Словарь драматургии
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДРАМА
- ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville, от vau de Vire — долина р. Вир в Нормандии, где в 15 в. были распространены народные песенки-водевиры),
1) вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами. Возник во Франции; с нач. 19 в. получил общеевропейское распространение. Расцвет русского водевиля — 1820 — 40-е гг. (А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.). Классики жанра — Э. Скриб, Э. М. Лабиш. - ДРАМА (греч. drama, букв. — действие), 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.
- КОМЕДИЯ (от греч. komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.
- МЕЛОДРАМА - драматическое произведение, действующие лица. которого резко делятся на добродетельных героев и злодеев, имеют необычную судьбу, наделены исключительными чувствами.
5.МОНОЛОГ – развёрнутое высказывание одного лица, не связанное с
- Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме
- партнёра.
- преувеличенной чувствительностью.
- ПЬЕСА - общее название для драматических произведений различных
- Резонер- персонаж в драматическом произведении, рассуждающий о происходящих событиях, действующих событиях, историческом времени.
- РЕМАРКА – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешние и духовные отличия персонажей, их состояние.
- РЕПЛИКА – фраза собеседника в диалоге, возникшая как отклик на слова
- репликами других лиц.
- ТРАГЕДИЯ (от греч. tragodia, букв. — козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью главного героя. Классикой жанра стала трагедия Др. Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрождения и барокко (У. Шекспир, П. Кальдерон), классицизма (П. Корнель, Ж. Расин). Начиная с 18 в. и особенно в драматургии реализма жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой (как видом); возникают промежуточные жанры, напр.: «Мещанская трагедия» (Ф. Шиллер), трагическая драма (Г. Клейст, В. Гюго), историческая драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), героическая драма (Вс. Вишневский); с кон. 19 в. становится актуальной
- ФАРС- один из видов старинной, веселой комедии бытового содержания.
14.ФИНАЛ- (от лат. Finalis-конечный)- последняя, заключительная сцена в драматическом произведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для профильного обучения "У Шекспир и А.Н.Островский-великие драматурги"
Элективный курс «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги» предназначен для учащихся 10 – х классов, изучающих литературу на профильном уровне.Продолжительность данного элективного курса ...
Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь
Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...
Презентация к празднику словарей "Русской речи государь под названием СЛОВАРЬ"
Презентация содержит материал о жизни и деятельности знаменитых составителей словарей: Владимире Ивановиче Дале и Сергее Ивановиче Ожегове....
Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...
Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».
Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...
Словари.Виды словарей.
Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку....
Наработка глагольного словаря и словаря слов-признаков на занятиях и в режимных моментах
Вот некоторые из дидактических игр и заданий по формированию грамматического строя: важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с и...