Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспект; воспитывать интерес к поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_poeta_i_poezii_v_lirike_pushkina.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
по теме:
«Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
(на примере стихотворения «Пророк»)»
Учитель: Тельнова С.К.
Тема урока:
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
(на примере стихотворения «Пророк»)
Цели урока:
– анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»;
– сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова;
–развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей;
– умение составлять опорный конспект;
– воспитывать интерес к поэзии.
Форма: урок–конференция
Методы работы:
– аналитический.
Методические приёмы:
– доклады учащихся, выступления учащихся, работа с текстом, конспектирование.
Оборудование урока:
– оформление доски
– видеоматериалы.
Ход урока:
1. Организационный момент (подготовка 2 мин.)
2. Слово учителя (слушанье 5 мин.)
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.
Тема проходит через всё творчество поэта: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» (1814 г.), а одним из последних – «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836 г.). В своём творчестве А.С. Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», – поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824 г.), «Поэт» (1827 г.), «Поэт и толпа» (1828 г.), «Поэту» (1830 г.), «Эхо» (1831 г.).
Проследим, как раскрывается тема поэта и поэзии в стихотворении «Пророк» (1826 г.).
3. Выразительное чтение наизусть – (5 мин).
4. Доклад на тему: Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» (10 мин.) – Шарипова Камилла.
5. Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк»– 5 мин.
6. Доклад на тему «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк» –(10 мин.) – Берёзка Екатерина.
7. Итоги урока – 3 мин.
Резерв:
1. работа со словом,
2. работа над эпиграфом,
3. вопросы к стихотворениям,
4. запись вывода.
Пророк – в религиозно–мистическом представлении провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «откровения» библейского пророка Исайи.
Серафим – в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.
Ангел – по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующее по воле бога.
Персты – пальцы
Зеницы – глаза
Лоза – 1. Длинный, тонкий, гибкий стебель некоторых кустарников (обычно винограда и корзиночной ивы).
2. Кустарник некоторых пород ив.
3. Тонкий гибкий прут; розга.
Глагол – т.е. глаголить (говорить) слово, речь.
ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, –
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дальней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающим огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
А.С. Пушкин
ПРОРОК
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я.
Страницы злобы и пророка.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
М.Ю. Лермонтов
Вопросы к произведению Пушкина
1. Почему стихотворение называется «Пророк»?
2. Как вы понимаете это слово?
3. Назовите слова устаревшие
– (персты, зеницы, вещие, отверзлись, прозябанье, уста, десница, отверстый, виждь, внемли).
4. Какой оттенок эти слова придают стихотворению?
– (возвышенный, торжественный).
5. Как происходит преображение поэта в «Пророке»?
– (мучительно, в страдании).
6. Какова миссия на земле поэта – пророка?
Вопросы к произведению Лермонтова
1. Назовите возвышенные слова, которые создают торжественность начала стихотворения?
– (вечный судия, всеведенье, очи, провозглашать, главу, завет).
2. Какой образ повторяется в этом стихотворении?
– (образ пустыни?)
3. Где чувствует себя гармонично поэт?
– (среди звёзд, птиц, среди природы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"
Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"
Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта; способствовует эмоциональному воспр...
Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина".
В презентации представлен краткий обзор стихотворений поэта....
презентация "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"
презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"...
"Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"
Презентация к уроку литературы...
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина
Технология построения урока: развития критического мышления (ТРКМ). Приёмы: диаграмма Венна, прогнозирование, чтение с остановками, письменный ответ на проблемный вопрос Формы работы: фронтальная...
Урок литературы в 9 классе на тему "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Три "Памятника""
Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим по учебнику "Литература. 9 класс" под ред. В.Я Коровиной....