Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_himiya_8_klass.docx | 110.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Александровская основная общеобразовательная школа
|
Рабочая программа
по___химии ___
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее 8__________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _70_____________
Учитель _____Шутюк Ю.А.___________
Программа разработана на основе
Авторской программы основного общего образования по химии для
8-9 классов. О.С.Габриеляна, А.В. Купцовой. М.: Дрофа,2008
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
х. Александровка
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа по учебному предмету химия для 8 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент Государственного Образовательного Стандарта общего образования утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.04. №1089.
- Примерной учебной программы основного общего образования по химии для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Химия. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)
- Авторской программы к учебникам под редакцией О.С.Габриеляна, А.В.Купцовой. М.: Дрофа,2008 для 5–11 классов общеобразовательных учреждений
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ Александровской ООШ;
- Учебный план МБОУ Александровской ООШ на 2016 – 2017 учебный год;
- Календарный учебный график на 2016-2017 учебный год;
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Александровской ООШ.
- Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией О.С.Габриеляна, А.В.Купцовой. М.: Дрофа,2008
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».
Изучение химии является одним из компонентов процесса разностороннего развития и воспитания обучающихся; становления их индивидуальности; способности адаптироваться и использовать свой потенциал в выборе дальнейшего образования, профессиональной деятельности, а также реализовать себя в условиях современного общества.
Изучение химии способствует решению общей цели естественнонаучного образования — дать единое представление о природе, сформировать естественнонаучную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций, в воспитание трудолюбия, экологической и потребительской культуры учащихся.
Изучение химии в основной школе призвано обеспечить:
-развитие информационных общеучебных умений, а именно умений находить, понимать, перерабатывать информацию из разных источников, в том числе из сети Интернет, создавать мультимедиапрезентации, эссе и др.;
-осознание ценности химической информации и образования, значимости знаний химии для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
-развитие у учащихся интеллекта, нравственности, коммуникативности, понимания общественной значимости науки химии и её технологий как источника получения многих жизненно важных продуктов и материалов;
-формирование позитивного отношения к химии как возможной области дальнейшего химического образования и профессиональной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
- вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
-химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
-применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
-язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которого заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости здорового образа жизни;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает реальными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на формирование у учащихся:
- навыков правильного использования химической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения
Результаты изучения предмета.
-использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
-использование различных источников для получения химической информации.
-давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
-знать химические символы;
-знать табличную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д.И.Менделеева, используя понятия «период», «группа»;
-описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
-классифицировать изученные объекты и явления;
-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
-структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
-моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
-анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
-проводить химический эксперимент.
-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других трамвах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Место учебного предмета в учебном плане.
- В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ Александровской ООШ на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана: количество часов химии в 8 классе рассчитана на 2 часа в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 35 учебных недель, то на программу в 8 классе отводится 35*2= 70 часов в год.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Основные понятия в химии (4 часа)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, интернет.
Раздел 2. Атомы химических элементов(8 часов)
Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки.
Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов Д.И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы.
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы.
Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.
Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.
Раздел 3.Простые вещества(7 часов)
Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов-простых веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородсодержащих кислот на примере элементов второго и третьего периодов.
Общая характеристика металлов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств нметаллов-простых веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов второго и третьего периодов.
Первоначальные представления о естественных группах химических элементов: щелочные металлы, галогены.
Раздел 4.Соединения химических элементов(14 часов)
Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Основания, их состав и названия. Представители щелочей. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Понятие о шкале кислотности. Соли как производные кислот и оснований. Растворимость солей в воде. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Чистые вещества и смеси.
Раздел 5. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Раздел 6.Практикум №1 «Простейшие операции с веществом»(3 часа) Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химическое уравнение.
Раздел 7.Растворы. Свойства растворов электролитов(16 часов)
Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Раздел 8.Практикум №2 «Свойства растворов электролитов» (5 часов)
Тематическое планирование.
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Контрольные работы | Проектные работы | Лабораторные работы |
1. | Основные понятия в химии | 4 | №1 Этапы разви- тия химии как науки. | №1Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. №2Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги. | |
2. | Атомы химических элементов | 8 | №1 Атомы химических элементов | №3 Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа №4Изготовление моделей бинарных соединений. №5Изготовление модели, иллюстрирующей свойства металлической связи | |
3. | Простые вещества | 7 | №2 Простые вещества | №6Ознакомление с коллекцией металлов №7Ознакомление с коллекцией неметаллов. | |
4. | Соединения химических элементов | 14 | №3 Соединения химических элементов | №2 Горные породы как химический объект | №8 Ознакомление с коллекцией оксидов. №9 Ознакомление со свойствами аммиака. №10Качественная реакция на углекислый газ. №11 Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды. №12Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов. №13Ознакомление с коллекцией солей. №14Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. №15Ознакомление с образцом горной породы. |
5. | Изменения, происходящие с веществами | 12 | №4 Изменения, происходящие с веществами | №16Прокаливание меди в пламени спиртовки. №17 Замещение меди в растворе хлорида меди железом. | |
6. | Практикум 1 «Простейшие операции с веществом» | 3 | №3 Горя- щая свеча | Практическая работа №1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Практическая работа№2 Признаки химических реакций. Практическая работа№3 Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе. | |
7. | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | 16 | №5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов | №4 Столо- вый уксус как химический объект | №18 Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра №19Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами №20 Взаимодействие кислот с основаниями №21 Взаимодействие кислот с оксидамсиметаллоа №22 Взаимодействие кислот с металлами №23 Взаимодействие кислот с солями №24 Взаимодействие щелочей с кислотами №25 Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов №26 Взаимодействие щелочей с солями №27Получение и свойства нерастворимых оснований №28 Взаимодействие основных оксидов с кислотами №29 Взаимодействие основных оксидов с водой №30 Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами №31 Взаимодействие кислотных оксидов с водой №32 Взаимодействие солей с кислотами №33 Взаимодействие солей с щелочами №34 Взаимодействие солей с солями №35 Взаимодействие растворов солей с металлами |
8. | Практикум 2. «Свойства растворов электролитов» | 4 | Итоговая контрольная работа | Практическая работа №4 Решение эксперименталь- ных задач по теме: «Свойства растворов электролитов» | |
9. | Резерв | 2 | |||
Итого | 70 | 6 | 4 | Л/р 35 Пр/р 4 |
Распределение часов по четвертям.
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
по программе | по КТП | факт | ||
1 | 17 | 17 | ||
2 | 15 | 15 | ||
3 | 21 | 21 | ||
4 | 18 | 18 | ||
Всего | 70 | 70 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведение | Планируемые результаты, требования к минимуму содержания | Форма контроля | Д/З | |||||
план | факт | знать | уметь | применять | |||||||
Основные понятия в химии(4 часа) | |||||||||||
1 | Предмет химии. Вещества. Инструктаж по ТБ. | 1 | 2.09 | знать определения понятий: «атом, молекула, химический элемент, вещество, простое вещество, сложное вещество, свойства веществ» | уметь: описывать и сравнивать предметы изучения; к4лассифицировать вещества по составу; характеризовать основные методы изучения; различать тела и вещества, химический элемент и простое вещество | должны выполнять наблюдения и производить анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами, с соблюдением техники безопасности | Фронтальный опрос | §1 В.2 | |||
2. | Превращения веществ. История развития химии.Лабораторная работа №1. Лабораторная работа №2 | 1 | 8.09 | Знать понятие «химическая реакция» | Уметь отличать химические реакции от физических явлений | Обращение с химическим оборудованием и посудой | Письменный отчет о проделанной работе | §2 В.1 | |||
3. | Знаки (символы) химических элементов. Таблица Д.И.Менделеева. | 1 | 9.09 | Знать знаки первых 20 химических элементов | Уметь: - определять положение химического элемента в Периодической системе; -называть химические элементы | Индивидуальный и фронтальный опрос | §3 В.5 §4. В.5 | ||||
4. | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении | 1 | 15.09 | -определение химической формулы вещества; -формулировку закона постоянства состава; - | -определять состав веществ по химической формуле; -принадлежность к простым и сложным веществам | Записывать химические формулы веществ | Индивидуальный и фронтальный опрос. Самостоятельная работа по теме: «Знаки химических элементов». | §5 В.7,8 | |||
Атомы химических элементов (8 часов) | |||||||||||
5. | Строение атомов. Изотопы. Лабораторная работа №3 | 1 | 16.09 | Знать строение атома | Уметь:- объяснять физический смысл атомного номера; -различать атомы и изотопы | Обращение с химическим оборудованием и посудой | Письменный отчет о проделанной работе. | §6,7 В.3 | |||
6. | Электроны. Строение электронных оболочек атомов. | 1 | 22.09 | Знать распределение электронов по энергетическим уровням | Уметь:-объяснять физический смысл атомного номера, номеров группы и периода; -составлять схемы строения атомов 1-20 эл. | Применять формулу при расчете электронов на каждом уровне 2п2 | Индивидуальный и фронтальный опрос | §8 В.1 | |||
7. | Изменение свойств химических элементов по группам и периодам | 1 | 23.09 | Знать закономерности изменения свойств элементов в пределах малых и больших периодов и главных подгрупп | Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых и больших периодов и главных подгрупп | Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с индивидуальными карточками | §9 В.1 | ||||
8. | Химическая связь. Виды химической связи. Ионная химическая связь. | 1 | 29.09 | Знатьпонятие «ионы», «химическая связь»; | Уметь определять тип химической реакции в соединении | Индивидуальный и фронтальный опрос. Тестирование по теме «Строение атомов. Электроны» | §10В.5 | ||||
9. | Ковалентная неполярная химическая связь. Лабораторная работа №4 | 1 | 30.09 | Знатьпонятие «ионы», «химическая связь»; | Уметь определять тип химической реакции в соединении | Письменный отчет о проделанной работе | §11 В.2 | ||||
10. | Электроотрицате льность. Ковалентная полярная химическая связь | 1 | 6.10 | Знатьпонятие «ионы», «химическая связь»; | Уметь определять тип химической реакции в соединении | Индивидуальный и фронтальный опрос | §11 В.4 | ||||
11. | Металлическая химическая связь. Обобщение и систематизация знаний Лабор.работа №5 | 1 | 7.10 | Знатьпонятие «ионы», «химическая связь»; | Уметь определять тип химической реакции в соединении | Письменный отчет о поделанной работе | §12 В.2 | ||||
12. | Контрольная работа «Атомы химических элементов» | 1 | 13.10 | ||||||||
Простые вещества(7 часов) | |||||||||||
13. | Простые вещества-металлы. Лабораторная работа №6 | 1 | 14.10 | Знать особенности строения атомов-металлов | Уметь: -характеризовать химические элементы на основе положения в Периодической системе и особенностей строения их атомов; -объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ | Письменный отчет о проделанной работе | §13 В.1 | ||||
14. | Простые вещества-неметаллы. | 1 | 20.10 | Знать особенности строения атомов-неметаллов | Уметь: -характеризовать химические элементы на основе положения в Периодической системе и особенностей строения их атомов; | письменный | §14 В.3 | ||||
15. | Количество вещества | 1 | 21.10 | Знать понятия «моль», «молярная масса» | Уметь вычислять количество вещества, массу по количеству | Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение задач на применение формул | §15 В.2 | ||||
16. | Молярный объем газообразных веществ | 1 | 27.10 | Знать понятие «молярный объем» | Уметь вычислять объем по количеству вещества и массе | Индивидуальные карточки с заданиями на тему: Количество вещества | §16 В.4 | ||||
17. | Контрольная работа по теме: «Простые вещества» | 1 | 28.10 | Знать изученные понятия | -Уметь производить вычисления; Уметь:- вычислять количество вещества, массу по количеству; - объем по количеству вещества и массе | Составляют конспект текста | Задание на индивидуальных карточках | ||||
18. | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро»», «молярная масса», «молярный объем газов» | 1 | 10.11 | Знать понятия «моль», «молярная масса», «молярный объем» | Уметь:- вычислять количество вещества, массу по количеству; - объем по количеству вещества и массе | Составляют конспект текста. Представляют информацию «Химическая связь» в виде таблиц, схем, опорного конспекта | Решить задачу | ||||
19. | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро»», «молярная масса», «молярный объем газов» | 1 | 11.11 | Знать понятия «моль», «молярная масса», «молярный объем» | Уметь:- вычислять количество вещества, массу по количеству; - объем по количеству вещества и массе | Состоит из заданий разного вида: -с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных;-на соответствие;- с написанием развернутого ответа;-с расчетными задачами | |||||
Соединения химических элементов(14 часов) | |||||||||||
20. | Степень окисления. Номенклатура бинарных соединений | 1 | 17.11 | Знать понятия «степень окисления», «бинарные соединения» | Уметь: -определять степень окисления элемента в соединении; -называть бинарные соединения | Индивидуальный и фронтальный опрос | §17 В.2 | ||||
21. | Бинарные соединения. Оксиды. Лабораторная работа №8 | 1 | 18.11 | Знать понятие «оксид» | Уметь:-называть оксиды;-определять состав вещества по их формулам, степень окисления | Письменный отчет о проделанной работе. Индивидуальный опрос | §18 В.1 | ||||
22. | Бинарные соединения. Гидриды, летучие водородные соединения. Лабораторная работа №9 | 1 | 24.11 | Знать понятие «гидрид» | Уметь:-называть гидриды; -определять состав вещества по их формулам, степень окисления | Письменный отчет о проделанной работе. Индивидуальный и фронтальный опрос | §18 В.4 | ||||
23. | Основания. Лабораторная работа №10 | 1 | 25.11 | Знать понятие «основание» | Уметь:-называть основания; -определять состав вещества по их формулам, степень окисления | Письменный отчет о проделанной работе. Индивидуальный опрос | §19 В.3 | ||||
24. | Основания | 1 | 1.12 | Знать понятие «основание» | Уметь:-называть основания; -определять состав вещества по их формулам, степень окисления | Индивидуальный и фронтальный опрос по карточкам | §19 | ||||
25. | Кислоты. Лабораторная работа №11 | 1 | 2.12 | Знать формулы кислот | Уметь:-называть кислоты; -определять степень окисления элемента в соединении | Распознавать опытным путем растворы кислот | Письменный отчет о проделанной работе. | §20 В.1 | |||
26. | Кислоты. Лабораторная работа №12 | 1 | 8.12 | Знать формулы кислот | Уметь:-называть кислоты; -определять степень окисления элемента в соединении | Распознавать опытным путем растворы кислот | Письменный отчет о проделанной работе. Индивидуальный опрос | §20 В.4 | |||
27. | Соли как производные кислот и оснований. Лабораторная работа № 13 | 1 | 9.12 | Знать названия солей | Уметь:-называть соли; -составлять формулы солей | Письменный отчет о проделанной работе. Фронтальный опрос | §21 В.3 | ||||
28. | Соли как производные кислот и оснований. | 1 | 15.12 | Знать названия солей | Уметь:-называть соли; -составлять формулы солей | Тестирование по теме: «Основные классы неорганических соединений» | §21 | ||||
29. | Обобщение знаний о классификации сложных веществ | 1 | 16.12 | Знать названия основных классов изученных соединений | Уметь:- называть соединения изученных классов; - составлять формулы веществ | Определять принадлежность вещества к определенному классу | Индивидуальный и фронтальный опрос | Задание на индивидуальных карточках | |||
30. | Аморфные и кристаллические вещества. Лабораторная работа №14 | 1 | 22.12 | Знать классификацию веществ | Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах | Использовать знания о веществах в быту | Письменный отчет о проделанной работе. | §22 В.2 | |||
31. | Чистые вещества и смеси | 1 | 23.12 | Знать способы разделения смесей | Уметь:-вычислять массовую долю вещества в растворе; -вычислять m,V,v исходного вещества, содержащего смеси | Использовать знания о веществах в быту | Письменный отчет о проделанной работе. Индивидуальный и фронтальный опрос | §23 В.1 | |||
32. | Контрольная работа по теме: «Соединения химических элементов» | 1 | 29.12 | Знать: - классификацию веществ;- способы разделения смесей | Уметь:-вычислять массовую долю вещества в растворе; -вычислять m,V,v исходного вещества, содержащего смеси | Использовать знания о веществах в быту | Индивидуальный и фронтальный опрос | §24 В.2 | |||
33. | Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Лабораторная работа № 15 | 1 | 12.01 | Знать: - классификацию веществ;- способы разделения смесей | Уметь:-вычислять массовую долю вещества в растворе; -вычислять m,V,v исходного вещества, содержащего смеси | Состоит из заданий разного вида | |||||
Изменения, происходящие с веществами (12 часов) | |||||||||||
34. | Физические явления. Разделение смесей | 1 | 13.01 | Знать понятие «физические явления» | Уметь различать физические явления от химических реакций | Различать физические явления в природе и быту | Фронтальный опрос | §25 В.3 | |||
35. | Химические явления. Условия и признаки протекания химических реакций | 1 | 19.01 | Знать понятие «химическая реакция», «классификация химических реакций» | Уметь классифицировать химические реакции по поглощению и выделению энергии | Применять в быту типы химических реакций | Индивидуальный и фронтальный опрос | §26 В.2 | |||
36. | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения | 1 | 20.01 | Знать закон сохранения массы веществ | Уметь составлять химические уравнения с соблюдением закона о сохранении массы вещества | Индивидуальный опрос. Работа с индивидуальными карточками | §27 В.2 | ||||
37. | Расчеты по химическим уравнениям | 1 | 26.01 | Знать понятие «Химическая реакция» | Уметь составлять уравнения химических реакций | Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение задач | §28 В.4 | ||||
38. | Расчеты по химическим уравнениям | 1 | 27.01 | Знать понятие «Химическая реакция» | Уметь составлять уравнения химических реакций | Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение задач | Задание на индивидуальных карточках | ||||
39. | Реакции разложения. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы | 1 | 2.02 | Знать понятие «реакция разложения» | Уметь составлять уравнения химических реакций | Индивидуальный опрос. Решение задач. | §29 В.1 | ||||
40. | Реакции соединения. Лабораторная работа №16 | 1 | 3.02 | Знать понятие «реакция соединения» | Уметь составлять уравнения химических реакций | Письменный отчет о проделанной работе. Решение задач | §30 В.1 | ||||
41. | Реакции замещения. Ряд активности металлов. Лабораторная работа №17 | 1 | 9.02 | Знать понятие «реакция соединения» | Уметь:- составлять уравнения химических реакций;-характеризовать химические свойства металлов. | Письменный отчет о проделанной работе. Индивидуальный опрос | §31 В.2 | ||||
42. | Реакции обмена | 1 | 10.02 | Знать понятие «реакция обмена» | Уметь:- составлять уравнения химических реакций;-определять тип химической реакции, возможность протекания реакций ионного обмена | Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение задач | §32 В.4 | ||||
43. | Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе | 1 | 16.02 | Знать понятие «гидролиз» | Уметь:- составлять уравнения химических реакций;-определять тип реакции;-характеризовать химические свойства воды | Индивидуальный и фронтальный опрос. | §33 В.1 | ||||
44. | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | 17.02 | Знать:- понятие «химическая реакция»;-типы химических реакций | Уметь:-определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;-составлять формулы веществ, уравнения химических реакций | Уметь:-определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;-составлять формулы веществ, | Индивидуальный и фронтальный опрос. Работа с карточками-заданиями | Задание на индивидуальных карточках | |||
45. | Контрольная работа по теме: «Изменения, происходящие с веществами» | 1 | 23.02 | Знать:- понятие «химическая реакция»;-типы химических реакций | Уметь:-определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;-составлять формулы веществ, уравнения химических реакций | Уметь:-определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;-составлять формулы веществ, уравнения химических реакций | Состоит из заданий разного вида:-с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных;-на соответствие;- с написанием развернутого ответа;-с расчетными задачами | ||||
Практикум №1 «Простейшие операции с веществом»(3 часа) | |||||||||||
46. | Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в кабинете. Приемы обращения с химическим обор. | 1 | 24.02 | Знать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете | Уметь обращаться с химическим оборудованием» | Применять знания при проведении химических реакций | Письменный отчет о проделанной работе | Оформить лаб.работу | |||
47. | Практическая работа №2 «Признаки химической реакции» | 1 | 2.03 | Знать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете | Уметь обращаться с химическим оборудованием» | Применять знания при проведении химических реакций | Письменный отчет о проделанной работе | Оформить лаб.работу | |||
48. | Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» | 1 | 3.03 | Знать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете | Уметь обращаться с химическим оборудованием» | Применять знания при проведении химических реакций | Письменный отчет о проделанной работе | Оформить лаб.работу | |||
Растворы. Свойства растворов электролитов(16 часов) | |||||||||||
49. | Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов | 1 | 9.03 | Знать классификацию веществ по растворимости | Уметь различать физические и химические признаки в процессе растворения | Индивидуальный и фронтальный опрос. Решение задач | §34 В.4 | ||||
50. | Электролитическая диссоциация | 1 | 10.03 | Знать понятие «электролитическая диссоциация», «ион» | Уметь раскладывать вещество на ионы | Индивидуальный опрос. Работа с индивидуальными карточками | §35 В.2 | ||||
51. | Положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения. Лабораторная работа №18 Лабораторная работа №19 | 1 | 16.03 | Знать:- понятие «электролитическая диссоциация», «ион»;-основные положения ЭД | Уметь:-составлять уравнения реакций;-определять возможность протекания реакций ионного обмена;-объяснять сущность реакций ионного обмена | Письменный отчет о проделанной работе | §36, 37В.5 | ||||
52. | Кислоты. Классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | 17.03 | Знать формулы кислот | Уметь:-называть кислоты;-характеризовать химические свойства кислот;-составлять уравнения химических реакций | Применять знания при распознавании растворов кислот опытным путем | Индивидуальный и фронтальный опрос. | §38 В.1 | |||
53. | Кислоты. Классификация и свойства в свете ТЭД. Лабораторная работа №20 Лабораторная работа №21 | 1 | 23.03 | Знать формулы кислот | Уметь:-называть кислоты;-характеризовать химические свойства кислот;-составлять уравнения химических реакций | Применять знания при распознавании растворов кислот опытным путем | Письменный отчет о проделанной работе. Фронтальный опрос. | §38 В.4 | |||
54. | Кислоты. Классификация и свойства в свете ТЭД. Лабораторная работа №22 Лабораторная работа №23 | 1 | 6.04 | Знать формулы кислот | Уметь:-называть кислоты;-характеризовать химические свойства кислот;-составлять уравнения химических реакций | Применять знания при распознавании растворов кислот опытным путем | Письменный отчет о проделанной работе. Индивидуальный опрос. | Задание на индивидуальных карточках | |||
55. | Основания: классификация и свойства в свете ТЭД. Лабораторная работа №24 Лабораторная работа №25 | 1 | 7.04 | Знать понятие «основание» | Уметь:-называть основания;-характеризовать химические свойства оснований;-составлять уравнения химических реакций | Применять знания при распознавании растворов щелочей опытным путем | Письменный отчет о проделанной работе. | §39 В.3 | |||
56. | Основания: классификация и свойства в свете ТЭД. Лабораторная работа №26 Лабораторная работа №27 | 1 | 13.04 | Знать понятие «основание» | Уметь:-называть основания;-характеризовать химические свойства оснований;-составлять уравнения химических реакций | Применять знания при распознавании растворов щелочей опытным путем | Письменный отчет о проделанной работе. Фронтальный опрос. | Задание на индивидуальных карточках | |||
57. | Основания: классификация и свойства в свете ТЭД | 1 | 14.04 | Знать понятие «основание» | Уметь:-называть основания;-характеризовать химические свойства оснований;-составлять уравнения химических реакций | Применять знания при распознавании растворов щелочей опытным путем | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Задание на индивидуальных карточках | |||
58. | Оксиды: классификация и свойства. Лабораторная работа №28 Лабораторная работа №29 | 1 | 20.04 | Знать понятие «оксид» | Уметь:-называть оксиды;-характеризовать химические свойства оксидов;-составлять уравнения химических реакций | Применять знания при распознавании оксидов опытным путем | Письменный отчет о проделанной работе. Фронтальный опрос. | §40 В.3 | |||
59. | Оксиды: классификация и свойства. Лабораторная работа №30 Лабораторная работа №31 | 1 | 21.04 | Знать понятие «оксид» | Уметь:-называть оксиды;-характеризовать химические свойства оксидов;-составлять уравнения химических реакций | Применять знания при распознавании оксидов опытным путем | Письменный отчет о проделанной работе. Фронтальный и индивидуальный опрос. | Задание на индивидуальных карточках | |||
60. | Соли: классификация и свойства в свете ТЭД. Лабораторная работа №32 Лабораторная работа №33 | 1 | 27.04 | Знать понятие «соль» | Уметь:-называть соли;-характеризовать химические свойства солей | Применять знания при распознавании солей опытным путем | Письменный отчет о проделанной работе. Фронтальный и индивидуальный опрос. | §41 В.2 | |||
61. | Соли: классификация и свойства в свете ТЭД. Лабораторная работа №34 Лабораторная работа №35 | 1 | 28.04 | Знать понятие «соль» | Уметь:-называть соли;-характеризовать химические свойства солей | Применять знания при распознавании солей опытным путем | Письменный отчет о проделанной работе. Индивидуальный опрос. | Задание на индивидуальных карточках | |||
62. | Генетическая связь между классами неорганических веществ | 1 | 4.05 | Знать понятия «кислота», «основание», «оксид», «соль» | Уметь:-называть соединения изученных классов;-составлять уравнения химических реакций | Фронтальный и индивидуальный опрос. Выполнение заданий по вариантам | §42 В.2 | ||||
63. | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | 1 | 5.05 | Знать понятия «кислота», «основание», «оксид», «соль» | Уметь:-называть соединения изученных классов;-составлять уравнения химических реакций | Самостоятельная работа по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | Задание на индивидуальных карточках | ||||
64. | Контрольная работа по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» | 1 | 11.05 | Знать понятия «кислота», «основание», «оксид», «соль» | Уметь:-называть соединения изученных классов;-составлять уравнения химических реакций | Состоит из заданий разного вида: -с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных;-на соответствие;- с написанием развернутого ответа;-с расчетными задачами | |||||
Практикум №2 «Свойства растворов электролитов» (4 часа) | |||||||||||
65. | Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции | 1 | 12.05 | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» | Уметь:-определять степень окисления элемента в соединении;-составлять уравнения химических реакций | Фронтальный и индивидуальный опрос. | §43 В.2 | ||||
66. | Свойства оксидов, оснований, кислот, солей в свете окислительно-восстановительных реакций | 1 | 18.05 | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» | Уметь:-определять степень окисления элемента в соединении;-составлять уравнения химических реакций | Фронтальный и индивидуальный опрос. Выполнение заданий по теме: « Типы химических реакций, ОВР» | Задание на индивидуальных карточках | ||||
67. | Обобщение и систематизация по теме: «Окислительно-восст. реакции» | 1 | 19.05 | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» | Уметь:- вычислять массу, объем и количество вещества по уравнениям реакций | Тестирование по теме:Окислительно-восст.реакции | |||||
68. | Итоговая контрольная работа | 1 | 25.05 | Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» «кислота», «основание», «оксид», «соль» | Уметь:-определять степень окисления элемента в соединении;-составлять уравнения химических реакций:- вычислять массу, объем и количество вещества по уравнениям реакций;-определять степень окисления элемента в соединении; | Фронтальный и индивидуальный опрос. Решение экспериментальных задач по теме: Свойства растворов электролитов | Задание на инди виду аль ных карточках | ||||
69. | Решение экспериментальных задач по теме: «Свойства растворов электролитов» | 1 | 26.05 | ||||||||
70. | Резерв | 1 | 29.05 |
Учебно-методическое обеспечение.
Класс | Учебники (автор, год издания, издательство) | Методические материалы | Материалы для контроля |
8 | О.С.Габриелян. Учебник «Химия» 8 класс | Габриелян, О.С.Программы основного общего образования по химии.8-11классы/ О.С.Габриелян, А.В.Купцова.-М.:Дрофа,2012. | Габриелян, О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях.8-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян Н.П.Воскобойникова.-М.:Дрофа,2012. |
8 | Габриелян,О.С. Химия.8 класс: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8 класс»/О.С.Габриелян,А.В.Купцов.-М.:Дрофа,2013. | Габриелян, О.С.Химия.8-9кл. Методика: метод.пособие/ О.С.Габриеляна, А.В.Яшукова.-М.Дрофа,2011. | Габриелян, О.С.Химия.8 класс: тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8 класс»/О.С.Габриелян,А.В.Купцов.-М.:Дрофа,2012 |
8 | Габриелян, О.С. Химия. Вода в нашей жизни: метод.пособие: дополнительные материалы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8 класс» и «Химия.9класс»/ О.С.Габриелян(и др.).М.:Дрофа, 2007. | Габриелян,О.С.Химия:8 класс контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8 класс»/О.С.Габриелян.-М.:Дрофа.2013. | |
8 | Габриелян, О.С. Химия. Настольная книга учителя:8 класс:метод. пособие/ О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойни кова, А.В.Яшукова.-М.:Дрофа,2007. | ||
8 | Примерные программы по учебным предметам. Химия:8-9 классы: проект.-м. Просвещение, 2011. | ||
8 | Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна/сост.В.Г.Денисова.-Волгоград:Учитель, 2013 |
Учебно-техническое обеспечение.
№ п/п | Средства | Перечень средств |
1 | Учебно-лабораторное оборудование и приборы | 1.натуральные объекты -коллекции минералов -коллекции горных пород -коллекции металлов и сплавов -коллекции минеральных удобрений -коллекции пластмасс -коллекции каучуков и волокон 2.химические реактивы -простые вещества-медь, бром,натрий,кальций,алюминий,магний,железо; -оксиды-меди.кальция,железа,магния; -кислоты-соляная,серная,азотная; -основания-гидроксид натрия,гидроксидкальция,гидроксид бария,25-%-ный водный раствор аммиака; -соли-хлориды натрия,меди,алюминия,железа; нитраты калия,натрия,серебра; сульфаты меди,железа,аммония; иодид калия,бромид натрия; -органические соединения-этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус 3.химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы -приборы для работы с газами-получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов; реакции между газами в электрическом разряде; реакции между газами при повышенном давлении; -аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами-перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твердыми веществами; 4.модели - атомов -молекул -кристаллов - заводских аппаратов -кристаллических решеток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода, иода, железа, меди, магния. |
2 | Технические и электронные средства для обучения и контроля знаний учащихся | -статичные- слайды; -динамичные-кинематограф, компьютер, смарт-доска, интерактивная доска |
3 | Цифровые образовательные ресурсы | -Габриелян,О.С.Химия.8 класс:электронное учебное издание к учебнику О.С.Габриеляна.-Режим доступа: http://www.drofa.ru/catnews/dl/main/chemistry -Программа по химии.-Режим доступа:http://www.drofa.ru/for-users/teaters/vertikal/programms -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.- Режимдоступа: http://school-collection.edu.ru -Электронные приложения к учебнику.-Режим доступаhttp://www.drofa.ru/catproduct865.htm |
Список использованной литературы.
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Учебник «Химия» 8 класс | О.С.Габриелян. | Дрофа, 2013 |
2 | Химия.8 класс: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С.Габриеляна | О.С.Габриелян, А.В.Купцов | Дрофа, 2013 |
3 | Программы основного общего образования по химии.8-11классы | О.С.Габриелян, А.В.Купцова | Дрофа, 2012 |
4 | Химия. Вода в нашей жизни: метод.пособие: дополнительные материалы к учебнику О.С.Габриеляна | О.С.Габриеляна | Дрофа, 2007 |
5 | Настольная книга учителя:8 класс: метод. пособие | О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойни кова, А.В.Яшукова | Дрофа, 2007 |
6 | Примерные программы по учебным предметам. | проект | Просвещение, 2011 |
7 | Химия в тестах, задачах, упражнениях.8-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений | О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойни кова | Дрофа, 2012 |
8 | Химия.8 класс: тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С.Габриеляна | О.С.Габриелян, А.В.Купцов | Дрофа, 2012 |
9 | Химия:8 класс контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна | О.С.Габриелян | Дрофа, 2013 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы)
Отметка «5»: ответ содержит 90–100% элементов знаний.
Отметка «4»: ответ содержит 70–89% элементов знаний.
Отметка «3»: ответ содержит 50–69% элементов знаний.
Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):
Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций, общие научные принципы производства неорганических и органических веществ и др.), а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком, использование химической номенклатуры – «тривиальной» или международной, умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций). В ответе возможная одна несущественная ошибка.
Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).
Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.
Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):
Отметка «5»
ответ полный (присутствуют все элементы знаний) и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка умений решать расчетные задачи:
Отметка «5»
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
Знать
- важнейшие химические понятия: вещество, тело, свойства вещества; сущность понятий чистые вещества и смеси, виды смесей, способы их разделения; физические и химические явления, химическая реакция; атом, молекула, химический элемент, относительная атомная масса; вещества молекулярного и немолекулярного строения; классификация веществ (на простые и сложные вещества); химическая формула, индекс; валентность и значение валентности некоторых химических элементов; химическое уравнение, реагенты, продукты реакции, коэффициент; классификация химических реакций;
- химическую символику: не менее 20 знаков химических элементов.
- основные законы химии: закон постоянства состава веществ; закон сохранения массы веществ; понимать их сущность и значение; основные положения атомно-молекулярного учения, понимать его значение;
- правила работы в школьной лаборатории, безопасного обращения с реактивами и оборудованием.
- особенности строения веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии, кристаллических и аморфных веществ.
Уметь
- описывать физические свойства веществ;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами;
- отличать химические реакции от физических явлений; определять строение вещества по его свойствам
- классифицировать вещества по составу (на простые и сложные).
- называть химические элементы; записывать знаки химических элементов; называть бинарные соединения;
- составлять химические формулы бинарных соединений по валентности элементов;
- определять качественный и количественный состав веществ по их формулам и принадлежность к определенному классу соединений (к простым или сложным веществам); определять валентность элемента в соединениях по формуле;
- определять реагенты и продукты реакции; расставлять коэффициенты в уравнениях реакций на основе закона сохранения массы веществ;
- определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения ;
Знать
- важнейшие химические понятия: физические и химические свойства кислорода и способы его получения; окисление, оксиды, катализатор, применение кислорода, состав воздуха,
Уметь
- характеризовать кислород как химический элемент и простое вещество; способы защиты атмосферного воздуха от загрязнения;
- составлять формулы неорганических соединений; уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислорода;
- называть оксиды;
- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к классу оксидов;
- получать, собирать и распознавать опытным путем кислород, соблюдая правила безопасного обращения с веществами.
В результате изучения темы «Водород» учащиеся должны
Знать :
- важнейшие химические понятия: кислота, индикатор; состав кислот;
Уметь
- характеризовать водород как химический элемент и простое вещество;
- записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода;
- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений по формулам веществ;
- составлять формулы кислот;
- называть соединения изученных классов (оксиды, кислоты, );
- распознавать опытным путем водород.
Знать
- важнейшие химические понятия: растворы, основания;
- классификацию растворов;
- иметь представление о взвесях и их видах, свойствах воды как растворителя, о растворимости твердых, жидких и газообразных веществ в воде;
- сущность понятия массовая доля растворенного вещества в растворе;
- нахождение воды в природе и способы ее очистки;
- физические и химические свойства воды;
- применение воды и растворов.
Уметь
- приводить примеры растворов, взвесей (суспензий, эмульсий);
- вычислять массовую долю вещества в растворе;
- характеризовать свойства воды;
- составлять уравнения химических реакций, характерных для воды;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Знать
- важнейшие химические понятия: моль, молярная масса, молярный объем, относительная плотность газов;
- основные законы химии: сущность закона Авогадро.
Уметь
- вычислять молярную массу по формуле соединения, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
- вычислять относительную плотность газов;
- использовать для расчетов объемные отношения газов при химических реакциях.
Знать
- важнейшие химические понятия: оксиды, основания, кислоты, соли, индикаторы, реакция соединения, реакция замещения, реакция разложения, реакция обмена, реакция нейтрализации;
- состав, классификацию, номенклатуру, способы получения, свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей).
- иметь представление о вытеснительном ряде металлов Н.Н.Бекетова.
Уметь
- называть оксиды, кислоты, основания, соли;
- определять принадлежность веществ к оксидам, кислотам, основаниям, солям;
- составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей;
- характеризовать химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, щелочей и нерастворимых оснований, солей; сущность реакции нейтрализации;
- приводить примеры амфотерных оксидов и гидроксидов, записывать уравнения реакций, характеризующих их свойства;
- записывать уравнения реакций, характеризующих способы получения и свойства основных классов неорганических соединений;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей;
- иметь представление о генетической связи веществ, генетическом ряде металла и неметалла;
- составлять генетический ряд металла и неметалла, записывать уравнения реакций, отражающих генетическую связь веществ;
- применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием.
Знать
- важнейшие химические понятия: химический элемент, изотопы;
- основные законы химии: формулировку периодического закона, данную Д.И.Менделеевым, современную формулировку периодического закона, его сущность и значение;
- построение периодической системы Д.И.Менделеева, понятие о периоде, группе, главной и побочной подгруппах; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- особенности строения атома, состав ядра, определение понятий: протоны, нейтроны, электроны, изотопы, химический элемент; особенности строения атомов металлов и неметаллов; физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента;
- виды электронных облаков (атомных орбиталей);
- план характеристики химического элемента по положению в ПСХЭ и строению атома;
- основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева, значение его научных открытий и достижений, как гениального ученого и гражданина.
Уметь
- характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений (кислот, оснований, амфотерных неорганических соединений), называть некоторые группы сходных элементов,
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; физический смысл номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева;
- характеризовать хим. элемент по положению в ПСХЭ; химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
- записывать электронные и электронно-графические формулы атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Знать
- важнейшие химические понятия: электроотрицательность химических элементов, химическая связь, ковалентная связь, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь, ионы, ионная связь, валентность, степень окисления,
- понимать механизм образования ковалентной неполярной, ковалентной полярной, ионной связи;
- особенности строения и свойств атомов металлов и неметаллов;
Контрольная работа №1 « Атомы химических элементов»
Ф.И._____________________________________________________________________
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1.Что изучает наука химия?
а) это наука о веществах
б) это наука о превращениях веществ
в) это наука о свойствах веществ
г) это наука о веществах, их свойствах и превращениях
2 .Что такое химический элемент?
а) атом определенного элемента б)разные атомы
в)вид атомов г)определенный вид атомов
3. Каков количественный и качественный состав молекулы серной кислоты Н2SO4?
а) 1 атом водорода, 1 атом серы, 4 атома кислорода
б)2 атома водорода, 1 атом углерода, 4 атома кислорода
в) 2 атома водорода, 1 атом серы, 4 атома кислорода
г) 2 атома кислорода, 1 атом серы, 4 атома водорода
4. Какова относительная молекулярная масса молекулы С2Н2О4?
а)130 б) 29 в)90 г) 49
5. Определите элемент, если в его атоме 40 электронов?
а) алюминий б) германий в) цирконий г) галлий
6. Сколько нейтронов в атоме изотопа хлора с массовым числом 37?
а) 20 б) 17 в) 36 г)53
7.Ионная связь возникает в результате:
а) образования общих электронных пар
б) обобществления электронов внешнего энергетического уровня многих атомов
в) взаимного притяжения разноименно заряженных ионов
г) различия в электроотрицательности атомов
8. Укажите пару химических элементов, между атомами которых может возникнуть ковалентная полярная связь?
а)водород и фосфор б)кислород и кислород
в)натрий и фтор г)азот и азот
9. Расположите в порядке уменьшения неметаллических свойств химические элементы: 1-сурьма, 2-фосфор, 3-хлор, 4-сера,5-мышьяк:
а) 3,4,2,5,1 б)3,4,5,1,2
в)5,1,2,4,3 г)3,4,2,1,5
10. На что указывает номер периода, к которому принадлежит химический элемент?
а)на число электронов на внешнем энергетическом уровне
б) на число энергетических уровней
в)на заряд ядра атома
г)на количество нейтронов в ядре атома
Часть В1. Установите соответствие:
Номер периода или группы | Общие признаки строения атомов данного периода или группы главной подгруппы |
1)7 группа, главная подгруппа 2)5-й период 3)5 группа, главная подгруппа 4)3-й период | А) на внешнем энергетическом уровне расположены пять электронов Б)электроны в атоме распределены по пяти энергетическим уровням В)электроны в атоме распределены по четырем энергетическим уровням Г)на внешнем энергетическом уровне семь электронов Д)электроны в атоме распределены по трем энергетическим уровням |
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
ЧастьС1. Дайте развернутый ответ на вопрос:
В чем состоит сходство и отличие в составе атомов химического элемента кислорода с массовыми числами 16, 17, 18? Обоснуйте ответ.
С2. Даны вещества: кальций, кислород и водород. Напишите возможные формулы соединений с ионной и ковалентной полярной связью, которые могут образовывать эти вещества
Контрольная работа №2 «Простые вещества»
Ф.И.______________________________________________________________________
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1. Чему равна масса 1,5 моль СО2?
а) 6,6 г. б) 42 г. в) 66 г. г) 64 г.
2. Какой объем занимает 2,5 моль О2?
а) 560 л. б)5,6 л. в) 56 л. г)22 л.
3. Какое количество вещества составляет 18*10 23молекул воды?
а)30 моль б) 3 моль в)0,3 моль г) 0,03 моль
4. Какое количество вещества составляет 15 г этана С2Н6?
а)0,05 г. б)0,5 моль в) 0,11 моль г) 0,58 моль
Часть В1. Установите соответствие.
Название величины | Условное обозначение величины |
1. молярный объем газа (н.у.) 2. количество вещества 3. постоянная Авогадро 4. объем газа | А) М Б) N В) V Г) N a Д) V m Е) v |
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть C. Рассчитайте количество вещества, содержащееся в
А) 1,8 г глюкозы
Б) кислороде объемом 112 л
В) в 9*10 23 молекул азота
Контрольная работа№3 «Соединения химических элементов»
Ф.И.______________________________________________________________________
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1. В каком ряду расположены формулы оксидов?
а) NH3, CuO,K2O б) CO2, Al2O3, H2O
в) CaO, N2O5, CrO3 г) CS2, P2O5, B2O5
2. Укажите формулу растворимого основания
а) Cu(OH)2 б) Al(OH)3 в) Ba(OH)2 г) Fe(OH)3
3. Укажите формулу кислородсодержащей кислоты:
а) HClO б)HCN в) H2S г)HBr
4. Укажите формулу сульфита натрия.
а) Na3S б) Na2SO4 в) Na2S4 г) Na2SO3
5. Что относится к однородным смесям?
а) речной ил б) кровь в) раствор поваренной соли г) молоко
6. В каком соединении степень окисления азота равна -3?
а) N2O3 б)NCl3 в) NH3 г) N2
7. Какое вещество имеет атомную кристаллическую решетку?
а) кислород б) алмаз в) хлорид калия г) оксид кремния
Часть В. Установите соответствие.
Класс соединения | Формула соединения |
1) основания 2) кислоты 3) соли 4) оксиды | А) SnCl2 Б) Cs В)CuO Г)Br2 Д) H2S Е) Al(OH)3 |
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть C. Вычислите объем кислорода, полученного из 250 л воздуха. Объем доля кислорода в воздухе составляет 21 %
Контрольная работа №4 «Изменения, происходящие с веществами»
Ф.И.______________________________________________________________________
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1. Что относится к химическим явлениям?
а) испарение воды б ) горение дров в) перегонка нефти г) плавление олова
2. Чем характеризуется эндотермическая реакция?
а) она сопровождается поглощением тепла б) теплового эффекта не наблюдается
в) она сопровождается выделением тепла г) таких реакций нет
3. Как называется реакция, в результате которой из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ?
а) реакция соединения б) реакция обмена
в) реакция замещения г) реакция разложения
4. Чему равна сумма коэффициентов в уравнении реакции Ca(OH)2+HNO3=Ca(NO)3+H2O
а) 4 б) 5 в) 6 г) 12
5. Какое вещество обозначено символом Х в схеме превращений S=X=SO3?
а) SO б)SO2 в)H2S г)Na2S
Часть В. Установите соответствие.
Тип химической реакции | Схема химической реакции |
1) реакция разложения 2) реакция обмена 3) реакция замещения 4) реакция соединения | А) MgCO3+HCl=CO2+H2O+MgCl2 Б)FeO+Al=Fe+Al2O3 В)N2O5+H2O=HNO3 Г)SnO+C=Sn+CO2 Д) H2SO4+NaOH=Na2SO4+H2O Е) NaHCO3=Na2CO3+H2O+CO2 |
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть C. Составьте уравнения реакций по схеме превращения.
С=СО=СО2=Н2СО3=К2СО3
Контрольная работа №5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
Ф.И.______________________________________________________________________
Часть А. При выполнении заданий этой части выберите один верный ответ из четырех предложенных.
1. В каком ряду расположены только электролиты?
а) эфир, поваренная соль, соляная кислота
б) глюкоза, спирт, бензин
в) азотная кислота, нитрат бария, гидроксид натрия
г) серная кислота, хлорид серебра, сульфат калия
2. Что такое электролитическая диссоциация?
а) растворение электролита в воде
б) взаимодействие веществ с водой
в) процесс распада электролита на ионы
г) процесс распада электролита на ионы при растворении в воде
3. Укажите формулу кислоты, соответствующую описанию: кислородсодержащая, двухосновная, растворимая, нестабильная, слабая.
а) H2SO4 б) H2CO3 в) H2SiO3 г) H2S
4. Какие вещества взаимодействуют с раствором серной кислоты?
а)SiO2, Zn, MgCO3 б)KOH, FeO, NaNO3
в) Fe, Cu(OH)2, KHS г) Cu(OH)2, BaCl2, CO
5.Что такое восстановитель?
а) атом, ионы или молекулы, принимающие электроны
б) молекула, принимающая электроны
в) атом, ионы или молекулы, отдающие электроны
г) ион, отдающий электроны
6. Как окислитель влияет на степень окисления?
А) повышает ее В) понижает ее
Б) не изменяет ее Г) сначала повышает, а затем понижает ее
Часть В. Установите соответствие.
Схема процесса | Название процесса; количество принятых или отданных электронов |
1) S -2=S+4 2) N2 0=2N-3 3) Zn 0=Zn+2 4) O2 0=2O-2 | А) восстановление; принято 6 электронов Б) окисление; отдано 6 электронов В) восстановление; принято 2 электрона Г) окисление; отдано 2 электрона Д) восстановление; принято 3 электрона Е)восстановление; принято 4 электрона |
Ответы внесите в таблицу, поставив напротив букв цифры:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть С. Определите ОВР, укажите окислитель и восстановитель. Обоснуйте ответ.
а) H2+Br2=2HBr б) CuO+2HNO3=Cu(NO)3+H2O
Итоговая контрольная работа
Ф.И.______________________________________________________________________
Часть А.
1. Расположите элементы:
А) S,Cl,P,Si –в порядке возрастания неметаллических свойств
Б) RbCsNaK – в порядке ослабления металлических свойств
2. Распределите соединения по классам; укажите названия; определите с.о. в предложенных соединениях
NaOH
P2O5
Fe2(SO4)3
HNO3
3. Дайте характеристику азотной кислоты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составьте уравнения реакций по схемам. Укажите типы химических реакций. Укажите названия исходных и конечных продуктов реакций.
А) Fe+Cl3=FeCl3
Б) K2O+H3PO4=K3PO4+H2O
5. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения. Первое превращение разберите как ОВР
Фосфор=оксид фосфора=фосфорная кислота=фосфат кальция
Часть В.Найдите объем (н.у.) и количество молекул в 88 г оксида азота
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора(подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего изменения |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета школы Горячева О.В.
№______ подпись____________
от__________2016 года дата _______________2016 г
Подпись руководителя МС________
ФИО___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 6 класс 2016-2017 учебный год
В рабочей программе имеется: пояснительная записка, содержание, тематическое планирование, контрорльные работы...
Рабочая программа 5 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight)
Рабочая программа 5 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight) разработана на основе примерно рабочей программы, рассчитана на 102 часа в год....
Рабочая программа 6 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight)
Рабочая программа 5 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight) разработана на основе примерно рабочей программы, рассчитана на 102 часа в год....
Рабочая программа 7 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight)
Рабочая программа 7 класс 2016-2017 гг (УМК Spotlight) разработана на основе примерно рабочей программы, рассчитана на 102 часа в год....
Рабочая программа_7 класс_2016-2017
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса по учебнику "Spotlight"...
Рабочая программа_8 класс_2016-2017
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса по учебнику "Spotlight"...
Рабочая программа 10 класс 2016-2017
Рабочая программа 10 класс базовый уровень ; учебник Л.Э Генденштейн, ...; 2 ч в неделю...