Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.И.Цветаевой
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта. Может быть использована для проведения  урока литературы по творчеству М.И.Цветаевой в 9, 11 классах  или как сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 8 - 11 классов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная композиция, посвященная  125-летию со дня рождения Марины Цветаевой

Разработали – учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области Голодяева О.В., Ларина И.Г.

Марина Цветаева.  Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана, как брызги из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Не читанным стихам.
Разбросанным в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
настанет свой черед.
Обращаюсь к вам, потому что вы любите мои стихи…
Незнакомый человек – это все возможности, то, от кого всё ждешь. Кого еще нет, он только завтра будет (завтра, когда меня не будет).  Икс для игрика начинается в секунду встречи, будь ему хоть сто лет.

Вед  1 Это строки Марины Ивановны Цветаевой, русского поэта. В 2017 году ей исполнилось бы  125 лет. Но люди не живут так долго. Зато стихи… стихи живут вечно.

Марина Цветаева.  Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Чтец «Кто создан из камня…»

Вед 2. Из воспоминаний  сестры поэта, Анастасии Цветаевой.

Анастасия Цветаева.  Марина родилась  26 сентября 1892 в Москве. В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы. Может быть, будет поэт?»
О счастливом  нашем детстве Марина писала:

Ты, чьи сны еще непробудны,
Чьи движенья еще тихи,
В переулок сходи Трехпрудный,
Если любишь мои стихи.

О, как солнечно и как звездно

Начат жизненный первый том,

Умоляю—пока не поздно,

Приходи посмотреть наш дом!

Будет скоро тот мир погублен,

Погляди на него тайком,

Пока тополь еще не срублен

И не продан еще наш дом.

Этот тополь! Под ним ютятся

Наши детские вечера.

Этот тополь среди акаций

Цвета пепла и серебра.

Этот мир невозвратно-чудный

Ты застанешь еще, спеши!

В переулок сходи Трехпрудный,

В эту душу моей души.



Вед 1. Отец будущего поэта, Иван Владимирович Цветаев, - великий и бескорыстный труженик, создатель первого в России Государственного музея изобразительных искусств.

Анастасия Цветаева. Проект такого музея был встречен холодно. Многие сомневались в возможности его создания. Мало кто верил в его успех. Ближайшим сотрудником моего отца была моя мать, Мария Александровна Цветаева. Помогать музею было прежде всего – духовно помогать отцу: верить в него, а, когда нужно, и за него.

Вед 2. Детей своих Мария Александровна и Иван Владимирович растили  не только на сухом хлебе долго. Они открыли им глаза на никогда не изменяющее человеку чудо природы, одарили их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских ёлок и дали им в руки лучшие в мире книги.

Вед 1. Из книги Марины Цветаевой «Мой Пушкин»

Чтец:      …Нас этим выстрелом всех в живот ранили. Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта — убили. С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова — убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё мое младенчество, детство, юность, — я поделила мир на поэта — и всех и выбрала — поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать — поэта — от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались.


Вед 2. В 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи выпустила Марина первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили.


Чтец: «Вчера еще в глаза глядел…»

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!


Чтец: «Ошибка»

Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль —
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!

Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!

Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!


Вед 1. В один день с Мариной, но годом позже, родился ее муж, Сергей Яковлевич Эфрон. Они встретились,  семнадцатилетний и восемнадцатилетняя, 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой  Коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый, грустной кроткой красотой юноша с поразительными огромными в пол-лица глазами.

Вед 2. Заглянув в них, Марина загадала: «Если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих  серых глаз от ее зеленых, - и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю жизнь.

Марина Цветаева.  Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час,
И звериные берлоги, и старинные чертоги…
Милый, милый, мы как боги, целый мир для нас.
Всюду дома мы на свете,
Все зовя своим.
В шалаше, где чинят сети,
На сияющем паркете,
Милый, милый, мы как дети:
Целый мир двоим!
Солнце жжет; на север с юга,
Или на луну. Им очаг и бремя плуга,
Нам – простор и зелень луга…
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену.  

Вед  1. Обвенчались Сережа и Марина  в январе 12 года, и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.

Вальс танцуют старшеклассники под песню на стихи М.Цветаевой «Генералам двенадцатого года»

Вед 2. Аля,  Ариадна  Эфрон, родилась 5 сентября 1912 в половине шестого утра под звон колоколов.
Девочка! Царица бала! Или схимница, Бог весть!
Сколько времени? Светало. Кто-то мне ответил: Шесть.
Чтобы тихая в печали, чтобы нежная росла,
Девочку мою встречали ранние колокола.

Вед 1. Первая мировая война. Год 1914. Серёжа Эфрон – студент 1 курса Московского университета – отправляется на фронт первым санитарным поездом в качестве брата милосердия.
Вед 2.  13 апреля 1917 у Марины родилась вторая дочь Ирина. В ноябре того же года ее муж Сергей уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Служа в Белой армии, он свято верил, что спасает Россию.

Вед 1. Почти 3 года жила Марина в голодной Красной Москве, не получая вестей от мужа, терпела не просто нужду, а нищету.

Марина. Живу с Алей и Ириной, Але – шесть лет, Ирине – 3, в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет.  Под письменным столом двенадцать фунтов картофеля… весь запас.   Моя вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года от голода.

Чтец. Две руки, легко опущенные  на младенческую голову!

Были — по одной на каждую —  две головки мне дарованы.

Но обеими — зажатыми — Яростными — как могла! —

Старшую у тьмы выхватывая — Младшей не уберегла.

Две руки — ласкать — разглаживать Нежные головки пышные.

Две руки — и вот одна из них За ночь оказалась лишняя.

Светлая — на шейке тоненькой — Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем непонято, Что дитя мое в земле.


Песня «Молитва». Исполняет учащаяся 9 класса

Вед 2. В годы гражданской войны связь между Мариной Цветаевой и Сергеем Эфроном была прервана.  Они писали друг другу в никуда.
Марина. Если вы живы, если не суждено еще раз с вами увидеться, слушайте! Когда я вам пишу, вы есть, раз я вам пишу. Если Бог сделает чудо, оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака. Сереженька, я написала ваше имя и не могу писать дальше.

Вед 1. В 1920 году Марине удалось воссоединиться с мужем, но для этого ей пришлось покинуть Россию. И начались годы мытарств по странам и городам.

Вед 2.  Географическая справка о пребывании за границей. Берлин

Марина Цветаева: Недолго (зажигает свечу, стоящую на столе перед ней)

Ведущий: Прага

Марина Цветаева: 3 года. Я Прагу люблю первой после Москвы, и не из-за родного славянства – из-за собственного родства с нею: за её смешанность и многодушие. Прага - такой город, где душа – вЕсит.

Вед 1. Париж.

Марина Цветаева: за 7 лет Франции я бесконечно остыла сердцем. Париж мне душевно ничего не дал.

Чтец: Вшеноры.

Марина Цветаева: Сын мой, Георгий,  родился 1 февраля 1925 года, в воскресенье, в полдень, в снежный виихрь. Буду любить его – каким бы он НИ был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть… Мальчиков нужно баловать, - им, может быть, на войну придётся.

Вед 2. Мокропсы, Медон, Кламар, Ванв.

Марина Цветаева: Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете…Читаю стихи. Читать по тетрадке я стала только тогда, когда перестала их знать наизусть, а знать перестала – когда просить перестали, в 1922 года – года моего отъезда из России. Из мира, где мои стихи кому-то были нужны.

Чтец: « Расстояние»

Рас-стояние: версты, мили...

Рас-стояние: версты, мили...

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...

Не рассОрили - рассорИли,

 Расслоили... Стена да ров.

Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...

Не расстроили - растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

 Который уж, ну который - март?!

Разбили нас - как колоду карт!


Марина Цветаева:
 Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант по духу, то есть по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда… Мой читатель, несомненно, в России… Пишу не для ЗДЕСЬ ( здесь не поймут из-за голоса), а для ТАМ – языком равных…

Вед 1.  По всем своим городам и пригородам… Марина прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем ( у которых она в моде сейчас)

Чтец:

О, чёрная гора,
Затмившая весь свет!
Пора-пора-пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь – быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь – жить.

С волками площадей

Отказываюсь – выть.

С акулами равнин

Отказываюсь – плыть

Вниз – по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один – отказ.

Вед 1.  На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование – и того в обрез.

Вед 2.  В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине. Немногим ранее вернулись на родину дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон, но вскоре они были сосланы в ссылку.

Марина Цветаева: Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться)

Вед 1.  Во время эвакуации в 1941 году она оказалась в Елабуге. Тут и настиг её «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила собой.

(Звучит Прелюдия № 1 до мажор Скрябина.

Цветаева дует на свечу, стоящую на столике.  Встаёт и  уходит).

Вед 2. Поэт жив, пока живы его стихи.

Звучит песня
 «Мне нравится, что вы больны не мной» в исполнении учащейся 11 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина...

«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой

Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.С.Пушкина "Мы рождены для вдохновенья..."(к 180-летию со дня гибели поэта)

Цели мероприятия:·         заинтересовать учащихся личностью поэта; увлечь творчеством А. С. Пушкина;·         познакоми...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова

Литературно-музыкальная композиция углубляет знания о жизни и творчества великого русского поэта и писателя....

Конспект литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству А.С. Пушкина "Весь я - память.."

Данная разработка литературно-музыкальной композиции поможет Вам познакомиться с творчеством великого гения - А.С. Пушкина...