Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_klass_biologiya.docx | 123.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Александровская основная общеобразовательная школа
|
Рабочая программа
по___биологии ___
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее 6__________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _35______________
Учитель _____Шутюк Ю.А.___________
Программа разработана на основе
Авторской программы основного общего образования по
И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко для 5-9 классов.М.: Дрофа, 2008 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
х. Александровка
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа по учебному предмету биология для 6 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент Государственного Образовательного Стандарта общего образования утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.04. №1089.
- Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)
- Авторской программы к учебникам под редакцией И.Н.Пономарева. «Биология» для 5–11 классов общеобразовательных учреждений И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко для 5-9 классов. М.: Дрофа, 2008 г.
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ Александровской ООШ;
- Учебный план МБОУ Александровской ООШ на 2016 – 2017 учебный год;
- Календарный учебный график на 2016-2017 учебный год;
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Александровской ООШ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко для 5-9 классов. М.: Дрофа, 2012 г.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными.
- формирование у учащихся познавательной культуры, эстетической культуры как способности к эмоцианально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Задачи учебного предмета:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
В МБОУ Александровской ООШ осуществляется обучение детей с ОВЗ по адаптированным рабочим программам. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума биологического образования, позволяет работать без перегрузок, создавать условия для биологического развития обучающихся с ОВЗ, совершенствовать возможности и способности каждого ученика разного уровня обучения и интереса к биологии. Одной из позиций оценки качества образования является оценка достижений обучающихся, вследствие этого контрольный измерительный материал подобран сообразно возрасту и индивидуальным возможностям обучающихся с ОВЗ. Поэтому традиционная программа по биологии для общеобразовательных учреждений была пересмотрена таким образом, чтобы обучение биологии осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
-многообразие и эволюция органического мира;
-биологическая природа и социальная сущность человека;
-уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», « Общие биологические закономерности».
Раздел «Растения» включает сведения об отличительных признаках растений, их многообразии, системе органического мира. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подхода, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей растительного мира на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в процессе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Раздел «Животные» включает сведения об отличительных признаках животных, их многообразии, системе органического мира. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подхода, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей животного мира на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в процессе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела « Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено при изучении курса биологии; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Биология»
Ведущую роль учебного предмета «Биология» играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Результаты изучения предмета.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Биология» в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
-формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
-освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения являются:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
-овладение понятийным аппаратом биологии;
-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
-овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ Александровской ООШ на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана: количество часов биологии в 6 классе - 1 час в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 35 учебных недель, то на программу в 6 классе отводится 35*1=35 часов в год.
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Введение. Общее знакомство с растениями. (4 часа)
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие растения; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Тема 2. Органы цветковых растений. (9 часов)
Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.
Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.
Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (6 часов)
Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Продолжительность жизни растений.
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (12 часов)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые)
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
Тема 5. Природные сообщества (4 часа)
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества.
Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.
Тематическое планирование.
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Контрольные работы | Проектные работы | Лабораторные работы |
1. | Введение. Общее знакомство с растениями | 4 | Проект №1 «Подготовка электронной презентации на тему «Разно-образие декоративных кустарников» | ||
2. | Органы цветкового растения | 9 | Контрольная работа №1 «Органы цветковых растений» | Проект №2 «Создание коллекции фотографий плодов растений, растущих в Ростовской области» | Лаб. работа№1 «Строение семени фасоли» Лаб. работа№2 «Строение корня. Типы корневых систем» Лаб. работа№3 «Строение вегетативных и генеративных почек» Лаб. работа №4 «Строение корневища, клубня, луковицы» |
3. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 | Контрольная работа №2 «Основные процессы жизне- деятельности растений» | Проект №3 «Разработка эксперимента по веге-тативному размножению комнатного растения» | Лаб. работа №5 «Черенкование комнатных растений» |
4. | Многообразие и развитие растительного мира | 12 | Контрольная работа №3 «Основные отделы царства растений» | Проект №4 «Создание рекламного листа в защиту ели» | Лаб. работа №6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» |
5. | Природные сообщества | 4 | Итоговая контрольная работа | ||
8 | Итого | 35 | 4 | 4 | 6 |
Распределение часов по четвертям.
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
по программе | по КТП | факт | ||
1 | 9 | 9 | ||
2 | 7 | 7 | ||
3 | 10 | 10 | ||
4 | 9 | 9 | ||
Всего | 35 | 35 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во ча- сов | Дата проведение | Планируемые результаты, требования к минимуму содержания | Форма контроля | Д/З | ||||||||
план | факт | знать | уметь | применять | ||||||||||
Введение. Общее знакомство с растениями (4 часа) | ||||||||||||||
1. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений | 1 | 5.09 | -что изучают биология и ботаника | Фронтальный опрос | §1 РТ5 | ||||||||
2. | Многообразие жизненных форм растений | 1 | 12.09 | -разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам | -различать части растения | Фронтальный опрос | §2 РТ4 | |||||||
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 1 | 19.09 | -увеличительные приборы: строение лупы и микроскопа -строение клетки | -готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; -распознавать на микропрепаратах и таблицах части клет | Применять правила работы с микроскопом, последовательность приготовления микропрепарата | Фронтальный опрос | §3 РТ4 | ||||||
4. | Ткани растений. | 1 | 26.09 | -названия тканей растений | -различать виды тканей у растений | -применять знания о тканях растений в повседневной жизни | Проект №1 «Подготовка электронной презентации на тему «Разно-образие декоративных кустарников» | §4 с.26 РТ 3,4 | ||||||
Органы растений (9 часов) | ||||||||||||||
5. | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Лаб. работа№1 «Строение семени фасоли» | 1 | 3.10 | -строение семян однодольных и двудольных растений | -различать части семя | -применять знания в повседневной жизни | Письменный: оценка результатов лаб. работы | §5 | ||||||
6. | Условия прорастания семян | 1 | 10.10 | -условия прорастания семян | -к каждому растению подбирать условия прорастания семян | -применять знания в повседневной жизни | Фронтальный опрос | §6 РТ 4 | ||||||
7. | Корень. Внешнее и внутренне строение корня. Лаб. работа№2 «Строение корня. Типы корневых систем» | 1 | 17.10 | -функции корня -виды корней -типы корневых систем -зоны корня, их функции | -различать зоны корня | -применять знания в повседневной жизни | Письменный: оценка результатов лаб. работы | §7 | ||||||
8. | Побег. Строение и значение побега. Лаб. работа№3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 | 24.10 | -побег -части побега -почки вегетативные и генеративные -почки верхушечные и боковые | -узнавать на рисунках части побега, почки | -применять знания в повседневной жизни | Фронтальный опрос | §8 | ||||||
9. | Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. | 1 | 31.10 | -лист – боковая часть побега -внешнее строение листа: листовая пластинка и черешок -листья простые и сложные -жилкование листьев -листорасположение -внутреннее строение листа: кожица, устьице, мякоть, жилка | -называть и показывать части листа -определять тип листорасположения и жилкование -отличать простые и сложные листья | -применять знания в повседневной жизни | Письменный: оценка результатов лаб. работы | §9 РТ 4 | ||||||
10. | Стебель, его внутреннее и внешнее строение, значение. Лаб. работа №4 «Строение корневища, клубня, луковицы» | 1 | 14.11 | -стебель – осевая часть побега,функции стебля -строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, их функции | -узнавать на рисунках и схемах части стебля | -применять знания в повседневной жизни | Письменный: оценка результатов лаб. работы | §10 | ||||||
11. | Цветок. Его значение и строение. | 1 | 21.11 | -строение цветка -соцветия, их биологическая роль | -считать количество пестиков и тычинок по формуле цветка | -применять знания в повседневной жизни | Индивидуальный опрос | §11 РТ 4 | ||||||
12. | Плод. Разнообразие и значение плодов | 1 | 28.11 | -строение плодов; -характеристику плодов | -уметь различать сухие и сочные плоды | -применять знания в повседневной жизни | Проект №2 «Создание коллекции фотографий плодов растений, растущих в Ростовской области» | §12 с.71 РТ3 | ||||||
13. | Контрольная работа №1 «Органы цветковых растений» | 5.12 | -понятия, термины и определения по теме | |||||||||||
Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов) | ||||||||||||||
14. | Минеральное питание растений и значение воды | 1 | 12.12 | -корневое питание -корневое давление -удобрения, их значение и основные виды | -наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды | -применять знания в повседневной жизни | Фронтальный опрос | §13 РТ4 | ||||||
15. | Воздушное питание растений-фотосинтез | 1 | 19.12 | -воздушное питание (фотосинтез) -испарение, его значение для организма | -наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды | -применять знания в повседневной жизни | Фронтальный опрос | §14 РТ4 | ||||||
16. | Дыхание и объем веществ у растений | 1 | 26.12 | -дыхание растений | -применять знания в повседневной жизни | Индивидуальный опрос | §15 РТ4 | |||||||
17. | Размножение и оплодотворение у растений | 1 | 16.01 | -размножение и его значение -опыление: перекрестное (ветром), самоопыление -оплодотворение -образование плодов и семян | -размножать комнатные растения черенками | Фронтальный опрос | §16 РТ4 | |||||||
18. | Вегетативное размножения растений и его использование человеком. Лаб. работа №5 «Черенкование комнатных растений» Рост и развитие растительного организма | 1 | 23.01 | -способы вегетативного размножения:
-рост растений в длину и в толщину
| -размножать комнатные растения черенками -проводить опыты, доказывающие рост корня | -при определении возраста дерева по спилу | Проект №3 «Разработка эксперимента по веге-тативному размножению комнатного растения» | §17 П.18 | ||||||
19. | Контрольная работа №2 «Основные процессы жизне- деятельности растений» | 1 | 30.01 | -знать все понятия и определения по теме | -применять знания в повседневной жизни | |||||||||
Многообразие и развитие растительного мира (12 часов) | ||||||||||||||
20. | Систематика растений, ее значение для ботаники | 1 | 6.02 | -систематические категории признаки классов -признаки семейств -основные представители семейств | -распознавать представителей разных отделов -определять растения по определительным карточкам | -применять знания в повседневной жизни | Фронтальный опрос | §19 РТ4 | ||||||
21. | Водоросли, их разнообразие и значение в природе | 1 | 13.02 | -строение, жизнедеятельность и значение водорослей | -распознавать водоросли разных форм на рисунках | -применять знания в повседневной жизни | Индивидуальный опрос | §20 РТ4 | ||||||
22. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лаб. работа №6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | 1 | 20.02 | -строение, жизнедеятельность и значение мохообразных | -уметь видеть моховидные в природе | -применять знания в повседневной жизни | Письменный: оценка результатов лаб. работы | §21 | ||||||
23. | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика | 1 | 27.02 | -строение, жизнедеятельность и значениеплаунов, хвощей, папоротников | -различать плауны, хвощи, папоротники | -применять знания в повседневной жизни | Письменный: оценка результатов лаб. работы | §22 РТ4 | ||||||
24. | Отдел Голосеменные. | 1 | 6.03 | -строение, жизнедеятельность и значение голосеменных | -голосеменные от покрытосеменных растений | -применять знания в повседневной жизни | Письменный: оценка результатов лаб. работы. Защита проекта «Растительный мир родного | §23 Края» | ||||||
25. | Отдел Покрытосеменные. | 1 | 13.03 | -строение, жизнедеятельность и значение покрытосеменных | -голосеменные от покрытосеменных растений | -применять знания в повседневной жизни | Проверочная работа «Многообразие растений» | §24 | ||||||
26. | Семейства класса Двудольные | 1 | 20.03 | -строение, жизнедеятельность и значение двудольных | -уметь видеть растения класса Двудольные в природе | -применять знания в повседневной жизни | Фронтальный опрос | §25 | ||||||
27. | Семейства класса Однодольные | 1 | 3.04 | -строение, жизнедеятельность и значение однодольных | -уметь видеть растения класса Однодольные в природе | -применять знания в повседневной жизни | Фронтальный опрос | §26 РТ3 | ||||||
28. | Историческое развитие растительного мира | 1 | 10.04 | -знать понятия: эволюция, цианобактерии, палеоботаника, реликтовые растения | -применять знания в повседневной жизни | Фронтальный опрос | §27 РТ3 | |||||||
29. | Разнообразие и происхождение культурных растений | 1 | 17.04 | -многообразие и происхождение растений-доказательства исторического развития растений -влияние человека на растительный мир -важнейшие сельскохозяйственные растения: зерновые, овощные, плодово-ягодные, биологические основы их выращивания | -различать разные виды растений | -применять знания в повседневной жизни | Фронтальный опрос | §28 РТ3 | ||||||
30. | Дары Нового и Старого Света | 1 | 24.04 | -знать растения Старого и Нового Света | -уметь различать растения Старого и Нового Света | -применять знания в повседневной жизни | Проект №4 «Создание рекламного листа в | §29 защиту Ели» | ||||||
31. | Контрольная работа №3 «Основные отделы царства растений» | 1 | 1.05 | -знать определения и понятия по теме | ||||||||||
Природные сообщества (4 часа) | ||||||||||||||
32. | Понятие о природном сообществе-биогеоценозе и экосистеме | 1 | 8.05 | -знать понятия «природное сообщество», «биогеоценоз», «экосистема» | -различать понятия «природное сообщество», «биогеоценоз», «экосистема» | -применять знания в повседневной жизни | Письменный: оценка заполнения кроссворда | §30 | ||||||
33. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | 1 | 15.05 | -знать понятия: ярус, ярусное строение природного сообщества, надземная ярусность, подземная ярусность. | -уметь составлять структуру природного сообщества | -применять знания в повседневной жизни | §31 | |||||||
34. | Итоговая контрольная работа | 1 | 22.05 | Знать все определения и понятия | -применять знания в повседневной жизни | |||||||||
35. | Смена природных сообществ и ее причины | 1 | 29.05 | -знать понятия: смена биогеоценоза, сукцессия, коренной биогеоценоз, временный биогеоценоз, агроценоз | -уметь различать естественный и искусственный биогеоценоз | -применять знания в повседневной жизни | §32 С.171 |
Учебно-методическое обеспечение.
Класс | Учебники (автор, год издания, издательство) | Методические материалы | Материалы для контроля |
6 | И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2006. -240с. | И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005 | А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.; |
6 | И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Рабочая тетрадь | И. П. Чередниченко, М.В. Оданович. Рабочие программы по биологии 6-11 классы. Тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся. М. «Глобус», 2008. | Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические материалы); |
6 | Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт.Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа; | Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.; | |
6 | Журнал. Биология в школе. Министерство образования Российской Федерации, Издательский дом «Школа-Пресс 1». 1999 – 2004 год. | ||
6 | В.И. Кузнецова. Уроки биологии растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-7 класс – М. Просвещение.2011 год.
|
Учебно-техническое обеспечение.
№ п/п | Средства | Перечень средств |
1 | Учебно-лабораторное оборудование и приборы | 1.натуральные объекты -гербарии растений -коллекции минеральных удобрений 2.лабораторная посуда, аппараты и приборы -микроскоп -микропрепараты |
2 | Технические и электронные средства для обучения и контроля знаний учащихся | кинематограф, компьютер, смарт-доска, интерактивная доска |
3 | Цифровые образовательные ресурсы | -Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 - Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 -Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс. ООО «Нью Медиа Дженерейшн» 2002 г. -Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н.Пономарева (электронное учебное издание), Дрофа, Физикой, 2006 |
Список использованной литературы.
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений | И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. | Вентана-Граф, 2006 |
2 | Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники | И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. | Вентана-Граф, 2005 |
3 | Рабочие программы по биологии 6-11 классы. Тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся. | И. П. Чередниченко, М.В. Оданович. | Глобус, 2008 |
4 | Учебные издания серии «Темы школьного курса» | Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной | Дрофа, 2009 |
5 | Журнал. Биология в школе. Министерство образования Российской Федерации | Школа-Пресс 1, 1999 – 2004 г | |
6 | Уроки биологии растения, бактерии, грибы, лишайники. | В.И. Кузнецова | Просвещение. 2011 г
|
7 | Тетрадь для оценки качества знаний по биологии | А.И.Никишов | Дрофа, 2006 |
8 | Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные | Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. | Дрофа, 2002 |
9 | Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. | Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. | Дрофа, 2004 |
10 | Занимательная биология | Акимушкин И. И | Молодая гвардия, 2002 |
11 | Редкие и исчезающие растения | Артамонов В. И | Агропромиздат, 1989 |
12 | Биология. Энциклопедия для детей | Аванта+, 1994. | |
13 | Энциклопедия природы России. Грибы | Гарибова Л. В., Сидорова И. И | Дрофа, 2003 |
14 | О чем говорят названия растений | Головкин Б. Н | Колос, 1992 |
15 | Цветы в легендах и преданиях | Золотницкий Н.Ф | Дрофа, 2002 |
16 |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
О Отметка ценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные, письменные работы.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Отметка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётами являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.
Критерии оценки тестовых заданий по биологии.
с помощью коэффициента усвоения К:
К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте,
Р – общее число ответов
Коэффициент К | Оценка |
0,9-1 | «5» |
0,8-0,89 | «4» |
0,7-0,79 | «3» |
Меньше 0,7 | «2» |
Результаты изучения предмета.
Обучающиеся должны знать:
-что изучают биология и ботаника
-органы растения (корень и побег, части побега)
-разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам
-признаки живых организмов
-факторы живой и неживой природы и связанные с деятельностью человека
-увеличительные приборы: строение лупы и микроскопа
-строение клетки
-жизнедеятельность клетки
-правила работы с микроскопом, последовательность приготовления микропрепарата
-готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток
-функции корня
-виды корней
-типы корневых систем
-зоны корня, их функции
-почва, ее состав
-видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки
-побег
-части побега
-почки вегетативные и генеративные
-почки верхушечные и боковые
-лист – боковая часть побега
-внешнее строение листа: листовая пластинка и черешок
-листья простые и сложные
-жилкование листьев
-листорасположение
-внутреннее строение листа: кожица, устьице, мякоть, жилка
-видоизменения листьев: усики, колючки
-стебель – осевая часть побега, функции стебля
-строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, их функции
видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их хозяйственное значение
-строение цветка
-соцветия, их биологическая роль
-типы плодов
-значение плодов
-распространение плодов и семян
-значение семян в жизни растения
-строение семян однодольных и двудольных растений
-условия прорастания семян
-агротехника посева семян
-корневое питание
-корневое давление
-удобрения, их значение и основные виды
-воздушное питание (фотосинтез)
-испарение, его значение для организма
-дыхание растений
-размножение и его значение
-способы вегетативного размножения:
- черенками
- отводками
- усами
- видоизмененными побегами
-опыление: перекрестное (ветром), самоопыление
-оплодотворение
-образование плодов и семян
-рост растений в длину и в толщину
-развитие растений
-систематические категории
-строение, жизнедеятельность и значение: - водорослей
- мохообразных
- папоротникообразных
- голосеменных
- покрытосеменных
-многообразие покрытосеменных:
- признаки классов
- признаки семейств
-основные представители семейств
-многообразие и происхождение растений
-доказательства исторического развития растений
-влияние человека на растительный мир
-важнейшие сельскохозяйственные растения: зерновые, овощные, плодово-ягодные, биологические основы их выращивания
Обучающиеся должны уметь:
-распознавать органы цветкового растения
-узнавать споровые и семенные растения
-пользоваться лупой и микроскопом
-готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
-распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток
-распознавать типы корневых систем
-узнавать на рисунках части побега, почки
-называть и показывать части листа
-определять тип листорасположения и жилкование
-отличать простые и сложные листья
-узнавать на рисунках и схемах части стебля
-различать основные виды удобрений
-применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление)
-наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды
-размножать комнатные растения черенками
-проводить опыты, доказывающие рост корня
-определять возраст дерева по спилу
-распознавать представителей разных отделов
-определять растения по определительным карточкам
-распознавать представителей разных семейств
-выделять общие признаки растений, свидетельствующие о единстве растительного мира
-применять знания по биологии для выращивания культурных растений
-распознавать бактерии разных форм на рисунках
-распознавать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы, ядовитые и съедобные на муляжах и рисунках
-сравнивать плесневые грибы
-узнавать грибы-паразиты на рисунках
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Строение семени фасоли "
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование: 1) проросшие семена фасоли;
2) микроскоп, лупа;
Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму; снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.
Оформление результатов:
зарисуйте семя фасоли в тетрадь, подпишите их части.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему фасоль относят к двудольным растениям?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Строение корня. Типы корневых систем"
Цель: познакомиться с внешним строением корня,
научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их
Оборудование: 1) проросшие семена тыквы;
2) лупа;
3) гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.
Ход работы:
1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.
2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.
2. Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы |
Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем, укажите преимущества каждой из них.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Строение вегетативных и генеративных почек"
Цель: изучить внутреннее строение почек
Оборудование: 1) побеги с почками
2) лупа, препаровальная игла, пинцет
Ход работы:
1.Рассмотрите на побеге боковые и верхушечные побеги. Отметьте внешний вид почек.
2. Отделите от побега одну почку. Разрежьте ее вдоль. Положите разрезанные части на предметное стекло.
3.Пользуясь лупой и рисунком 47 учебника, найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебель. Определите, какую почку вы рассматриваете-вегетативную или генеративную.
4.Сделайте схематический рисунок строения почки и подпишите ее части.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: чем отличаются вегетативные и генеративные почки
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Строение корневища, клубня, луковицы"
Цель: изучить строение видоизмененных подземных побегов,
научиться приводить аргументы и делать выводы, производя
доказательство.
Оборудование: 1) гербарный лист с корневищным растением;
2) клубень картофеля;
3) луковица лука;
4) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.
3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.
Оформление результатов:
зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.
Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и
докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
по теме: "Черенкование комнатных растений"
Цель: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения
Оборудование: 1) три склянки с водой;
2) скальпель;
3) комнатные растения: бегония металлическая, сансевьера,
Ход работы:
Задание 1. Черенкование стеблей.
1.Внимательно рассмотрите побеги растений.
2.Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
3.Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой
Задание 2. Черенкование листьев.
1.Срежьте у растения листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в воду.
2.Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной 5-7 см каждый.
3.Поставьте их в воду.
Задание 3.Наблюдение за развитием корней черенка.
1.Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
2.После развития корней посадите черенки в цветочные горшки с почвой и полейте их.
3.Наблюдение за развитием корней записывайте в таблицу.
№п/п | Растение | Дата черенкования | Дата появления первого корня | Дата развития корней длиной 1,5-2 см | Дата посадки в почву |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Изучение внешнего строения моховидных растений"
Цель: знакомство с внешним строением зеленого мха
Оборудование: 1) склянка с водой;
2) предметное стекло;
3) кукушкин лен;
4) лупа.
Ход работы:
1.Изучите особенности строения зеленого мха - его стебель, листья, коробочку. Определите мужское или женское это растение.
2.Изучите строение коробочки. Снимите колпачок.
3.На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой.
4.Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они разлетаются от дуновения ветра.
5.Сравните кукушкин лен и сфагнум. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.
6.На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: как расселяются данные растения?
Контрольная работа № 1 «Органы цветкового растения»
Ф.И_________________________________________________________________________
Часть А. При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.
1. Корневая система с хорошо развитым главным корнем называется:
а) боковой б) мочковатой
в) придаточной г) стержневой
2. Растительная ткань, образованная мелкими постоянно делящимися клетками называется:
а) механическая б) покровная
в) основная г) образовательная
3. Листорасположение, когда в одном узле находятся два листа один напротив другого, называется:
а) очередное б) мутовчатое
в) прикорневая розетка г) супротивное
4. Почки, расположенные по бокам стебля называются:
а) пазушные б) боковые
в) придаточные г) верхушечные
5. Зародыш семени состоит из:
а) Корешка, стебелька и эндосперма б) корешка и побега
в) корешка, стебелька и семядолей г) стебелька и почечки.
6.Длинные выросты клеток наружного покрова корня:
а) корневые волоски б) придаточные корни
в) корневой чехлик г)боковые корни.
7. Корни, развивающиеся на листьях, стеблях называются:
а) главные б) боковые
в) придаточные г)дыхательные
8. Цветы пшеницы опыляются:
а) ветром б) летучими мышами в) насекомыми г) водой
9. Плод крыжовника:
а) ягода б) костянка в) коробочка г) семянка
Часть Б. При решении заданий части Б выберите несколько правильных ответов на вопрос.
1. Из предложенного списка выберите характерные признаки основной ткани растений:
А) образует мякоть листа, плодов, листьев, цветков
Б) состоит из мелких, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами
В) образует кончик корня, зародыш семени
Г) в клетках содержатся хлоропласты (зеленые органоиды)
Д) в ней образуются и накапливаются питательные вещества в процессе фотосинтеза
Е) деление ее клеток обеспечивает рост растения
Верные утверждения:________________________________________
2. Соотнесите видоизменения:
А) побега Б) корня
А.Луковица
Б.Клубень
В.Корнеплод
Г.Столон
Д.Корневые шишки.
Е.Клубнелуковица
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть С. Дайте полный ответ на поставленный вопрос.
1.Перечислите видоизменения корня (у каких растений есть данные изменения, для чего они нужны)
Контрольная работа №2 «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Ф.И._________________________________________________________________________
Часть А. При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.
1) Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует
а) поглощение воды корневыми волосками б) испарение воды
в) корневое давление г) дыхание
2) В чём состоит отличие растений от всех других живых существ?
а)при дыхании поглощают кислород б)распространяются на новые территории
в) растут на протяжении всей жизни г)при дыхании выделяют углекислый газ
3) Растения автотрофы, так как они…
а)запасают крахмал б) создают органические вещества из неорганических
в) способны к испарению воды г)расщепляют органические вещества до неорганических
4) Растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ в процессе
а)фотосинтеза б)испарения
в)транспорта веществ г)дыхания
5) В процессе фотосинтеза в хлоропластах растений происходит
а) расщепление сахара б) выделение углекислого газа
в) окисление органических веществ г) превращение энергии солнечного света в энергию органических веществ
6)К вегетативному размножению не относят
а) размножение частями побега б) размножение клубнями
в) размножение частями корня г) слияние гамет
7) К органам вегетативного размножения не относят
а) цветок б) лист в) стебель г) корень
8) Внутри пыльцевой трубки имеются
а) сперматозоиды б) пыльца в) спермии г) яйцеклетки
9) Оплодотворение у цветковых растений называется двойным, так как
а) в нем участвуют два спермия б) в результате образуется два зародыша
в) оно происходит два раза подряд г) в нем участвуют два растения
10) Луковицами размножают
а) картофель и тюльпан б) георгин и ландыш
в) лилии и лук г)картофель и топинамбур
Часть В.Выберите верные утверждения.
В1. Размножение малины корневыми отпрысками способствует
1) увеличению численности особей
2) изменению массы стебля
3) увеличению площади распространения
4) сохранению признаков материнского растения
5) изменению надземной части растения
6) ускорению роста в высоту
Верные утверждения:_____________________________
В2. Установите соответствие между характеристикой растения и способом его опыления.
Характеристика растения Способы опыления:
А) имеют яркоокрашенный венчик 1) насекомыми
Б) цветки мелкие, невзрачные, образуют соцветия 2) ветром
B) растут группами, образуя заросли или рощи
Г) зацветают до распускания листьев
Д) в цветках содержится нектар и пыльца
Е) образуют много мелкой сухой пыльцы
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть С. Дайте полный ответ на поставленный вопрос.
1.Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?
Контрольная работа №3 «Основные отделы царства растений»
Ф.И.___________________________________________________________________
Часть А. При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.
1. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?
а) морфология б) систематика в) экология г) физиология
2. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно
а) размножение семенами б) наличие вегетативных органов
в) автотрофное питание г) отсутствие цветка и плода
3. Растения с параллельным жилкованием листьев, мочковатой корневой системой, стеблем соломиной относят к семейству
а) крестоцветных б) лилейных в) сложноцветных г) злаков
4. Укажите признак, характерный только для царства Растений
а) имеют клеточное строение б) дышат, питаются, растут, размножаются
в) имеют фотосинтезирующую ткань г) питаются готовыми органическими веществами
5. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно
а) размножение семенами б) автотрофное питание
в) наличие вегетативных органов г) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек
6. Растения семейства бобовых
а) имеют плоды ягоды или коробочки б) существуют только в виде травянистых форм в) имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника г) способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями
7. Правильная схема классификации растений:
а) вид → род → семейство → порядок → класс → отдел
б) вид → семейство → порядок → род → класс → отдел
в) вид → род → класс → порядок → отдел → семейство
г) вид → класс → отдел → порядок → род → семейство
8. По каким признакам моховидные отличаются от других растений?
а) размножаются спорами б) имеют листья, стебель, ризоиды
в) в процессе развития происходит чередование поколений
г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
9. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства
а) лилейных б) злаков в) сложноцветных г) пасленовых
10. Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате
а) их поедания животными б) чрезмерного использования папоротников человеком
в) понижения температуры и влажности воздуха г) повышения температуры и влажности воздуха
Часть В. 1.Установите соответствие между с емействами Покрытосеменных и их представителями
А) малина 1) злаки
Б) акация 2) бобовые
В) слива 3) розоцветные
Г) тростник
Д) лапчатка
Е)горох
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
2.В данном списке перечислены признаки растений разных отделов. Найдите среди них признаки отдела Мохообразные
Признаки растений:
- Споры образуются в коробочках.
- Для размножения необходима вода.
- Тело в виде слоевища или разделено на листья и стебли.
- Размножаются семенами.
- Нет проводящей ткани.
- Встречаются в засушливых местах
- Цветка нет, а семена есть.
- Есть ризоиды.
- У некоторых есть корневище.
- Есть органы: корень, лист, стебель.
Верные утверждения:____________________________________________
Часть С. Дайте полный ответ на поставленный вопрос.
Какую роль в природе и жизни человека играют травянистые растения?
Итоговая контрольная работа.
Ф.И.________________________________________________________________________
Часть А. При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.
1. Наименьшая единица в систематике растений:
а) вид б) род в) семейство г) класс
2. Основной признак, по наличию которого цветковые растения относят к группе высших растений:
а) многоклеточность б) тело расчленено на органы
в) имеется цветок г) половое размножение
3. Такие органы цветкового растения, как цветки, плоды и семена, называют термином:
а) соматические б) вегетативные
в) репродуктивные (генеративные) г) регенеративные
4. Группа организмов, представителей которой относят к низшим растениям:
а) моховидные б) зеленые водоросли
в) папоротниковидные г) грибы
5. Две главные части цветка:
а) венчик и чашечка б) пестик(и) и тычинки
в) цветоножка и цветоложе г)пестик и цветоложе
6. Зачаточным побегом является:
а) корень б) почка в) лист г) стебель
5) семя.
7. Цветковые растения размножаются:
а) только семенами б) только вегетативно
в) и семенами, и вегетативно г) с помощью ветра
8. Двудомными называют растения, у которых:
а) цветки собраны в соцветия
б) пестичные и тычиночные цветки находятся на одной особи
в) пестичные и тычиночные цветки находятся на разных особях
г)цветки собраны в соцветия
9. Структуры в проводящих пучках листа, в которых имеются поперечные перегородки с многочисленными отверстиями, - это:
а) волокна б) ситовидные трубки
в) сосуды г) ситовидные сосуды
10. Видоизменениями побегов являются:
а) придаточные корни б) корнеплоды в) цветки г) корнеклубни
Часть В. 1.Установите соответствие между органами, функциями и принадлежностью их к определенному виду органов.
Вид органов: А. Вегетативные. Б.Генеративные.
Органы и функции:
А.Лист.
Б. Цветок и плод.
В. Стебель с листьями.
Г. Образование семян.
Д. Размножение черенками.
Е. Двойное оплодотворение.
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
2.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по половому размножению растений. Напишите соответствующую последовательность цифр.
1) опыление
2) образование половых клеток (гамет)
3) развитие из зиготы нового организма
4) оплодотворение
5) образование зиготы
Ответ запишите в таблицу
Часть С. Дайте полный ответ на поставленные вопросы.
|
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора(подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего изменения |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета школы Горячева О.В.
№______ подпись____________
от__________2016 года дата _______________2016 г
Подпись руководителя МС________
ФИО___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 6 класс 2016-2017 учебный год
В рабочей программе имеется: пояснительная записка, содержание, тематическое планирование, контрорльные работы...
Рабочая программа 5 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight)
Рабочая программа 5 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight) разработана на основе примерно рабочей программы, рассчитана на 102 часа в год....
Рабочая программа 6 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight)
Рабочая программа 5 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight) разработана на основе примерно рабочей программы, рассчитана на 102 часа в год....
Рабочая программа 7 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight)
Рабочая программа 7 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight) разработана на основе примерно рабочей программы, рассчитана на 102 часа в год....
Рабочая программа_7 класс_2016-2017
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса по учебнику "Spotlight"...
Рабочая программа_8 класс_2016-2017
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса по учебнику "Spotlight"...
Рабочая программа 10 класс 2016-2017
Рабочая программа 10 класс базовый уровень ; учебник Л.Э Генденштейн, ...; 2 ч в неделю...