хором)
Безумству храбрых поём мы славу!
Безумство храбрых – вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью... Но будет время – и капли крови твое горячей, как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поём мы песню!..»
Чтец 2. Максим Горький умер в 1936 году, так и не узнав, что строки его произведений позовут многих и многих советских людей на подвиг в годы Великой Отечественной войны.
Чтец 4. Перед нами письмо русского разведчика, Героя Советского Союза (демонстрация портрета – слайд № 3), Николая Ивановича Кузнецова, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Всего лишь одно письмо, но как много оно может рассказать о человеке, который его написал... Как много может поведать о его переживаниях , мыслях и чувствах! (Выходит юноша с письмом в руках)
Чтец 1. «Я люблю жизнь, я ещё молод. Но если для Родины, которую я люблю как свою родную мать, нужно пожертвовать жизнью во имя освобождения её от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот! Пусть запомнят фашистские главари, что невозможно покорить русский народ, как невозможно погасить солнце. Пусть я умру, но в памяти моего народа патриоты бессмертны...
«Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!..»Это моё любимое произведение Горького, пусть чаще читает его наша молодёжь, в нём я черпал силы для подвига...Ваш Кузнецов», 24 июля 1943 года
Чтец 3. И вместе с Горьким «Безумству храбрых поём мы славу!», славу таким героям-патриотам, каким был Николай Иванович Кузнецов.
Чтец 2.
Но пока его дело на свете живет,
И пока его слово звенит и поет,
Вы не верьте тому, что он умер! Не верьте!
Словно горьковский Сокол в последний полет,
Настоящие люди уходят в бессмертье.
Чтец4 . А многие современники писателя считали, что Максим Горький сам прожил жизнь, которую можно назвать подвигом.
Чтец 2.
Не тот герой, кто в злобе дикой
Страну родную потрясал,
А тот, кто бедному народу
Добро и счастье добывал.
Чтец 3
Не тот герой, кто звоном злата
И честь, и совесть запятнал,
А тот, кто в рубище, высоко
Знамена правды поднимал. (Ф.С. Шкулев)
Чтец 4. Личным примером, своими произведениями Горький убеждал, что возможности человека безграничны.
Чтец 1. В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года он пишет: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. Моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое»
Чтец 4. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя. Центральная фигура творчества Горького введена в поэме «Человек».
Чтец1 . Понятия «люди» и «человек» у Горького прямо противопоставляются: «Хочу, чтоб каждый из людей был Человеком!»
Чтец 4. Человек призван осветить весь мир, распутать узлы всех заблуждений, он трагически прекрасен.
Чтецы 1 и 2 (вместе). «Иду сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня – моя награда».
Чтецы(вместе) 3 и 4 . Иных наград не нужно для меня, я вижу: власть – постыдна и скучна, богатство – тяжело и глупо, а слава – предрассудок.
Чтец 1. Величественный, гордый и свободный, он мужественно смотрит в очи правде и говорит: «Я создан мыслию затем, чтоб опрокинуть, разрушить, растоптать всё старое, всё тесное и грязное, всё злое, - и новое создать на незыблемых устоях свободы, красоты и уваженья к людям!»
Чтец (все). Хочу, чтоб каждый из людей был Человеком!
Чтецы (все). Так шествует мятежный Человек – вперёд! И – выше! Всё – вперёд! И – выше!
Использовали материалы:
1. М.Горький «Песня о Соколе»
2. М.Горький. Поэма «Человек»
3. М Горький «Не браните вы музу мою»…
4. Ф.С.Шкулев. Стихотворение «Не тот герой».
5.С Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром.
6. Интернет- ресурсы.
7. Сценарий сопровождает презентация из 24 слайдов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 160-летию образования Самарской губернии
Разработка посвящена 160-летию образования Самарской губернии. Состоит из сценария и презентации "Самарский край"....
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200- летию открытия Лицея "Друзбья мои, прекрасен наш союз"
Такая форма даёт возможность использовать силу воздействия литературы, в частности поэзии, на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений, развитие чувства прекра...
Сценарий литературно-музыкальной композиции с элементами экскурсии «Есть такая планета - Сибирь», посвящённой 75-летию Иркутской области.
Внеклассная работа: литературно-музыкальная композиция с элементами экскурсии для учащихся 8-11 классов «Есть такая планета - Сибирь»,посвящённой 75-летию Иркутской области. Цель: патриотическое и дух...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"
Литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...
Сценарий музыкально-литературной композиции, посвящённой 205-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
О семейных преданиях и детстве в родных Тарханах, о студенческих годах и военной службе на Кавказе, о многогранном творчестве поэта и трагической гибели проникновенно и образно рассказывают ведущие ве...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова...