Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 42.84 КБ |
Презентация к уроку | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Класс: 5
Автор УМК: Коровин, Коровина
Тема урока: повесть Н.В. Гоголя «Заколдованное место»
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить учащихся с творчеством Н.В.Гоголя, научить анализировать художественный текст.
Планируемые результаты:
образовательные: познакомить учащихся с жизнью писателя и его творчеством. Научить анализировать художественный текст и выделять в нем данные, необходимые для характеристики героя.
развивающие: развитие связной грамотной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту.
воспитывающие: привитие внимательного отношения к слову, уважения к взглядам писателя.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||
Задания и упражнения | ||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||||
I. Актуализация знаний Смотрят слайды, отвечают на вопросы, вспоминают материал прошлого урока.
1 слайд – имение Гоголей в Васильевке, где прошло детство писателя. 2 – родители Гоголя. 3 – комната писателя, 4 – гимназия в Нежине, где учился Гоголь. 5 – цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», после выхода в свет которых Гоголь получил широкую известность. 6 – комната, где умер писатель 7 – памятник, который установлен на могиле писателя в Москве. | Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке литературы. Надеюсь, сегодня вы будете работать так же активно, как и на предыдущих уроках. На прошлом уроке мы познакомились с биографией известнейшего писателя Николая Васильевича Гоголя. Давайте вспомним некоторые факты из его биографии. Посмотрите на слайды и подумайте, как изображение относится к жизни и творчеству Николая Гоголя. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию. Пытаются соотнести изображенное на экране с полученными ранее данными. | Выполняют учебно-познавательные действия; чтобы ответить на вопрос, анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи. | Отвечают на вопросы других, взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время опроса. | Задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении. Контролируют правильность ответов одноклассников. | Оценивают результат по алгоритму. | |||||
II. Постановка целей и задач урока. | Ребята, посмотрите на следующий слайд. Момент из какого произведения Гоголя на нем изображен? Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Повесть «Заколдованное место») Какие задачи мы поставим перед собой сегодня? | Извлекают необходимую информацию из увиденного на экране, систематизируют собственные знания. | Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, находят ответы на вопросы. | Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. | Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. | Осознают недостаточность своих знаний. Самостоятельно определяют цели и задачи обучения. | Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формирование умения прогнозировать предстоящую работу; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме. | |||||
Смотрят иллюстрации к произведению, отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, ставят перед собой задачи. | ||||||||||||
III. Наблюдение. | ||||||||||||
Смотрят слайды, сравнивают иллюстрации с описанием в тексте, отвечают на вопросы учителя. | Посмотрите на иллюстрации разных художников к повести «Заколдованное место». Какой момент из произведения изображен на слайдах? Так ли вы представляли себе заколдованное место? Давайте найдем в тексте описание заколдованного места и сравним текст с изображениями. А теперь, ребята, обратите внимание на то, как художники изображали главного героя - деда. Так ли вы его себе представляли? А есть ли в тексте подробное описание деда? | Отвечают на вопросы учителя, выполняют учебно-познавательные действия, классифицируют слова по схожим признакам. | Анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Осуществляют самоконтроль выполнения задания, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. | Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. | |||||
IV. Физминутка | ||||||||||||
V. Работа по теме урока. Работают с текстом, анализируют его, находят ответы на вопросы учителя, заполняют таблицу на доске и в тетрадях. | Ребята, откройте первую страницу произведения и посмотрите, как сам автор обозначил жанр произведения? (быль). А как вы понимаете, что такое – быль? Действительно, это рассказ о событии, которое произошло по-настоящему. А как вы думаете, могло ли всё, что описано в произведении, произойти в нашей жизни? Вы совершенно верно подметили, что в повести много вымышленного. Давайте, попробуем разобраться, что здесь реального, а что волшебного. Для этого поработаем с текстом и заполним таблицу. (Работа с таблицей на интерактивной доске и самостоятельно на местах). - Кто является рассказчиком и героем повести? (дьячок церкви и его дед – это реальные герои, записываем их в правую колонку). - Читаем дальше. Чем занимался рассказчик и его дед? («Дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану»). - Давайте прочтем эпизод, где автор рассказывает о танцах. Что в этом моменте реального, а что фантастического (записываем в таблицу – дьявольское место, где «не вытанцовыволось», герой неожиданно оказался совершенно в другом месте). - Как описывает автор заколдованное место? Что в нем реального, а что фантастичного? (фантастичное – свечки, которые сами по себе зажигаются одна за другой, реальное - описание места: «Баштану, ни чумаков, ничего; назади, впереди, по сторонам — гладкое поле». - Давайте обратимся к эпизоду, когда дед второй раз оказался в заколдованном месте. Реальное – описание кладбища, такое кладбище можно увидеть в любом селе. Фантастическое можно заметить в отрывке: «Заблеяла баранья голова с верхушки дерева». Здесь разговаривают животные, взявшиеся из неоткуда. Описание горы тоже фантастично: «над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! и чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и еще и язык высунула, и дразнит». - Читаем далее. Без волшебства описывается и семья деда, его жизнь: «Уже с хутора давно пришла мать и принесла горшок горячих галушек. (….) После вечери вымыла мать горшок и искала глазами, куда бы вылить помои». Фантастичен тяжелый котел, в котором должно быть богатство, золото, драгоценности, а оказался сори земля. Ребята, мы нашли в повести и реальное, и фантастическое. А как вы считаете, почему, несмотря на сказочные моменты, Гоголь все-таки подписал под названием, что это быль? И даже указал, кто ее рассказал? | Выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. | Умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез; их обоснование. | Осуществляют оценка и самооценка учебной деятельности; обобщают и систематизируют полученные знания. | Формирование умений полно и точно выражать свои мысли | Самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. | Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане | |||||
VI. Подведение итогов. Рефлексия. Пытаются понять основную идею произведения, отвечают на вопросы учителя, подводят итог своей деятельности на уроке.
| - Какие чувства вызвало у вас это произведение? - Как вы думаете, почему в котле оказался только мусор? - Какое отношение к нечистой силе выразил автор? - Чему вас научило это произведение? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Умение структурировать полученные знания и выражать свои мысли. | Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. | Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. | |||||
VII. Домашнее задание. | Раб. тетрадь, зад. 42,43. | |||||||||||
VIII. Выставление оценок. | Выставляет и комментирует оценки. |
Подписи к слайдам:
Фантастическое
Реальное
Дом Николая Гоголя
После публикации «Вечеров…» Гоголь стал знаменит
Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
Гимназия в Нежине
Комната писателя
Родители писателя
Мария Ивановна и Василий Афанасьевич
Могила Гоголя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Технологическая карта урока физической культуры, 1 класс, Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность". Данный материал будет интересен учителям физической ку...
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..
Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 2 класс "Передача и ловля мяча в парах на месте"
Передача и ловля мяча в парах на месте. 2 класс Баскетбол...