Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Материал представлен в виде презентации. Он позволяет обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.bunin_.gospodin_iz_san_-frantsiskolingvisticheskiy_analiz.pptx | 117.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : познакомить со спецификой идиостиля И.А.Бунина ; рассмотреть сюжетную организацию рассказа ; рассмотреть предметную детализацию бунинского текста; в ыявить основные мотивы и языковые средства и их репрезентации ; о пределить бунинскую концепцию мира и человека.
Прочитайте стихотворение И. Бунина « Одиночество» И ветер, и дождик, и мгла холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены… Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед:«Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.
Работа в группах Как представлена в тексте семантика «одиночество» ? Рассмотрите данную семантику на уровне синтагматики (составление предложений из слов) и парадигматики (выбор одного элемента-слова из множества равнозначных )текста
Семантика одиночества представлена - в названии стихотворения - словами «один» ( Я на даче один; Проживу и один..;Мне больно глядеть одному) - через семантику других слов (« покинуть » , « оставить », «здесь жизнь до весны умерла », «..до весны опустели сады. «..твой след у крыльца расплылся », «.. разлюбила -и стал ей чужой»
Работа в группах - группой лексики, опосредованно содержащей сему «одиночество»и выражающей «внутреннее состояние »: «Мне темно за мольбертом, и дует в окно…» «Но тебе уж тоскливо со мной…» «И мне больно глядеть одному..» «И стал ей чужой …Буду пить …»
Работа в группах - трансформацией женского образа в тексте (ушедшая возлюбленная заменяется мечтой о собаке как олицетворении преданности и верности) - условным наклонением глагола («хорошо бы купить..»), что подчёркивает ирреальность мечты и усиливает мотив одиночества героя в настоящем.
Работа в группах Как представлена группа лексики «явления природы» ? -усиливает семантику «негативное состояние» лирического «я»: «И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды »…Под вечер ненастного дня.. Сегодня идут те же тучи-гряда за грядой … И мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму …»
Делаем выводы Использование эпитетов также осуществляет идею автора- показать внутреннее состояние лирического героя(тоску, одиночество). Мотив одиночества является доминирующим в стихотворении И.Бунина
Задание группам Сравните данное стихотворение (1903 г.) с другим одноимённым текстом (1915 г.) определите основные параметры сравнения(состояние лирического «Я»и героини стихотворения); функции образа собаки в тексте; наличие слов с семантикой «одиночество» и лексики, поддерживающей её. Какие ассоциации возникают у вас при прочтении этих стихотворений?
Домашнее задание Является ли мотив одиночества доминирующим в лирике И.Бунина? Докажите это, проанализировав другие тексты стихотворений.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» (вопросы для обсуждения) Время написания рассказа? В чём специфика названия? Какие мотивы представлены в рассказе? Какой мотив, по вашему мнению, является доминирующим и его роль в понимании смысла произведения? Какова роль семантики ключевых слов (детали) в рассказе и выражении основной идее текста?
Задания для работы в группах 1группа -Пользуясь методом лингвистического комментирования и компонентного анализа, рассмотрите парадигму с общим смыслом «смерть» (совокупность слов, имеющих сходство с этим понятием) -Сделайте выводы
Ключ(подсказка) Название парохода «Атлантида»(затонувший континент) Трубные звуки(отсылка к трубам ангелов, возвещающих начало Апокалипсиса) Семантика глагола «лежать»( статального глагола),лексика (гроб, могила и др.) Окружение господина и антураж(портрет наследного принца, изображение путешествия, приезд в Неаполь, Везувий)
Задания для работы в группах 2группа Выявите социальные мотивы в рассказе, используя семантику слова Атлантида, Старый-Новый свет.(см. словарные статьи) Сделайте выводы
Ключ(подсказка) Корабль «Атлантида»-некая модель государства, отсылка к мифу об «Атлантиде ». Семантика верха и низа (верхняя и нижняя палуба)как образ двух миров(старого и нового ). Образ Д ьявола и Нового человека(сравнение) Вывод:в новой модели мироустройства нет места Богу,его место занимает человек, созданный его гордыней Дьявол,равнодушие .
Делаем вывод В новой модели мироустройства нет места Богу, его место занимает человек, созданный его гордыней Дьявол. Равнодушие окружающих к смерти господина подводит к идее текста, что человек одинок и в жизни, и в смерти. Богатство и роскошь не могут отсрочить смерть, скорее , напротив, приближают его.
Задания для работы в группах 3 группа Рассмотрите фонетику текста(доминирование определённых групп гласных и их цветовое значение)
Задания для работы в группах 4 группа Рассмотрите морфологию текста (слова каких частей речи преобладают и как это «работает» на идею текста.
Задания для работы в группах 5 группа * Рассмотрите синтаксис текста (какие типы конструкций и с какой целью использует автор для создания художественных образов)
Подводим итоги. Рефлексия. Вернёмся к цели и вопросам нашего урока, сделаем выводы по проблематике и идее рассмотренных текстов. Что нужно было сделать в вашем задании Какая была цель, что нужно было получить в результате? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? К акую ты ставишь себе отметку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ "Господин из Сан-Франциско" И. А. Бунина.
Структурные мотивы....
Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)
Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...
Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)
Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...
И А Бунин Анализ рассказа "Господин из Сан-Франциско"
конспект урока по теме; "И А Бунин "Господин из Сан-Франциско"...
Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Анализ рассказа "Господин из Сан-Франциско"
И.А. Бунин - наследник великих русских классиков, живущий в эпоху больших экспериментов в прозе. Его рассказ - сочетание классики и модерна. Здесь и чеховская недосказанность, и толстовская основатель...