Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза")
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Митрофанская Анжела Петровна

Урок проведен в соответствии в требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления, с элементами метода "Шесть шляп мышления".

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m5657054e.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m44b27af5.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/20/20076/hello_html_m1f9fe241.gif

МБОУ «СОШ №30» Г.о.Подольск

Технологическая карта

 урока литературы

в 9  классе

(С применением технологий проблемного обучения, группового обучения,

 развития критического мышления)

Составила и провела: учитель русского языка и литературы

 Митрофанская Анжела Петровна

Технологическая карта урока

Тема урока: «И крестьянки любить умеют!» (по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)

Класс: 9

Предмет: литература

Тип урока: обобщающий

Цели урока:

образовательные: закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина; повторить понятие сентиментализма как литературного направления; доказать, что повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина - образец сентиментализма;

воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения; воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека;

развивающие:  развивать навыки выразительного чтения и анализа прозаического произведения; расширять словарный запас; способствовать развитию критического мышления.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), раздаточный материал, учебник.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация знаний – 10 мин.
  3. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. Целеполагание.– 5 мин.
  4. Решение проблемного вопроса (работа в группах) – 15 мин.
  5. Обобщение и систематизация знаний (презентация ответов) – 10 мин.
  6. Выставление самооценок и рефлексия  – 2 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 - Добрый день, ребята! Рада вас видеть.

Входя в класс, вы доставали из мешочка прямоугольники определенных цветов. Сядьте, пожалуйста, согласно тому цвету, который вам достался.

Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку.

Рассаживаются по группам. (Образуется шесть групп)

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Прежде чем вы узнаете, какой будет цель вашей групповой работы, повторим известные уже нам сведения о писателе Н.М.Карамзине и проверим домашнее задание.

(Слайд 3).

Опираясь на кластер, расскажите об основных этапах жизни Карамзина.

- Что такое сентиметализм?

(Слайд 4).

- Рассмотрите два полотна художников Рокотова и Боровиковского, на которых изображена Екатерина II.  Какое из них принадлежит кисти классициста, а какое – сентименталиста? По каким признакам вы это узнали?

(Слайд 5).

(Слайд 6). Заполните сравнительную таблицу о классицизме и сентиментализме.

Настраиваются на работу.

Рассказывают кратко о Н.М.Карамзине.

Рассказывают о литературном направлении сентиментализм, чем характеризуется, когда зародился.

Доказывают, что Рокотов работал в духе классицизма, а Боровиковский в духе сентиментализма.

Работают индивидуально. Один ученик отвечает, остальные дополняют ответ.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание.

Тема нашего урока: «И крестьянки любить умеют!»

  Какую цель вы поставите в начале урока?

Главная цель нашего урока – доказать, что повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - образец сентиментализма.

Для того чтобы это сделать, вы и разделились на шесть групп, потому что работать мы будем по методу «Шести шляп».

(Учитель рассказывает суть этого метода).

(Слайды 7-14).

Записывают в тетрадях дату и тему урока.

Дают свои варианты.

Слушают учителя. Эмоционально реагируют.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Решение проблемного вопроса (работа в группах)

Каждая группа получает задание. Выбирает руководителя. Распределяет задания.

(Слайды 15-21).

Белая шляпа (Учёные):

  1. Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза».
  2. Социальный статус героини и героя.
  3. Факты, говорящие о бедности Лизы и богатстве Эраста.

Чёрная шляпа (Критики):

  1. Составьте кластер к образу Эраста.
  2. С кем в повести «Бедная Лиза» связан мотив денег и в каких эпизодах он проявляется?
  3. Причины самоубийства Лизы.

Жёлтая шляпа (Оптимисты):

  1. Составить кластер к образу Лизы.
  2. Докажите, что у Эраста были и положительные черты характера.
  3. Любовь Лизы и Эраста. Найдите эпизоды, говорящие о том, что Лиза была счастлива.

Зелёная шляпа (Креативщики):

  1. Смысл заглавия повести «Бедная Лиза». В каком значении употреблён эпитет «бедная»?
  2. Почему герои не смогли быть счастливы?
  3. Как вы понимаете финальную фразу повести: «Теперь они, может быть, уже помирились!»?

Красная шляпа (Художники):

  1. Какую роль играет цвет в повести «Бедная Лиза»? Какая цветовая гамма преобладает в образах главных героев? Подумайте, почему.
  2. Какие эпизоды повести показались вам наиболее трогательными? Почему?

Синяя шляпа (Руководители):

  1. Объясните значение слов, сказанных Карамзиным в повести «Бедная Лиза»:     «И крестьянки любить умеют!» - с точки зрения сентиментализма.
  2. Какие нравственные уроки можно вынести современным читателям из этой повести?

Выбирают руководителя группы. Распределяют задания. Обсуждают ответы.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V. Обобщение и систематизация знаний (презентация ответов).

- Пришло время познакомить одноклассников с вашей работой. Отвечать вы будете именно в том порядке, в каком шляпы появляются на экране.

Заканчивают обсуждение. Руководитель группы демонстрирует готовность своей группы отвечать.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Выставление самооценок и рефлексия.

Руководители групп заполняют оценочные листы.

Закончите эти фразы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я научился…

- У меня получилось…

Учащиеся анализируют своё поведение и состояние на уроке и дают себе самооценку.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

VII.Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Какие нравственные уроки может вынести современный читатель из повести «Бедная Лиза» ?»

Записывают домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока в 3 классе на тему"Он любит желе"

Данный урок входит в цикл «Еда» и является 1 уроком в данном модуле. Целью  урока является формирование лексического навыка по теме «Мои...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...