Рабочая программа по литературе 11 класс 2016-2017
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
И.Н. Сухих. «Литература. Программа для 10-11 классов (базовый уровень), (скорректированная)».
– М.: Академия. Филологический факультет СПбГУ, 2008
Количество часов по программе: 136
Количество часов по учебному плану: 170 часов
Учебники: Сухих И.Н. Русская литература XIX в. Учебник для 11 кл. общеобразовательных школ. В 2 ч. – М.:
Академия, 2008.
Белокурова С.П. и др. Литература. 11 класс. Практикум для учащихся. – М.: Академия, 2008.
Белокурова С.П. и др. Литература. 11 класс. Книга для учителя. – М.: Академия, 2008.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Изд. 2-е. – СПб.: Паритет, 2007.
Пояснительная записка
В основу содержания и структуры программы скорректированного (5 ч. в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 11 классе положена «Программа литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений» (базовый уровень) (автор: И.Н. Сухих). Программа реализуется на базе УМК: Сухих И.Н. Литература. 11 класс (базовый уровень). В 2-х ч. – М.: Издательский центр «Академия»; Филологический факультет СПбГУ, 2008; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009; Белокурова С.П., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма, модернизма, постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы XX века сопровождается углубленным изучением основ теории литературы.
В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В.В. Набоков). Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества реализуется через межпредметные связи: с курсом МХК (образы мировой культуры в творчестве О.Э. Мандельштама; символисты, футуристы и русская живопись начала XX в. и т. п.), с историей религии (интерпретация сюжета в романе М.А. Булгакова, библейские образы у А.П. Платонова, образ Христа у АА. Блока и А.А. Ахматовой).
Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, конспектирование, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов.
Программа предполагает проведение различных типов уроков (обзорные, семинары, консультации, уроки анализа художественного текста, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии и др.).
Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса ХХ века в тесной связи и преемственности с литературой ХIХ столетия.
Учебно-методический комплекс по программе И.Н. Сухих включает учебник, книгу для учителя и практикум для учащихся. Предлагаемые в «Книге для учителя» методические рекомендации к учебнику И.Н. Сухих «Литература: программа для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)» построены как поурочное планирование и включают:
- название темы (в том числе варианты);
- указание примерного количества часов на изучение биографического материала и чтение и изучение произведений;
- основные типы вопросов и заданий (репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др.; задания для фронтальной, групповой и индивидуальной работы);
- возможные виды деятельности на уроке учащихся и учителя;
- домашние задания (индивидуальные, групповые, дифференцированные (задания повышенной сложности помечены знаком *), по выбору и т. п.), задания для самостоятельной работы учащихся, возможные темы исследовательских проектов, творческих работ и др.
- список литературы по каждой теме программы.
Во входящую в состав методического комплекса к учебнику И.Н. Сухих книгу для учащихся «Литература в 11 классе. Практикум» в свою очередь включены биографический материал, фрагменты критических статей, изучаемых в курсе литературы 11 класса, тексты произведений для сопоставительного анализа, вопросы и задания различных типов и уровней сложности: репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др., задания для самостоятельной работы учащихся.
Как правило, путь анализа включенного в программу художественного произведения, предлагаемый в каждой теме, - от эмоционального восприятия, через пояснения, комментарий, словарную работу – к анализу-интерпретации и далее - к синтезу открытых в процессе анализа смыслов. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит учителю осуществить контроль образовательных результатов.
Для реализации учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.
Возможные варианты уроков внеклассного чтения и развития речи для каждой конкретной темы учитель разрабатывает и включает в соответствующие разделы курса самостоятельно, исходя из задач обучения и уровня подготовленности учащихся (всего 10 часов).
№ учебной недели | Название темы, темы уроков | Количество часов по теме | №№ уроков | По плану | Фактически | Примечания (форма контроля, использование ИКТ и др.) |
1 | Общая характеристика эпохи. Литература в ХХ веке. | 2 | ||||
Двадцатый век: начала и концы (хронология исторических событий ХХ века). | 1 | 1 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |||
Литература ХХ века: летопись эпохи. | 1 | 2 | Работа с практикумом для учащихся. | |||
Серебряный век. | 18 | |||||
Серебряный век: ренессанс или упадок? | 1 | 3 | ||||
Символизм: искусство Иного. | 1 | 4 | ||||
2 | В.Я. Брюсов: конструктор русского символизма. | 2 | 5-6 | |||
К. Бальмонт и А. Белый: два поколения русских символистов. | 2 | 7-8 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческая работа. | |||
Акмеизм: искусство Этого. | 1 | 9 | ||||
Н.С. Гумилев: заблудившийся конквистадор. | 2 | 10-11 | Аудио- и видеоматериалы на CD, презентации, работа с практикумом для учащихся. | |||
3 | Футуризм: поэзия «самовитого слова». | 2 | 12-13 | |||
Велимир Хлебников: утопист и шаман. | 1 | 14 | ||||
А. Куприн: наследник чеховской традиции. Повесть «Олеся». «Гранатовый браслет» – высокая трагедия в мире обыденной жизни. | 4 | 15-18 | ||||
4 | Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы. | 2 | 19-20 | |||
Александр Александрович Блок. | 12 | |||||
Судьба: жизнь, сочиненная поэтом. | 1 | 21 | ||||
Путь: трилогия «вочеловечения» (эволюция лирики от первого к третьему тому). | 2 | 22-23 | Аудио- и видеоматериалы на CD, работа с практикумом для учащихся. | |||
5 | Любовь: от Прекрасной Дамы – к Незнакомке. | 2 | 24-25 | |||
Образ Родины: история и современность. | 2 | 26-27 | ||||
«Двенадцать»: «музыка революции» и «голоса улицы». Фабула, сюжет и композиция поэмы. | 4 | 28-31 | Проверочные и самостоятельные работы, сочинение, творческие задания. | |||
6 | Проблема финала «Двенадцати». | 1 | 32 | |||
Иван Алексеевич Бунин. | 8 | |||||
Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель? | 1 | 33 | ||||
Лирический мир И. А. Бунина: поэзия или проза? | 1 | 34 | ||||
7 | Сатирическая притча «Господин из Сан-Франциско»: абсурдность жизни или нелепость смерти? Природа и цивилизация в рассказе. | 3 | 35-37 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | ||
Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина: «блаженная смерть» или «убийство смерти»? (аналитическое чтение рассказов из цикла «Темные аллеи»). | 3 | 38-40 | Работа с практикумом для учащихся | |||
8 | Алексей Максимович Горький. | 11 | творческие задания. | |||
Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель. Семинар. | 1 | 41 | ||||
Ранний Горький: в поисках «гордого человека». Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». | 3 | 42-44 | Проверочные работы. | |||
«Эй, человек! Это ты звучишь гордо?» (А. Мариенгоф): «На дне» как социальная драма. | 1 | 45 | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | |||
9 | «Что лучше: истина или сострадание?» (М.Горький): «На дне» как философская притча. | 4 | 46-49 | Проверочные работы. | ||
Проблема правды и лжи: неразрешённый спор. | 2 | 50-51 | Семинарское занятие. Домашнее сочинение. | |||
Литература 1920 – 1930-х годов. | 10 | |||||
Литература и власть: пути литературы 1920 – 1930-х годов. | 1 | 52 | ||||
«Воздух эпохи»: рассказ Е.И. Замятина «Дракон». | 1 | 53 | ||||
10 | «О дивный новый мир»: роман-антиутопия Е. Замятина «Мы». Семинар. | 2 | 54-55 | Работа с практикумом для учащихся. | ||
Эпос о революции и «диалектика» души: рассказы И.Э. Бабеля из цикла «Конармия». | 2 | 56-57 | ||||
«Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»: рассказы М.М. Зощенко «Обезьяний язык» и «Монтер». | 2 | 58-59 | Проверочные работы, семинар, сочинения-миниатюры. | |||
«…Наравне с именами собратьев по правописанью…»: В.В. Набоков. Рассказ «Благость». | 2 | 60-61 | ||||
11 | Владимир Владимирович Маяковский. | 9 | ||||
«Я – поэт. Этим и интересен»: личность и судьба Маяковского. | 1 | 62 | Аудио- и видеоматериалы. | |||
Лирика Маяковского 1912 – 1917 годов: «революционный поэт». | 2 | 63-64 | ||||
«Громада-любовь» и «громада-ненависть»: поэма «Облако в штанах». | 2 | 65-66 | Работа с практикумом для учащихся. | |||
12 | Лирика Маяковского 1917–1930 годов: «поэт Революции». | 1 | 67 | |||
Поэт и поэзия: трагедия поэта. | 3 | 68-70 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания. | |||
Сергей Александрович Есенин. | 9 | |||||
Творческий портрет Сергея Есенина. | 1 | 71 | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | |||
13 | Художественный мир лирики Есенина. | 4 | 72-75 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания. | ||
Эволюция образа родины в лирике Есенина. | 4 | 76-79 | ||||
14 | Михаил Александрович Шолохов | 14 | ||||
«В годину смуты и разврата»: от «Донских рассказов» к «Тихому Дону». | 2 | 80-81 | ||||
«Война и мир» на донской земле: «Тихий Дон» как исторический роман-эпопея и как семейная сага. | 2 | 82-83 | ||||
«Любовь казака»: «Тихий Дон» как роман о любви. | 2 | 84-85 | ||||
«Поправляющий грех горше поправляемого» (В.В. Розанов): «Тихий Дон» как роман о революции и Гражданской войне. | 3 | 86-88 | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | |||
15 | «Одиссея казачьего Гамлета» (И.Н. Сухих): «Тихий Дон» как роман о трагической судьбе человека. | 3 | 89-91 | |||
Рассказ «Судьба человека». Русский национальный характер в рассказе. Образы автора и рассказчика. | 2 | 92-93 | Проверочные работы, домашнее сочинение. | |||
Осип Эмильевич Мандельштам. | 3 | |||||
«Я не хочу моей судьбы»: поэт и судьба. | 1 | 94 | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | |||
16 | «Я получил блаженное наследство»: поэт и вечность. | 1 | 95 | |||
«Мне на плечи бросается век-волкодав»: поэт и время. | 1 | 96 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания. | |||
Анна Андреевна Ахматова. | 10 | . | ||||
Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников. | 2 | 97-98 | Аудио- и видеоматериалы, презентация, работа с практикумом для учащихся. | |||
17 | «Слишком плотны любовные сети»: ранняя лирика А. А. Ахматовой. | 2 | 99-100 | |||
«Я была тогда с моим народом»: поэма «Реквием». | 4 | 101-104 | ||||
«…в прошедшем грядущее зреет»: Россия и творчество в поэтическом сознании А. Ахматовой. | 1-2 | 105-106 | Проверочные работы, творческие задания | |||
18 | Михаил Афанасьевич Булгаков. | 11 | . | |||
Судьба художника: противостояние эпохе. | 1 | 107 | ||||
Булгаков и «потаенная литература». Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе». | 1 | 108 | Аудио- и видеоматериалы, презентация, работа с практикумом для учащихся | |||
Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета. Роман Мастера: проблема добра, предательства, трусости, верности. Евангелие от Михаила и канонические Евангелия. | 2 | 109-110 | ||||
19 | Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры. | 1 | 111 | |||
Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое. Роман Булгакова как культурный миф. | 1 | 112 | Проверочные работы, творческие задания. | |||
Смысл финала. Свет и покой в романе. Вн.чтение:роман «Белая гвардия» | 1 4 | 113 114-117 | ||||
20 | Марина Ивановна Цветаева. | 5 | ||||
«С этой безмерностью в мире мер»: быт и бытие Марины Цветаевой. | 1 | 118 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | |||
«Высота бреда над уровнем Жизни»: вечность любви. Лирическая героиня М. Цветаевой. Поэтика М. Цветаевой. | 2 | 119-120 | ||||
«Есть времена – железные – для всех»: время ненависти. Поздняя цветаевская лирика. | 2 | 7121-122 | ||||
21 | Борис Леонидович Пастернак. | 9 | ||||
Поэт и время: личность и судьба Б.Л. Пастернака. | 1 | 123 | ||||
«И образ мира, в слове явленный»: мотивы любви и природы в лирике Б.Л. Пастернака. | 2 | 124-125 | Аудио- и видеоматериалы на CD, работа с практикумом для учащихся. | |||
«Определение поэзии»: образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б.Л. Пастернака. | 2 | 126-127 | ||||
22 | «Вариант книги Бытия»: роман «Доктор Живаго». | 2 | 128-129 | |||
«Ход веков подобен притче»: стихотворения Юрия Живаго. | 2 | 130-131 | Проверочные работы, сочинение. | |||
23 | Андрей Платонович Платонов. | 4 | ||||
Человек и мир, в котором он живет (рассказы Платонова «Железная старуха» и «В прекрасном и яростном мире»). | 2 | 132-133 | Работа с практикумом для учащихся. | |||
Тайна Фро: Психея, Афродита или Душечка? (рассказ А.П. Платонова «Фро»). Вариант уроков: Обзор содержания и проблематики повести «Котлован». | 2 | 134-135 | Проверочные работы, домашнее сочинение, творческие задания. | |||
24 | Литература 1940-х – 1980-х. | 4 |
| |||
Литература и война: музы и пушки. | 1 | 136 | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | |||
Литература и власть: время кнута и пряника. | 1 | 137 | ||||
Поэзия шестидесятников: «поэт в России больше, чем поэт». | 1 | 138 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры, тестирование. | |||
Литература 1960 - 1980-х годов: образ меняющегося времени. | 1 | 139 | Проверочные работы, домашнее сочинение, творческие задания. | |||
25 | Александр Трифонович Твардовский. | 4 | ||||
«Есть имена и есть такие даты»: личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т. Твардовского. | 1 | 140 | ||||
«Бой идет не ради славы, ради жизни на земле»: великое и смешное в поэтической летописи войны. | 2 | 141-142 | Проверочные работы, творческие задания. Аудиоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | |||
«Я знаю, никакой моей вины»: совесть и память в творчестве и жизни А.Т. Твардовского. | 1 | 143 | ||||
26 | Александр Исаевич Солженицын. | 5 |
| |||
«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…»: биография и творчество А.И. Солженицына. | 1 | 144 | ||||
«Щ-854 (Один день одного зэка»): рассказ «Один день Ивана Денисовича». Особенный герой: Иван Денисович или «Щ-854»? | 1 | 145 | Проверочные работы, творческие задания. Работа с практикумом для учащихся. | |||
Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа (повести). | 1 | 146 | ||||
27 | Рассказ «Матренин двор».Образ праведника. | 2 | 147-148 | Семинар. | ||
Василий Макарович Шукшин. | 5 |
| ||||
«Нравственность есть Правда»: жизнь и творческий путь В.М. Шукшина – актера, режиссера и писателя. | 1 | 149 | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | |||
28 | «Чудики» и философы В.М. Шукшина. | 2 | 150-151 | Проверочные работы, классное сочинение, творческие задания. | ||
«Крепкие мужики» и «блудные сыновья» родной земли. | 1 | 152 | ||||
29 | Николай Михайлович Рубцов. | 3 | ||||
«За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»: проза жизни и чудо поэзии Н. Рубцова. | 2 | 153-154 | Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | |||
«Но я у Тютчева и Фета проверю искреннее слово». Учителя и предтечи Н. Рубцова. | 1 | 155 | Проверочные работы, сочинения-миниатюры. | |||
Владимир Семёнович Высоцкий. | 2 | |||||
«Я не люблю…»: катехизис поэта, певца и гражданина. | 1 | 156 | Сочинения-миниатюры | |||
30 | «Высоцкий – «Шансонье всея Руси». | 1 | 157 | . Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. | ||
Юрий Валентинович Трифонов. | 3 | |||||
«Возвращение к «prosus»: история и современность в произведениях Ю.В. Трифонова. | 1 | 158 | Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся. | |||
«Обмены и обманы» города в прозе Ю. Трифонова. | 1 | 159 | ||||
Завещание Ю. Трифонова: вечные темы в творчестве писателя. | 1 | 160 | ||||
31 | Сергей Донатович Довлатов | 2 | . | |||
«Мир уродлив, и люди грустны» (И. Бродский): анекдоты и драмы Сергея Довлатова. | 1 | 161 | ||||
Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях С. Довлатова. | 1 | 162 | Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся | |||
32 | Иосиф Александрович Бродский. | 3 | ||||
«Ни страны, ни погоста»: от Васильевского острова до острова Мертвых. | 1 | 163 | ||||
«Поэт есть средство существования языка»: пространство языка – пространство свободы в лирике И. Бродского. | 1 | 164 | Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся. | |||
33 | И. Бродский и традиции философской поэзии. | 1 | 165 | |||
Александр Валентинович Вампилов. | 2 | |||||
Драматург Вампилов: трагедии и анекдоты. | 1 | 166 | ||||
Люди – не ангелы: вечные темы в «Провинциальных анекдотах». | 1 | 167 | Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся. | |||
34 | Литературная ситуация рубежа XX-XXI веков. | 2 | ||||
Неоконченные споры. | 1 | 169 | ||||
«Писатель – Книга – Читатель». | 1 | 170 | Работа с практикумом для учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г....