Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass_biologiya.docx | 130.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Александровская основная общеобразовательная школа
|
Рабочая программа
по___биологии ___
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее 5__________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _35______________
Учитель _____Шутюк Ю.А.___________
Программа разработана на основе
Авторской программы основного общего образования по
И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко для 5-9 классов.М.: Дрофа, 2008 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
х. Александровка
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Биология» для 5 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе авторской программы И.Н.Пономаревой.
- Устав школы;
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ Александровской ООШ;
- Учебный план МБОУ Александровской ООШ на 2016 – 2017 учебный год;
- Календарный учебный график на 2016-2017 учебный год;
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Александровской ООШ.
- Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология» в 1-ой части – автор И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко.
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.
Учебный предмет биология в 5 классе открывает пятилетний цикл изучения биологии
в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из
курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
- формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоцианально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Задачи учебного предмета:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Общая характеристика учебного предмета «Биология».
Учебный предмет биология на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиесядолжны освоить содержание, значимое для формированияпознавательной, нравственной и эстетической культуры, сохраненияокружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни ипрактической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
-формирование системы биологических знаний как компонента
целостности научной карты мира;
-овладение научным подходом к решению различных задач;
-овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
-овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические
знания с объективными реалиями жизни;
-воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
осознание значимости концепции устойчивого развития;
-формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и оценки полученных результатов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Биология»
Ведущую роль учебного предмета «Биология» играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Результаты изучения предмета.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Биология» в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
-формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
-освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения являются:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
-овладение понятийным аппаратом биологии;
-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
-овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ Александровской ООШ на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана: количество часов биологии в 5 классе - 1 час в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 35 учебных недель, то на программу в 5 классе отводится 35*1=35 часов в год.
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 часов)
Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология.
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 часа)
Строение поверхности Земли. Оболочка Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Разнообразие жизни на Земле.
Признаки живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, рост, развитие, воспроизводство, раздражимость.
Разнообразие живых организмов. Царства живой природы, их основная характеристика. Человек-один из видов живых организмов.
Клеточное строение живых организмов.
Многообразие веществ. Вещества органические и неорганические, простые и сложные. Частицы вещества: молекулы и атомы. Представление о химических элементах. Знаки химических элементов. Агрегатные состояния вещества.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания.
Природные сообщества. Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой.
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь.
Тема 4. Человек на планете Земля (7 ч)
Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу.
Важность охраны живого мира планеты.
Тематическое планирование.
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Количество ча-сов на раз-дел | Контрольные работы | Проектные работы | Лабораторные работы |
1 | Биология — наука о живом мире | 9 | Контрольная работа №1 «Наука о живой природе» | Проект №1 «Изготовление клетки из пластилина» | Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами» Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» Лабораторная работа №3 «Обнаружение неорганических веществ» |
2 | Многообразие живых организмов | 11 | Контрольная работа №2 «Многообразие живых организмов» | Лабораторная работа №4 «Знакомство с внешним строением растения» Лабораторная работа №5 «Внешнее строение шляпочного гриба» Лабораторная работа №6 «Строение клеток гриба на примере плесени хлеба» | |
3 | Жизнь организмов на планете Земля | 8 | Контрольная работа №3 «Жизнь организмов на планете Земля» | Практическая работа №1 «Составление цепи питания из нескольких звеньев» Практическая работа №2 «Работа с картой природных зон» | |
4 | Человек на планете Земля | 7 | Итоговая контрольная работа | Проект №2 «Выпуск плаката «Сохраним богатство живого мира» | Практическая работа №3 « Изготовление скворечника из пластиковых бутылок» |
8 | Итого | 35 | 4 | 2 | 6/3 |
Распределение часов по четвертям.
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
по программе | по КТП | факт | ||
1 | 8 | 8 | ||
2 | 7 | 7 | ||
3 | 10 | 10 | ||
4 | 10 | 10 | ||
Всего | 35 | 35 |
Календарно-тематическое планирование.
Учебно-методическое обеспечение.
Класс | Учебники (автор, год издания, издательство) | Методические материалы | Материалы для контроля |
5 | И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология:5 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф, 2012. | И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: 5класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2013 | А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 5 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.; |
5 | И. П. Чередниченко, М.В. Оданович. Рабочие программы по биологии 6-11 классы. Тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся. М. «Глобус», 2008. | ||
5 | Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт.Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа; | Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.; | |
5 | Журнал. Биология в школе. Министерство образования Российской Федерации, Издательский дом «Школа-Пресс 1». 1999 – 2004 год. | ||
5 | В.И. Кузнецова. Уроки биологии растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 класс – М. Просвещение.2011 год.
|
Учебно-техническое обеспечение.
№ п/п | Средства | Перечень средств |
1 | Учебно-лабораторное оборудование и приборы | 1.натуральные объекты -гербарии растений -коллекции минеральных удобрений -коллекция «Примеры приспособления растений и животных к среде обитания» 2.лабораторная посуда, аппараты и приборы -микроскоп -микропрепараты 3.физическая карта мира, карта природных зон 4.портреты великих ученых-естествоиспытателей |
2 | Технические и электронные средства для обучения и контроля знаний учащихся | кинематограф, компьютер, смарт-доска, интерактивная доска |
3 | Цифровые образовательные ресурсы | -Лабораторный практикум. Биология 5класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 - Биология. 5класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 -Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 5класс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн» 2002 г. -Биология 5 класс. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н.Пономарева(электронное учебное издание), Дрофа, Физикой, 2006 |
Список использованной литературы.
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Биология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений | И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. | Вентана-Граф, 2012 |
2 | Рабочие программы по биологии 6-11 классы. Тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся. | И. П. Чередниченко, М.В. Оданович. | Глобус, 2008 |
3 | Учебные издания серии «Темы школьного курса» | Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной | Дрофа, 2009 |
4 | Журнал. Биология в школе. Министерство образования Российской Федерации | Школа-Пресс 1, 1999 – 2004 г | |
5 | Уроки биологии растения, бактерии, грибы, лишайники. | В.И. Кузнецова | Просвещение. 2011 г
|
6 | Тетрадь для оценки качества знаний по биологии | А.И.Никишов | Дрофа, 2006 |
7 | Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные | Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. | Дрофа, 2002 |
8 | Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. | Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. | Дрофа, 2004 |
9 | Занимательная биология | Акимушкин И. И | Молодая гвардия, 2002 |
10 | Редкие и исчезающие растения | Артамонов В. И | Агропромиздат, 1989 |
11 | Биология. Энциклопедия для детей | Аванта+, 1994. | |
12 | Энциклопедия природы России. Грибы | Гарибова Л. В., Сидорова И. И | Дрофа, 2003 |
13 | О чем говорят названия растений | Головкин Б. Н | Колос, 1992 |
14 | Цветы в легендах и преданиях | Золотницкий Н.Ф | Дрофа, 2002 |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
О Отметка ценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные, письменные работы.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Отметка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётами являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.
Критерии оценки тестовых заданий по биологии.
с помощью коэффициента усвоения К:
К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте,
Р – общее число ответов
Коэффициент К | Оценка |
0,9-1 | «5» |
0,8-0,89 | «4» |
0,7-0,79 | «3» |
Меньше 0,7 | «2» |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Знакомство с увеличительными приборами"
Цель: познакомиться со строением лупы и микроскопа,
научиться их сравнивать
Оборудование: 1) лупа;
2) микроскоп.
Ход работы:
1. Найдите составные части лупы, определите ее увеличение.
2. Найдите составные части микроскопа, определите его увеличение.
3. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом.
Оформление результатов:
запишите в тетрадь название составных частей лупы и ее увеличение, название составных частей микроскопа и его увеличение.
Cделайте вывод, ответив на вопросы:
1.почему лупа и микроскоп называются увеличительными приборами?
2. чем они отличаются?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Знакомство с клетками растений"
Цель: научиться готовить временные микропрепараты,
закрепить умение пользоваться микроскопом.
Оборудование: 1) микроскоп;
2) предметное и покровное стекла;
3) флакон с водой;
4) луковица.
Ход работы:
1. На предметное стекло капните каплю воды.
2. С чешуи лука снимите кусочек кожицы, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
3. Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат.
Оформление результатов:
зарисуйте клетки кожицы лука, укажите увеличение микроскопа, при котором вы их увидели.
Вывод: чтобы приготовить микропрепарат, нужно…
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: «Обнаружение неорганических веществ»
Цель: - научиться проводить биологические опыты,
-научиться пользоваться спиртовкой
Оборудование: 1)спиртовка,
2) пробирка,
3) флакон с водой,
4) тесто, йод, картофель, ткань, семена растений
Ход работы:
Опыт 1. Обнаружение воды
1.Приготовить спиртовку, в пробирку положить кусочек растительной ткани, поджечь спиртовку.
Оформление результатов:
Опишите, что увидели, когда подожгли ткань.
Вывод: при нагревании в пробирке кусочков растительной ткани на стенках пробирки появляется вода.
Опыт 2.Обнаружение неорганических и органических веществ
1. Приготовить спиртовку, в пробирку положить кусочек растительной ткани, поджечь спиртовку, продолжить нагревание.
Оформление результатов:
Опишите, что увидели, когда подожгли ткань.
Вывод: при продолжительном нагревании, через некоторое время появляется дым. Это обугливаются и сгорают органические вещества. Но сгорают не все вещества- остается зола, состоящая из неорганических веществ- минеральных солей.
Опыт 3.Обнаружене белка
1.В сосуд с водой, опустить кусочек теста
Оформление результатов:
Опишите, что увидели, когда поместили тесто в воду.
Вывод: если промыть кусочек теста в сосуде с водой, в марле останется клейкая тягучая масса- клейковина. Это растительный белок.
Опыт 4. Обнаружение углевода
1.Разрезать картофель пополам, на белую часть картофеля капнуть капельку йода.
Оформление результатов:
Опишите, что увидели, когда на картофель капнули йод.
Вывод: при попадании на картофель йода, картофель синеет-значит, в ней присутствует углевод-крахмал.
Опыт 5. Обнаружение жира
1.Положить на белый лист бумаги семена растения и раздавить их.
Оформление результатов:
Опишите, что увидели, когда раздавили семена.
Вывод: Если раздавить семена растения, то на бумаге образуется масляное пятно. Значит, в состав семян входит жир.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: «Знакомство с внешним строением растения»
Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения,
научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы.
Оборудование: 1) растение пастушья сумка,
2) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите растение пастушью сумку.
2. Найдите:
- корень и побег, определите их размеры;
- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;
- вскройте плод, что находится внутри?
Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения;
пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы пастушьей сумки зеленым цветом, а генеративные - красным.
Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: «Внешнее строение шляпочного гриба»
Цель: познакомиться со строением шляпочных грибов.
Оборудование: 1) набор картинок шляпочных грибов;
Ход работы:
1. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.
Оформление результатов:
1. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.
Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных грибов
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: «Строение клеток гриба на примере плесени хлеба»
Цель: -научиться самостоятельно вырастить плесень на хлебе,
-познакомиться со строением плесневых грибов.
Оборудование: 1) микропрепарат "Плесень мукор";
2) микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.
Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных и плесневых грибов.
Контрольная работа №1 «Наука о живой природе»
Ф.И._____________________________________________________________________
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1. Наука о живой природе носит название
а) физика б) химия в) биология г) география
2. Клетку окружает и отделяет от внешней среды
а) клеточная мембрана б) ядро в) цитоплазма г) вакуоль
3. Гемоглобин - это
а ) углевод б) витамин в) белок крови г) жир
4. Зелёные клетки растений содержат
а) хромосомы б) хлоропласты в) лейкопласты г) хромопласты
5. При дыхании клетка поглощает
а) кислород б) водород в) азот г) углекислый газ
6. Размножение клетки идет путем
а) почкования б) деления в) разрыва г) роста
7. Найди лишнее понятие среди предложенных
а) ядро б) цитоплазма в) лупа г) клеточная оболочка
8. Укажите объект живой природы:
а) камень б) планета в) человек г) Луна
9. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по отношению к нему, называется
а) наблюдением б) рассматриванием в) экспериментированием г) измерением
10. Стекло, которым накрывают каплю воды с помещенным туда препаратом, чтобы он не высох, называется:
а) увеличительное б) покровное в) предметное г) защитное
Часть В.
1. Выберите правильные утверждения.
- Первобытных людей называют собирателями.
- Развитие – это увеличение размеров тела.
- Ручная лупа увеличивает в 100-300 раз.
- Карл Линней создал эволюционное учение.
- Ботаника изучает растения.
- К органическим веществам клетки относят белки, жиры и углеводы.
Правильные утверждения:____________________________________
2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
ВИД ТКАНИ ОРГАНИЗМ
А) покровная 1) Растение
Б) механическая 2) Животное
В) мышечная
Г) соединительная
Д) образовательная
Е) эпителиальная
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть С. Допишите понятие, о котором идет речь.
- Резервуары, в которых накапливается клеточный сок_____________________
- Свойство живого, которое проявляется в способности реагировать на изменения окружающей среды_______________________
- Естествоиспытатель, создатель учения о биосфере___________________
- Органоид клетки, в котором хранится наследственная информация______________
- Основная часть микроскопа, зрительная трубка____________________
- В тканях промежутки между клетками заполнены ________________
Контрольная работа №2 «Многообразие живых организмов»
Ф.И._____________________________________________________________________
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1. Особенностями папоротников являются:
а)наличие спор б)наличие спор и ризоидов
в)наличие стебля, листьев и спор г) наличие стеблей, корней, спор
2. Только к хвойным относятся:
а)ель, сосна, сфагнум б)сосна, лиственница, щитовник
в) сосна, ель, орляк г) ель, сосна, лиственница
3. Каменный уголь – это:
а)отмершие части папоротника б)полезное ископаемое, образованное голосеменными
в)полезное ископаемое, образованное неразложившимися частями мхов г) перегной
4. У мхов настоящий корень заменяют:
а)корнеподобные выросты б)ризоиды в)коробки со спорами г) корневище
5. Спорами размножаются:
а)мхи б)покрытосеменные в)голосеменные г) цветковые
6. Семенами размножаются:
а)щитовник б)сфагнум в)ель г)водоросль
7. К живым организмам, имеющим микроскопическое строение, относят:
а)беспозвоночных б)мох сфагнум в) бактерии г) шляпочные грибы
8. Выберите лишнее:
а)ламинария б)сфагнум в)хлорелла г)хламидомонада.
Часть В.
1. Установите соответствие между группами растений и их представителями.
Представитель Группа растений
А)Орляк 1)Покрытосеменные
Б)Одуванчик 2)Голосеменные
В)Сосна 3)Мхи
Г)Сфагнум 4) Папоротники
Д)Тюльпан
Е) Кедр
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
2. Установите соответствие между группами животных и их представителями.
Представитель Группа животных
А)Лось 1)Птицы
Б)Гусь 2)Млекопитающие
В)Щука 3)Пресмыкающиеся
Г)Тритон 4)Земноводные
Д)Черепаха 5) Рыбы
Е) Амеба 6) Простейшие
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть С. Дайте полный, развернутый ответ.
Какую роль играют животные в природе и жизни человека?
Контрольная работа №3 «Жизнь организмов на планете Земля»
Ф.И._____________________________________________________________________
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1.Средой обитания любого организма называется:
а) то, чем он питается; б) то, из чего он состоит;
в) все, что его окружает; г) неживая природа, которая его окружает.
2. Там достаточно воздуха, воды, минеральных солей, но мало света, там трудно передвигаться – это среда обитания:
а) почвенная; б) водная;
в) организменная; г) наземно-воздушная.
3.Для обитателей, какой среды характерны следующие приспособления: обтекаемое тело без выступающих частей, короткие и сильные передние конечности с большими когтями, глаза, ушные раковины?
а) водной; б) наземно-воздушной;
в) организменной; г) почвенной.
4. К факторам неживой природы относятся:
а) свет, вода, температура б) Заяц, деревья, черви
в) Свет, птицы, вода г) Деревья, вода, осадки
5. К факторам живой природы относятся:
а) свет, вода, температура б) Заяц, птицы, черви
в) Свет, птицы, вода г) Деревья, вода, осадки
6. К антропогенным факторам относятся:
а) Выхлопы промышленности, загрязнение воды, вырубка леса б) Заяц, деревья, черви
в) Свет, птицы, вода г) Деревья, вода, осадки
7. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию
а) потребителя б) разлагателя
в) производителя г) хищника
8. Самое бедное разнообразие животных свойственно
а) Африке б) Антарктиде
в) Австралии г) Евразии
9. Круговорот веществ в природе включает в себя:
а) производителей, потребителей, хищников
б) производителей, потребителей, разлагателей
в)потребителей, разлагателей, хищниковг
Г) производителей, потребителей
Часть В.
1.Установите соответствие: для каждой среды обитания подбери организм, который в ней живет:
Среда обитания: Организмы:
А) водная 1) пчела
Б) наземно-воздушная 2) крот
В) почвенная 3) клещ
Г) организменная 4) краб
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г |
2.Выберите верное утверждение
1. Все организмы живой природы состоят из клеток.
2. Черви, моллюски, иглокожие, членистоногие относятся к беспозвоночным животным.
3. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери – это позвоночные животные.
4. В глубоководном сообществе широко распространены водоросли.
5. В пустыне обитают глухари, кедровки, белки, соболь.
6. К шляпочным грибам относят: дрожжи, мукор, трутовик.
7. Влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество Земли.
8. Планктон – это организмы, активно плавающие в толще воды.
9. Основные природные зоны Земли – это тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса.
10. Рис выращивают в Африке.
Верные утверждения:______________________
Часть С. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Почему в Южной Америке очень богатый живой мир, а в рядом расположенной Антарктиде живой мир очень беден?
Итоговая контрольная работа
Ф.И._____________________________________________________________________
Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
1. Наука о живой природе носит название
а) физика б) биология в) химия г) география
2. Основная часть микроскопа
а) тубус б) штатив в) предметный столик г) зеркало
3. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название
а) разглядывание б) наблюдение в) измерение г) экспериментирование
4. Самой крупной группой классификации является
а) вид б) царство в) род г) класс
5. К неклеточным формам жизни относятся
а) бактерии б) вирусы в) простейшие г) дрожжи
6. Из какого гриба удалось выделить вещество, убивающее бактерии (антибиотик)
а) мукор б) мухомор в) пеницилл г) дрожжи.
7. Воздействие человека на природу это фактор
а) антропогенный б) биотический в) абиотический г) биологический
8. Дождевой червь обитает
а) в наземно – воздушной среде б) в почвенной в) в водной г) в телах других организмов
9. Самый близкий предок современного человека - это
а) неандерталец б) австралопитек в) кроманьонец г) человек умелый.
10. Человек полностью истребил
а) зубра б) амурского тигра в) дронта г)китовую акулу.
Часть В.
В1. Выбери три правильных утверждения из шести предложенных
а) Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра
б) Клетка бактерии не имеет ядра
в) Грибы – это растения
г) Грибы и Растения – разные царства природы
д) Тело водоросли состоит из корня и побега.
е) Животных делят на беспозвоночных и позвоночных
Верные утверждения:___________________________
В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
ОРГАНИЗМЫ | НАУКИ |
А) шиповник Г) берёза Е) паук-крестовик | 1) ботаника 2) зоология |
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
В3. Расставьте виды человека в хронологическом порядке их возникновения
А. Человек разумный
Б. Человек прямоходящий
В. Австралопитек
Г. Человек умелый
Ответы внесите в таблицу:
ЧастьС. Объясните (дайте развернутый ответ на вопрос)
С1. Почему лесные растения (берёза, ель, осина) лучше приживаются, если их сажают вместе с грибницей шляпочных грибов?
С2. Каким образом человек стремится восстановить разрушенные им природные богатства?
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора(подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего изменения |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета школы Горячева О.В.
№______ подпись____________
от__________2016 года дата _______________2016 г
Подпись руководителя МС________
ФИО___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 6 класс 2016-2017 учебный год
В рабочей программе имеется: пояснительная записка, содержание, тематическое планирование, контрорльные работы...
Рабочая программа 5 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight)
Рабочая программа 5 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight) разработана на основе примерно рабочей программы, рассчитана на 102 часа в год....
Рабочая программа 6 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight)
Рабочая программа 5 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight) разработана на основе примерно рабочей программы, рассчитана на 102 часа в год....
Рабочая программа 7 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight)
Рабочая программа 7 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight) разработана на основе примерно рабочей программы, рассчитана на 102 часа в год....
Рабочая программа_7 класс_2016-2017
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса по учебнику "Spotlight"...
Рабочая программа_8 класс_2016-2017
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса по учебнику "Spotlight"...
Рабочая программа 10 класс 2016-2017
Рабочая программа 10 класс базовый уровень ; учебник Л.Э Генденштейн, ...; 2 ч в неделю...