Курс "Народная словесность"
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Курс «Народной словесности»
Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор
«Жизненный круг»
Прочтение главы «Жизненный круг из книги В. Белова «Лад». Обращаем внимание на строки: «ритмичная жизнь была одной из самых удивительных…». «Последовательно нарастала мера ответственности перед сверстником». «Ритмичная жизнь, как и музыкальное звучание…». «Ритмичность сопровождала человека на всем жизненном пути…». Обращение к жизненному опыту учащихся. Естественность и простота, ответственность и взаимовыручка, ритмичность и постепенность всех этих жизненных состояний, составляющих круг от рождения к смерти. Мудрость народного быта заключена в осознании этой цельности человеческой жизни». Ритмичная жизнь, как и музыкальное звучание, не подразумевает однообразия». Наглядные пособия: портреты и произведения живописи или фотографии, на которых человек в разные периоды своей жизни (от младенчества до старости). Можно предложить принести учащимся фотографии родственников в разные периоды их жизни, попросить рассказать об этом. Картины для рассмотрения: А. Венецианов «Спящий пастушонок» (детство). «Жнецы» (юность), М. Шибанов «Сватовство». В Венецианов «Пелагея», «Девушка с теленком» (юность), «Гумно» (пора возмужания).
«Семья»
Чтение и комментарий главы «Семья в книге В. Белова «Лад». Обращаем внимание на мысли: «Семья скреплялась небольшим нравственным авторитетом» (мужчина, муж, отец, родитель). «Любовь и согласие в семье давали начало любви за пределами дома». «Строгость семейных отношений исходила от нравственных истоков». «Все руководство домашним хозяйством держала в руках большуха-женщина, жена, мать». «Семья крестьянина складывалась веками». Особый ритм жизни в каждой семье, особое место каждого в зависимости от возраста и пола. Рассмотреть семейные портреты, рассказы о семье. О каждом члене семьи (члены семьи, занятия, нравственные установки, обычаи). Чтение классиков русской литературы. «Детство, отрочество, юность» Л.Н. Толстого. «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова.
Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор
Веками складывалась семья, формировались семейно-бытовые обряды, со временем укрепившиеся в сознании народа как необходимый ритуал. В семейно-бытовых обрядах выразилась цельность мировоззрения народа. По ним мы узнаем: о рождении, вступлении в брак, смерти. Это самые устойчивые в жизни народа обряды. События в жизни человека, с которым связаны семейно-бытовые обряды, происходят только один раз. Отсюда пословицы: «Что не родится, то не умирает», «Один раз мать родила, один раз и умирать». При рождении человека совершаются и родильные обряды, а после смерти похоронные. Еще важный элемент человеческой жизни – свадьба. Со свадьбой связаны мысли человека о продолжении рода, непрерывности бытия, о создании семьи, о соединении с суженым или суженой. И это мысли о потере свободы, о переходе в новое качество (от девушки к женщине). Пословицы: «Сужена-ряжена не обойдешь, не объедешь, «От судьбы не уйдешь». Человек совершал этот шаг раз и навсегда. Проводы в армию. В 1699 году Петр 1 ввел всеобщую воинскую повинность (рекруты). Здесь нашло соединение обрядов о военной службе новых и старых. Чтение пословиц о рекрутах. Чтение главы «Городня» из романа А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Обряды сопровождались исполнением песен. Это величальные, корильные песни, причитания, плачи. Они необычно музыкальны. Они обогащают обряд эмоционально. Чтение песен, сопровождающих семейно-бытовые обряды.
Родильные обряды
Во-первых, православный обряд крещения заслонил собою народные ритуальные действия, совершаемые при рождении человека в древности. Во-вторых, вобрал в себя значимое в соответствии с представлениями православной церкви. Например, омовение младенца. Обряд омовения: «Ручки, растите, Толстейте, ядренейте! Ножки, ходите, Свое тело носите! Язык, говори, Свою голову корми!». Или: «Как с гуся вода, так с тебя хворь и боль!» День крещения – это день духовного рождения Человека, день его очищения и низведения на него благодатных даров святого духа. В этот день надевали на новорожденного крест, который он должен был носить всю жизнь. Ребенку давали имя в соответствии со святцами. Среди родильных обрядов есть обряд «бабина каша». Это обрядовая трапеза, во время которой отец новорожденного должен был попробовать соленую и горькую «бабину кашу» (обычно гречневую). Во время застолья одаривали мать новорожденного и бабку-повитуху. Самому младенцу со словами: «Будь богат, счастлив и тароват» - в колыбель клали зерно, соль, деньги, игрушки. Во время застолья пели песни. Их было немного.
Виноград ты мой, ягодка,
Наливной ты мой яблочек,
Удалой ты будешь молодец!
Уродился ты хорош, пригож,
Будешь счастливый, талантливый…
Каждое из действий имело смысл. Соленая каша – испытание для отца. Подарки матери – вознаграждение за муки и терпение. Зерно, соль, деньги, игрушки для новорожденного – символы будущего благополучия и счастливой жизни. Тому же служат песни, приговоры, исполняемые близкими и родственниками. Православный обряд завершался крестинным столом. Кормили и нищих. Царь в день крещения делал стол для патриарха, духовных властей и светских сановников, по окончании православие благословляли новорожденного, а светские дарили подарки. По городам и селам ездили жильцы с грамотами, возвещавшими о рождении ребенка. После принятия христианства появились крестный и крестная. Обязательный атрибут обряда – крест, медный, серебряный или золотой, новые рубашки и пояс, надеваемый после свершения обряда.
Свадебные обряды и поэзия
Свадьбы игрались народом после завершения земледельческих работ. Но знакомство суженых происходило на весенних посиделках, в хороводах, игрищах. Не случайно купальскую ночь называли ночью любви. В свадебном обряде выделяем элементы: сватовство, смотрины, сговор, рукобитье, богомолье, девичник-мальчишник, расплетение косы, утро свадебного дня, сборы свадебного поезда во дворе жениха, стол в доме невесты, молодые в доме жениха, большой или княжий стол, послесвадебные обряды. Много было песен, исполняемых в разные моменты свадьбы. До принятия христианства свадебные обряды были единственной формой юридического подтверждения брака. После принятия христианства венчались в церкви. Свадебная игра длилась от нескольких дней до недели. Начиналась со сватовства. Игра обставлялась торжественно. Заранее договаривались о дне сватовства. Сваты с полотенцами через плечо, хлебом и солью – символами, подтверждающими добрые намерения, направлялись на глазах у всей деревни в дом невесты. Войдя в дом, крестились и начинали словесную игру с традиционными метафорами. Выход невесты к сватам – обязательный элемент сватовства. Следующим моментом игры являлись смотрины, сговор. После этого родственники жениха и невесты начинали посещать друг друга: смотрели хозяйство, приданое, советовались о свадьбе, выбирали дружку, руководителя свадьбы. Невеста в эти дни готовила приданое. По вечерам невеста с подругами рукодельничала, пела песни. В последний день собирали девичник. Одним из обязательных компонентов свадебной игры была баня. Невесту вели в баню, мыли и расплетали косу. Баня устраивалась и для жениха. Сама свадьба имела несколько моментов: утро свадебного дня и сборы свадебного поезда во дворе жениха, одевание жениха и невесты. Благословление родителей. Подготовка свадебного поезда во главе с распорядителем свадьбы. Украшение поезда лентами и цветами. Приезд жениха, стол в доме невесты. Отправляясь в церковь молодые целовались с родителями. Целовали икону. Хлеб. Крестных. Родители и крестные крестили молодым голову, а жених и невеста кланялись в землю три раза. Приезд в дом жениха. Большой стол. Жениха и невесту встречали родители жениха хлебом с солью. Благословляли на счастливую жизнь. Начиналось застолье. Можно читать главу «Свадьба» из книги В. Белова.
Сочинение «Свадьба – это одно из главных событий человеческой жизни» или «Образность русских свадебных песен»
Похоронные обряды и поэзия
Русская пословица гласит: «Земной быт – не всему конец. Смерть – душе простор». В сознании человечества держалось представление о двух мирах, земном и потустороннем. Они взаимосвязаны. Умершие предки могущественны. Они влияют на судьбу своих родственников, даже на судьбу своего народа. Можно обратиться к материалу сказок. Подобрать сказки и анализировать с точки зрения связи земного и потустороннего мира, предков и потомков. («Иванушка-дурачок», «Василиса Прекрасная, «Крошечка-хаврошечка». Вера в возможные превращения. Перевоплощения в птиц, деревья умерших людей. Этот мотив отразился в сказках. С ним связан мотив круговорота жизнь – смерть – жизнь. Вера в то, что умерший предок может вернуться на землю. В сказках это живая и мертвая вода, молодильные яблоки. Книга А.Н. Афанасьева «Древо жизни». В мировом древе покоятся все миры. Оно поддерживает свод, корни в подземном мире. Ствол между небом и землей, ветви уходят в космический мир. Это и древо познания, бессмертия, место пребывания богов и душ умерших. Древние обычаи – это оплакивание умерших и поминовение усопших. При оплакивании звучат плачи и причитания. Причитания – это традиционные элегические импровизации крестьянских женщин. Каждая из них умела причитать и училась этому с детства. Причитания: плач-вопрошение (почему?, плач-оповещение, плач при вносе гроба, при выносе, плач по дороге на кладбище, при опускании гроба в могилу, при возвращении. Женщина пыталась найти выход горю в причести. Причитания и плачи имеют особый ритм, тональность. Глава «Похороны» из книги В. Белова «Лад». Избранные страницы поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». «Плач Ярославны» («Слово о полку Игореве»).
Рекрутские обряды и поэзия
- Дать историческую справку о рекрутской службе в России после петровского времени, рассказать о военных поселениях, о правилах отбора в рекруты, о сроке службы рекрутов, о судьбе украинского поэта Т. Шевченко, о борьбе передовых людей России за сокращение службы.
- Прочитать и анализировать плач по рекруту. «Песни солдат и о солдатах. Рекрутские причитания». Русские народные песни.
Сочинение. Жизненный круг русского человека по семейно-бытовым обрядам».
Свадебные обряды и поэзия
Как вечор, моя матушка,
Прилетела кукушечка,
И садилась кукушечка
На кутнее окошечко.
Говорила кукушечка
Человеческим голосом:
«Уж ты плачь, красна девица,
Уливайся, дочь отецкая!
На чужой-то сторонушке
Три поля горя насеяны,
Печальей-то огорожены,
Горючими слезами исполиваны.
Течет реченька слезяная,
По ей жилочка кровяная».
А сегодня вот, матушка,
Прилетал млад сокол
На переднее окошечко;
Говорил млад сокол
Человеческим голосом:
«Ты не плачь, красна девица,
Веселись, дочь отецкая!
Еа чужой дальней стороне
Три поля пшена насеяны,
Весельем да обгорожены,
Радостью да исполиваны.
Течет реченька медовая,
По ей жилочка золотая».
Вот приехал сват просватался,
Похвалил он свою сторону:
Что на горы село построено,
Виноградом обнесенное,
Просом полюшко усеяно!
Не ждала, молода, не ведала,
Пожила и все уведала:
Что под горой село построено,
Частоколом огорожено,
Поле горюшком усеяно!
Величальная невесте
Наша княгиня-душа Агафья Ивановна!
У нашей княгини-души Агафьи Ивановны
Сережки яхонтовы – лицо разгорелося,
Монисты золоты – шею обломили,
У нашей княгини-души Агафьи Ивановны
Тело бумажное, кости лебединые,
Со бровей соболь бежит, со очей сокол летит,
Повздыханье – белкино, поговорка – кункина,
Повздохнет – в сто рублев,
Поговорит – в тысячу.
Похоронные обряды и песни
Уж родимой ты мой батюшко,
Уж при тебе-то улицы широки,
Уж теремы да высоки,
Уж окошка да светлы.
Уж без тебя-то, родитель-батюшко,
Улицы-то будут узки,
Терема-то будут низки,
Окошечка-то будут темны.
Уж родимый ты мой батюшко,
Оставил ты детей малых,
Малых да недорослых,
Уж не дорастил ты нас до большого возраста,
До полного ума-разума.
Рекрутские песни
Вдоль по Питерской широкой по дорожке
Тут и шли-пошли солдаты молодые,
А за ними идут матушки родные.
«Сколь вам, матушки, и гнаться – расставаться!
Всю Россеюшку за нами не испройдешь,
Сыру землю всю слезами не намочишь!»
Уж ты воля, моя воля,
Ты не знаешь мово горя.
Мое горе великое,
С горя ноженьки не ходят,
Со слез глазушки не смотрят,
С плеч головушка валится.
Летел голудь, летел сизый.
«Расскажи ты, где мой милый?» -
«Твой милый во неволе,
Во рекрутском наборе,
Он там днюет и ночует:
Поздно ляжет, рано встанет.
Ноженьки у него в кровь стерлись,
Спинушка его сплошь в ранах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.
Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 201...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Словесные информационные модели. Словесные описания. Создаем словесные модели
Первый урок по теме "Знаковые модели". УМК Л.Л.Босовой - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.ph...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"
Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...