программа элективного курса для профильного обучения "У Шекспир и А.Н.Островский-великие драматурги"
элективный курс (литература, 10 класс) по теме

 

Элективный курс «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги» предназначен для учащихся 10 – х классов, изучающих литературу на профильном уровне.

Продолжительность данного элективного курса – 18 часов. Этот курс является предметно – ориентированным и предлагает анализ, основанный на сопоставлении произведений великого английского драматурга У.Шекспира и великого русского драматурга А.Н.Островского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

«У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги»

                                                                  Проездова Л.А , учитель русского

                                                                            языка и литературы МОУ «СОШ р.п.

                                                                            Духовницкое» Духовницкого района.

                                    Пояснительная записка.

Элективный курс «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги» предназначен для учащихся 10 – х классов, изучающих литературу на профильном уровне.

Продолжительность данного элективного курса – 18 часов. Этот курс является предметно – ориентированным и предлагает анализ, основанный на сопоставлении произведений великого английского драматурга У.Шекспира и великого русского драматурга А.Н.Островского.

     Программа элективного курса «У.Шекспир и А.Н.Островский – великие драматурги» даёт возможность учащимся не только познакомиться с теми произведениями  У.Шекспира и А.Н.Островского, которые не входят в основной курс литературы, но и найти общее в драматургии авторов, принадлежащих разным эпохам, культурам, национальным традициям.

     Важна воспитательная роль данного курса. Ведь и Шекспир , и   Островский – создатели целой художественной вселенной, они обладали знанием жизни, знанием людей. А.Н.Островский вырос в семье с высокими моральными устоями, много размышлял о человеческих взаимоотношениях и нравственных ценностях. Работал в Коммерческом и Совестном судах.                  

     У.Шекспир усвоил философию Возрождения – гуманизм, он был убежден, что человек – самое совершенное и самое прекрасное существо в мире, он верил в неограниченные возможности человеческой личности, прежде всего в то, что основное начало человеческой личности – добро.                    

      В своих произведениях эти драматурги обращаются к глубинам человеческой природы, человеческой психологии, что делает анализ их пьес интересным и поучительным.

  Цель: углубление имеющихся знаний и расширение кругозора учащихся о драматургии У.Шекспира и А.Н.Островского; осмысление творчества У.Шекспира в контексте культуры эпохи Возрождения, творчества А.Н.Островского – в контексте  «золотого века» русской литературы.

Задачи:

.совершенствовать навыки  работы с драматургическим текстом;

.развивать навыки самостоятельной и аналитической работы;

.формировать умения вести дискуссию и аргументировать собственную точку зрения;

.развивать коммуникативные умения учащихся;

.учить самостоятельно добывать знания;

.познакомить учащихся с современным прочтением пьес драматургов(как в театре, так и в кино)

.способствовать повышению интереса к гуманитарному образованию и предмету «Литература»

    Поскольку содержание курса опирается на знания о жизни творчестве У.Шекспира и А.Н.Островского, полученные в рамках основного курса литературы, надо организовать занятия таким образом, чтобы преобладали активные формы учебной деятельности: семинары, практические занятия. На семинары учащиеся готовят доклады, сообщения, которые сопровождаются наглядными материалами(иллюстрациями, фото и видеоматериалом, компьютерными презентациями).Занятия, на которых предполагается изучение, анализ и сопоставление драматургических текстов, лучше всего проводить в форме практических работ в группах или индивидуально. Итоговое занятие можно провести в форме конференции, на которой учащиеся представят результаты своих исследований, примут участие в конкурсе сочинений, подготовят театральный вечер.

Планируемые результаты

Ученик в процессе изучения курса должен

1)осознать значение деятельности У.Шекспира и А.Н.Островского в становлении драматургии Англии и России;

2)научиться проводить сопоставительный анализ драматургических текстов;

3)научиться обобщать и систематизировать материал;

4)усовершенствовать коммуникативные умения через публичные выступления и защиту проектов;

5)уметь сопоставлять первоисточник и его сценическое воплощение;

6)уметь написать сочинение – рецензию и творческие работы в соответствии с требованиями ЕГЭ.

                                      Учебно-тематический план

No

п/п

          Тема

Кол-во часов

Виды деятельности (учителя и школьников)

  1

Театр У. Шекспира.

     2

Подготовка учителем вопросов к семинару. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Работа со справочной литературой. Создание альбома о жизни и творчестве У. Шекспира.

  2

Театр А.Н. Островского

     2

Подготовка вопросов к семинару. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Работа со справочной литературой. Создание альбома о жизни и творчестве А. Н. Островского.

  3

Комедия У. Шекспира «Укрощение строптивой»

    2

Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы.  Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесе У.Шекспира «Укрощение строптивой»(видеоматериалы или посещение театра(по возможности) )

4.

Комедия  А.Н.Островского «Не в свои сани не садись»

    2

Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение.

5.

Трагедия У.Шекспира «Гамлет, принц датский»

3              

Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесе У.Шекспира «Гамлет, принц датский» (видеоматериалы) Написание сочинения – рецензии.

6.

Комедия А.Н.Островского «Лес»

3

Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьесы. Доклады и сообщения учащихся. Обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесе А.Н.Островского «Лес» (видеоматериалы)

7.

У.Шекспир, А.Н.Островский -создатели национальной драматургии

2

Оформление и презентация результатов исследовательской деятельности.

 8.     Театральный вечер                          Инсценировка фрагментов пьес

           по  пройденным               2              У.Шекспира и А.Н.Островского.  

          пьесам У.Шекспира и                       Конкурс на лучшую  инсценировку.

           А.Н.Островского                                Работы учащихся.

Система оценки достижений учащихся.

Оцениваться учебные достижения учащихся  могут накопительной оценкой (учитываются количество и качество выполненной учащимся работы).    

    Результаты работ учащихся  представляются в следующих формах:

 - доклады и сообщения, которые могут сопровождаться иллюстрациями разного вида (рисунки, видеоряды, компьютерные презентации);

 - защита компьютерных презентаций;

- сценарий театрального вечера;

- рецензия;

- создание альбомов о жизни и творчестве У.Шекспира и А.Н.Островсково.

                             

             Программа курса

Тема 1. Театр Шекспира

Общее историко-культурное положение Англии 16 века:

.становление английской нации;

.основные тенденции развития культуры Англии(особенности английского Возрождения).

Состояние театра в Англии 16 века.

Загадка личности У.Шекспира: кто он- третьесортный актёр или великий драматург?  

Жанровая специфика драматургии У.Шекспира.

Работа со справочной литературой, составление и оформление альбома о жизни и творчестве У.Шекспира.

Тема 2.Театр А.Н.Островского

Общая характеристика состояния театрального дела в России в 1 – й половине 19 века.

Театр Островского:

- жанровая специфика драматургии Островского;

- театральная реформа Островского;

- «типы» Островского .

А.Н.Островский в воспоминаниях современников.

Работа со справочной литературой, составление и оформление альбома о жизни и творчестве А.Н.Островского.

 Тема 3. Комедия У.Шекспира «Укрощение строптивой»

Тема «отцов» и «детей» в комедии.

Образ главной героини (желание самостоятельного выбора своей судьбы).

Образ Петруччо.

Момент рождения любви между Петруччо и Катариной.

Сравнительная характеристика двух сестёр.

Любовь истинная – любовь ложная: критерий истинности чувств у У.Шекспира.

Житейская мудрость в комедии.

Художественное произведение и фильм по его мотивам.

Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Укрощение строптивой»

Тема 4. Комедия А.Н.Островского «Не в свои сани не садись»

Идеал патриархальной семьи в творчестве А.Н.Островского.

Тема «отцов» и «детей» в комедии.

Образ главной героини(желание самостоятельного выбора своей судьбы).

Образы Бородкина и Вихорева.

Любовь истинная – любовь ложная:любовь и деньги у Островского.

Житейская мудрость в комедии.

Тема 5. Трагедия У.Шекспира «Гамлет, принц датский».

Тема «вывихнутости» времени в трагедии.

Разлад в семье как отражение разлада в мире.

Тема одиночества в пьесе.

Носитель трагического конфликта (образ Гамлета).

Мотив игры(приём «театр в театре» в трагедии).

Универсальность конфликта.

Художественное произведение и фильм по его мотивам.

Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Гамлет».

Написание сочинения – рецензии.

Тема 6. Комедия А.Н.Островского «Лес»

Тема «вывихнутости» времени в комедии.

Разлад в семье как отражение разлада в мире.

«Парные герои»: Несчастливцев – Счастливцев.

Мотив игры: «театр – искусство, театр – комедианство».

Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром фрагментов фильма «Лес».

Тема 7. У.Шекспир и А.Н.Островский – создатели национальной драматургии.

Презентация индивидуальных результатов учащихся (конференция, компьютерная презентация, сочинение – рецензия).

Тема 8.Театральный вечер по пройденным пьесам У.Шекспира и А.Н.Островского.

Выставка работ учащихся(иллюстрации к произведениям У.Шекспира и А.Н.Островского; эскизы костюмов и декораций к спектаклям).

Сценарий театрального вечера.

Материалы для проведения элективного курса

Тема 2. Театр А.Н.Островского.

Цель.  познакомить учащихся с состоянием театрального дела в России в 1-й половине  х1х века, раскрыть роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии.

Ход занятия

1.Проверка домашнего задания.

2.Слово учителя.

3.Доклады и сообщения учащихся.

4.Домашнее задание.

1.Проверка д.з.

Беседа по пройденному материалу «Театр Шекспира»( один ученик отвечает, другой рецензирует и дополняет ответ).

- Расскажите, пожалуйста, о историко –культурном положении Англии 18 века.

-Каковы основные тенденции развития культуры Англии?

- А каково было состояние театрального дела в Англии 18 века?

- Так кто же был Шекспир – третьесортный неграмотный актер или великий драматург? Ваше мнение.

- Жанровая специфика драматургии У.Шекспира?

2.Лекция учителя, содержащая характеристику театрального дела в России в 1-й половине 19 века. Запись тезисов.

3.Доклады и сообщения учащихся.

Итак, сегодня мы познакомились с театром Островского. Следующие занятия позволят нам более глубоко изучить пьесы А.Н.Островского, которые не входят в основной курс литературы.

4.Домашнее задание.

1.Прочитать комедию У.Шекспира «Укрощение строптивой».

2.Ответить на вопросы:

-Какое впечатление произвело произведение, что в нем особенно запомнилось, почему?

-Составить характеристику главной героини.

-Образ Петруччо.

 -Сравнительная характеристика двух сестер.

 -Как Шекспир раскрывает понятие «любовь истинная – любовь ложная»?

 2.Индивидуальные задания.

Доклад «Тема «отцов» и»детей» в комедии «Укрощение строптивой».

Сообщение «Драматургический прием «театр в театре»

4.Опережающее задание: прочитать комедию А.Н.Островского « Не в свои сани не садись».

Урок 5. Трагедия У.Шекспира «Гамлет, принц датский».

Цель: совершенствование и закрепление навыков работы с текстом драматургического произведения; развивать навыки самостоятельной и аналитической работы; формирование умения вести дискуссию и аргументировать собственную точку зрения.

Оборудование: портрет У.Шекспира, иллюстрации к пьесе, видеокассета с фильмом «Гамлет», Х.Глюк – мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра.

Эпиграф – строфа из стихотворения Б.Пастернака «Гамлет»:

                                                           На меня наставлен сумрак ночи

                                                           Тысячью биноклей на оси.

                                                             Если только можно, Авва Отче,

                                                             Чашу эту мимо пронеси.

1.Слово учителя.

Пожалуй, если говорить о том, что исторические реалии, которые мы находим в художественных произведениях, служат лишь фоном для описания человеческих драм , то почти все творчество Шекспира является лучшим тому подтверждением. Так, скажем, при создании трагедии «Ромео и Джульетта» драматург взял за основу сюжет из новеллы итальянца Банделло, тот же прием мы находим и в трагедии «Гамлет», где в качестве сюжета использована легенда о принце Датском. И новелла, и легенда давно забыты, однако, несмотря на это, а, может быть, и благодаря этому, образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить, по всей вероятности, до тех пор, пока существует человечество. В чем же причина этого феномена?

Итак, средневековая Дания, Эльсинор, королевский замок… Казалось бы, нас ждет романтическая история из давно минувших дней… Но нет, - уже первая сцена наполняет душу какой – то непонятной тревогой. И если вы, ребята, разделяете это ощущение, то подтвердите его сами, пожалуйста, опираясь на текст.

2.Комментированное чтение пьесы.

3.Доклады и сообщения учащихся.

4.Обсуждение докладов и сообщений.

5.Просмотр и обсуждение постановок по пьесе У.Шекспира «Гамлет, принц датский».

6.Общая характеристика экранизаций пьесы с просмотром  фрагментов фильма «Гамлет».

7.Звучит мелодия Х.Глюка из оперы «Орфей и Эвридика».

На фоне музыки учитель:

Хочу закончить наше занятие словами, пересмыслив знаменитую строку Данте об Аде, а, точнее, о смерти: «Lasejate odnj speranza” – «Оставьте всякую надежду!» Можно то же самое сказать и о жизни.

Впрочем, если мы закончим наше занятие на этой печальной и безнадежной мысли, то все – таки погрешим против истины, против жизни, потому что все же…По – моему, хотела Офелия вновь обрести Гамлета хотя бы на «небесах».

8. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Что бы вы сказали Гамлету, доведись вам встретиться с ним?»

Читать пьесу А.Н.Островского «Лес».

Тема 7. У.Шекспир, А.Н.Островский – создатели национальной драматургии

Презентация индивидуальных результатов учащихся(в зависимости от выбранной формы: доклады, компьютерные презентации, сочинения – рецензии).

Примерные темы докладов и проектных работ:

1.Трактовка монолога главного героя как одного из кульминационных моментов в пьесах У.Шекспира и А.Н.Островского.

2.Смешение трагического и комического начал в пьесах У.Шекспира и А.Н.Островского.

3.Мотив «жизнь есть театр» в произведениях УШекспира и А.Н.Островского.

4.Гуманизм пьес У.Шекспира и А.Н.Островского.

5.Роль У.Шекспира в становлении английского театра.

6.Роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии.

7.Произведения У.Шекспира в восприятии читателя 21века.

8.Произведения А.Н.Островского в восприятии читателя 21 века.

Тема 8. Театральный вечер по изученным пьесам У.Шекспира и А.Н.Островского.

Оформление: выставка работ учащихся(иллюстрации к произведениям У.Шекспира и А.Н.Островского; эскизы костюмов и декораций к спектаклям);компьютерные презентации.

Сценарий театрального вечера готовят учащиеся под руководством учителя. Это итоговое занятие, на котором следует пригласить всех учащихся 10 –х классов. Подготовку к вечеру нужно начинать уже на первом занятии, объявив конкурс на лучшую постановку.

Учащиеся самостоятельно готовят инсценировку фрагментов из произведений У.Шекспира и А.Н.Островского, предварительно разделившись на четыре группы(по количеству изученных пьес).В каждой группе учащиеся выбирают режиссера – постановщика, художника – постановщика и актеров.

Лучшую инсценировку можно поставить на «большой» сцене школы.

Список литературы

1.Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. М. , 1973.

2.Аникст А.А. Творчество Шекспира. М. , 1963.

3.Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М. ,1986.

4.Бартошевич А.В. Шекспир. Англия хх в. М. , 1994.

5.Верцман И. «Гамлет» Шекспира. М. , 1964.

6.Гаецкий Ю.А. Неутомимая жажда. Повесть об А.Н.Островском. М. ,1975.

7.Журавлева А.И. А.Н.Островский - комедиограф . М. ,1981.

8.Журавлева А.И. ,Макеев М.С. А.Н.Островский. М. ,1998.

9.Журавлева А.И. , Некрасов В.Н. Театр А.Н.Островского: кн. для учителя. М. ,1986.

10.Кабанов И.В. Зарубежная литература: пособие для учащихся старших классов. М. ,1986.

11.Козинцев Г. Наш современник У.Шекспир. Л. , «Искусство» , 1962.

12.Лакшин В.Я. Театр А.Н.Островского. М. ,1985.

13.Лотман Л.М. А.Н.Островский и русская драматургия его времени. М. – Л. ,1961.

14.Муравьева Н. Классики зарубежной литературы. М. ,1963.

15.С. Нельс. Шекспир на советской сцене. М. , «Искусство», 1960.

16.Пинский Л.Е. Шекспир. М. ,1971.

17.Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: курс лекций. М. ,1996.

18.Смирнов А. Шекспир. М. , «Искусство», 1962.

19.Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот// Тургенев И.С. Собр. соч.: в 10 т. М. ,1962.

20.Чернец Л.В. , Семенов В.Б. ,Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. М. ,2005.      

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов

Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...

Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку в старших классах Space Exploration

Данная программа может использоваться в преподавании элективных профильных курсов английского языка в 10-11 классах общеобразовательных школ и гимназиях с углубленным изучением иностранных языко...

Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...

Программа элективного курса” Деловой английский” (Профильный уровень) Составитель: Текучева О. А. Кафедра иностранных языков ГКООУ Волгоградская санаторная школа – интернат «Созвездие»

Данная программа  представляет собой  практикум по деловому устному и письменному  общению на английском языке ( АЯ ), материал которого может способствовать профессиональной орие...

Рабочая программа элективного курса "Компьютерная графика" для профильного уровня 10-11 класса

Рабочая программа элективного курса «Компьютерная графика»  для 10-11 класса профильного уровня составлена на основе авторской программы «Компьютерная графика»  Л.А. Залоговой. Основно...

Программа элективного курса по ангнлийскому языку для 11 класса профильной школы

Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся 11 класса  гуманитарного профиля. Глубокие изменения в общественной, политической и экономической жизни оказываю...

Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся "Особенности технического перевода с английского языка на русский"

Данная программа  элективного курса позволяет систематизировать и расширить приобретенные учащимися знания по грамматике, лексике, навыкам перевода  с английского языка на русский язык, для ...