Рабочая программа. Литература 7 класс к учебнику Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И. (1 час в неделю).
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 7 класса. Составленная в соответствии с основными положениями ФГОС и адаптирована для школы надомного обучения учитывая индивидуальные психофизиологические возможности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1133»
_______________________________________________________________________________
121609 Москва, Крылатские холмы 15, корп.1,
телефон (495) 413-02-24 факс (495) 413-02-24 e-mail: 1133@edu.mos.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литература
7 класс надомное обучение
Учитель Федюшина Ирина Сергеевна
1 категория
2017-2018 уч. год
Содержание
Раздел 1
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Информация об авторе программы, учебники.
1.1.2. Цели и задачи предмета
1.1.3. Описание места учебного предмета в образовательном
процессе и в учебном плане.
1.1.4. Организация контроля и оценки образовательных результатов учащихся.
Раздел 2
2.1.Содержание учебного предмета:
2.1.1. Содержание предмета по темам (блокам)
2.1.2 Календарно-тематическое планирование
Раздел 3
3.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3.2.Учебно – методические пособия.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения; на основе примерной Программы основного общего образования по литературе; авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М. Просвещение 2012 год)
Учебно-методический комплект: Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И. Литература 7 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.:Просвещение 2013.
Рабочая программа адаптирована для подразделения надомного обучения ГБОУ Школа №1133 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учитываются индивидуальные психофизиологические возможности учащихся.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.
Цели обучения и задачи на данный учебный год:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре,
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма;
воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и
письменной речи учащихся; формирование читательской культуры
потребности в самостоятельном чтении
воспитание эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении;
о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве.
Содержание деятельности по предмету.
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий,
выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы учебника
раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и
прозаических текстов;
составление планов сочинений статьи учебника
написание сочинений по
литературным произведениям
индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы)
Репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа
пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико – стилистическими
заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера); -
Творческая деятельность: сочинение, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование.
Виды контроля:
устные (опрос); письменные (письменный опрос, тесты),
комбинированные (самоконтроль, рефлексия, представление читательских интересов).
Раздел 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определённых способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы.
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века
Александр Сергеевич Пушкин (3 часа). Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)
Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)
Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)
Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Тематическое планирование программы.
Содержание | Количество часов | В том числе развитие речи | Контрольные работы |
Введение. Устное народное творчество | 3 | - | - |
Из древнерусской литературы | 2 | 1 | - |
Из литературы XVIII века | 2 | - | - |
Из литературы XIX века | 20 | 7 | 1 |
Из литературы XX века | 8 | 2 | 1 |
Итого: | 35 | 10 | 2 |
Календарно-тематическое планирование.
Даты | № урока | Тема урока. Основное содержание. | Примечание. Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащегося. | Возможное домашнее задание. |
Устное народное творчество.(2 часа) | ||||
1 | Литература как искусство слова. Былины как героические песни эпического характера. Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко». | Рассказ учителя. Беседа. | Рассказ о герое (по плану). Подготовить устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри» | |
2 | Предания | Рассказ учителя. Беседа. | Какими предстают герои преданий. | |
Древнерусская литература.(2 ч ,1 Р.Р.) | ||||
3 | Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха.» (отрывок). Особенности жанра. Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет». Русские летописи.( отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. | Рассказ учителя. Беседа. | Написать мини –сочинение «О пользе книг» | |
4 | Р.Р. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу. | Подготовиться к пересказу эпизодов | |
Произведения русских писателей XVIII (2 ч) | ||||
5 | Творчество М.В.Ломоносова, «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия… Императрицы Елисаветы Петровны1747 г. Мысли автора о Родине, русской науке. Призыв к миру. Жанр оды. | Рассказ учителя, практикум. | Выучить отрывок из оды наизусть. | |
6 | Г.Р.Державина. Чтение и осмысление стихотворений. (по выбору учителя) «На птичку», «Река времен…», «Признание». | Практикум. | Отзыв на стихотворение | |
Произведения русских писателей XIX века. (20 ч ,7 Р.Р.,1К.Р.) | ||||
7 | А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра. Образ автора в отрывке из поэмы. | Рассказ учителя. Беседа. | Выучить вступление к поэме. | |
8 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхвов. Развитие понятий о балладе. Своеобразие композиций и языка. | Беседа, практикум. | Выучить определение и особенности баллады «Песнь о вещем Олеге». | |
9 | А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | Практикум | Стр. 96-97 (вопросы) | |
10 | А.С.Пушкин Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека», его положение в общесстве. | Практикум | Подготовить харрактеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. | |
11 | А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель».Основная мысль повести, ее гуманизм.Образ повествователя. | Р.Р. | Письменный ответ на вопрос: «В чем художественный смысл картинок, изображающих историю о блудном сыне?». | |
12 | Биография М.Ю.Лермонтова. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Картины быта 16 века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | Рассказ учителя, практикум. | Рассказ «Кулачный бой на Москве-реке». Найти исторические детали в поэме. | |
13 | Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Степан Калашников-носитель лучших качеств русского национального характера. Подготовка к сочинению. | Беседа, практикум. | Сочинение. «В чем смысл столкновения С.Калашникова с Кирибеевичем?» | |
14 | Лирика М.Ю.Лермонтова: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…» Душа и лира поэта. | Практикум. | Анализ стихотворения Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать) | |
15 | Н.В.Гоголь Повесть «Тарас Бульба».Героико-патриотический пафос повести.. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Развитие понятия о литературном герое. | Беседа. Практикум. | Рассказ об Остапе и Андрии. (сравнительная характеристика по плану). | |
16 | Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса Бульбы. | Беседа. Практикум. | Подготовить рассказ о Тарасе Бульбе.(цитаты из повести). | |
17 | Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Остап и Андрий. Сравнительная характеристика. | Р.Р. | Написать сочинение. | |
18 | И.С.Тургенев. Слово о писателе «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа «Бириюк». | Беседа. Практикум. | Как автор относится к героям рассказа (письменный ответ) | |
19 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности.Обучение анализу стихотворения. | Р.Р. | Выучить стихотворение «Русский язык» | |
20 | А.К.Толстой. Баллады : «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Историческая тематика в творчестве Толстого. Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. | Беседа | Сообщение: «Мое отношение к героям». | |
21 | Н.А.Некрасов. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. | Р.Р. Практикум. | Выучить стихотворение наизусть. | |
22 | Н.А.Некрасов «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. Развитие понятия о поэме. Обучение выразительному чтению. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Устный рассказ о героине с цитированием | |
23 | М.Е.Салтыков-Щедрин Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Обличение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика.. | Р.Р. Практикум. | художественный пересказ эпизодов | |
24 | Л.Н.Толстой Повесть «Детство». (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Образ главного героя. Его чувства , поступки и духовный мир. | Рассказ учителя. Беседа | Что больше интересует Толстого- поступок или его нравственный смысл. (устный ответ на вопрос). | |
25 | А.П.Чехов Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. Живая картина нравов, осмеяние пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе. Т\Л. Понятие о юморе и сатире. | Рассказ учителя. Беседа | Почему рассказ назван «Хаммелеон», Какие детали текста помогают понять это? | |
26 | А.П.Чехов «Злоумышленник». Авторская позиция. Два лица России в рассказе. | Беседа. | Как объяснить название рассказа? Виновен ли Денис? | |
27 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский , А.К.Толстой, И.А.Бунин. Обучение анализу лирического текста. | Р.Р. Практикум. | Стихотворение наизусть. | |
28 | И.А.Бунин Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Авторское решение этой проблемы. | Рассказ учителя. Беседа. | Стр. 297-304 (прочитать, вопросы) | |
29 | М.Горький Повесть «Детство». (главы). Автобиографический характер повести.«Свинцовые мерзости жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | Беседа. | Подготовиться к рассказу «Дед Каширин» | |
30 | М.Горький Повесть «Детство». (главы). Живая душа русского человека. Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. | Беседа. | Рассказ о любимом герое. | |
31 | В.В.Маяковский Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. | Рассказ учителя. Беседа. | Выучить отрывок из стихотворения | |
32 | Л. Н. Андреев «Кусака». Авторское отношение к событиям. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | Рассказ учителя. Беседа. | Какие чувства и переживания вызвал рассказ | |
33 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. | Рассказ учителя. Беседа. | Прав ли был Юшка ,говоря, что его любит народ? (письмен. ответ на вопрос). | |
34 | Ф. А.Абрамов «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. | Рассказ учителя. Беседа. | Ответы на проблемные вопросы | |
35 | Д.С.Лихачев Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. Публицистика , мемуары как жанры литературы. | Беседа. Практикум. | Как я понимаю поговорку : «Береги честь смолоду?» |
Раздел 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 7 класс – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,
3. 2006 г.
4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.7 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
6. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
7. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
9. Репин А.В. Литература. 7 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
10. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия
11. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 7 класс: Дидактические материалы по литературе. — 224 с.: ил. — Обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс к учебнику В.В. Лунина
Рабочая программа и тематическое планирование...
Рабочая программа 10 класс по учебнику Spotlight
Данная рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание учебного предмета, планируемые результаты учебной деятельности, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа 7 класс к учебнику Хайдаровой Р.З.Тат.литература.
Программа по тат.литературе к учебникам Хайдаровой Р.З. для учащихся 7 класса....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса по учебнику Полухиной В.П., Коровиной В.Я. и др.
Содержание рабочей программы:Раздел I. Пояснительная записка.Раздел II. Учебно-тематическое планирование.Раздел III.Тематическое планирование учебного материала.Раздел IV.Требования к знаниям, у...
Рабочая тетрадь по литературе для 6 класса (авторы учебника Полухина В.П., Коровина В.Я.)
Рабочая тетрадь по литературе для 6 класса имеет целенаправленный характер. Содержание тетради соответствует учебному плану и программе для общеобразовательных учреждений по литературе 5-9 классов под...
Рабочая тетрадь по литературе для 6 класса (авторы учебника Полухина В.П., Коровина В.Я.)
Рабочая тетрадь по литературе адресована учащимся и является составной частью УМК по литературе для 6 класса авторов В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.Все задания рабочей тетради структ...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями ФГОС авторы: Полухина.В.П; Коровина.В.Я., Журавлев.В.П.,Коровин.В.И.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения и расчитана на 1 час литературы в неделю....