Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Бежит тропинка с бугорка", посвященной М.Цветаевой и Тарусе
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Ванюкова Ольга Игоревна

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Бежит тропинка с бугорка", посвященной М.Цветаевой и Тарусе, разработан для обучающихся СПО , может применяться и для учеников 10-11 классов. В сценарии раскрыта тема творчества Марины Цветаевой, роли Тарусы в ее жизни. Данный материал может использоваться на уроках литературы. Может проводиться и как внеклассное мероприятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-muz.gostinaya.docx37.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная гостиная « Бежит тропинка с бугорка …. » ,посвященная Марине Цветаевой и Тарусе.

Цели:

  • Сообщить познавательные сведения о жизни и творчестве Марины Цветаевой.
  • Способствовать выявлению творческих способностей и дарований у обучащихся.
  • Воспитывать нравственность учащихся через призму творчества М.Цветаевой.
  • Показать связь биографии с творчеством

Оснащение:

  • Выставка книг М. Цветаевой.
  • Музыкальное оформление.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Слово учителя : Тема жизни и творчества поэта Марины Цветаевой всегда была интересна многим. Почему наша гостиная посвящена именно этой теме? Ответ весьма прост. Детство и юность поэта прошли как раз в нашем славном городе Таруса.

Таруса — старинный русский город, административный центр Тарусского района Калужской области. Город расположен у впадения реки Таруса в реку Ока, в 36 км от Серпухова, в 70 км от Калуги. Благодаря своему уникально сохранившемуся облику — большинство зданий одноэтажные, построенные в XIX веке, город имеет статус природно-архитектурного заповедника, внесен в перечень исторических городов России. Значительный культурный центр России, с этим городом связана история жизни и творчества многих художников и поэтов, писателей и режиссёров.

Вед.1 Есть в русской поэзии имена, которые так глубоко и своеобразно выражают дух времени, что невольно становятся символом эпохи. Среди самых замечательных имён в русской поэзии ХХ века справедливо названо имя Марины Цветаевой.

Марина Цветаева родилась 8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта.

Стихотворение Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…» звучит в исполнении Алисы Фрейдлих (звукозапись ):

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Вед.1 «Марина родилась 8 октября 1892 года в Москве… В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?»Отец Марины Цветаевой – профессор Московского университета – Иван Владимирович Цветаев. В 29 лет отец уже был профессором. Он начал свою ученую карьеру с диссертации на латинском языке о древнеиталийском народе.Отец, Иван Владимирович Цветаев, великий и бескорыстный труженник, создатель первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств, ставшего ныне культурным центром мирового значения. (Портрет отца)

Вед.2 Ближайшим сотрудником отца была мать, Мария Александровна Цветаева, урожденная Мейн. А ещё она была талантливой пианисткой, думала, что Марина станет музыкантшей.Мария Александровна рано умерла, но детей своих она одарила многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшие в мире книги. (Показывают портрет матери)

Стихотворение Марины Цветаевой «Маме» читает  Коченова Лидия

«Маме» Марина Цветаева

В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров-детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследс
тво
Ты, о мама, девочкам своим!

Вед.1: В Тарусу семейство Цветаевых выезжало каждый год, с мая до сентября. Переезда на дачу и дети, и взрослые ждали, как праздника. Таруса - была землей обетованной, к которой постоянно стремишься, землей, дарящей ощущение счастья. Осенью 1909 года в Тарусе, Марина восклицает: «Ты дал мне детство - лучше сказки!» Последнее стихотворение, посвященное детству в Тарусе, Марина Цветаева написала в 1911 году.

Одно из ярких стихотворений  стихотворений «Бежит тропинка с бугорка…»зачитывает Горшкова Виктория:

Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Все так же сонными лугами
Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И все поют о добром, старом,
О детском времени они.

О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Все так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…

Стихотворение Марины Ивановны Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…» является частью цикла «Ока», состоящего из пяти произведений. Сам же цикл входит в сборник «Волшебный фонарь», который был издан в феврале 1912 года в Москве.Это произведение состоит из четырёх строф, объединённых единым размером и способом рифмования. Для этого спокойного стихотворения поэтесса избрала размеренный четырёхстопный ямб и кольцевую рифму.                                                        Читая его, мы не можем не почувствовать нежную ностальгию Марины Ивановны по местам, где прошла её юность. Мы знаем, что в 1906 году отец поэтессы перевёз семью в небольшой городок Тарусу в Калужской области. К несчастью, именно здесь скончалась мать девочки, и возможно, отголоски печали от этой утраты тоже звучат между строк.        Но всё же главный мотив стихотворения – это прощание с наивностью и беззаботностью. Произведение начинается как раз со столкновения двух сил – неудержимой детской энергией и взрослой степенностью. Этот конфликт показан на примере движения: сначала мы видим тропинку. Поэтесса одушевляет природный объект, используя глагол «бежать». Живость тропке придаёт сравнение «как бы под детскими ногами». Так автор показывает, как по-детски непредсказуема эта дорожка – она вьётся узкой лентой, теряется среди густых трав, спускаясь с холма. Интересно, что здесь поэтесса использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «тропинка», «бугорок», какие бы произносили дети, рассказывая о своих приключениях.Но вот наш взгляд натыкается на реку. Она тоже напоминает дорогу, но её движение уже другое. Ока медленно перекатывает свои воды между берегами. Это больше не задорный детский бег, а размеренное течение взрослой жизни. Даже окружение реки – ровные поляны – выглядит столь же спокойно. Поэтесса наделяет луга эпитетом «сонные», показывая, как сильно отличается этот образ от предыдущего.        Несмотря на эмоциональные восклицания и риторические вопросы это стихотворение не кажется пафосным воззванием к прошлому. Да, поэтесса с нежностью вспоминает о детских играх и буйном воображении, но в строках и капли страсти или желания возродить в себе эту яркую искру. Тон произведения скорее созвучен мерному перезвону колоколов, которые упоминаются во второй строфе. Может быть, это напоминание о потере близкого человека. А может, этот образ символизирует взросление и прощание с милыми сердцу днями. Неслучайно в последних строках стихотворения мы видим мальвы. «Сонно-тяжело» – такой эпитет приводит поэтесса, говоря об этих цветах. Этот образ перекликается с видом сонных лугов в начале произведения. Так автор показывает, что назад пути нет, и смиряется с тем, что сама уже стала взрослой.

Слово учителя : 

 Тарусский музей семьи Цветаевых - филиал Калужского Государственного объединенного краеведческого музея - был открыт накануне 100-летия поэта, в октябре 1992 г. Музей располагается в восстановленном так называемом "Доме Тьо ". Дом был куплен в 1899 г. дедом М.Цветаевой по материнской линии А.Д.Мейном . После его смерти в доме прожила последние 20 лет своей жизни его вторая жена, которую малолетние Марина и Ася прозвали " Тьо ". Не будучи им родной бабушкой, С.Д.Мейн просила называть ее тетей. Но так как она была иностранкой - уроженкой Швейцарии - и очень плохо говорила по-русски, то это слово сама не могла выговорить и вместо "тетя" говорила " тьо ". Прозвище " Тьо " перешло и на дом. В "Доме Тьо " Марина и Анастасия Цветаевы жили во время зимних приездов в Тарусу в 1907-1910 гг., Марина Цветаева приезжала в этот дом еще летом 1912 г. вместе с молодым мужем Сергеем Эфроном.

В экспозиции музея представлены материалы, посвященные как Марине Цветаевой, так и всей ее семье, занимающей особое место в отечественной культуре. Среди мемориальных экспонатов музея - мебель из московского дома в Трехпрудном переулке, в котором родилась М.Цветаева , предметы, принадлежащие ей, ее близким и родным, тарусским родственникам и друзьям. В музее семьи Цветаевых регулярно проводятся литературно-музыкальные гостиные, Цветаевские детские фестивали и конкурсы, Цветаевские научные чтения. Музей семьи Цветаевых - единственный музей в Тарусе, где собрано такое количество подлинных вещей, имеющих отношение не только к Цветаевым, но и к людям, которые их окружали. Этот дом таит в себе массу интересного и увлекательного, от него веет уютом и теплом, здесь всегда открыты двери для посетителей (показать фото музея)

Летом 1891 г. Цветаевы жили в доме Бутурлиных в Игнатовском – имении под Тарусой. А в 1892 г., т.е. в год рождения Марины, они сняли в долгосрочную аренду городскую дачу «Песочное», приезжать стали в «Песочное» с 1893 г., арендовали дачу по 1910 г. (в конце 60-х гг. дача «Песочное» была разрушена, судить о ней можно по макету, хранящемуся в тарусском музее семьи Цветаевых). Марину родители стали привозить в Тарусу с грудного возраста, когда ей еще не исполнилось и года. Родными домами для себя в Тарусе Цветаевы считали дом тарусских родственников Добротворских (находится на нынешней улице Ленина) и так называемый «Дом Тьо ».

Цветаевых называли в Тарусе первыми дачниками, ибо именно после них пошла мода на приезд в Тарусу москвичей на отдых в летнее время.

 

Стихотворение «В светлом платьице, давно-знакомом»  читает Фомичева Вероника:

 В светлом платьице, давно-знакомом,

Улыбнулась я себе из тьмы.

Старый сад шумит за старым домом…

Почему не маленькие мы?

Почернела дождевая кадка,

Вензеля на рубчатой коре,

Заросла крокетная площадка,

Заросли тропинки на дворе…

Не целуй! Скажу тебе, как другу:

Целовать не надо у Оки!

Почему по скошенному лугу

Не помчаться наперегонки?

Мы вдвоём, но, милый, не легко мне, —

Невозвратное меня зовёт!

За Окой стучат в каменоломне,

По Оке минувшее плывёт…

Вечер тих, — не надо поцелуя!

Уж на клумбах задремал левкой…

Только клумбы пёстрые люблю я

И каменоломню над Окой.

Стихотворение «Осень в Тарусе» читает Терешкина Светлана :

Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.Несколько слов поневоле
Всe повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне…
И улыбается осень
Нашей весне.Жизнь распахнулась, но всe же.
Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!

Вед.2 Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет она писала стихи на русском, французском, немецком языках. С 16–ти лет она начала печататься, а с 18–ти лет тайком от семьи выпустила первый сборник стихов «Вечерний альбом» тиражом всего 500 экземпляров.

Звучит Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» в звукозаписи

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет;

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам;

Настанет свой черёд.

Вед.2 Говорят, судьбу не выбирают. У Марины Цветаевой сложилось так, что счастье и горе постоянно шли рядом. Они встретились – 17-летний и 18-летняя – 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камушки, он стал помогать ей – красивый юноша с поразительными огромными в пол-лица глазами. (Показать портрет Сергея Эфрона).

Вед.2 Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя,

Есть огромные глаза

Цвета моря…

Вед.1 Заглянув в них и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и подарит ей сердолик, она выйдет за него замуж. Конечно, сердолик этот он нашел тот час же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, - и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.

Вед.1 Обвенчались Сережа и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.Аля - Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов.В 1914 году грянула Первая мировая война. В этом году Сережа, студент 1 курса Московского университета, отправился на фронт.Завертелось трагическое колесо истории. В апреле 1917 года у поэтессы родилась вторая дочь Ирина. Гражданская война 1917 года, снова надолго разлучила Марину и Сергея.Сергей Эфрон добровольно выбирает путь воина-белогвардейца: трижды был ранен. Сражался до отступления Белой гвардии. В конце концов он разделил горькую долю тысяч и тысяц соратников по оружию, оказавшихся в эмиграции. (Показать портрет Ариадны и Ирины ).

Вед.1 Наиболее трудным для Марины Цветаевой оказался 1919 год, запомнившийся «самым черным, самым чумным, самым смертным». Осенью 1919 года, в самое тяжёлое голодное время, Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а 2 февраля 1920 года потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.

Стихотворение «Две руки…» читает ...

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую из тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Эфрон и Цветаева. Прослушивание песни «Не отрекаются любя», слова М. Цветаевой.

Вед.1 Весной 1921 года Марине удалось узнать, что муж жив и находится в Праге.

15 мая 1922 года Марина Цветаева приехала в Берлин. Берлин – недолговечный центр Русского зарубежья. В то время там кипела литературная жизнь: существовало много русских издательств. Помог ей устроиться в Русском пансионе Илья Эринбург. Вскоре она встретилась с мужем, приехавшим из Праги.Эмиграция оказалась тяжким для нее временем. Цветаева не заняла никакого места в эмигрантском обществе с его салонами, политическими и литературными, где все знали друг друга. Она же была чужой, резко выделялась обликом, речью, поношенным платьем.

Стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родину читает ...» Горшкова Александра

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где – совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

Вед.2 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился давно желанный сын – Георгий. В семье его будут называть Мур. (Показать портрет Мура)

Цветаева на Родину возвращаться боится, но она всегда её тянет. Там её читатель. Там её судьба.

Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…»,  посвящено нынешней улице Ленина, бывшей Калужской. Дом Добротворских, где часто бывали Цветаевы, находится на этой самой улице.

Стихотворение читает Катя Комарова:

Над синевою подмосковных рощ

Накрапывает колокольный дождь.

Бредут слепцы калужской дорогой-

Калужской, песенной, привычной, и она

Смывает и смывает имена

Смывает и смывает имена

Смиренных странников, во тьме поющих Бога.

И думаю: когда-нибудь и я,

Устав от вас, враги, от вас , друзья,

И от уступчивости речи русской –

Одену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь – и тихо тронусь в путь

По старой по дороге по калужской.

Троицын день, 1916

Вед.1. В 1937 году сначала дочь, затем муж уезжают в Россию. В июле 1939 года, через 17 лет, Цветаева вернулась на родину. Семья воссоединилась, но…ненадолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа, заболел сын. В августе 1941 года Марина Ивановна вместе с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой, маленький, тихий городок Елабугу на Каме, где её никто не знает, она никого не знает, попытка устроиться на работу не дала результата.

И тут силы оставили её, она пишет, что попала в тупик. Все любимые ею люди в опасности, она без работы, без средств к существованию, сын, вероятно, уйдёт на войну. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. Она решается на последний исключительный шаг.

 

Рябину рубили зорькою.

Рябина – судьбина горькая.

Рябина седыми спусками…

Рябина! Судьбина русская.

Слово учителя: Спустя много лет, будучи в эмиграции, поэтесса не раз вспомнит Тарусу, стремясь к ней всей душой. В 1934 году, в Париже, она напишет очерк «Хлыстовки» («Кирилловны»), в котором выразит желание найти последнее пристанище на крутом берегу реки Оки:

«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень:

«Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА».

Это завещание было исполнено. В 1962 году киевский студент-филолог и поклонник поэзии Цветаевой Семен Островский на свою стипендию установил первый камень неподалеку от этого места. Эта романтическая история подробно описана в рассказе К. Лейбовой "Две поездки к Марине Цветаевой". Нищий студент, движимый желанием исполнить волю Марины, в одиночку на перекладных добрался до Тарусы. Разыскал сестру Марины Анастасию Ивановну Цветаеву. Дочь Ариадна Сергеевна Эфрон в тот момент была в Москве - хлопотала об издании тома стихов М. Цветаевой. Анастасия Ивановна с радостью приняла идею установки камня. Сеня договорился с властями, директор тарусской каменоломни дал ему выбрать любой камень, отказавшись от денег. Сеня по простоте душевной полагал, что надпись на камне поможет сделать скульптор Бондаренко, который в тот период делал скульптуру Ленина для центральной площади Тарусы. Рабочие Бондаренко за традиционную русскую плату - бутылку - помогли вырезать надпись, бросив работу над вождем революции. Но Бондаренко позвонил  Ариадне Сергеевне и сообщил, что в Тарусе действует скульптор - авантюрист. Ариадна, не разобравшись, потребовала "остановить безобразие", ведь из-за этого могли запретить издание сборника стихов Марины. После Сениного отъезда камень был разбит и вывезен в неизвестном направлении. Позже его нашла жительница Тарусы - из него сделаны ступени в ее дом. 

И только 9 октября 1988 года на углу часовни, некогда стоявшей здесь, установили второй камень. Поэт Семен Островский живет в Нью-Йорке и пишет детские стихи. В первое воскресенье октября на территории "Серебряного века" проводится традиционный Цветаевский костер. Собираются  известные и молодые поэты и читают стихи Цветаевой и свои. 

Давайте обсудим все то, что вы сегодня узнали. Узнали ли Вы что-то новое о нашем городе? Есть ли какие-то строки, которые Вас тронули, заставили задуматься ?  (ответы обучающихся)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной композиции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне «А память, как колодец, глубока…»

Цели и задачи, решаемые в ходе реализации методической разработки сценария и проведении литературно-музыкальной композиции: - привитие учащимся любви к истории своей страны;- воспитание чув...

Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова "Ростов-город, ростов-Дон"

Сценарий литературно-музыкально композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков "Ростов-город, Ростов-Дон", разработанный  учителями литературы...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.И.Цветаевой

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта. Может быть использована для проведения  урока литературы по творчеству М.И.Ц...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Красной рябины горькая кисть" к юбилею М.И.Цветаевой

Данный сценарий можно использовать как на уроках литературы, так и во внеклассной работе. Разработка для учащихся 11 классов....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Я с каждой волной – воскресаю!», посвященной 125-летию со дня рождения М.И. Цветаевой

Сценарий отражает этапы жизни М.И. Цветаевой, содержит краеведческий материал. Звучат стихи и песни на слова М.И. Цветаевой...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....