Мир насекомых в русской поэзии (на примере стихотворения И.А.Бунина «Последний шмель»)
статья по литературе на тему
Данная тема рассмотрена на примере стихотворения И.Бунина "Последний шмель".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_nasekomyh.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир насекомых в русской поэзии (на примере стихотворения И.А.Бунина «Последний шмель»)
Дюкарева Н.Ю., Плюхина Н.Е., учителя русского языка и литературы МБОУГ № 97
Мир насекомых - самый многочисленный мир живых существ, бесцветный и красочный, непонятный и прекрасный , любопытный сам по себе , дает сотни ассоциаций с миром человеческой жизни. Среди вечных лирических сюжетов ,переходящих из одной поэтической книги в другую, нет-нет да и мелькает «Мотылек», «Бабочка», «Муравей», «Стрекоза»,«Пчелка»,«Кузнечик».
Поэзия вносит свой вклад в осмысление этого удивительного мира, устанавливая бесчисленное богатство его связей с жизнью человека . «Я – мотылек ночной. Послушно кружусь над яркостью свечи…» - говорит лирический герой В.Брюсова ,увидев в предсмертном кружении мотылька роковою предначертанность собственной судьбы. А Державин увидел в жизни маленького кузнечика воплотившиеся счастье , которого так не хватает человеку : «счастлив золотой кузнечик», «чист в душе своей, не злобен»,«сам богат собою всем».
Однако чаще всего мир насекомых в лирической поэзии – знак хрупкой красоты , за сохранение которой ответствен человек . Мотив бьющейся о стекло бабочки , которая « из цветистой становится тусклая ,бледная», преследует воображение Бальмонта . Выпустив бабочку на волю, лирический герой считает ,что совершил чуть ли не главный поступок жизни, который зачтется ему в будущем . Идею прекрасного несет «Бабочка» Фета:
Ты прав.- Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Ощущение красоты мира, радости бытия есть и в стихотворениях Бунина:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Шмель , не такой уж и частый гость лирических сюжетов, дополняет картину прекрасного мира вне времени и пространства, хотя и то и другое в стихотворении четко обозначено… Упоминание шмеля, наполнившее рисунок летнего полдня звучанием , возвращает нас к другому , более раннему стихотворению И.Бунина , имеющему совсем другую тональность:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Стихотворение называется «Последний шмель».
Слово «последний» – одно из любимых в творчестве Бунина: оно часто встречается в заглавиях его стихотворений и рассказов. Частотность слова определено особым интересом писателя к теме осени и смерти. Слово «последний», дважды повторенное в этом маленьком стихотворении, актуализирует самые разные оттенки значений : «связанный со смертью» , «связанный с осенью», «дорогой», «единственный», «завершающий ряд каких-либо явлений».
Таким образом, название произведения настраивает нас на лирично-печальную волну, вносит нотки увядания, прощания и смерти ,которые затем,по ходу стихотворения ,получат свое полное развитие.
Это произведение состоит из трех строф, каждую из которых можно считать отдельной композиционной частью . Первая строфа служит как бы введением – она рассказывает о психологическом состоянии лирического героя , намечает ход его размышлений:
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Все эпитеты –черный , бархатный , золотой – предельно точны , это реалистически верное изображение шмеля.
Одновременно сам выбор слов переводит описание в высокий поэтический план. Традиционно-поэтический эпитет золотой актуализирует значение «царственный» , «величественный» . Эпитет черный , актуализирует значения , связанные со смертью : черный цвет-цвет траура ,традиционный символ смерти ,предчувствия гибели .
Лирический герой как бы ведет со шмелем диалог, при котором важную роль играет поэтическое обращение; красноречива и сама форма вопросительного предложения . Близость «настроений» человека и шмеля передает сравнение и как будто тоскуешь со мной , но одновременно , благодаря сравнительному союзу как будто, возникает оттенок неуверенности, предположительности, сомнения.
Таким образом ,многокрасочный мир природы ,противопоставленный бесцветному миру человека , одновременно объединен с ним кажущемся общим настроением.
Тема смерти , подтекстно заявленная в первой строфе , получает свое развитии во второй.
Лирический герой призывает своего мнимого собеседника наслаждаться последними прекрасными деньками:
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Свет и зной выступают как текстовые синонимы с положительной окраской (жизнь, тепло, лето продолжается). Зной и жара не воспринимаются как изнуряющие человека; высокая степень качества как бы смягчена словом «безмятежны». Но настроение предощущения конца, гибели постепенно усиливается.
Красота природы представляется как нечто быстротечное, преходящее. Насладившись прощальными нотами тепла и света, заснуть, заснуть навсегда. Интересно, что описание цветка здесь напоминает описание гроба: « в засохшей татарке, на подушечке красной». Увядший цветок преображается в прекрасное посмертное ложе шмеля.
Второе четверостишие насыщено яркими красками и тонами. Они контрастируют с темой увядания, которая отчетливо звучит здесь. И от этого контраста смерть представляется нам еще более грустной и тягостной, еще более неожиданной. Отношения «человек-природа» становятся более отчужденными, происходит все большее их размежевание.
Третья строфа раскрывает эту тему до конца, доводя ее до логического финала:
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Происходит окончательное размежевание двух миров. Строфа начинается констатирующим предложением с категорическим инфинитивом: «Не дано тебе знать человеческой думы». Оппозиция «человек- природа» получает свое завершение. Отношения «я»-«ты» (лирический герой-шмель) сменяются более отчужденными отношениями «я»-«он». Мир человека противопоставлен миру шмеля способностью мыслить, осознавать происходящее.
Стихотворение перестает быть простой природной зарисовкой, обретая философское звучание. Человеческое осознание неизбежности осени и смерти всего живого-счастье это или горе? Хорошо или плохо знать о быстротечности времени, о собственной смерти, наконец, о забвении, тема которого так ненавязчиво поддержана словом «бурьян»? Что в этом осознании- торжество над бездумным миром шмеля, кружащегося в неведении близкой гибели, или грусть от собственного бессилия перед лицом гибели всего прекрасного? Строку Не дано тебе знать человеческой думы можно понимать и как «и это хорошо», и как « и это плохо». В этой боли человеческого осознания конца есть еще грусть от того, что бытие природы, столь прекрасной и в жизни, и в смерти, так разительно отличается от жизни и смерти человека.
Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель»- образец философской лирики поэта. Здесь затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бунин И. Последний шмель
Видеоклип романса на стихи И.Бунина...
«Вечные проблемы в русской поэзии 19-20 веков и в хип-хоп культуре. (Попытка сопоставительного анализа стихотворений русских поэтов и текстов рэп-песен)»
Русская поэзия -вершинное достижение мировой культуры. Особое место в русской поэзии 19-20 века занимают философская и любовная темы. Поэты углубляются в мир своих внутренних переживаний, раз...
А. Фет. Страницы биографии. Тема природы в поэзии А. Фета на примере стихотворений «Ель рукавом мне тропинку завесила…» и «Ещё майская ночь».
конспект урока в 6 классе. Цели:познакомить с жизнью и творчеством Афанасия Фета, воспитание интереса к лирике поэта на материале стихотворений "Ель рукавом мне тропинку завесила", "Ещу майская ...
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...
Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»
Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....
Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»
Материал представлен в виде презентации. Он позволяет обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ....